"Многочлены и действия с ними", урок алгебры, 7кл.
методическая разработка по алгебре (7 класс) по теме
Тип урока: обощение и систематизация знаний по теме "Многочлены и действия с ними". На уроке проводится защита проектов обучающихся, контроль и коррекция знаний по теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Многочлены и действия с ними,алгебра, 7 класс | 2.94 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок алгебры в 7 классе по теме: «Многочлены и действия с ними»
Учитель математики: Бобочкова Т.А.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Цель:
образовательная – обобщить знания учащихся по теме «Многочлены и действия с ними»; проверить усвоение пройденного материала в нестандартных ситуациях;
воспитательная – воспитывать культуру общения, чувство взаимопомощи, умения сопереживать, оказывать помощь товарищу;
развивающая – развитие познавательного интереса учащихся и приобщение их к творчеству, развитие навыков самостоятельной и групповой работы, умений осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, проблемно-исследовательский, интерактивные методы обучения
ФОПД: фронтальная, индивидуальная, групповая
Оборудование:
- Компьютер и медиапроектор.
- Презентация «Многочлены и арифметические действия с многочленами».
Раздаточный материал:
- Оценочный лист, где учащиеся оценивают себя на каждом этапе урока (Приложение №1)
- Проверь правильность решения ( Приложение №2)
- Таблица с уравнениями для угадывания фамилии учёного (Приложение №3)
- Текстовые задачи по группам:
1гр- задача о фазанах и кроликах
2гр. –задача о Диофанте.
План урока.
- Организационный момент.
Учитель. Ребята! Эпиграфом к уроку мне хотелось бы взять слова известного математика А.Маркушевича (см.слайд №1)
«Кто с детских лет занимается математикой,
тот развивает мозг,
свою волю,
воспитывает в себе настойчивость и упорство
в достижении цели».
Именно такие качества вы формируете у себя, когда изучаете математику.
Сегодня мы проведём заключительный урок по теме «Многочлены и арифметические действия над ними» (см. слайд№2)
Несколько уроков назад вы приступили к выполнению проекта «Многочлены и действия с ними». Сегодня на уроке вам будет предложена защита вашего проекта.
Кроме этого, на уроке вы будете выполнять задания различного вида по данной теме, а результаты заносить в Оценочный лист. Таким образом проверите себя ещё раз, как вы усвоили тему
Приложение №1
Лист оценивания _________________________________
(фамилия, имя ученика)
Правильно ли? | Угадайте слово | Решение текстовой задачи | Домашнее задание | Итого: | Оцените урок. Подчерните необходимое |
1.Я доволен уроком, мне очень понравилось. 2.Мне понравилось на уроке, но в моих знаниях есть пробелы. 3.Урок прошел для меня даром, ни чего нового я на нем не узнал. Все, это я знаю. 4.Я не доволен уроком, ничего не понял и как решать примеры я не знаю. | |||||
Какое настроение (ощущение) было перед уроком: Какое настроение (ощущение) после урока: |
Оцени себя на каждом этапе урока и сделай для себя вывод о пользе проведенного на уроке времени.
Ваша оценка за урок: «5» - 22-23 б
«4» - 16-21 б
«3» - 11-15 б
- Защита проекта учащимися
Защита проекта.
Проект выполняли отдельные группы учащихся. Вам слово.
1 группа:
Презентация: «Арифметические действия с многочленами».
(слайд №3-9)
(ребята по очереди рассказывают о содержании презентации)
- стандартный вид многочлена
- алгебраическая сумма многочленов
- умножение многочлена на одночлен и многочлен
- деление многочлена на одночлен
Учитель:
- Чтобы проверить, как вы усвоили эту тему, предлагаю вам выполнить следующее
Задание №1 « Правильно ли?» (взаимоконтроль)
Верно ли выполнены действия?
(ученикам предлагается задание: проверить правильность выполнения действий с многочленами)
Приложение №2
Проверь правильность решения, в скобках поставьте (+) - если верно, и (-) - если не верно.:
- (7α5b2c)(-3αb4c)= 21α6b6c2 ( - )
- (7m2–4mn)–(2m2+4mn)=5m2 ( - )
- 5x2y(4xy + 3y2) = 20x3y2 + 15x2y3 ( + )
- (12n3k3 – 15n2k4 ) : (3nk) = 4n2k2–5nk3 ( + )
- (2m – b)(4m2+2mb)=8m3–4m2b ( - )
Взаимопроверка: проверить правильность у соседа и поставить баллы за это задание: за каждый верный ответ-1 балл.
Защита проекта.
2 группа:
Презентация «Дополнительные сведения о многочленах:
- Знаете ли вы?
- Известные математики, основоположники теории многочленов.
(ребята по очереди рассказывают о содержании презентации)
«Знаете ли вы?»
-Как можно по другому назвать многочлен?
ПОЛИНОМ
-Как можно назвать одночлен?
МОНОМ
-Как можно назвать двучлен?
БИНОМ
Как можно назвать трёхчлен?
ТРИНОМ
-Как назвать данный многочлен
, учитывая его степень?
ОДНОРОДНЫЙ МНОГОЧЛЕН, т. к. степень многочлена определяется по максимальному количеству буквенных множителей, их здесь в каждом слагаемом по два.
-Как называется многочлен такого вида ?
МНОГОЧЛЕН С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ
-Дан полином , назовите степень полинома?
5
- Каков стандартный вид данного многочлена?
-Назовите многочлен, противоположный данному .
Учитель: Вывод: Ребята, есть ещё неизвестные для вас факты о многочленах, обучаясь в старших классах вы узнаете, что такое Бином Ньютона, научитесь находить решение уравнений, которые содержат неизвестное в 3 степени и выше.
Продолжим защиту нашего проекта:
«Известные математики, основоположники теории многочленов».
Презентация «О Диофанте»
Очень давно, в Древней Греции жили и работали замечательные ученые математики, философы, астрономы, физики, которые всю свою жизнь отдали служению науке.
Начиная с VIвека до н.э. у древнегреческих математиков встречаются общие утверждения о тождественных преобразованиях многочленов, применение формул и правил. Тогда было принято все алгебраические утверждения выражать в геометрической форме.
Вместо сложения чисел говорили о сложении отрезков, а произведение двух чисел сравнивали с площадью, трех чисел – с объемом и т. д.
Перым ученым, который отказался от геометрических способов выражения и перешел к алгебраическим уравнениям, был древнегреческий ученый – математик Диофант
Жид Диофант, по-видимому в III веке н.э., остальные известные нам факты его биографии исчерпываются таким стихотворением –загадкой, по преданию выгравированной на его могиле:
Стихотворения о жизни Диофанта.
(по преданию выгравированное на его надгробии).
Путник. Здесь прах погребен Диофанта.
И числа поведать могут, о чудо, сколь долог был век его
жизни.
Часть шестую его представляло прекрасное детство.
Двенадцатая часть протекла еще жизни – покрылся
пухом тогда подбородок.
Седьмую в бездетном браке провел Диофант.
Прошло пятилетие; он был осчастливлен рождением
первенца сына.
Коему рок половину лишь жизни прекрасной и светлой дал на земле
по сравненью с отцом.
И в печали глубокой старец земного удела конец
Воспринял, переживши четыре года с тех пор, как сына лишился.
Диофант впервые ввёл буквенную символику в алгебру. В его книге «Арифметика» появляются специальные обозначения для степеней. Он первый доказал, что уравнение имеет столько корней, какова его степень. Эти уравнения он обычно составлял с двумя неизвестными и они были названы его именем. К таким уравнениям относились уравнения, которые имели решением только целые числа и они называются Диофантовы уравнения.
Учитель:
Ребята, при изучении темы «Многочлены» вы решали уравнения, левые и правые части которых содержали многочлены. Чтобы решить их, вам необходимо было выполнить арифметические действия с многочленами. Поэтому, вам предлагается задание:
решить уравнение, и ещё, решив уравнение, вы должны найти какая буква соответствует корню уравнения. Составив слово из букв, мы узнаем, о каком математике будет нам рассказывать следующий участник второй группы.
Задание №2 «Угадайте слово» (самоконтроль –найденный корень уравнения подставить в само уравнение и проверить получится ли верное равенство.)
Ученикам предлагается задание: решить уравнение, каждому ученику по одному, чтобы узнать имя ученого-математика
Оцените себя: за верно решённое уравнение – 2 балла
Приложение 3.
№ п/п | Фамилия, имя ученика, кто решает уравнение | Решите уравнения | Ответ | Буква | |
1. 2. 3. 4. 5. | 8х –х2 = х (3 – х) + 40 (4m + 3)(4m – 3) = 16m2-3m 4x2 – 2х (4 + 2х) = 4 (3х – 1)(2х + 7) =6 x2 +12 (8 – 9у)у + 40 =-9 y2 | ||||
Корень уравнения | 3 | - 5 | 1 | 8 | - 0, 5 |
Буква | й | р | е | э | л |
Учитель: все решили уравнения, заполнили оценочные листы, получили слово: Эйлер .
Другой математик (1707 – 1783гг.) родился в Швей цари. В 1727г.двадцатилетним юношей он был приглашен в Петербургскую Академию наук. Этот математик был соратником Ломоносова. В Петербурге он попадает в круг выдающихся ученых математиков, физиков, астрономов, получает широкую возможность для создания и издания своих трудов (их у него было более 800, и заняли они 72 тома). Среди его работ – первые учебники по решению уравнений. Старшеклассники учатся по учебникам, прообразы которых создал этот ученый. Его считают великим учителем математики. Последние в научном мире он работал слепым, но продолжал работать, диктовал труды своим ученикам. однако в научном мире он больше известен как физик, который построил точную теорию движения луны с учетом притяжения не только Земли, но и Солнца.
Фамилию этого ученого вы узнаете, если правильно решите следующие пять уравнений. (Ученики по группам в пять человек решают эти уравнения находят буквы в таблице результатов. Читают слово: Эйлер – каждый решает свое уравнение, если кто – то не может справится, то старший по группе помогает прийти к правильному решению).
III.Практическая работа в группах
Учитель:
Ребята, вот вы и защитили свою часть проекта. А сейчас, каждая группа должна решить текстовую задачу, применяя свои знания.
Задание №3 «Решение текстовой задачи».
1 группа: Решить задачу о фазанах
В клетке сидели фазаны и кролики. У них всего 15 голов и 42 лапки. Сколько кроликов и сколько фазанов сидело в клетке?
2 группа узнайте, сколько же лет жил Диофант?
Задача группе №1
В клетке сидели фазаны и кролики. У них всего15 голов и 42 лапки. Сколько кроликов и сколько фазанов было в клетке?
Решение: Пусть х – кроликов было, тогда фазанов – 15 – х,
Тогда у кроликов 4х лап, у фазанов – 2(15 – х) лап.
По условию задачи было всего 42 лапы, составим уравнение:
4х + 2(15 – х) = 42,
4х +30 – 2х = 42,
2х = 12
х = 6 – кроликов.
15 – 6 = 9 – фазанов.
Что за выражение мы получили в левой части при составлении уравнения? (Многочлен)
Ответ: 6 – кроликов, 9 – фазанов.
Оцените себя:
- правильно составлено математическая модель задачи – 2 балла;
- правильно составлено уравнение – 1 балл;
- правильно решено уравнение – 2 балла;
- выполнено следующее действие после уравнения – 1 балл.
Задание группе №2
Чтобы исчерпать всё известное о личности Диофанта, решите дошедшее до нас стихотворение-загадку:
Путник. Здесь прах погребен Диофанта.
И числа поведать могут, о чудо, сколь долог был век его
жизни.
Часть шестую его представляло прекрасное детство.
Двенадцатая часть протекла еще жизни – покрылся
пухом тогда подбородок.
Седьмую в бездетном браке провел Диофант.
Прошло пятилетие; он был осчастливлен рождением
первенца сына.
Коему рок половину лишь жизни прекрасной и светлой дал на земле по сравненью с отцом.
И в печали глубокой старец земного удела конец
воспринял, переживши четыре года с тех пор, как сына лишился.
Скажи, сколько лет жизни достигнув,
смерть воспринял Диофант.
Решение задачи сводится к решению уравнения первой степени с одним неизвестным.
Пусть х – количество лет, прожитых Диофантом, тогда х/6 лет – он прожил ребенком, а х/12 лет – он прожил до появления пуха на его подбородке, х/7 лет – Диофант провел в бездетном браке, спустя 5 лет у него родился сын, который прожил х/2 лет.
Отец пережил сына на 4 года. Составим и решим уравнение.
х = х/6+х/12+х/7+5+х/2+4
В результате решения получаем, что Диофант женился в 33 года, стал отцом на 38-ом году, потерял сына на 80-ом году и умер в 84года.
Оцените себя:
- правильно составлено математическая модель задачи – 2 балла;
- правильно составлено уравнение – 1 балл;
- правильно решено уравнение – 2 балла;
- выполнено следующее действие после уравнения – 1 балл.
Записать решение на доске (по готовым слайдам)
Заполните оценочные листы.
Творческое домашнее задание (по выбору):
1. Составить тематический словарь по теме «Многочлены и одночлены».
2. Составить систему карточек-заданий по теме
«Многочлены и действия с ними».
3. Составить кроссворд по теме «Многочлены и одночлены» (10-15 слов).
4. Написать сочинение-интервью «Интервью с многочленом (или одночленом)» или сказку на эту же тему.
За качественное выполнение творческого домашнего задания каждый член группы может получить от 1 до 10 баллов
Заполните оценочные листы
IV. Подведение итогов урока
- По листам оценивания, оценка у каждого ученика за урок
2. Самооценка работы над проектом
- Чему ты научился, работая над проектом ?
- Какая часть проекта самая интересная ?
- Кто был самым активным ?
- Кто был пассивным ?
- Какие трудности встретились и как вы их преодолели ?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 7 классе по теме "Многочлены и действия с ними"
Разработка обобщающего интегрированного урока по математике на тему: «Многочлены и действия с ними»...
Презентация к уроку "Многочлены и действия с ними"
Урок сопровождается слайд-презентацией, использование которой позволяет более наглядно провести урок, качественно и быстро сделать проверку....
урок в 7 классе по теме : "Многочлены и действия над ними"
обобщение и систематизация знаний и умений по теме: Многочлены и действия над ними. Выполнение действий над многочленами....
Урок Повторение. Многочлены и действия над ними.
Образовательные Повторить понятие многочлена и его стандартного вида, повторить действия с многочленами повысить положительную мотивацию восьмиклассников к учению. Развивающие:формирова...
Методическая разработка урока "Многочлены и действия с ними", алгебра, 7 класс
Методическая разработка урока "Многочлены и действия с ними", алгебра, 7 класс. В данной разработке представлен урок-обобщение по этой теме. На уроке применяется групповая форма работы....
Технологическая карта урока по теме " Многочлены и действия над ними"
Технологическая карта урока по теме " Многочлены и действия над ними"...