Конспект урока по теме "Теорема Виета" 8 класс
план-конспект урока по геометрии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ №21
Урок на тему
«Теорема Виета»
8 класс
Учитель: Кунаева Т. В.
Цель: повторить: решение квадратичных уравнений с помощью формулы; изучить: теорему Виеты и применять её при решении квадратных уравнений.
- Орг. момент (ознакомить учащихся с темой, целью и планом урока)
Слово учителя: Большое значение при решении квадратных уравнений имеет теорема Виета, позволяющая решать многие квадратичные уравнения устно. На изучение теоремы отводится 2 часа, хотя она заслужила большего внимания.
- Объяснение нового материала: На I уроке знакомим с самой теоремой. Для этого на примере конкретного уравнения, например, находим корни уравнения по известной формуле. Получаем
Беседа с учащимися:
- Найдите сумму корней данного квадратного уравнения:
- Сравните сумму со вторым коэффициентом уравнения. Сделайте вывод.
- Вычислите произведения корней:
- Сравните произведение корней со свободным членом. Сделайте вывод. Итак получаем, что:
Случаен ли получившийся результат?
Докажем, что для любого приведённого уравнения будет справедливо данное утверждение. Итак, имеем приведённое квадратное уравнение тогда его корни
Вывод:
Далее формулируем обратную теорему.
- Закрепление изученного материала:
Применим теорему обратную теореме Виета для нахождения корней следующих уравнений:
- Продолжение объяснения:
А как быть, если квадратное уравнение не приведённое, а полное. Тогда
приведём к виду . Для полного квадратного уравнения теорема Виета примет вид: На сколько важна данная теорема в математике говорит стихотворение:
По праву достойна стихом быть воспета
О свойствах корней теорема Виета
Что лучше, скажи, постоянства такого:
Умножишь ты корни и дробь уж готова:
В числителе «с», в знаменателе «а»,
И сумма корней тоже дроби равна.
Хотя с минусом дробь эта – что ж не беда
В числителе «в», в знаменателе «а».
- Закрепление: Полезно предложить ребятам задания типа:
- Составить квадратные уравнения по данным их корням: а) 3 и 5; б) 4 и -7;
в) -6 и -2; г) -1 и -3; д) ; е) ; ж) ; з) ;
2) Не рещая следующих уравнений, определить знаки корней:
- Объяснение нового материала:
На втором уроке обязательно нужно знакомить ребят с двумя следствиями из теоремы Виета, хотя наши современные учебники и программы это не предусматривают.
Рассмотрим эти следствия.
Пусть дано уравнение . Используя теорему Виета, определите при каких условиях один из корней уравнения равен 1? Чем при этом равен второй корень?
Итак, если , то легко найти , т.к. . Тогда , подставим , получим преобразуем:
. Отсюда получаем, что I следствие, читается так: Если в квадратном уравнении , то . Аналогичным образом получаем II следствие: Если в квадратном уравнении , то
. Данное следствие можно предложить ребятам получить самостоятельно.
- Закрепление:
На применение следствий из теоремы Виета можно предложить учащимся устно найти корни уравнений:
- А письменно решить уравнение:
Ребята легко видят, что можно заменить y. Тогда уравнение будет: поэтому (т.к. (1+6 – 7= 0)) ⇒
Ответ: .
- Когда учащиеся уже будут достаточно свободно владеть т. Виета (и обратной теоремой), следствиями из т. Виета, им предложить задания более интересного содержания.
- Уравнения имеет корни . При каком значении:
- Разность корней будет равна 6?
- Сумма квадратов корней будет равна 34?
- Разность квадратов корней будет равна 30?
- Не решая уравнения вычислить:
- Сумму квадратов его корней;
- Разность квадратов его корней;
- Сумму кубов его корней;
- Разность кубов его корней;
Образец рассуждения может быть следующим: для уравнения , , тогда .
- Решить уравнение: а) , зная что сумма квадратов его корней равна 58. б) , зная что сумма квадратов его корней равна 34.
- Не вычисляя для уравнения найдите:
а) в)
б) г)
- В уравнении сумма квадратов корней равна 16, . Найдите m.
- Для уравнения , не решая его, составить новое уравнение, корни которого были бы кубами корней данного уравнения.
Данные упражнения и аналогичные им, конечно, не следует всё выдавать за два урока. Их можно предлагать и в качестве дополнительных вопросов более успевающим ребятам, и на последующих уроках при изучении дробных – рациональных уравнений. Главное не просто изучить теорему Виета, а отработать твёрдые навыки в её применении. Тогда при дальнейшем изучении алгебры не будет вызывать затруднения задания:
Упростить:
- .
Их уже можно будет решать полуустно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы в 6 классе. Тема урока «Нравственная проблематика в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского»
Урок для 6-го класса по литературе...
Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"
Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....
план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,
Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
Конспект урока по географии 7 класс. Тема:«Австралия: географическое положение, история открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые» Класс: 7 Тип урока: Урок изучения нового материала и комплексного применения знаний
Конспект урока по геогрфии 7 класс :«Австралия: географическое положение, история открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые»...
Конспект урока по физической культуре в 9 классе. Здоровье и здоровый образ жизни план-конспект урока по физкультуре (9 класс) на тему
Раздел программы: «Гимнастика», «Основы знаний» Цель: Приобщить учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями в целях здорового образа жизни. Задачи урока: Оздоровительные · ...
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...