Формулы для дополнительных углов, Синус суммы и синус разности двух углов. конспекты уроков
план-конспект урока по алгебре (10 класс) на тему
Формулы для дополнительных углов, Синус суммы и синус разности двух углов. конспекты уроков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
algebra_10_kl.docx | 246.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Алгебра и начала матем.анализа, 10 класс
Урок № 86 (18.02.2016)
Тема урока: Формулы для дополнительных углов
Цели урока: сформировать понимание о дополнительных углах, вывести формулы для дополнительных углов, научить применять данные формулы при решении упражнений, развивать логическое мышление, умение анализировать, действовать согласно алгоритма, развивать память, математическую грамотную речь, воспитывать интерес к предмету.
Тип урока: комбинированный
Ход урока:
I.Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
III. Актуализация опорных знаний и умений.
IV. Изучение нового материала.
В пункте 9.2 доказаны две формулы:
cos ( π /2 −α )=sin α и sin ( π /2 −α )=cos α ,
которые очень часто используются в дальнейшем. Вывести совместно с учащимися данные формулы.
V. Решение упражнений. Формирование навыков.
Вывести формулы (у доски два человека № 9.19),
9.20, 9.21 (решение с комментариями)
9.22. Упростите выражение: а) sin ( 90°−13° ) ;
б) sin ( −90°+24° ) .
Решение. а) sin ( 90°−13° )=cos 13° ;
б) sin ( −90°+24° )=−sin ( 90°−24° )=−cos 24° .
9.23. Выразите число через синус или косинус положительного угла, не превышающего 45° : е) sin 1859° ; ж) cos 444° .
Решение. е) sin 1859°=sin ( 5⋅360°+59° )=sin 59°= sin ( 90°−31° )=cos 31° ;
ж) cos 444°=cos ( 360°+84° )=cos 84°= cos ( 90°−6° )=sin 6° .
9.24. Выразите число через синус или косинус положительного угла, не превышающего π 4 :
e) cos 14π /5 ; ж) sin 24π /7 .
Решение. е) cos 14π /5 =cos ( 2π+ 4π/ 5 )=cos 4π/ 5 =sin ( π /2 − 4π/ 5 )= sin ( − 3π/ 10 )=
= −sin 3π/ 10 =−sin ( π/ 2 − π /5 )=−cos π/ 5 .
ж) sin 24π/7 =sin (4π− 4π /7 )=sin (− 4π /7 )=−sin 4π/ 7 =−cos (π/ 2 − 4π/ 7 )=−cos (− π/ 14 )=−cos π /14
VI. Закрепление изученного материала. Самостоятельная работа.
VII. Итоги урока.
Что нового узнали? Чему научились? Какие упражнения вызвали у вас наибольшие затруднения?
Какие вопросы у вас остались невыясненными? Оценки за урок.
VIII. Домашнее задание: п .9.2 № 9.20 (г,е), 9.21 (г,д), 9.22 (д)
Алгебра и начала матем.анализа, 10 класс
Урок № 87 (19.02.2016)
Тема урока: Синус суммы и синус разности двух углов.
Цели урока: Организовать повторение формул тригонометрии, создать условия для совершенствования навыков их применения при различных тригонометрических преобразованиях, вывести формулы для синуса разности и синуса суммы двух углов, научить применять данные формулы при решении упражнений, развивать логическое мышление, умение анализировать, действовать согласно алгоритма, развивать память, математическую грамотную речь, воспитывать интерес к предмету.
Тип урока: комбинированный
Ход урока:
I.Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
III. Актуализация опорных знаний и умений.
Проверка домашнего задания: п.9.2 № 9.20 (г,е), 9.21 (г,д), 9.22 (д)
- Что называется синусом угла ?
- Что называется косинусом угла ?
- Что называется тангенсом угла ?
- В каких единицах измеряется угол?
- это? (); это? (); это? (); это? (); это? (); э); это? ().
- Итак, .
- Какие знаки имеют синус, косинус, тангенс, котангенс?
- Формулы .
- Какая точка получается при повороте точки (1;0) на углы и + 2 радиан?
Значит справедливы формулы (одна и та же):
- Основное тригонометрическое тождество.
- Как определяется знак перед корнем (знак выражения, стоящего в левой части формулы)?
- Формулы приведения (правило).
Найди ошибку
IV. Изучение нового материала.
В учебнике на стр. 263 доказаны формулы синуса суммы и синуса разности двух углов:
sin ( α−β )=sin α cos β−cos α sin β ,
sin ( α+β )=sin α cos β+cos α sin β .
Обратим внимание на то, что в учебнике уже доказаны формулы для sin ( π+α ) , cos ( π+α ) (п. 7.4), cos ( π 2 −α ) и sin ( π 2 −α ) (п. 9.2).
Только с доказательством формул для cos ( α±β ) и sin ( α±β ) появилась возможность доказать формулы для cos ( πk 2 ±α ) и sin ( πk 2 ±α ) для любого целого k.
Так как значения синуса и косинуса не изменяются от прибавления (вычитания) 2π к аргументу, то синус (косинус) любого из указанных выше аргументов нетрудно свести к синусу (косинусу) аргументов π /2 −α , π /2 +α , π−α , π+α , 3π /2 −α , 3π /2 +α , которые можно привести к аргументу α , применяя формулы синуса (косинуса) суммы (разности) двух углов.
Выпишем все 12 формул для указанных выше шести аргументов:
sin ( π /2 −α )=cos α, sin ( π /2 +α )=cos α, sin ( π−α )=sin α, cos ( π/ 2 −α )=sin α, cos ( π/ 2 +α )=−sin α, cos ( π−α )=−cos α, sin ( 3π/ 2 −α )=−cos α, sin ( 3π/ 2 +α )=−cos α, sin ( π+α )=−sin α, cos ( 3π /2 −α )=−sin α, cos ( 3π/ 2 +α )=sin α, cos ( π+α )=−cos α.
Все эти формулы можно воспроизводить с помощью следующего мнемонического правила:
1) Если первое слагаемое аргумента есть π 2 или 3π /2 , то в правой части формулы надо заменить синус на косинус (косинус на синус). Если первое слагаемое аргумента π , то менять синус (косинус) не надо.
2) В правой части формулы надо поставить знак «–», только если для острого угла α значение синуса (косинуса) в левой части формулы отрицательно.
Эти формулы называют часто формулами приведения (аргумента к более простому виду). Но специального пункта «Формулы приведения» в учебнике нет. Однако стоит уделить внимание известному мнемоническому правилу, позволяющему правильно воспроизводить любую из формул приведения. Это правило отвечает на два вопроса: 1) менять или не менять наименование функции (синус на косинус, косинус на синус); 2) ставить или нет в правой части формулы знак «–»?
Формулы приведения доказаны для любого угла α , достаточно определить знак левой части формулы для острого угла α и поставить его перед sin α или cos α в правой части формулы. Например, sin ( 3π /2 −α )=−cos α ; cos ( 3π /2 +α )=sin α .
V. Решение упражнений. Формирование навыков.
9.30. Упростите выражение:
а) √3/ 2 sin α− 1/ 2 cos α ; б) √2 /2 ( cos α−sin α ) .
При решении этого задания формулы (1) и (2) применяются для формирования умения преобразовывать тригонометрические выражения с помощью вспомогательного угла. Тот же прием используется при решении задания 9.33.
Решение.
а) √3 /2 sin α− 1 /2 cos α=cos π /6 sin α−sin π /6 cos α=sin ( α− π/ 6 ) ;
б) √2/ 2 ( cos α−sin α )=cos π /4 cos α−sin π/ 4 sin α=cos ( π 4 +α ) .
9.33. б) Найдите наибольшее и наименьшее значения выражения 5cos α+12sin α .
Решение. Так как 5 /2 + 12 /2 =13 , то 5cos α+12sin α=13( 5 /13 cos α+ 12 /13 sin α )=A .
Так как ( 5/ 13 ) ^2 + ( 12/ 13 ) ^2 =1 , то найдется угол β , такой, что sin β= 5 /13 , а cos β= 12 /13 . Тогда A=13(sin β cos α+ sin α cos β)=13sin ( β+α ) .
Так как наибольшее и наименьшее значения выражения sin ( β+α ) равны 1 и –1 соответственно, то наибольшее и наименьшее значения выражения А равны 13 и –13 соответственно.
VI. Закрепление изученного материала. Самостоятельная работа.
VII. Итоги урока.
Что нового узнали? Чему научились? Какие упражнения вызвали у вас наибольшие затруднения?
Какие вопросы у вас остались невыясненными? Оценки за урок.
VIII. Домашнее задание: п .9.3 №
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 10 классе по теме "Синус и косинус суммы и разности двух углов"
Презентация к уроку . Устная работа 2 - 5 слайды, использование этих формул в физике (слайд 6,7), выведение синуса суммы ( слайды 9 - 12) и самостоятельная работа ( слайды 14,15)....
Урок на тему: Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений.
Урок -объяснение на тему: Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений. 7 класс....
Урок алгебры по теме "Формулы квадрата суммы и квадрата разности двух выражений"
Первый урок в данной теме. На уроке использован тест, созданный учителем в программе MyTestX. Урок длится 30 минут....
Методическая разработка урока алгебры в 7 классе. Формулы квадрата суммы и квадрата разности двух выражений.
Вывод формул квадрата суммы и квадрата разности двух выражений. Применение этих формул при решении заданий....
Синус и косинус суммы и разности двух углов 10 класс
Синус и косинус суммы и разности двух углов 10 класс...
Методическая разработка урока : "Формулы квадрата суммы и квадрата разности двух выражений."
методическая разработка урока...