Урок по теме: «Теорема Виета» 8 класс
методическая разработка по алгебре (8 класс) по теме
Урок алгебры в 8 классе по теме
«Теорема Виета»
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование: Графопроектор, портрет Ф.Виета, плакат «Зри в корень. Козьма Прутков», карточки с заданиями, копировальная бумага.
Ход урока
Вступительное слово учителя. Сегодня мы продолжаем изучать квадратные уравнение и их корни. Пусть слова Козьмы Пруткова «Зри в корень» будут эпиграфом урока. Запишите тему урока «Теорема Виета»
Франсуа Виет – французский математик 16 века. Он был адвокатом, позднее – советником французских королей Генриха II и Генриха III. Однажды он сумел расшифровать очень сложное испанское письмо, перехваченное французами. Инквизиция чуть не сожгла его на костре, обвинив в сговоре с дьяволом. Ф. Виета называют «отцом буквенной современной алгебры». Он доказал теорему, которую мы сегодня будем изучать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teorema_vieta.docx | 22.92 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Тулугановская СОШ»
Урок по теме:
«Теорема Виета»
8 класс
учителя математики
Абитавановой Маргариты
Сапиуллаевны
с. Тулугановка
2010г.
Урок алгебры в 8 классе по теме
«Теорема Виета»
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование: Графопроектор, портрет Ф.Виета, плакат «Зри в корень. Козьма Прутков», карточки с заданиями, копировальная бумага.
Ход урока
Вступительное слово учителя. Сегодня мы продолжаем изучать квадратные уравнение и их корни. Пусть слова Козьмы Пруткова «Зри в корень» будут эпиграфом урока. Запишите тему урока «Теорема Виета»
Франсуа Виет – французский математик 16 века. Он был адвокатом, позднее – советником французских королей Генриха II и Генриха III. Однажды он сумел расшифровать очень сложное испанское письмо, перехваченное французами. Инквизиция чуть не сожгла его на костре, обвинив в сговоре с дьяволом. Ф. Виета называют «отцом буквенной современной алгебры». Он доказал теорему, которую мы сегодня будем изучать.
Математический диктант под копирку с проверкой
(графопроектор)
- Укажите коэффициенты a, b и с квадратного уравнения
а) 3х2 -5у +1 = 0,
б) –х2 +х – 3 = 0,
в) х2 +2х + 1 = 0.
- Сколько корней имеет квадратное уравнение
а) 5х2 -х -7 = 0,
б) х2 +2х +1 = 0,
в)(х+3)2 = 0,25.
- Запишите формулу корней квадратного уравнения
Вопрос: Нужно ли было вычислять дискриминант в уравнении 2а для выполнения задания? (Нет потому, что свободный член предложения этого уравнения отрицателен при а > 0, следовательно, дискриминант положителен).
Объяснение нового материала
Обратите внимания на уравнения 1в и 2б. Чем они отличаются друг от остальных уравнений?
(Старший коэффициент в каждом из этих уравнений равен 1). Такие уравнения имеют свое название. Какое? Узнайте из учебника (стр.177).
Вопрос: Какие уравнения называются приведенными? (Уравнения
вида x2 + px + q = 0).
Вопрос: Можно ли обычное квадратное уравнение сделать приведенным?
ах2 + bx + c = 0
x2 + b/a*x + c/a = 0.
Устное задание. Решить № 453.
Самостоятельная работа с проверкой
1 вариант № 450 (1) х2 +4х -5 = 0
2 вариант №450 (2) х2 -8х -9 = 0.
Задание. Найдите сумму и произведение корней уравнения.
Вопрос. Можем ли мы сделать предположение о связи между корнями приведенного квадратного уравнения и его коэффициентами ?
х1 + х2 = -р; х1* х2 = q.
Но это нужно доказать. Может быть, не для приведенных уравнений эти неравенства справедливы.
Кстати подобный случай описан в фантастическом рассказе А Бестера
«Пи - человек»: x2 + x +41 равно простому числу при х = 0,1,2,… но уже при х = n получается составное число. Рекомендую вам прочитать рассказ и узнать чему равно n.
Доказательство теоремы Виета: Учебник - страница 118.
Формулирование теоремы.
Вопрос: Можно ли применить теорему Виета для неприведенного квадратного уравнения?
Задание №453.
Вопрос: Справедлива ли теорема Виета для приведенных уравнений, у которых p2 -4q < 0
Стихотворение
(К. Вейерштрасс сказал, что нельзя быть математиком, не будучи в душе поэтом.)
Теорема Виета. Нет формул важнее
Для приведенного уравнения
р- это сумма его корней
q- это корней произведение.
В.В.Маяковский: «Если звезды зажигают, значит это кому - нибудь нужно».
Зачем нужна теорема Виета?
С ее помощью можно:
- Найти сумму и произведение корней квадратного уравнения, не решая его (устно№451 1,2);
- Зная один из корней, найти другой (устно №452);
- Определить знаки корней уравнения (устно №454 - 1);
- Подобрать корни уравнения, не решая его (№456 – 1,2);
Задание: Посчитайте сумму все трех коэффициентов уравнения №450 (1)
1+4-5=0, и один из корней равен 1.
Правило I если а+b+c = 0, то один из корней равен 1. Второй легко посчитать с помощью теоремы Виета.
Мини - викторина
- Назовите год 850 – летия Москвы (1997)
- Назовите год 200 – летия Пушкина А.С. (1999)
- Назовите максимально возможное количество корней квадратного уравнения (2)
1997х2 +2х-1999=0
1997+2-1999=0
Значит, один из корней равен 1, другой равен – 1999/1997.
Правило II. Если а-b+c = 0, то один из корней равен -1(как в №450-2).
Тест (по карточкам, с проверкой)
Задание: Выпишите цифры, стоящие возле правильных ответов. (В результате должны получиться годы жизни Франсуа Виета: 1540-1603).
I вариант:
- Выберите среди квадратных уравнений приведенное
а) 3х2 -7х +6 =0 (5)
б) х2 -3х -2 =0 (1)
в) -х2-2х +1 = 0 (4)
2.Для уравнения 7х2 +14х -21 =0 приведенным является
а) х2 -2х -3 =0 (5)
б) -х2 -2х +3 =0 (6)
в) 7х2+14х -21 = 0 (7)
3. Сумма корней уравнения х2 -5х -6 =0 равна
а) -6 (2)
б) -5 (3)
в) 5 (4)
4. Произведение корней уравнения х2 +х -2 =0 равно
а) -1 (2)
б) 2 (1)
в) -2 (0)
5. Какое из уравнений имеет корни противоположных знаков?
а) х2 -0,4х -1 =0 (-)
б) х2 +4х +0,2 =0 (+)
в) х2-3х +48 = 0 (*)
II вариант:
- Выберите среди квадратных уравнений приведенное
а) 3х2 -7х +6 =0 (5)
б) х2 -3х -2 =0 (1)
в) -х2-2х +1 = 0 (4)
2.Для уравнения 7х2 +14х -21 =0 приведенным является
а) х2 -2х -3 =0 (5)
б) -х2 -2х +3 =0 (6)
в) 7х2+14х -21 = 0 (7)
3. Сумма корней уравнения х2 -5х -6 =0 равна
а) -6 (2)
б) -5 (3)
в) 5 (4)
4. Произведение корней уравнения х2 +х -2 =0 равно
а) -1 (2)
б) 2 (1)
в) -2 (0)
5. Какое из уравнений имеет корни противоположных знаков?
а) х2 -0,4х -1 =0 (-)
б) х2 +4х +0,2 =0 (+)
в) х2-3х +48 = 0 (*)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме: "Теорема Пифагора" 8 класс.
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ:«ТЕОРЕМА ПИФАГОРА»8 класс ТЕМЕ: ТЕОРЕМА ПИФАГОРАЦЕЛЬ УРОКА: Рассмотреть теорему Пифагора и показать её...
Конспект открытого урока по теме "Теорема Пифагора" 8 класс
Конспект открытого урока по геометрии в 8 классе по теме "Теорема Пифагора". Первый вводный урок по данной теме. На уроке рассказывается о Пифагоре, о теореме Пифагора, простейшие доказательства и зад...
Презентация к уроку по теме "Теорема Пифагора" 8 класс Геометрия
Презентация к уроку №2 по теме "Теорема Пифагора"...
План-конспект урока по теме "Теорема Пифагора" (8 класс)
Урок разработан с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо (к уроку прилагается презентация, выполненная в PowerPoint )...
Урок по теме «Теорема Пифагора» 8 класс
Урок по теме «Теорема Пифагора» 8 класс...
Конспект урока по теме "Теорема Пифагора" 8 класс
Тип урока: изучение нового материала.Цели: познакомить учащихся с теоремой Пифагора и ее доказательством;Научить решению задач на применении теоремы....
Конспект урока по теме "Теорема Виета" 8 класс
Урок геометрии для учащихся 8 класса....