Конспект урока по теме "Синус и косинус суммы и разности двух углов"
план-конспект урока по алгебре (10 класс) по теме
Первый урок по этой теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_sinus_i_kosinus_summy_i_raznosti_dvuh_uglov.docx | 49.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: « Косинус и синус суммы и разности двух углов».
Цели урока:
- Разработать и закрепить вывод формул для косинуса и синуса суммы и разности двух углов;
- Способствовать формированию умений в применении нового и ранее изученного материала, при выполнении различных преобразований тригонометрических выражений;
- Воспитание навыков самоконтроля и взаимоконтроля.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, доска, мел.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент – 1 мин.
2. Актуализация знаний – 10 мин.
1. Устная работа – 5 мин. (Слайды 2,3)
1).Упростить:
а)cos (3π/2 + α) = ; б) tg(3600 – α) = ;
в) sin (π – α) = ; г) sin( π/2 + α) = ;
д) tg ( 2π + α) = ; е) cos ( π/2 – α) = ;
ж) ctg ( π/2 + α ) = ; з) tg ( π + α) = .
2). Вычислите:
а) cos 30o = б) – 2 tg2 450 =
в) а sin 1800 = г) 2sin 300 =
д) sin 1350 = е) sin 750 =
ж) sin 150 = з) cos 1050 = .
Чтобы вычислить sin 750, надо применить формулу синус суммы, а sin 150 формулу синус разности. Эти формулы также применяются в физике.
Задача №1 ( слайд № 4)
- 2 -
На практике часто приходиться двухфазный или трехфазный ток направлять в один проводник. При этом возникает, как показал опыт, "суммарный" переменный ток, мгновенная сила которого равна сумме мгновенных сил слагаемых токов. Точную
величину амплитуды "суммарного" тока, его частоту и фазу смещения не найти, не рассмотрев предварительно свойств тригонометрических функций, связанных со
сложением аргументов.
При частоте гармонического тока ν = 50 Гц его круговая частота равна 2 ν, т.е. 314 1/с. Если данный процесс происходит в единой ветви, то результирующий ток, например в фазе , будет складываться из токов: i1, i2, i3.
Задача №2 ( слайд № 5)
При переходе светового луча из одной среды в другую происходит его преломление (рис.5), т.е. отклонение от первоначального направления, причем коэффициент преломления равен отношению sin α1' sin α2 , где α1 – угол падения луча на границу сред, α2 – угол отклонения. При конструировании оптических приборов приходится решать задачи подобные следующей: как надо направить луч на границу двух сред, чтобы угол падения луча превышал угол преломления на данную величину?
Если коэффициент преломления равен n, а угол падения больше угла преломления на αо, то отыскание искомого угла падения х сводится к решению уравнения sinx/sin(x – α) = n , которые нельзя решить без знания теорем сложения.
Тема нашего урока «Косинус и синус суммы и разности двух углов».
3. Изучение нового материала – 13 мин.
1. Для начала повторим, как найти площадь треугольника, если известны две стороны и угол между ними. ( Слайд 6)
Рассмотрим ∆АВС (Cлайд 6), ∟А = α;|AC| = b; |AB | = c, тогда S∆ABC = 1/2bc sinα
2. Рассмотрим произвольный ∆АВС ( слайд 7, 8)
Проведем высоту AD; обозначим ∟BAD = α, ∟DАC = β; |AB| = c, |AC| = b
S∆ADB = 1/2 ch sinα
S∆ADC = 1/2 bh sinβ
S∆ABC = S∆ADC + S∆ADB, где S∆ABC = 1/2 bс sin (α + β)
получим: 1/2 bс sin (α + β) = 1/2 сh sinα + 1/2 bh sinβ, или bc sin(α + β) = ch sinα + bh sinβ
разделим обе части равенства на bc:
- 3 -
sin (α + β) = h/b sinα + h/c sin β, т.к. h/b = cosβ, h/c = cosα из прямоугольных треугольников; то
sin(α + β) = sinα · cosβ + cosα · sinβ
3. Выведите формулу синуса разности, косинуса суммы и косинуса разности самостоятельно, используя формулы приведения. Класс разбивается на три группы. Каждая группа получает своё задание.
а) Заменив β на – β получим: sin(α – β) = sin (α +(-ß)) = sinα ∙ cos(-ß) + cosα ∙ sin(-ß)
sin (α – ß) = sinα · cosβ – cosα · sinβ
б) Формула косинуса суммы аргументов может быть выведена из полученной:
cos (α + β)= sin (90o – (α + β)) = sin ((90o – α) – β) = sin (90o – α) sinβ – cos (90o – α) sinβ = cosα ·cosβ – sinα · sinβ
cos(α + ß) = cosα ∙ cosß – sinα ∙ sinß
в) cos (α – ß) = cos(α + (-ß)) = cosα ∙ cos(-ß) – sinα ∙ sin(-ß) = cosα ∙ cosß + sinα ∙ sinß
cos (α – ß) = cosα ∙ cosß + sinα ∙ sinß
Слайд №9.
В учебнике стр.261 – 269 найдите, как формулируются доказанные теоремы. Зачитайте.
4.Формирование знаний – 20 мин.
1.Вычислите ( один ученик у доски, другие в тетрадях):
а) sin 75o = sin (45o + 30o) = sin 45o · cos30o + cos 45o · sin 30o =
б) sin 150 = sin(450 – 300) = sin450 ∙ cos300 – cos450 ∙ sin 300
в) cos1050 = cos( 600 + 450) =
б) Доказать, что:
sin ( + х) = – sinx
cos ( + х) = – cosx
Самостоятельно, с последующей проверкой по слайду 10.
- 4 -
Решение:
sin ( + х) = sin · cosx + cos · sinx = 0 · cosx + (– 1) · sinx = – sinx
cos ( + х) = cos · cosx + sin · sinx = (– 1) · cosx – 0 · sinx = – cosx
в) Вычислите: sin (x + y), если известно, что
sin x = 3/5, 0 < x < /2 ; cos y = – 3/5, < y < 3 /2
На доске решает один ученик, остальные в тетрадях.
Решение:
Oтвет: –1
2. Самостоятельная работа по вариантам – 10 мин. (слайд 11)
1 вариант
- Вычислить: sin (α + β), если sinα =3/5; П/2 < α < П, cosβ = - 5/13; П < β < 3П/2
- Вычислите: sin 20ocos 40o + cos 20o sin 40o
- Вычислите синус углов: 165о; 105о.
- Упростите выражение:sin20o+ 2sin 40o – sin 100o
2 вариант
- Вычислить: sin (α – β), если cosα = - 4/5; П < α < 3П/2, sinβ = -24/25; 3П/2<β< 2П
- Вычислите: cos 47o cos 17o + sin 47o sin 17o
- Вычислите косинусы углов: 75о; 15о .
- Упростите выражение:sin20o+ 2sin 40o – sin 100o .
Консультация для 4 задания: представьте углы 20o , 40o и 100o соответственно в виде (30о – 10о); (30о + 10о) и (90о + 10о)
Самостоятельную работу учащиеся проверяют друг у друга по готовым ответам и выставляют оценки.
- 5 -
Ответы. (Слайд 12)
1 вариант 2 вариант
1. . 1. .
2.. 2..
3. а) 3.а) ;
б) . б)
5.Итог урока – 1 мин.
1) Домашнее задание. (Слайд 13)
П.9.1, 9.3; № 9.3; 9.8; 9.26(абв); 9.28(вг).
2)Подведение итогов урока .
– Какую тему изучили на уроке?
– Результаты самостоятельной работы (решение и ответы заранее подготовлены).
– Комментирование и выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по алгебре "Косинус суммы и разности двух аргументов"
Данная разработка поможет учителю при подготовке к уроку, его можно использовать при итоговом повторении в конце 11 класса....
Урок в 10 классе по теме "Синус и косинус суммы и разности двух углов"
Презентация к уроку . Устная работа 2 - 5 слайды, использование этих формул в физике (слайд 6,7), выведение синуса суммы ( слайды 9 - 12) и самостоятельная работа ( слайды 14,15)....
Урок- исследование "Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений"
Урок- исследование " Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений"...
Презентация к уроку алгебры и начала анализа 10 класс "Формулы косинуса суммы и разности двух аргументов"
Презентация к уроку алгебры и начала анализа 10 класс "Формулы косинуса суммы и разности двух аргументов"...
Формулы для дополнительных углов, Синус суммы и синус разности двух углов. конспекты уроков
Формулы для дополнительных углов, Синус суммы и синус разности двух углов. конспекты уроков...
Формулы синуса суммы и разности двух углов
В презентации размещен материал полезный как для учителя так и для учеников по данной теме...
Синус и косинус суммы и разности двух углов 10 класс
Синус и косинус суммы и разности двух углов 10 класс...