Квадратные уравнения
методическая разработка по алгебре (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: КВАДРАТНЫЕ У РАВНЕНИЯ
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Образовательные цели урока: Обеспечить закрепление теоремы Виета.
Обратить внимание учащихся на решение квадратных уравнений
ах2+ бх + с =0, в которых а +б + с = 0; привить навыки устного решения таких уравнений.
Воспитательные цели урока; Способствовать выработке у школьников желания и потребности обобщения изучаемых фактов: развивать самостоятельность и творчество.
Оборудование к уроку:
1. Тест «Квадратные уравнения».
2. Карточки с заданием для самостоятельной работы.
3. Карточки с индивидуальными заданиями для учащихся.
4. Таблицы: а) Теорема Виета;
б) Свойства квадратных уравнений
ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Учащимся сообщаются задачи урока:
1. Контроль знаний с помощью тестирования (тест на заполнение пропусков, чтобы получилось верное определение, формулировка, правило).
2. Решение задач на применение прямой и обратной теоремы Виета.
3. Изучение нового свойства квадратных уравнений.
II. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Решить уравнение: (по заранее написанному)
7х2 - 9х + 2 = О.
Решение:
D=(-9)2 -4· 7·2=25; D>о.
х 1 = х2= х1 =1; х 2=
Ответ: 1; .
2. Тест «Квадратные уравнения»
Каждый ученик получает листок с вопросами теста, обернутый полиэтиленом, ответы записываются на полиэтилене.
Тест проводится в двух вариантах. На выполнение этого задания дается 5 минут.
Задание теста
ВАРИАНТ I :
. 1.... уравнением называется уравнение ах2+ бх + с =0, где а,б,с – заданные числа,а0, х – переменная.
2. Уравнение х2=а, где а >0, имеет корни х1 = ….; х2 = … .
3. Уравнение ах 2 = 0, где а 0, называют ... квадратным уравнением.
4. Уравнение ах2 + Ьх =0, где а 0, Ь0, называют ... квадратным уравнением.
5. Если ах2 + Ьх + с =0 - квадратное уравнение (а 0 ), то Ь называют ... коэффициентом.
6. Корни квадратного уравнения ах2 + Ьх =0, вычисляют во формуле х 1,2 =.
7. Приведенное квадратное уравнение x2 +px+q=0
совладает с уравнением общего вида, в котором a =…., b=…., c=… .
8. Если x1 и х2 - корни уравнения x2 +px+q=0, то справедливы формулы
x1 + х2 = ….; x1 · х2 = … .
ВАРИАНТ II
1. Если ах2 + Ьх + с =0 - квадратное уравнение , то а называют ... коэффициентом, с - ... членом.
2. Уравнение х2=а, где а >0где а < 0, не имеет ....
3. Уравнение вида ах2 + с =0, где а0, с 0, называют ... квадратным уравнением.
4. Корни квадратного уравнения ах2 + Ьх + с =0 вычисляют по формулам
х1 =; х2 =;
5. Квадратное уравнение ах2 + Ьх + с =0 имеет два различных действительных корня, если b2 - 4аc…0.
6. Квадратное уравнение вида x2 +px+q=0 называют .....
7. Сумма корней приведенного квадратного уравнения равна ... коэффициенту, взятому с ... знаком, а произведение корней равно ... члену.
8. Если числа p,q,х1, х2, таковы, что x1 + х2 = - p; x1 · х2 = … , то х1 и х2 -корни уравнения... .
Учитель собирает тесты на проверку.
3. Задание (устно) на определение вида уравнения.
Вопрос учащимся:
- Ребята, здесь вы видите уравнения, определенные по какому-то признаку. Как вы думаете, какое из уравнений этой группы является лишним?
а) 1) 2.х2 – х= 0; б) 1). х 2 -5х +1 = 0;
2) х2 - 16 = 0; 2) 9х2 –6х + 10 = 0;
3) 4х2 +х-3=0; 3) х2+ 2х – 2 = 0;
4) 2х2 = 0. 4) х2 -3х -1=0;
Ответы:
а) 3) - лишнее, так как это полное квадратное уравнение. 1), 2), 4) - неполные квадратные уравнения.
б) 2) - лишнее, тек как это уравнение общего вида. 1), 3), 4) - приведенные квадратные уравнении.
4. а) Вопрос учащимся:
- Как можно решить приведенное квадратное уравнение? •
(Ответ: по формуле корней квадратного уравнения и по теореме Виета.)
- Сформулировать теорему Виета. (Отвечают учащиеся.) Использование таблицы:
х2 + рх + q =0
x1 + х2 = -p
x1 · х2 = q.
б) УЧИТЕЛЬ:
- - Как используется теорема Виета при решении квадратного уравнения общего вида
ах2 + Ьх + с =0 ?
(Ответ: заменить это уравнение равносильным ему приведенным квадратным уравнением).
Один из учеников записывает равносильное уравнение:
Х2 +(а 0 ).
Использование таблицы: ах2 + Ьх + с =0 ? а 0
Х2 +
x1 + х2 = -
x1 · х2 = .
УЧИТЕЛЬ: А сейчас, ребята, послушайте стихотворение о теореме Виета:
По праву достойна в стахах быть воспета
О свойствах корней теорема Виета.
Что лучше, скажи постоянства такого:
Умножишь ты корни - и дробь уж готова?
В числителе с, в знаменателе а,
А сумма корней тоже дроби равна.
Хоть с минусом дробь, что за беда!
В числителе b, в знаменателе а.
.
III. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ; ТЕОРЕМЫ ВИЕТА .
(прямой и обратной)
1. Задание: (по заранее записанному). Дано уравнение: х2 - 6х +5 =0
Не решая уравнения, найти:
1) сумму корней...
2) произведение корней...
3) квадрат суммы корней...
4) удвоенное произведение...
5)
6) подобрать корни...
Класс выполняет задание в тетрадях.
Учитель записывает ответы, полученные учащимися, на доске.
2.Задание (устно).
а) Найти сумму и произведение корней следующих уравнений:
x1 + х2 x1 · х2
1) х2-3х- 4=0; ? ?
2) х2-9х+1 4=0; ? ?
3) 2 х2- 5 х +18=0; ? ?
2) 3х2 +15х +1=0; ? ?
б) Для уравнений 1), 2) найти подбором корни.
Ответ.: I) х 1= 4, х 2 = - 1; 2) х 1= 7, х 2 = 2.
3. Задание:
Составить приведенное квадратное уравнение, если известны его корни.
(Перед выполнением задания учащиеся формулируют обратную теорему Виета.)
а) Учитель сам решает задание, записанное на доске:
х 1= -3, x2 +px+q=0
х 2 = 1 x2 +2x+(-3)=0
р = 2; q= - 3;
x1 + х2 =-3+1=-2 X2 +2х- 3 =0
-р=-2; р= 2;
x1 · х2 =q
x1 · х2 =-3; q =-3.
б) Самостоятельная работа в четырех Вариантах(с проверкой в классе).
ВАРИАНТ 1 ВАРИАНТ 2 ВАРИАНТ Ш ВАРИАНТ IV
x1 =5, x1= -5, x1 =5,· x1 ·=-5,
х2 =6, х2 = 6, х2 =-6, х2 = -6
Записать на доске полученные уравяевия (к доске приглашаются по одному ученику от каждого варианта, остальные ученики проверяют). Отлеты к вариантам:
1) х2-11х+30=0;
2) х2- х -30 =0;
3) х2+ х -30=0;
4) х2 +11х +30=0;
Во время самостоятельной работы два ученика работают у доски по карточкам.
Карточка1.
Составить приведенное квадратное уравнение, если известны его корни
x1 =7; х2 = -3.
Карточка2.
Составить приведенное квадратное уравнение, если известны его корни
x1 =8; х2 = -4.
Учитель проверяет выполнение работ учащихся у доска по карточкам.
После проверки составленных уравнение сделать вывод о знаке перед свободным членом квадратного уравнения.
IV. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ СВОЙСТВА
1. М 534 (а, б, д) («Алгебра - 8. под ред. С.А. Теляковского), '
2. Обратить внимание учащихся на уравнение, которое было решено в начале урока.
7 X2 - 9х + 2 = 0;
7-9+2=0; x1 =1; х2 = . Сделать вывод о значимости данного свойства.
V. ЗАДАНИЕ НА ДОМ
1. Придумать три уравнения, в которых а + Ь + с = 0.
2. Повторить п. '19. 21, 23-
3. М 546 (а. б).
VI. ИТОГ УРОКА
Выставление оценок учащемся за работу на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения. План-конспект урока в 8 классе с использованием ЭОР
Представлен план-конспект урока изучения нового материала с использованием ЭОР в технологии деятельностного метода. Первый урок в теме. Используются индивидуальная и фронтальные формы организации урок...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Квадратные уравнения. Неполное квадратное уравнение.
Предложенный урок по теме с использованием ЭОР....
АЛГЕБРА 8 класс Урок - практикум по теме «Квадратные уравнения. Неполные квадратные уравнения».
Цели урока:Закрепление навыка решения неполных квадратных уравнений.Развитие логического мышления, речи, навыков самоконтроля и самооценки.3. Воспитание навыков самостоятельной работы и умений р...
Конспект урока "Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения."
Конспект урока "Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения."...
План конспект урока математики(алгебра)в 8 классе по теме:"Определение квадратного уравнения.Неполное квадратное уравнение"
Урок изучения нового материала.Предметы точных дисциплин(раздел – алгебра ,8 класс)Богомолова Татьяна ЕфимовнаУчитель математикиМБОУ «Верхнекармальская ООШ» Черемшанского муниципального районаРеспубли...
Квадратное уравнение. Неполные квадратные уравнения
Материал может быть использован на первом уроке по теме "Неполные квадратные уравнения" в классах , работающих по учебнику для 8 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндю...
Итоговый контроль по темам № 1, 2, 3, 4: «Рациональные уравнения. Иррациональные уравнения. Квадратное уравнение и приложения теоремы Виета. Исследование квадратного трехчлена»
Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации (ГИА) и единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, ...