Решение тригонометрических уравнений. 11 класс.
план-конспект урока по алгебре (11 класс) на тему
Разработка открытого урока по теме "Решение тригонометрических уравнений" в 11 классе вечерней школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.doc | 138 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа
Абадзехский УКП
Открытый урок
в 10 классе
«Решение тригонометрических уравнений»
Учитель математики __________З. Г. Зейтунян
ст. Абадзехская
2012-2013
Модульная педагогическая технология конструируется на основе ряда целей. Важнейшими из них являются:
- создание комфортного темпа работы каждого обучающегося;
-определение каждым обучающимся своих возможностей в обучении;
-гибкое построение содержания учебного материала;
-интеграция различных видов и форм обучения.
Самым главным отличием технологии является применение принципа планирования совместной деятельности учителя и обучающегося от начала до конечной учебной цели. Опыт использования такой технологии позволяет сделать вывод, что при обучении создаётся ситуация успеха для обучающихся, которая способствует преодолению страха перед их ответом у доски.
Использование таких занятий помогает осуществлять индивидуальный подход к обучающимся, включать каждого в осознанную учебную деятельность, мотивировать её, успешно решать учебные и коррекционно-развивающие задачи. Эта технология предполагает, необходимое условие формирования навыков самообучения и самоорганизации, что обеспечивает постепенный переход от пассивно-воспринимающей позиции к позиции сотрудничества ученик и учитель. Использование этой технологии способствует достижению основной цели обучения
- саморазвитию обучающихся, поэтому её можно применять как в классах повышенного уровня подготовки, так и в классах КРО.
« УЧИТЬСЯ МОЖНО ТОЛЬКО ВЕСЕЛО… ЧТОБЫ ПЕРЕВАРИВАТЬ ЗНАНИЯ, НАДО ПОГЛОЩАТЬ ИХ С АППЕТИТОМ»
АНАТОЛЬ ФРАНС
ЦЕЛИ УРОКА:
- ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ – ОБЕСПЕЧИТЬ ПОВТОРЕНИЕ, ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЮ МАТЕРИАЛА ТЕМЫ; СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ КОНТРОЛЯ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ;
- РАЗВИВАЮЩИЕ – СПОСОБСТВОВАТЬ ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ ПРИМЕНЯТЬ ПРИЁМЫ: СРАВНЕНИЯ, ОБОБЩЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ ГЛАВНОГО, ПЕРЕНОСА ЗНАНИЙ В НОВУЮ СИТУАЦИЮ, РАЗВИТИЮ МАТЕМАТИЧЕСКОГО КРУГОЗОРА, МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ, ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ;
- ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ – СОДЕЙСТВОВАТЬ ВОСПИТАНИЮ ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ И ЕЁ ПРИЛОЖЕНИЯМ, АКТИВНОСТЬ, МОБИЛЬНОСТЬ, УМЕНИЯ ОБЩАТЬСЯ, ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ.
ТИП УРОКА:
УРОК ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВЫЙ, ТЕСТОВАЯ ПРОВЕРКА УРОВНЯ ЗНАНИЙ, РЕШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ОБОБЩАЮЩИХ ЗАДАЧ, СИСТЕМНЫЕ ОБОБЩЕНИЯ, САМОПРОВЕРКА.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ, ФРОНТАЛЬНАЯ.
ПЛАН УРОКА:
- Орг. момент.
- Устная работа.
- Классификация тригонометрических уравнений.
- Решение уравнений с дополнительными заданиями.
- Самостоятельная работа.
- Домашнее задание.
- Итог урока.
- ОРГ. МОМЕНТ.
Французский писатель Анатоль Франс однажды заметил: «Учиться можно только весело… Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом». Давайте будем следовать этому совету писателя, будем активны, внимательны, всё будем делать с удовольствием и большим желанием.
Тема сегодняшнего урока «Решение тригонометрических уравнений». Повторяем, обобщаем, приводим в систему изученные виды, типы, методы и приёмы решения тригонометрических уравнений.
Перед вами задача – показать свои знания и умения по решению тригонометрических уравнений.
- Устная работа.
1. Найти ошибки в ответах на предложенные вопросы.
Вопросы Ответы:
1.Каково будет решение sin x=a, |a| 1? 1.Нет решения
2.При каком а уравнение sin x=a имеет решение? 2.|а|≤1
3.Какой формулой выражается это решение? 3.x=±arcsina + 2пk, kcZ
4.В каком промежутке находится arcsin a? 4.[-1;1]
5.В каком промежутке находится значение а? 5. [-п/2;п/2]
6.Каким будет решение уравнения sin x=1? 6. x= -п/2+ 2пk, kcZ
7.Каким будет решение уравнения sin x=-1? 7. x= -п/2+ 2пk, kcZ
8.Каким будет решение уравнения sinx=0? 8. x= пk, kcZ
9.Чему равно arсsin(-a)? 9. –arcsin a
10.В каком промежутке находится arcctg a? 10. [0;п]
11.Чему равно arcctg(-a)? 11. п-arcctg a
Верные ответы:
- x = (-1)k arcsin a + пk, kcZ
- |а|≤1
- x = (-1)k arcsin a + пk, kcZ
- [-п/2;п/2]
- .[-1;1]
- x= п/2+ 2пk, kcZ
- x= -п/2+ 2пk, kcZ
- x= пk, kcZ
- –arcsin a
10. (0;п)
11. п-arcctg a
2. Письменно ответьте на вопросы, заменив sinx на cosx, ctgx на tgx.
Вопросы
1.Каково будет решение cos x=a, |a| 1?
2.При каком а уравнение cos x=a имеет решение?
3.Какой формулой выражается это решение?
4.В каком промежутке находится arcos a?
5.В каком промежутке находится значение а?
6.Каким будет решение уравнения cos x=1?
7.Каким будет решение уравнения cos x=-1?
8.Каким будет решение уравнения cos x=0?
9.Чему равно arсcos(-a)?
10.В каком промежутке находится arctg a?
11.Чему равно arctg(-a)?
После ответов, поменяйтесь работами и сверьте с доской, после чего поставьте соответствующую оценку.
Ответы (соs x, tgx)
1. Х = ±arccos a + 2πn, n Z
2. |a|1
3. Х = ±arccos a + 2πn, n Z
4. . [ 0; π ]
5.
6. Х = 2πn, n Z
7. Х = π + 2πn, n Z
8. Х = π/2 + πn, n Z
9. П – arccos a
10.
11. – arctg a
- Классификация тригонометрических уравнений.
Системно-обобщающая таблица.
ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕУРАВНЕНИЯ |
Алгебраические уравнения | Однородные уравнения | Уравнения, решаемые с помощью разложения на множители |
№ 2,4,6,7,8,11 №1,5,10 №3,9,12
1.Решение алгебраических уравнений заключается в том, что все тригонометрические функции, которые входят в уравнение,
выражают через какую-нибудь одну тригонометрическую функцию, зависящую от одного и того же аргумента.
2.Решение однородных уравнений (уравнения, в которых у всех слагаемых сумма показателей одинакова) и приводимых к ним сводится к решению алгебраических относительно tgx путём деления обеих частей уравнения на cosx≠0 и cos2 x≠0 соответственно.
3. Решение с помощью разложения на множители сводится к решению двух элементарных уравнений.
ЗАДАНИЕ:
Определить тип тригонометрического уравнения:
- 3 sin2x – sinx cosx – 2 cos 2x=0 однородное
- cos2x- 9 cosx+8=0 квадратное
- sin6x – cos3x=0 с помощью разложения на множители
- 2cos2x + 3 sinx=0 квадратное
- 2sinx cosx = cos2 x – 2sin2x однородное
- tgx+3ctgx=4 алгебраическая
- √3 cosx + sinx= 1 однородное
- 3sinx cosx – cos2x однородное
- 1-3sinx cosx-5 cos2x=0 однородное
10.2sin22x+5sin2x-3=0 квадратное
11.sin5x+sinx=√2sin3x преобразование суммы в произведение с
последующим вынесением
общего множителя за скобки
- Решение уравнений.
Решение с указанием чёткого алгоритма решения уравнений данного типа.
1. Решить уравнение 1- 3 sinx cosx = 0
Алгоритм:
1. Приведение к однородному уравнению.
2. Деление левой и правой части на Cos2x при условии Cosx0.
3. Решение квадратного уравнения.
4. Подстановка.
5. Решение простейших тригонометрических уравнений.
Решение:
sin2x + cos2x – 3 sinx cos x – 5 cos2x = 0
Разделим обе части уравнения на cos2x≠0, получаем квадратное уравнение tg2x+1 – 3 tgx – 5 = 0
tg2x – 3 tg x – 4 = 0 заменим: tgx= t, получаем
t2 - 3t – 4=0, по т. Виета x=4 или x=-1,
решаем простейшие тригонометрические уравнения
tgx=4 или tgx = -1
x=arctg4+пk, kcZ x= arctg (-1) + пk, kcZ
x= -п/4+пk, kcZ
Ответ: arctg4+пk, kcZ; -п/4+пk, kcZ
2. Найти наибольший отрицательный корень уравнения
2 sin22x + 5 sin2x – 3
Алгоритм:
1. Замена переменной.
2. Решение квадратного уравнения.
3. Решение простейших тригонометрических уравнений.
Решение:
Пусть sin2x=t, |t|≤1, тогда уравнение примат вид : 2t2 + 5t – 3 =0,
D = b2 – 4ac = 52+ 4*2*3=49
t=(-5±7) : 4
t=1/2 или t= - 3
решаем простейшие тригонометрические уравнения:
sin2x=1/2 или sin2x=-3
2x= (-1)karcsin1/2+ пk, kcZ данное уравнение решений не имеет,
2X= (-1)kп/6 + пk, kcZ т.к. оно не удовлетворяет условию
x =(-1)kп/12 + п/2, kcZ |sin2x|≤1
Ответ: (-1)kп/12 + п/2, kcZ
Наибольший отрицательный корень –п/3
3. Найти сумму корней уравнения sin5x +sinx = √2sin3x
принадлежащих промежутку (0;П)
Решение:
sin5x +sinx = √2sin3x
2 sin3x cos2x - √2sin3x = 0
√2sin3x (√2cos2x – 1) = 0
Sin3x = 0 или √2cos2x – 1 = 0
3x = пk, kcZ cos2x = 1/√2
X = п/3k, kcZ 2x = ± arccos 1/√2 + 2пk, kcZ
2x = ± п/4+2пk, kcZ
x= ± п/8 + пk, kcZ
k= 0, x = 0 с (о; п) k=0, x=п/8 с (о; п); x= - п/8 с (о; п)
k =1, x=п/3 с (о; п) k=1, x=9/8п с (о; п); x=7/8п с (о; п)
k=2, x=2/3п с (о; п)
k=3, x=п с (о; п)
Найдем сумму п/3 + 2п/3 + п/8 + 7/8п =48/24 п=2п
Дополнительно: Решить уравнение cos4x – sin 4x = 0
Ответ: п/16 + п/4k, kcZ
- Тест. Самостоятельная работа.
Уровень А.
- Домашняя работа.
Решите уравнение (№ 4.13-4.20)
4.13. 2sin2x – 3 sinx + 1=0
4.14. 2 cos2x – cosx – 1 = 0
4.15. cos2x + 6 sinx – 6 = 0
4.16. 2sin2x + 7 cosx +2 = 0
4.17. cos2x + 8 sinx= 3
4.18. cos2x = 1 + 4 cosx
4.19. сos2x + sinx = 0
4.20. cos2x +cosx = 0
4.35.Найдите все решения уравнения sinx=cosx, принадлежащее отрезку [-2п;0]
4.36. Найдите все решения уравнения √3sinx+cosx=0, принадлежащее отрезку [-п;3п].
4.37. Найдите все решения уравнения sinx+cosx=0, принадлежащее отрезку [-п;п].
VII. Итог урока.
- Чем мы занимались сегодня на уроке?
- Что за уравнения мы решали?
- Какие типы и методы решения мы знаем?
Устная работа по закреплению:
Какие из уравнений в столбиках 1-2 лишние и почему?
1.2sin2x + sinx – 1 = 0
2sin2x - sinx – 1 = 0
6cos2x+ cosx – 1 = 0
4cos2x - 8cosx – 1 = 0
3sin2x - 5sinx – 2 = 0
4sin2x - 5sinx – 2 = 0
4sin2x + 11sinx – 3 = 0
3sin2x+ sinx cosx = 2cos2x лишнее, т.к. оно однородное
2sin2x + 6cosx – 6 = 0
2. 2sin2x+ sinx cosx + cos2x = 0
9sinx cosx – 7cos2x = 2sin2x
2sin2x - sinx cosx = cos2x
sin2x + cosx = 0 лишнее, т.к. решается разложением на множители
5sin2x+ sinx cosx = 1
4sin2x - 3sinx cosx = -1
sinx cosx + 2cos2x = 1
cos2x - 5 sinx cosx – 1 = 0
7cos2x- 2 sinx cosx = 1
- Оценка работы класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение тригонометрических уравнений и систем уравнений
видеоурок интегрированного урока по математике и информатике...
урок по теме "Примеры решения тригонометрических уравнений и систем уравнений"
Класс 10Урок закрепления....
решение тригонометрических уравнений с применением тригонометрических формул
конспект урока в 10 классе и презентация к нему по теме "решение тригонометрических уравнений с помощью тригонометрических формул". Цели урока: знакомство обучающихся со способами решения тригонометри...
урок в 10 классе «Отбор корней при решении тригонометрических уравнений, используя свойство периодичности тригонометрических функций»
Тема урока «Отбор корней при решении тригонометрических уравнений,...
Обратные тригонометрические функции. Решение тригонометрических уравнений.
Вопросы, включенные в программу курса недостаточно изложены в школьных учебниках, поэтому необходимо расширить количество часов, отводимых на их изучение и круг задач, связанных как ...
Конспект урока «Решения тригонометрических уравнений с помощью тригонометрического круга»
Конспект урока в 10 классе по теме «Решения тригонометрических уравнений с помощью тригонометрического круга» с использованием интерактивных презентаций по объяснению и тренажеры по проверке усв...
Карта урока по теме:Повторение. Упрощение тригонометрических выражений. Решение тригонометрических уравнений.
Карта урока по теме:"Повторение. Упрощение тригонометрических выражений. Решение тригонометрических уравнений."Образовательная цель: Коррекция и тренинг изученных понятий, формул, приемов и ...