Естественнонаучное образование. Межпредметные связи Физика-Математика
статья по математике на тему
Тезисы выступления на семинаре. Естественно-научное образование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Естественнонаучное образование как составная часть общего основного и среднего образования вносит свой вклад в достижение общей цели деятельности школы, обеспечивая усвоение обучающимися основ учебных дисциплин, развитие их мыслительных и творческих способностей, вырабатывая научное мировоззрение, способствует развитию ясного и цельного представления об устройстве мира и его законах, дает понятие о систематике наук. Формирование естественно-научной картины мира достигается при условии, что изучение естественно-научных дисциплин является, прежде всего, средством, обеспечивающим развитие познавательных способностей личности, расширение её интеллектуальных возможностей, знакомство с той частью человеческой культуры, которая во многом определяет лицо современной цивилизации.
Межпредметная интеграция в школьном учебном курсе является важным условием реализации ФГОС. Использование интегративного подхода в урочной и внеурочной деятельности позволит обучающимися успешно осваивать межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Учет метапредметных связей устраняет разобщенность школьных предметов, позволяет каждому учителю поддерживать интерес к другим , не "своим" предметам. Знанияобучающихся становятся глубже и прочнее.
Физика неразрывно связана с математикой.
Методика преподавания физики и математики пересекаются практически на каждой теме. Для более фундаментального усвоения программы необходимо интенсивное использование математического аппарата на уроках физики – при расчетах задач и лабораторных работ, а на уроках математики использовать физические задачи, для решения которых необходим математический аппарат по той или иной теме.
Изучение физики в 7 классе, базируется на предыдущих связях с математикой. Учитель опирается на те знания, какие ученики получили при изучении математики в 5-6 классах, и на знания, какие они получают в 7 классе на уроках математики. Здесь нужно помнить, чтообучающиеся7 класса уже знакомы с буквенными обозначениями, умеют записывать формулы, знакомы с отрицательными числами и координатной плоскостью. Они умеют выполнять действия над целыми и дробными числами, измерять величины, округлять числа, и находить среднее арифметическое, решать линейные уравнения, извлекать арифметические квадратные корни и многое другое. В течение года математическая подготовка обучающихсядополняется знаниями об уравнении с двумя неизвестными, они усваивают понятие функции и ее графическое представление.
УМК, используемое педагогами математики нашего лицея,в составе трехуровневых учебников, позволяет изучать математику целесообразно в единстве ее идей и методов. Единое изложение материала подчеркивает широту математических идей и общность развиваемых методов, тесную связь с другими науками, а так же красоту математики как важного элемента общей человеческой культуры. Материал учебника помимо математических понятий и свойств указывает так же вспомогательные понятия, преимущественно из жизненной практики или других учебных дисциплин. Многократное возвращение к важнейшим понятиям способствует их лучшему восприятию, расширению кругозора, привитию «широты мира», осознание того, что понятия могут вмещать в себя значительно больше, чем изучено на данном этапе.
В связи с увеличением объема информации, подлежащего усвоению в период школьного обучения, и с необходимостью подготовки всех учащихся к работе по самообразованию особо важное значение приобретает изучение роли преемственности предметов. Преемственность предполагает согласованность между целями, содержанием, методами и формами обучения в образовательных учреждениях.
Наиболее эффективным является организация обобщающих уроков. Приведение полученных знаний в систему учит обучающегося анализировать, отделять существенные признаки от незначительных и т.д., а это в свою очередь помогает сформировать не только познавательные, но и регулятивные УУД. Если же в уроки обобщения добавить работу в группах или применить другие коллективные формы работ учащихся, то можно говорить и о весомом вкладе в развитие коммуникативных действий. И, безусловно, доведение полученных знаний до системы ведет к освоению смысла учебной деятельности, являющегося весомой частью личностных УУД. При обучении также важно рассматривать широкий круг примеров и чередовать различные задачи, приводить контр-примеры для того, чтобы сформировать у учащихся полное представление, побудить их к анализу и выделению основных и несущественных признаков, усвоению свойств и понятий. Так же практические задачи способствуют формированию правильного понимания природы математики и физики, расширению кругозора, развитию мировоззрения. Такие задачи повышают интерес учащихся к изучению самих предмета, поскольку для них ценность математического образования состоит в их практических возможностях.Уроки с применением ИКТ вызывают большой интерес у учащихся, являются более наглядными, разнообразными. На них учащиеся получают большой объём знаний, и полученные знания прочнее усваиваются.Метод проектов позволяет строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности.
Таким образом Системная работа по использованию современных педагогических технологий приводит к тому, что обучающиеся успешно учатся, и проявляют интерес к предметам естественно-научного цикла. Современный урок - это урок, где учитель использует все возможности для развития личности ученика, его активного умственного роста, где присутствуют самостоятельный поиск учащихся, их исследования, различная творческая работа. В современной школе важнейшей задачей обучения становится уже не передача знаний, а приобретение умений, позволяющих самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения технологий, которые формировали и развивали у учащихся способность учиться творчески и самостоятельно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/25/picture-331961-1540500832.jpg)
Межпредметные связи биологии с предметами естественнонаучного и гуманитарного цикла.
В связи с увеличением объема информации, подлежащего усвоению в период школьного обучения, и в связи с необходимостью подготовки всех учащихся к работе по самообразованию, особо важное значение ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/06/picture-228768-1567780349.jpg)
Межпредметные связи в системе среднего профессионального образования
В данной работе рассмитриваются межпредметные связи , уровни организации, виды межпредметных связей в системе среднего профессионального образования....
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/27/picture-451897-1401181055.jpg)
Развитие межпредметной связи английского языка с естественнонаучными дисциплинами в рамках системно-деятельностного подхода
В настоящее время иностранный язык все больше рассматривается как интегрированная дисциплина. Особенностью изучения иностранного языка как учебного предмета является то, что он как бы «беспредметен», ...
Развитие межпредметных связей в процессе обучения физике, математике и информатике
Проблема взаимосвязи школьных дисциплин является одной из актуальных проблем современной дидактики, психологии и методики преподавания. Межпредметные связи отражают единство средств и методики процесс...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/28/picture-387670-1390893488.jpg)
Межпредметные связи предметов естественнонаучного цикла
Материал посвящен дополнительным образовательным возможностям, предоставляемым способом подачи учебного материала, включающим проработку на уроках по предметам естественнонаучного цикла (математика, и...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/20/picture-1429441-1666286502.jpg)
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ГБОУ СОШ № 301 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Экологическое образование учащихся в условиях модернизации российского образования является основополагающим в воспитательном и учебном процессах.Какое место занимае...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/03/picture-1156690-1651599968.jpg)
Использование межпредметных связей, как средство повышения качества образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГОС
Представлена методическая разработка на тему "Использование межпредметных связей, как средство повышения качества образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГО...