Урок-обобщение"Решение задач и примеров по теме"Формулы"
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме

Каменева Ольга Алексеевна

Представленный урок является заключительным при изучении темы "Формулы" и способствует формированию положительной мотивации учения и познавательного характера. Урок является интегрированным (естествознание), с элементами игровых технологий. В процессе урока дети учатся применять математические знания на практике. Домашнее задание носит многоуровневый характер, что позволяет ученикам самостоятельно сделать выбор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hod_uroka.doc130 КБ
Microsoft Office document icon zadaniya_dlya_grupp.doc29.5 КБ
Microsoft Office document icon listy_zadaniy_i_otvetov.doc20 КБ
Microsoft Office document icon marshrutnye_listy.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

ХОД УРОКА

Организационный момент

  1. Создадим хорошее и дружелюбное настроение! Улыбнитесь друг другу, садитесь.

                 Руки?

           Д: На месте!

                 Ноги?

           Д: На месте!

                 Локти?

           Д: У края!

                Спина?

           Д: Прямая!

  1. Сообщение темы и цели урока.

Ребята! Тема нашего урока «Решение примеров и задач по теме «Формулы».

Цель урока – закрепить знания, полученные при изучении этой темы. Сегодня у нас не обычный урок, а урок – путешествие по континенту «Экоматематика».

Вы любите путешествовать? Готовы отправиться в путь? Тогда вперед!

Путешествовать мы будем на математическом поезде и побываем в стране Лесов, Водном государстве, империи Лесника и в других интересных уголках континента.

Для того, чтобы не заблудиться, вам приготовлены маршрутные листы. Они подскажут вам дорогу. Начальником состава буду я, а проводниками вагонов (Имена детей).

 Проверка домашней работы

Ребята! Для того, чтобы занять места в вагонах, необходимо проверить как вы усвоили домашнее задание. Поезд не тронется, пока мы не дадим правильные ответы.

Проводники раздают задания

Учащимся предлагаются два вида заданий:

Задание 1 – Подбор терминов. Каждому заданию в группе А  подберите соответствующий ответ из группы Б.

Задание  2 – Верно ли высказывание (ответьте «да» или «нет»).

Возникали ли у вас вопросы в ходе выполнения данного задания? Давайте сверим ответы.

Уважаемые проводники! Если все ваши пассажиры справились с заданием – поставьте, пожалуйста, оценки за его выполнение в маршрутные листы.

А наш поезд отправляется в страну Лесов.

Решение задач

«Страна Лесов»

Ребята! Посмотрите, как красиво в лесу, птички поют, животные красивые обитают. Но мне передали печальную весть. Леса охватил пожар, нам нужно принимать  меры для того, чтобы его потушить. Помогите лесу, подсчитайте площадь, которую охватила эта стихия.

(Учащиеся решают задачи, приведенные на карточках)

  1. Вычислите площадь прямоугольника, ширина которого равна 20 км, а длина равна 50 км. (Ответ: 1000 км2).
  2. Вычислите площадь прямоугольника, ширина которого равна 12 км, а длина равна 30 км. (Ответ: 360 км2)
  3. Вычислите площадь прямоугольника, ширина которого равна 11 км, а длина равна 15 км. (Ответ: 165 км2)
  4. Вычислите площадь прямоугольника, ширина которого равна 13 км, а длина равна 14 км. (Ответ: 182 км2)

Молодцы, ребята! Спасли вы лес и его обитателей. Теперь наш поезд может отправляться дальше.

«Водное государство»

Наш состав прибыл на станцию Водного государства. Но что это? Грязная вода, сухие коряги  просматриваются над поверхностью водоемов, берег усыпан мусором. Что же делать? Подскажите ребята! Конечно, нужно очищать берег и доставать сухие ветки из воды. Решите правильно задачи и тем самым вы поможете природе.

(учащиеся решают задачи на карточках)

  1. Периметр квадрата равен 64 м. Найдите сторону квадрата. (Ответ: 16м)
  2. Периметр квадрата равен  360 м. Найдите сторону квадрата. (Ответ: 90 м)
  3. Найдите периметр квадрата, если его сторона равна 13 м. (Ответ: 52 м)
  4. Найдите периметр квадрата, если его сторона равна 14 м. (Ответ: 56 м)
  5. Но, вот и спасли водное государство от кризиса загрязнения. Летом мы сможем без опаски купаться  в его водоемах и загорать на чистом берегу.

Ребята, давайте сделаем привал и немного отдохнем.

Физкультминутка.

Медленно перенеситесь на берег озера.

«К воде быстро мы спустились

Наклонились и умылись,

Раз, два, три, четыре

Вот как славно освежились!

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно.

Вместе раз - это брасс.

Одной, другой - это кроль.

Все, как один плывём,

как дельфины вышли на берег

 крутой и отправились домой!»

   «Империя Лесника»

Отдохнули? Продолжаем наше путешествие. Посмотрите, мы подъезжаем к Империи Лесника. Как красиво возле его сторожки. Вы знаете, ребята, лесник очень добрый человек. Наверняка он станет угощать вас горячим чаем и вкусным вареньем. Но прежде он спросит,  долго ли вы ехали, сколько времени затратили на весь путь. Для того, чтобы ответить на его вопросы, нужно знать формулу пути. Вы ее знаете? Тогда вперед решать задачи.

  1. Найдите расстояние, которое прошел поезд за 2 часа со скоростью 80 км/ч.

                а) 100км,     б) 82 км,      в) 40 км,    г) 160 км.

  1. Найдите скорость, с которой двигался поезд, если он проехал расстояние 600 км за 5 часов.

                а) 605 км/ч,       б) 120 км/ч,        в) 650 км/ч,     г) 3000 км/ч.

  1. Какое расстояние проехал поезд, если он двигался со скоростью 65 км/ч и провел в пути 3 часа?

               а) 195 км,       б) 68 км,       в) 62 км,         г) 180 км.

  1. Найдите время, за которое поезд прошел 450 км, двигаясь со скоростью 90 км/ч.

               а)   50 ч,           б) 5 ч,       в) 360 ч,            г) 20 ч.

«Царство проводников»

Проводнику каждой команды дается задание: найти площадь фигуры, состоящей из нескольких квадратов, сторона одного квадрата равна 1 см2.

Постановка домашнего задания

 Итак, ребята! Наше путешествие подходит к концу, пора возвращаться на начальную станцию – домашнее задание.

Почтальон раздает телеграммы. Телеграмма - домашнее задание содержит три уровня домашнего задания.

Подведение итогов урока.

Сегодня на уроке мы говорили о том, что человек неотделим от природы. Он учится у природы. Уважайте законы природы. Только в содружестве с ней мы можем быть счастливы.

“Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Для работы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях и горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, поля, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”. (М.Пришвин)

Если все наши заданья

Ты освоил без труда,

Если было интересно,

А не скука – маята,

Напиши на этой строчке

Я ___________Молодец!

И беги гулять скорее,

На сегодня все, конец!

Телеграмма - домашнее задание «Три Уровня

Первый уровень – репродуктивный (оценка «3»)

Второй уровень  - частично-поисковый (оценка «4»)

Третий уровень – творческий (оценка «5»)

Задание 1.

Найдите по формуле S = v t:

а) путь S, если  t v = 3 ч, v = 4** км/ч.

б) время  t, если v = 800 м/мин., S = 7200 м.

Задание 2.

а) Из прямоугольников, длина которых 20 см, ширина 10 см, сложили квадрат со стороной 1м. Сколько прямоугольников было затрачено?

        б) Пара лошадей пробежала 2** км. Сколько километров пробежала

каждая лошадь?

Задание 3.

Расстояние от деревни до города было 24 км. Из деревни в город выехал колхозник на лошади, скорость которой 8 км/ч.

Собака, которая сопровождала колхозника, постоянно забегала вперед, вправо и влево от дороги и опять возвращалась бегом к подводе. Какое расстояние пробежала собака к моменту въезда колхозника в город, если она все время бегала со скоростью 12 км/ч.

ПРИМЕЧАНИЕ

** -  порядковый номер учащегося в списке классного журнала. Например: 01, 02, ….11,12… и т.д.

Выполнить один из уровней домашнего задания, в зависимости от того, какую оценку ты желаешь получить

Тема:  Формулы

Задание 1 – Подбор терминов

Каждому заданию в группе А  подберите соответствующий ответ из группы Б.

А

Б

1. Запись какого-нибудь правила с помощью букв называют …….

А) v = S / t

2. Какое равенство называют формулой пути?

Б)  Формула

3. Из какой формулы можно найти скорость движения?

В)  1 см

4  Площадь прямоугольника 50 см2 , а площадь квадрата в два раза меньше. Чему равна сторона квадрата.

Г)   Р = 2b + 2с

5. Квадрат со стороной 3 см и прямоугольник длиной 9 см имеют равные площади. Чему равна ширина прямоугольника?

Д)  5 см

6. Запишите формулу периметра «пэ» прямоугольника, если его стороны равны «бэ» и «цэ».

Е) Периметр

7. Сумма длин сторон многоульника

Ж)   S = v t

Тема: Формулы

Задание  2 – Верно ли высказывание (ответьте «да» или «нет»)

1. Периметр прямоугольника со сторонами 4 см и 5 см равен 20 см.

2. Равенство Р = 3b – формула периметра треугольника, все стороны которого равны «бэ».

3. Если площади двух фигур равны, то фигуры - равные.

4. Площадь квадрата равна 36 см2 , значит, сторона квадрата равна 9 см.

5. Квадратный сантиметр – это квадрат со стороной равной одному сантиметру.

6. Квадратный сантиметр – это площадь квадрата со стороной, равной одному сантиметру.

7. Периметр квадрата со стороной восемь сантиметров равен шестидесяти четырем сантиметрам.

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Цель этой части урока – подготовить учащихся к восприятию материала, проверить выполнение учащимися домашнего задания и выставление оценок.

Чтобы добиться этих целей считаю целесообразным провести по теме «Формулы»

 Задание 1 – Подбор терминов.

Каждому заданию в группе А  подберите соответствующий ответ из группы Б.

Задание  2 – Верно ли высказывание (ответьте «да» или «нет»).

ЗАДАНИЕ НА ДОМ

На данном этапе используется  такой прием подачи домашнего задания как «Почта», т.е. дежурный вроде почтальона раздает телеграммы – задания. Телеграмма – домашнее задание содержит следующий вид домашнего задания: три уровня домашнего задания.

Формула: учитель одновременно задает домашнее задание двух или трёх уровней.

Первый уровень – репродуктивный (оценка «3»). Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику.

Второй уровень – частично – поисковый. Его выполняют ученики, желающие получить оценку «4», хорошо знать предмет.

Третий уровень – творческий. Выполняется теми учащимися, которые желают получить оценку «5».

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА

урока – путешествия по континенту «Экоматематика» в 5-м классе

на тему «Решение примеров и задач по теме «Формулы»

Тип урока: обобщение и закрепление изученного материала

Цели урока:

дидактическая: систематизировать и расширить знания учащихся по теме «Решение примеров и задач по теме «Формулы»;

воспитательная: продолжить формирование интереса к информационной деятельности и коммуникативной диалоговой среде в детском коллективе; обеспечить условия для воспитания у учащихся ответственного отношения к учебному  труду, дисциплинированности,  самоуверенности, самооценки, любви к природе и Родине; воспитывать бережное отношение к природе.

развивающая: способствовать развитию у учащихся навыков устного счета, умений применять формулы при решении задач.

Межпредметные связи: естествознание

Обеспечение занятий:

А. Наглядные пособия

Мультимедийная презентация  «Решение примеров и задач по теме «Формулы»

Б. Раздаточный материал

  1. маршрутные листы,
  2.  карточки с заданиями,
  3. телеграмма – домашнее задание,
  4. таблички с номерами  вагонов,
  5.  таблички с именами  проводников,
  6.  маркеры,
  7. чистые листы бумаги.

В. Технические средства обучения:

Оборудование: Интерактивная доска или  мультимедийный комплекс.

Программное обеспечение: Операционная система Windows XP, приложение MC Power Point пакета программ MC Office 2003.

Г. Учебные места: кабинет № 19

Д. Литература:

Основная:

1. Виленкин, Н.Я. Математика. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – М.: Мнемозина, 2009. – 280 с.

2. Стромова, З.С. Математика. 5класс: поурочные планы по учебнику Н.Я.Виленкина / З.С. Стромова, О.В. Пожарская. – Волгоград: Учитель, 2006. – 151 с.

Дополнительная:

1. Алтухова, Е.В. Математика. 5 – 11 классы: уроки учительского мастерства/ Е.В. Алтухова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 299 с.

2. Кордина, Н.Е. Виват, математика! Занимательные задания и упражнения. 5 класс / Н.Е.Кордина. - Волгоград: Учитель, 2011. – 111 с.

СТРУКТУРА  УРОКА

Время проведения

Номер элемента занятия, учебные вопросы

Формы и методы обучения

2

1. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Сообщение темы и цели урока.

2. Проверка домашней работы (слайд)

Решение примеров и задач

 - Работа в группах по 5 человек (слайды)

  1. Пояснение решения задач у доски;
  2. Физкультминутка (слайд)

решение задач на карточках

Прием педагогической техники «Подводящий итог»


Руководителям групп поручается роль отслеживания правильных ответов учащихся, занесения их в маршрутные листы и подведения итогов в конце урока.


Постановка домашнего задания (слайд)

Подведение итогов урока (слайд)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8 с. Натырбово

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 урока – путешествия по континенту

«Экоматематика» в 5-м классе на тему

«Решение примеров и задач по теме «Формулы»

Выполнила: учитель математики

МБОУ СОШ № 8 Бондарь О.А.

В методических рекомендациях представлен сценарий урока-путешествия по континенту «Экоматематика» в 5-м классе на тему «Решение примеров и задач по теме «Формулы».

Материал пособия адресован учителям математики, стремящимся привить любовь к одной  из сложнейших школьных дисциплин, которые хотят сделать школьную жизнь интереснее, а также может быть полезны студентам педагогических учебных заведений и учащимся.

ВВЕДЕНИЕ

Сформировать у обучаемого мотивационную сферу – значит выработать у него систему ценностей, принятых в обществе, воспитать потребность в общественно-полезной деятельности, в приобретении новых знаний и умений, раскрыть личностный смысл учения.

Характер познавательной мотивации зависит от характера учебно-познавательной деятельности, процесса усвоения знаний. Познавательная деятельность личности детерминируется многообразной системой мотивов, важнейшими  из которых являются:

1. Познавательная мотивация

а) внутренняя (эпистемическая любознательность, ориентированная активность, интерес к новизне и т.п.);

б) внешняя (понимание практической пользы знаний, которые сами по себе могут и не возбуждать интереса).

2. Мотивация достижений личности:

а) внутренняя  (проявление творческих сил и способностей, преодоление трудностей, «радость открытия»);

б) внешняя (авторитет, престиж, честолюбие и т.п.).

3. Мотивация долга:

а) внутренняя  (чувство ответственности перед самим собой, совесть);

б) внешняя (ориентация на поощрения или наказания со стороны других).

Учащиеся обязаны учиться, и нужно делать все, чтобы они эту обязанность понимали и выполняли. Но природа детей такова, что само чувство долга воспитывается интересной работой, а не является прямым результатом принуждения.

Формирование глубоких мотивов учения успешности учебной работы способствуют спокойный и доброжелательный тон общения, уважение к внутреннему миру обучаемого, оптимистический настрой педагога, и обучаемых – се, что определяет эмоциальный комфорт участников образовательного процесса.

Таким образом, принцип положительной мотивации, благоприятного эмоциального климата регулирует, прежде всего, коммуникативную сторону обучения, характер отношений в учебном коллективе, предусматривает деловое сотрудничество и сотрудничество педагогов и учащихся, создание атмосферы доверия и благожелательности, отношений товарищества, взаимопомощи и здоровой состязательности между учащимися.

В методических рекомендациях мы предлагаем сценарий урока-путешествия по континенту «Экоматематика» в 5-м классе, способствующие формированию положительной мотивации учения и познавательного интереса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Представленный урок способствует формированию положительной мотивации учения и познавательного характера. На уроках  с элементами игровых технологий  возникает внутренняя познавательная мотивация, потребность в познании, т.е. знания становятся личностно значимыми.

Коллективное обсуждение с акцентированием внимания класса на результаты индивидуальной работы и достижение отдельных учащихся поднимает дух здорового соревнования и подкрепляет желание учащихся работать лучше.

В процессе урока у детей формируется новый взгляд на окружающий их мир, учатся применять математические знания в практической деятельности.

 Благодаря объединению знаний из разных областей (естествознание), изменяется качество изучаемого объекта – «формулы» как интегративная категория, повышающая взаимосвязь человека и природы (ценностно- смысловой ориентир).

В результате проведения урока – путешествия по континенту «Экоматематика» в 5-м классе на тему «Решение примеров и задач по теме «Формулы» мы получили рефлексию  учащихся по формированию умения выполнять вычисления по формулам, совершенствованию вычислительных навыков учащихся.

ПРИЛОЖЕНИЕ



Предварительный просмотр:

«Страна лесов»

1. Вычислите площадь прямоугольника, ширина которого равна 20 км, а длина равна 50 км.

2. Вычислите площадь прямоугольника, ширина которого равна 12 км, а длина равна 30 км.

3. Вычислите площадь прямоугольника, ширина которого равна 11 км, а длина равна 15 км.

4. Вычислите площадь прямоугольника, ширина которого равна 13 км, а длина равна 14 км.

«Водное государство»

1. Периметр квадрата равен 64 м. Найдите сторону квадрата.

2. Периметр квадрата равен 360 м. Найдите сторону квадрата.

3. Найдите периметр квадрата, если его сторона равна 13 м.

 4. Найдите периметр квадрата, если его сторона равна 14 м.

«Империя лесника»

1. Найдите расстояние, которое прошел поезд за 2 часа со скоростью 80 км/ч.

2. Найдите скорость, с которой двигался поезд, если он проехал расстояние 600 км за 3 часа.

3. Какое расстояние проехал поезд, если он двигался со скоростью 65 км/ч и провел в пути 3 часа?

4. Найдите время, за которое поезд прошел 450 км, двигаясь со скоростью 90 км/ч.



Предварительный просмотр:

«Страна Лесов»

«Водное государство»

«Империя лесника»



Предварительный просмотр:

Маршрутный лист № 1       __________________________________


Название станции

Оценка

Капитан

Учитель

  1. «Домашнее задание»

  1. «Страна Лесов»

  1. «Водное государство»

  1. «Империя лесника»

  1. «Царство проводников»

Маршрутный лист № 2              ______________________________


Название станции

Оценка

Капитан

Учитель

  1. «Домашнее задание»

  1. «Страна Лесов»

  1. «Водное государство»

  1. «Империя лесника»

  1. «Царство проводников»

Маршрутный лист № 3       __________________________________


Название станции

Оценка

Капитан

Учитель

  1. «Домашнее задание»

  1. «Страна Лесов»

  1. «Водное государство»

  1. «Империя лесника»

  1. «Царство проводников»

Маршрутный лист № 4              ______________________________


Название станции

Оценка

Капитан

Учитель

  1. «Домашнее задание»

  1. «Страна Лесов»

  1. «Водное государство»

  1. «Империя лесника»

  1. «Царство проводников»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - Решение задач на Паскале по теме "Линейные алгоритмы".

Разработка урока. Сначала идет повторение темы "Оператор присваивания и ввод-вывод на язаке Паскаль".Затем рассматриваются этапы решения задач на ЭВМ. Рассматривается решение линейных задач на языке п...

решение задачи по химии по теме кремний химия 9 класс

химия 9 класс учебник страница 185 № 3 решение задачи по теме кремний...

Урок-обобщение "Методы решения тригонометрических уравнений" 10 класс

Рассмотриваются общие подходы решения тригонометрических уравнений; закрепляются навыки и проверяется умениение решать тригонометрические уравнения разными способами...

Разработка урока и презентация "Решение задач и примеров на сложение в пределах 1000 с переходом через разряд" (Урок - путешествие по Африке)

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждениеКраснодарского края школа № 10 г. Белореченска...

Занятие №6 «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ НА НАХОЖДЕНИЕ ФОРМУЛ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ», элективный предмет по химии для учащихся 10 классов

Нахождение молекулярной формулы по данным о массовых долях элементов и относительной молекулярной массе (или молярной массе)....

Решение задач на установление молекулярной, структурной формулы органического вещества

- типы формул- алгоритм решения задач- типы задач на установление формулы- разбор решения задач всех типов- тексты задач для закрепления...

Применение исследовательского метода при решении задач на примере урока 7 - го класса "Решение задач на тему "Архимедова сила"

Исследовательский метод применяю при решении задач по физике. Процесс решения физических задач предполагает выполнение обучающимися  важных мыслительных операций. Исследование заключается в рассм...