Интегрированный урок "Площадь круга. Дождь"
методическая разработка по алгебре (6 класс) по теме

Сафина  Татьяна  Владимировна

Интегрированный урок природоведения и математики в 6 классе с применением национально-регионального компонента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon safina_t.v._72-77.doc176 КБ

Предварительный просмотр:

Площадь круга. Дождь

Практическое  применение  формулы площади  круга

2012

МБОУ  “СОШ  п.Круглое Поле”                                                                                                                                         Тукаевского муниципального  района

Республики  Татарстан

Татьяна Владимировна Сафина                                                                                                                                  


Площадь круга. Дождь.

                   Сафина Татьяна Владимировна,

                  учитель математики высшей

                  квалификационной категории

                  МБОУ “СОШ п.Круглое Поле»                      

                Тукаевского  МР РТ

Цели:

познавательные:

  1. сообщение о видах дождя;
  2. введение понятия дождь;
  3. применение формулы площади круга;
  4. совершенствование навыков умножения, деления десятичных дробей;                                                                                          развивающие:
  5. формирование умений классифицировать дождь по видам;
  6.  формирование умений применять формулу площади круга при решении задач;
  7. анализировать, сравнивать, обобщать;
  8. перенос знаний в новую ситуацию;
  9. поиск аналога или другого пути решения;
  10. развитие речевых и письменных математических умений;                                                воспитание личностных качеств:
  11.  наблюдательности, интуиции и сообразительности, самостоятельности,

 способности  к самооценке хода и результата деятельности, любознательности, благородства и великодушия, человечности, чуткости, гуманности, приветливости, товарищеской солидарности, стремления к взаимовыручке,

  1.  воспитание познавательного интереса,
  2.  показ важности и практической значимости, применимости знаний по математике в географии.

Новые знания: дождь, классификация видов дождя, практическое применение формулы площади круга.

Опорные знания: площадь круга, действия над десятичными дробями, осадки.

Оборудование: магнитофон, запись магнитная, жетоны ( бумажные - в виде капли дождя 130 штук, пластмассовые - 200 штук ), плакат «Дождь» , плакат со словами Ивана Савича Никитина, мензурки, линейка, вода.

Методы и формы проведения: используется сочетание инструктивно-поискового и эвристических методов, игрового метода. Осуществляется взаимоконтроль и самоконтроль для проверки знаний. Метод наглядности, словесности, практический метод. Межпредметная связь - математики, географии, литературы. Использование национально-регионального компонента, сведений Тукаевского района.

I. 0РГАНИЗАЦИОННЫИ МОМЕНТ - 1-1.5 мин.

-Здравствуйте, дети!

Линейку положите на середину стола. Книги, дневник на край стола. Откройте тетрадь по математике.

-Какую тему мы проходили на прошлом уроке? Запишите тему урока «Площадь круга».

 - Как найти площадь круга?

2.ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

Читаю стихи:                   Скучная картина

Тучи без конца

Дождик так и льет        (Звучит  звук «Дождя»).

Лужи у крыльца.

(Ложу на стол капельки дождя - с заданиями)

  1. Чему равно число пи?
  2. По какой формуле находим площадь круга?
  3. Найдите площадь круга, если R=3; R=4; R=5. (пи считать равным 3).

З.УСТНЫЙ СЧЕТ. (Задания под облаками и тучками.)

1)Вычислите площадь круга, если пи равно 3,14. R=1м; R=2м; R=10см ⁿ

2) Выполните действия    1,52 ; 1,62 ; 22.

3)Округлите числа до десятых: 5,8917; 2,8308; 0,25; 1,3721; 5,7275.

Можно считать, что вы готовы к уроку. Мы с вами, сегодня, продолжим изучение темы «Площадь круга». Рассмотрим ее практическое применение, то есть применение формулы площади круга.

4.  ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ. УМЕНИЙ, НАВЫКОВ.

      Пусть хоть раз доведется тому быть немым очевидцем природы, не добавив ни слова к тому, что объявлено в сводке погоды. Согласимся со словами Бэллы Ахмадуллиной и послушаем прогноз погоды 28 сентября 2012 года в Тукаевском районе Республики Татарстан. (Читаю прогноз погоды, показываю по карте Тукаевского района(через проектор):

«На всей территории Республики Татарстан ожидается ненастная погода. В Тукаевском районе в районе посёлка  Круглое Поле без существенных осадков.  На границе с Сармановским районом, в селе Тлянче-Тамак, ожидаются ливневые дожди. В районе села Калмия ожидается небольшой дождь. Прогноз погоды в городе Набережные Челны - будет дождь. Не забудьте, выходя из дома, взять с собой зонт».

-Ребята, вы, наверно, обратили внимание, что в прогнозе погоды ожидаются дожди. Что такое дождь? О каких дождях идет речь в прогнозе погоды? Мы с вами так привыкли, что не задумываемся над смыслом этих терминов: без существенных осадков, дождь, небольшой дождь, ливневый дождь. Например, что стоит за термином «кратковременный дождь»? Чем он отличается от небольшого дождя? Как представить себе погоду без существенных осадков? Да и просто слово «дождь» допускает огромное разнообразие ситуаций. Что же означают эти термины у синоптиков? Вот этим и займемся мы сейчас. Запишите в тетрадях по географии тему урока «Дождь». Запишите в тетради новые слова столбиком:

без существенных осадков-

небольшой дождь

дождь

ливневый дождь

-        Как вы понимаете слово «дождь»?

На географической площадке в школе имеется прибор: осадкомер. Его показания снимают два раза за сутки в определенное время; например, утром в 8 часов и вечером в 20 часов, то есть разница между ними 12 часов. Синоптики вычисляют количество осадков за половину суток, то есть за 12 часов, или да день, или за ночь. Затем определяют количество выпавших осадков в миллиметрах на 1кв. см. От этого и зависят эти   термины.

Нам, сегодня, ребята поступили осадки собранные учащимися сел Тлянче-Тамак, Калмия и посёлка Круглое Поле. Определим вид осадков, выпавших в этих селах. Орудием нашим будет линейка и ваши вычислительные навыки. (Делю класс на 3 группы, групповая работа). Один из учеников читает ход работы. Остальные ученики записывают в тетради.

ПРАКТИЧЕСКАЯ    РАБОТА.

Тема; «Определение количества выпавших осадков и вида дождя».

Оборудование: мензурка, линейка, вода в стакане.

Ход работы.

  1. Измерьте радиус  (R)  дна мензурки в см.
  2. Вычислите площадь (S) дна мензурки, если число пи равно 3,14.
  3. Налейте воду в мензурку до сделанной отметки, измерьте высоту (H) воды в мм.
  4. Разделите количество воды  H  мм. на S в см2. Результат округлите до десятых.(На  экране – через проектор)

Запись в тетрадях учащихся:

Тлянче-Тамак                            Калмия                                  Круглое Поле

R =2см.                                      R =1,5см.                                 R =1,6см.

S =12,56 см                             S =7,065 см                          S =8,0384 см2.

Н=74 мм                               Н=20 мм.                                 H =2мм.

N=74:12.56=5.9 мм на 1 см2.   N =20:7.065=2,8мм.на 1см2.           N =2:8,0384=0,25мм. на 1см2.

Дождь                               небольшой дождь           без существенных осадков

(Дети проверяют свои записи в тетрадях (через проектор). Самоконтроль.)

Каждая группа определяет вид дождя по таблице (На  экране через проектор)

Классификация  видов  дождя от  количества  выпавших  осадков

Без  существенных  осадков

До 0,3  мм  за  12 час

Небольшой  дождь

От  0,3 мм  до  3  мм  за  12 час

Дождь

От 3 мм  до  8 мм  за  12 час

Ливневый  дождь

1мм-2 мм  за 1мин

ВЫВОД: как определить вид дождя?

 -измеряем радиус дна сосуда при помощи линейки в  см.

 -вычисляем по формуле площади круга площадь дна  сосуда;

-измеряем при помощи линейки высоту воды в сосуде в мм.;

 -определяем количество осадков в мм. на 1  см2.;

 -классифицируем по таблице.

Ребята, это все табличные термины дождей. Но еще существуют другие названия дождей. Например, в зависимости от времени года - летний, осенний, весенний, даже зимний. Кроме того, часто мы встречаемся с солнечным, грибным, моросящим, затяжным, кратковременным дождями. (Определяют  учащиеся  с  помощью  учителя)

5.3АКРЕПЛЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ. УМЕНИЙ, НАВЫКОВ.

А) Многие поэты и писатели обратили внимание на это явление природы. Я вам прочитаю небольшие отрывки стихов, вы определите, о каких дождях идет речь.                   За окошком колкий, мелкий

Долгий дождичек осенний затянуться обещал.

 (Б. Окуджава)

Все кончилось. Настала ночь.

 По Киеву

Пронесся мрак, швыряя ставень в ставень

И хлынул дождь...

(Б. Пастернак)

Льются высокие звуки

Весеннему времени в лад

Грянул из тучи лиловой

Грома аккорд в вышине

Струи дождя, словно струны Арфы,

покорной весне

Сделались залом концертным

Долы, поля и леса.

(М. Джалиль)

В) Работа по карточкам - тесты.

1.Выпало осадков 5,2 мм. за минуту. Это:

а)        небольшой дождь                                 в) дождь

б)        ливневый дождь                                         г) кратковременный дождь

2.Школьники отметили, что за ночь выпало 2,2 мм. осадков на 1 см. Это

а) небольшой дождь.                                                 в) без существенных осадков

б) ливневый дождь                                                 г) дождь.

3.За сутки выпало 15,2 мм. осадков на 1 см. Это:

а) небольшой дождь                                                в) без существенных осадков

б) ливневый дождь                                                        г) дождь.

Посмотрите, ребята, какое слово у вас получилось - БАГ. Пусть льют дожди «небольшие» и кратковременные, затяжные и ливневые - главное, чтобы все в свое время. Чтобы после них проклевывались заделанные в почву зерна, изумрудом переливались леса и поля, исходил аромат цветов. И люди радовались дождю.

Если не будет воды и не будет жизни на Земле. Ничто не может  существовать без воды. Например, каждому растению необходимо определенное количество воды, чтобы расти в полную силу:

  1. дубу - 85 литров воды,
  2. осине - 66 литров,
  3. березе - 60 литров воды за сутки.

А вот чтобы вырастить 1 тонну пшеницы необходимо 1500тонн воды.

В) ЗАДАЧА. Кооператив «Гигант» Тукаевского района Республики Татарстан с 1 га. в среднем собрал 27,2 ц. пшеницы. Какое количество воды необходимо, чтобы собрать урожай с площади 312 га.?

РЕШЕНИЕ. 1) 2,72 * 1500=4080 (т.) воды необходимо, чтобы вырастить 2,72 т. пшеницы.

2) 4080* 312=1272960(т.) воды необходимо, чтобы собрать урожай с площади 312 га.

ОТВЕТ: 1 272 960 т. Много это и мало?

6. ВЫВОДЫ УРОКА.

Мы с вами, сегодня, постарались понять природу дождя с помощью математики. Ведь математика царица всех наук. Какой формулой мы воспользовались? Что такое дождь? Какие бывают дожди? Какую пользу приносит вода природе?

7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

1 .Нарисовать виды дождя, как вы их представляете.

 2.Найти стихи о дожде.

3. п.24; № 855

8.ИТОГИ УРОКА.

А) Мне хочется закончить урок словами ИВАНА САВВИЧА НИКИТИНА

«ПОЙМИ ЖИВОЙ ЯЗЫК ПРИРОДЫ - ИСКАЖЕШЬ ТЫ: ПРЕКРАСЕН МИР!»

В) Посмотрим, кто, сколько собрал капель воды:

 «отлично» - больше 20 жетонов;

 «хорошо» - 15-20 жетонов;

«удовлетворительно» - 10-14 жетонов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образ круга и его роль в рассказе В.Набокова «Круг»

Анализ художественного текста «вслед за автором», работа в группах. Урок формирует навыки рефлексивного характера, развивает умение видеть особенности хуложественной манеры автора. Рекомендуется...

Интегрированный урок по геометрии и биологии "Площадь круга. Длина окружности"

Цель урока: Показать  практическое применение  формул знакомясь с  некоторыми глобальными проблемами человечества в защите и сохранении окружающей среды....

"9 кругов ада по Данте" Путеводитель по кругам ада из «Божественной комедии» Данте Алигьери.

«Божественная комедия» (итал. La Commedia, позже La Divina Commedia) — поэма, написанная Данте Алигьери в период с 1307 по 1321 годы и дающая наиболее широкий синтез средневековой культ...

Конспект урока по теме"Круг. Площадь круга"

Данный урок является 2 уроком по данной теме и имеет ряд прикладных задач для закрепления материала....

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ "КЛЕН ПОД ДОЖДЕМ"

Интегрированное занятие «Клен под дождем» реализуется в группе кратковременного пребывания дошкольников 4-5 лет.  Прохождение темы рассчитано на два учебных часа - сдвоенное занятие (рисование, ...

Эйлеровы круги (круги Эйлера).

Презентация к уроку для 8 класса Эйлеровы круги(круги Эйлера)....