Межпредметные связи в математике. Подготовка к ЕГЭ
презентация к уроку по алгебре (11 класс) по теме
При подготовке к ЕГЭ в математике часто присутствуют задания из других областей предметов, изучаемых в школе. Данная презентация прослеживает межпредметные связи в математике с такими науками как биология, химия, физика и астрономия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mezhpredmetnye_svyazi_.pptx | 723.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Решить уравнение: 5 = 2. Найти сумму корней уравнения: log (x-1)= - 2 3. Выбрать наибольший корень уравнения: √3-2 x= -x 4. Решить уравнение: log x=x 1 125 1 x 1 2 x 2
Связь биологии и математики
Генетика популяции Закон Харди-Вайнберга. Из поколения в поколение при свободном скрещивании, относительная частота генов, есть величина постоянная
♂ ♀ 0,5 А 0,5 а 0,5 А 0,25 АА 0,25 Аа 0,5 а 0,25 Аа 0,25 аа P: ♀ Aa x ♂ Aa G: F: 0 ,25АА + 0,5Аа + 0,25 аа = 1 G: 0 ,25 А 0,25 А 0,25 а 0,25 а 0,5 а 0,5 А 0,5 А 0,5 а
Генетическая структура популяций. В зиготе объединяются материнские и отцовские гены. Образование особей с генотипом АА обусловлено вероятностью получения аллеля А от матери и А от отца. Образование особей с генотипом Аа обусловлено вероятностью получения аллеля А от матери и а от отца. Обозначим: р - частота встречаемости доминантного аллеля А q - частота встречаемости рецессивного аллеля а Сумма частот генов А и а равняется единице: р + q = 1 Генетическая структура популяций выражается уравнением: р + 2р q + q = 1 т.е (p + q) Частота встречаемости у самцов Частота встречаемости у самок p(A) q(a) p(A) p 2 (AA) pq ( Aa ) q(a) pq ( Aa ) q 2 ( aa ) 2 2 2
Задача. Сахарный диабет встречается у людей в соотношении 1 на 200 человек с нормальным углеводным обменом. Определите количество (в %) людей – носителя гена, отвечающего за развитие сахарного диабета. (Сахарный диабет – рецессивный признак).
Решение: известно : p 2 + 2pq + q 2 = 1 q 2 = 1 : 200 = 0,005 q = √ q 2 = √ 0,005 =0,07 по уравнению : p + q = 1 p = 1- q; p = 1 - 0.07 = 0 ,93 2 pq = 2 * 0.07 * 0,93 = 13 13 * 100 = 13% Ответ : 13% А- нормальный углеводный обмен. а- сахарный диабет. а : А = 1 : 200 F – Аа( pq ) - ? Определить количество (%) людей – носителей гена отвечающего за развитие сахарного диабета. Ответ: 13% Дано:
Физические задачи
Задача №1
Задача №2 Коэффициент полезного действия некоторого двигателя определяется формулой %. При каком наименьшем значении температуры нагревателя КПД этого двигателя будет не менее 40%, если температура холодильника Т 2 =300 0 ?
Камень брошен вертикально вверх. Пока камень не упал, высота, на которой он находится, описывается формулой h(t)=-5t 2 +18t ( h —высота в метрах, t —время в секундах, прошедшее с момента броска). Найдите, сколько секунд камень находился на высоте не менее 9 метров. Задача №3
Химия в математике «В любой науке столько истины, сколько в ней математики». Иммануил Кант (1724-1804)
Роль химии в математике Математика очень широко использует в своих целях достижения других наук, одной из них является химия Развитие новых математических подходов, позволяющих проникнуть в суть или решить проблемы химии. Математическая химия — раздел теоретической химии, область исследований, посвящённая новым применениям математики к химическим задачам. Выражение «математическая химия» прочно вошло в лексикон химиков. Многие статьи в серьезных химических журналах не содержат ни одной химической формулы, зато изобилуют математическими уравнениями. Приложения химии в математике обширны и разнообразны. Ниже я постараюсь вам это показать.
Математические уравнения С помощью математических уравнений мы можем узнать формулу химического вещества, например: Рассмотрим уравнение 12 x + y = 16. Для математика это уравнение описывает прямую линию на плоскости. Оно имеет бесконечно много решений, в том числе и целочисленных. А для химика выражение 12 x + y описывает молекулярную массу углеводорода C x H y (12 – атомная масса углерода, 1 – водорода). Молекулярную массу 16 имеет единственный углеводород – метан, CH 4 , поэтому только одно решение данного уравнения обладает химическим смыслом: x = 1, y = 4.
Уравнения и степень окисления Также можно узнать и степень окисления химического элемента с помощью математического уравнения, например: Fe 3 O 4 3х-8=0 3х=8 Х= 8/ 3
Геометрия в химии Молекула белого фосфора, P 4 .
Объемная модель тетра-трет-бутилтетраэдрана: С 4 (С 4 H 9 ) 4
Решение задач на смеси, растворы и сплавы. Человеку часто приходится смешивать различные жидкости, порошки, газообразные или твердые вещества, или разбавлять что-либо водой. Текстовые задачи на смеси, сплавы и растворы входят в различные сборники заданий по математике ГИА и ЕГЭ. «Закон сохранения объема или массы» Если два сплава (раствора) соединяют в один «новый» сплав (раствор), то V = V 1 + V 2 – сохраняется объем; m = m 1 + m 2 – сохраняется масса.
Задача №1 Смешали 30%-ный раствор соляной кислоты с 10%-ным и получали 600г 15%-го раствора. Сколько граммов 10%-го раствора было взято?
Задача №2 Имеется кусок сплава меди с оловом общей массой 24 кг, содержащий 45% меди. Сколько чистого олова надо прибавить к этому куску сплава, чтобы полученный новый сплав содержал 40% меди?
Задача №3 Смешав 70%-й и 60%-й растворы кислоты и, добавив 2 кг чистой воды, получили 50%-й раствор кислоты. Если бы вместо 2 кг воды добавили 2 кг 90%-го раствора той же кислоты, то получили бы 70%-й раствор кислоты. Сколько килограммов 70%-го раствора использовали для получения смеси?
Мы рассмотрели всего несколько примеров, показывающих, как химия используется в математике. Они дают определенное, хотя, конечно, неполное представление о задачах, решаемых математиками с помощью химии, и ограничениях, которые математика накладывает на применяемую в ней химию. Взаимодействие химиков и математиков не ограничивается решением только химических задач. Математики до сих пор работают над доказательством второго закона термодинамики – одного из основных законов химии. И хотя математики и химики мыслят совсем по-разному, те случаи, когда им удается взаимодействовать, приводят к появлению красивых и нетривиальных результатов и способствуют обогащению обеих наук.
Математические задачи в астрономии
Яркость Солнца для нас, жителей Земли, является самой сильной. Но это происходит потому, что более яркие планеты находятся дальше от Солнца. Если все звезды расположить на одном расстоянии от Земли, то Солнце будет далеко не на первом месте. I1 : I2=2,512 m2-m1
Чем ярче источник, тем его видимая звездная величина считается меньшей. В общем случае отношение видимой яркости двух любых звезд I1 : I2 связано с разностью их видимых звездных величин m1 и m2 простым соотношением: Абсолютной звездной величиной М называется та видимая звездная величина, которую имела бы звезда, если бы находилась от нас на стандартном расстоянии D0 = 10 пк. Светимостью звезды L называется мощность излучения световой энергии по сравнению с мощностью излучения света Солнцем. I1 : I2=2,512 m2-m1
Во сколько раз звезда 3,4 звездной величины слабее, чем Сириус, имеющий видимую звездную величину – 1,6? Дано: Решение: m 1 =-1,6 I1 m 2=3,4 I2 lg (I1-I2)=0,4(m 2 -m 1 ), I1 lg(I1-I2)=0,4(3,4-(-1,6))=2, отсюда следует, что I2 I1 I2 Ответ: 100 =2,512 m2-m1 - ? =100
log 1-x (1-x)(1+2x)+ 0,25log 1+2x (x-1) >-1 4 С3 – решить неравенство
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Межпредметные связи: информатика_математика. Урок в 7 классе.
Межпредметные связи: информатика_математика. Урок в 7-9 классе.Построение графиков функций на листе бумаге и в табличном процессоре Excel....
Межпредметные связи: информатика_математика. Урок в 7 классе.
Межпредметные связи: информатика_алгебра. Урок в 7-9 классе.Построение графиков функций на листе бумаге и в табличном процессоре Excel....
Естественнонаучное образование. Межпредметные связи Физика-Математика
Тезисы выступления на семинаре. Естественно-научное образование....
Авторские методики реализации межпредметных связей в системе подготовки к итоговому собеседованию по русскому языку
В основе выступления рассказ о применении технологии интегрированного обучения на уроках литературы и биологии (по рассказу Ф.Абрамова "О чём лачут лошади?", 7 класс)...
«Межпредметные связи уроков математики и трудового обучения, математики и СБО в специальной (коррекционной) школе VIII вида»
В докладе рассмотрены вопросы организации межпредметных связей уроков математики, труда, коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировки как условие подготовки учащихся к социально-трудовой ад...
ДОКЛАД «Роль межпредметных связей в профессиональной подготовке будущих специалистов лесного хозяйства»
ДОКЛАД по теме «Роль межпредметных связей в профессиональной подготовке будущих специалистов лесного хозяйства»...
Авторские методики реализации межпредметных связей в системе подготовки к итоговому собеседованию по русскому языку
учебные материалы по русскому языку...