Мастер-класс по алгебре в 11 классе по теме "Производная функции в заданиях ЕГЭ".
план-конспект урока (алгебра, 11 класс) по теме
Данный мастер-класс проводится в 11 классе с целью подготовки к ЕГЭ. Нацелен на применение теоретического материала по теме "Производная функции" при решении экзаменационных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klassproizvodnaya_funkcii_v_zadaniyah_ege.rar | 1.64 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Салтыковская средняя общеобразовательная школа
Ртищевского района Саратовской области»
Мастер – класс по математике
в 11 классе
по теме
«ПРОИЗВОДНАЯ ФУНКЦИИ
В ЗАДАНИЯХ ЕГЭ»
Провела учитель математики
Белоглазова Л.С.
2012-2013 учебный год
Цель мастер – класса: развивать у учащихся навыки применения теоретических знаний по теме «Производная функции» для решения задач единого государственного экзамена.
Задачи
Образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме
«Производная функции», рассмотреть прототипы задач ЕГЭ по данной теме, предоставить обучающимся возможность проверить свои знания при самостоятельном решении задач.
Развивающие: способствовать развитию памяти, внимания, навыков самооценки и самоконтроля; формированию основных ключевых компетенций (сравнение, сопоставление, классификация объектов, определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, способность самостоятельно действовать в ситуации неопределённости, контролировать и оценивать свою деятельность, находить и устранять причины возникших трудностей).
Воспитательные: способствовать:
формированию у учащихся ответственного отношения к учению;
развитию устойчивого интереса к математике;
созданию положительной внутренней мотивации к изучению математики.
Технологии: индивидуально–дифференцированного обучения, ИКТ.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемный.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, в парах.
Оборудование и материалы для урока: проектор, экран, ПК для каждого ученика, тренажёр (Приложение №1),презентация к уроку (Приложение №2),индивидуально – дифференцированные карточки для самостоятельной работы в парах (Приложение №3),список сайтов сети Интернет, индивидуально-дифференцированное домашнее задание (Приложение №4).
Пояснение к мастер - классу. Данный мастер – класс проводится в 11 классе с целью подготовки к ЕГЭ. Нацелен на применение теоретического материала по теме «Производная функции» при решении экзаменационных задач.
Продолжительность мастер – класса – 30 мин.
Структура мастер - класса
I.Организационный момент -1 мин.
II.Сообщение темы, цели мастер - класса, мотивация учебной деятельности-1 мин.
III. Фронтальная работа. Тренинг «Задания В8 ЕГЭ». Анализ работы с тренажёром - 6 мин.
IV.Индивидуально - дифференцированная работа в парах. Самостоятельное решение задач В14. Взаимопроверка - 7 мин.
V. Проверка индивидуального домашнего задания. Задача с параметром С5 ЕГЭ
-3 мин.
VI.Оn – line тестирование. Анализ результатов тестирования - 9 мин.
VII. Индивидуально – дифференцированное домашнее задание -1 мин.
VIII.Оценки за урок - 1 мин.
IX.Итог урока. Рефлексия -1 мин.
Ход мастер - класса
I.Организационный момент.
II.Сообщение темы, цели мастер - класса, мотивация учебной деятельности.
(Слайды 1-2,приложение №2)
-Тема нашего занятия «Производная функции в заданиях ЕГЭ». Всем известно высказывание «Мал золотник да дорог». Одним из таких «золотников» в математике является производная. Производная применяется при решении многих практических задач математики, физики, химии, экономики и других дисциплин. Она позволяет решать задачи просто, красиво, интересно.
Тема «Производная» представлена в заданиях части В (В8, В14) единого государственного экзамена. Некоторые задания С5 также можно решить с применением производной. Но для решения этих задач требуется хорошая математическая подготовка и нестандартное мышление.
Вы работали с документами, регламентирующими структуру и содержание контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по математике 2013. Сделайте вывод о том, какие знания и умения вам нужны для успешного решения задач ЕГЭ по теме «Производная».
(Слайды 3-4, приложение №2)
- Мы изучили «Кодификатор элементов содержания по МАТЕМАТИКЕ для составления контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена»,
«Кодификатор требований к уровню подготовки выпускников», «Спецификацию контрольных измерительных материалов», «Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013» и выяснили, какие знания и умения о функции и её производной нужны для успешного решения задач по теме «Производная».
Необходимо
правила вычисления производных;
производные основных элементарных функций;
геометрический и физический смысл производной;
уравнение касательной к графику функции;
исследование функции с помощью производной.
- УМЕТЬ
выполнять действия с функциями (описывать по графику поведение и свойства функции, находить её наибольшее и наименьшее значения).
- ИСПОЛЬЗОВАТЬ
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
- Вы владеете теоретическими знаниями по теме «Производная». Сегодня мы будем УЧИТЬСЯ ПРИМЕНЯТЬ ЗНАНИЯ О ПРОИЗВОДНОЙ ФУНКЦИИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ЕГЭ. (Слайд 4, приложение №2)
Ведь недаром Аристотель говорил, что “УМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ НЕ ТОЛЬКО В ЗНАНИИ, НО И В УМЕНИИ ПРИМЕНЯТЬ ЗНАНИЯ НА ПРАКТИКЕ” (Слайд 5, приложение №2)
В конце урока мы вернёмся к цели нашего занятия и выясним, достигли ли её?
III. Фронтальная работа. Тренинг «Задания В8 ЕГЭ» (Приложение №1). Анализ работы с тренажёром.
- Выберите правильный ответ из четырёх предложенных.
- В чём, по вашему мнению, заключается сложность выполнения задания В8?
- Как вы думаете, какие типичные ошибки допускают выпускники на экзамене при решении этой задачи?
-При ответах на вопросы задания В8 вы должны уметь описывать по графику производной поведение и свойства функции, а по графику функции – поведение и свойства производной функции. А для этого нужны хорошие теоретические знания по следующим темам: «Геометрический и механический смысл производной. Касательная к графику функции. Применение производной к исследованию функций».
- Проанализируйте, какие задания вызвали у вас затруднения?
- Какие теоретические вопросы вам необходимо знать?
IV. Индивидуально - дифференцированная работа в парах. Самостоятельное решение задач В14. Взаимопроверка. (Приложение №3)
-Вспомните алгоритм решения задач (В14 ЕГЭ) на нахождение точек экстремума, экстремумов функции, наибольшего и наименьшего значений функции на промежутке с помощью производной.
-Решите задачи с помощью производной.
Перед учащимися поставлена проблема:
«Подумайте, можно ли решить некоторые задачи В14 другим способом, без применения производной?»
1 пара (Лукьянова Д., Гаврюшина Д.)
1)В14. Найдите точку минимума функции у =10х-ln(х+9)+6
2)В14. Найдите наибольшее значение функции y =
- Попытайтесь решить вторую задачу двумя способами.
2 пара (Санинская Т., Сазанов А.)
1)В14. Найдите наименьшее значение функции у=(х-10) на отрезке
[8; 10]
2)В14. Найти точку максимума функции у= -
(Учащиеся защищают своё решение, записывая основные этапы решения задач на доске. Учащиеся 1 пары (Лукьянова Д., Гаврюшина Д.) предоставляют два способа решения задачи №2).
Разрешение проблемы. Вывод, который должны сделать учащиеся:
«Некоторые задачи В14 ЕГЭ на нахождение наименьшего и наибольшего значения функции можно решить без применения производной, опираясь на свойства функций».
- Проанализируйте, какая ошибка была допущена вами в задаче?
- Какие теоретические вопросы вам необходимо повторить?
V. Проверка индивидуального домашнего задания. Задача с параметром С5(ЕГЭ) (Слайды 7-8, приложение №2)
-Лукьяновой К. было дано индивидуальное домашнее задание: из пособий по подготовке к ЕГЭ выбрать задачу с параметром (С5) и решить её с помощью производной.
(Учащаяся приводит решение задачи, опираясь на функционально - графический метод, как один из методов решения задач С5 ЕГЭ и даёт краткое объяснение данного метода).
- Какие знания о функции и её производной необходимы при решении задач С5 ЕГЭ?
VI. Оn – line тестирование по заданиям В8, В14. Анализ результатов тестирования.
Сайт для тестирования на уроке: http://www.ege-online-test.ru/
- Кто не допустил ошибок?
- Кто испытывал трудность при тестировании? Почему?
- В каких заданиях допущены ошибки?
- Сделайте вывод, какие теоретические вопросы вам необходимо знать?
VII. Индивидуально – дифференцированное домашнее задание
(Слайд 9, приложение №2), (Приложение №4).
-Я подготовила список сайтов сети интернет для подготовки к ЕГЭ. Вы можете также проходить на этих сайтах Оn – line тестирование. К следующему уроку вам нужно: 1) повторить теоретический материал по теме «Производная функции»;
2) на сайте «Открытый банк заданий по математике» (http://mathege.ru/) найти прототипы заданий В8 и В14 и решить не менее 10 задач;
3) Лукьяновой К., Гаврюшиной Д. решить задачи с параметрами. Остальным учащимся решить задачи 1-8 (вариант 1).
VIII. Оценки за урок.
- Какую оценку за урок ты бы себе поставил?
- Как ты думаешь, можно было бы тебе работать на уроке лучше?
IХ. Итог урока. Рефлексия
- Подведем итог нашей работы. Какова была цель урока? Как вы считаете, достигнута ли она?
-Посмотрите на доску и одним предложением, выбирая начало фразы, продолжите предложение, которое вам больше всего подходит.
Я почувствовал…
Я научился…
У меня получилось …
Я смог…
Я попробую …
Меня удивило, что …
Мне захотелось…
-Можете ли вы сказать, что в ходе урока произошло обогащение запаса ваших знаний?
-Итак, вы повторили теоретические вопросы о производной функции, применили свои знания при решении прототипов заданий ЕГЭ (В8, В14), а Лукьянова К. выполнила задачу С5 с параметром, которая является задачей повышенной степени сложности.
-Мне приятно было с вами работать, и надеюсь, что знания, полученные на уроках математики, вы сможете успешно применить не только при сдаче ЕГЭ, но и в дальнейшей своей учёбе.
- Закончить урок мне хотелось бы словами итальянского философа Фомы Аквинского «Знание – столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника» (Слайд 10, приложение №2).
Желаю успехов в подготовке к ЕГЭ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самостоятельная работа по алгебре 9 класс"График квадратичной функции"
Работа состоит из двух вариантов. Содержит разнообразные задания и вопросы по теме "Постороение графика квадратичной функции", для ответов на которые требуется глубокое понимание материала. Количество...
Алгебра 8 класс "Дробно-линейная функция и ее график"
Определение. План построения.Пример построения....
Урок алгебры, 8 класс. "Преобразования графиков функций" (презентация)
Урок по теме "Преобразование графиков функций". Элементарные преобразования графиков и примеры построения графиков функций, содержащих модуль....
Административный контроль Алгебра 9 класс Тема: «Исследование функции и построение графика функции»
Пояснительная записка Данная проверочная работа предназначена для подготовки выпускников 9-ых классов МБОУ СОШ № 35 г.о. Самара к экзаменационной работе по математике в новой ф...
Разработка открытого урока по алгебре, 8 класс, по теме "Функция у=к/х, её свойства и график.
Данная разработка предназначена для проведения урока открытия новых знаний. в 8классе по теме "Функция у=к/х, её свойства и график"....
Дидактические материалы для занятий математического кружка "Математика +" 7 класс. Занятие21. Понятие функции. Способы задания функции
Математический кружок- одна из наиболее эффективных форм внеклассных занятий. Для меня, как учителя, важно иметь под рукой пособие, в котором представлены идеи решений и которое позволило бы провести ...
Элективный курс по алгебре 9 класс "Практикум по решению разноуровневых заданий к ГИА"
Элективный курс по алгебре 9 класс "Практикум по решению разноуровневых заданий к ГИА"...