Методическая разработка урока "Многочлены и действия с ними", алгебра, 7 класс
план-конспект урока по алгебре (7 класс) на тему

Бобочкова Татьяна Алексеевна

Методическая разработка урока "Многочлены и действия с ними", алгебра, 7 класс. В данной разработке представлен урок-обобщение по этой теме. На уроке применяется групповая форма работы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
 «Многочлены и действия с ними»

ФИО (полностью)

Бобочкова Татьяна Алексеевна

Место работы

Филиал МБОУ Елизаровская СОШ «Панинская основная общеобразовательная школа»

Должность

Учитель математики

Предмет

Алгебра

Класс

7

Тема и номер урока в теме

«Многочлены и действия с ними»(17 уроков, урок16)

Базовый учебник

Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров и др.  Алгебра. 7 класс.

  1. Цель и задачи урока

Цель: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков  по теме.

Задачи:

- обучающие:

  • отрабатывать навыки действий с многочленами
  • провести диагностику усвоения знаний и умений применения их при выполнении практических заданий стандартного и более высокого уровня сложности.

        -развивающие: 

  • развивать творческую сторону мыслительной деятельности учащихся;
  • создать условия для проявления познавательной активности учащихся;
  • развитие навыков самостоятельной и групповой работы;
  • развитие  умений осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль;
  •  развивать коммуникативную и информационную компетенцию учащихся.

- воспитательные

  • воспитывать культуру общения,  чувство взаимопомощи, умения сопереживать, оказывать помощь товарищу;

 

  1. Тип урока: обобщение и систематизации знаний по изученной теме.
  2. Формы работы учащихся: фронтальная, работа в парах, групповая
  3. Необходимое техническое оборудование: компьютеры, мультимедиа проектор.
  4. Структура и ход  урока

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

4

5

6

  1. Мотивационно-ориентировочная часть.

5 мин

1.1

Актуализация

 Ребята! Эпиграфом к уроку мне хотелось бы взять слова известного математика А.Маркушевича(см.Презентацию, слайд №1)

  «Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает мозг,                                                                                   свою волю, воспитывает в себе настойчивостьь и упорство в достижении цели».              

1.3

Постановка учебной задачи.

      Ребята, мы изучили тему «Многочлены и одночлены». Сегодня у нас последний урок по этой теме. Определите цели урока.

 Несколько уроков назад вы приступили к выполнению проекта «Многочлены и действия с ними». (см.Презентацию, слайд №2,3)

1 группа:

 «Арифметические действия с многочленами».

   2 группа: 

«Дополнительные сведения о многочленах: 

  • Знаете ли вы? 
  • Известные математики, основоположники  теории   многочленов 

Вы готовы к его защите?

Повторить основные понятия, изученные формулы, алгоритмы с многочленами.

- Да, каждая группа представит свою защиту проекта в виде презентаций

1.4

Планирование решения учебной задачи.

Сегодня у нас заключительный урок по теме    «Многочлены и арифметические действия над ними» . Поэтому, кроме защиты проекта, каждый из вас проверите себя ещё раз, как усвоил эту тему,  а результаты необходимо заносить в Оценочный лист     

Оцени себя на каждом этапе урока  и сделай для себя вывод о пользе проведенного на уроке времени.

Ваша оценка за урок:   «5» - 22-23 б

                                       «4» - 16-21 б

                                       «3» - 11-15 б

Каждый ученик получает Оценочный лист

  1. Операционно-познавательная часть.

2.1

Защита проекта

Презентация «Многочлены и действия с ними»(слайд№3-11,)

Проект выполняли отдельные группы учащихся.

 1 группа нам представит сой результат работы по теме:

 «Арифметические действия с многочленами».

1 группа:

Презентация: «Арифметические действия с многочленами». (слайд №4-11)

  (ребята рассказывают о результатах своего обобщения и систематизации изученного материала) 

4 мин

2.2

Контроль знаний по теме

№1 Тест

A07_053_p01.oms

- Чтобы проверить, как вы усвоили эту тему, предлагаю вам выполнить следующие задания.

 Тест по учебному модулю на компьютере

Учитель контролирует его выполнение у каждого ученика. В результате выполнения теста ученики с помощью подсказок в учебном модуле повторяют понятие многочлена, записанного в стандартном виде, алгоритмы приведения подобных слагаемых, сложения и вычитания многочленов. Таким образом выполняется коррекция знаний по теме.

Ученики выполняют задание индивидуально на компьютере, при этом фиксируется правильность выполнения заданий и  время выполнения модуля

7 мин

Задание №1 « Правильно ли?»

  Проверьте правильность решения, в скобках поставьте (+)-если верно, и (-)-если не верно

1.(7α5b2c)(-3αb4c)=  21α6b6c2     ( - )                                                               

 2.(7m2–4mn)–(2m2+4mn)=5m2   ( - )                       

3.5x2y(4xy + 3y2) = 20x3y2 + 15x2y3   ( + )               

4.(12n3k3 – 15n2k4 ):(3nk) = 4n2k2–5nk3 (+)              

5.(2m – b)(4m2+2mb)=8m3–4m2b  ( - )                     

Взаимопроверка:  проверить правильность у соседа и поставить баллы за это задание: за каждый верный ответ-1 балл.(см Презентацию слайд№12)

Ученики выполняют задание и осуществляют взаимопроверку

5 мин

Защита проекта

Презентация «Многочлены и действия с ними» ( слайд №13-16)

 Продолжает защиту проекта  2 группа: 

«Дополнительные сведения о многочленах» 

2 группа:

Презентация: «Дополнительные сведения о многочленах».

  • Знаете ли вы?(слайд№13-16)

(1 ученик)

3 мин

Презентация «Многочлены и действия с ними» ( слайд №17-19)

Вывод. Ребята, есть ещё неизвестные для вас факты о многочленах, обучаясь в старших классах вы узнаете, что такое Бином Ньютона, научитесь находить решение уравнений, которые содержат неизвестное в 3 степени и выше.

Продолжит защиту проекта 2 группа об известных ученых-математиках, основоположниках теории многочленов.

  • Известные математики, основоположники  теории   многочленов(слайд№17-19) 

(рассказ о Диофанте)

(2 ученик)

3мин

2.3

2.2

Применение новых знаний в стандартных ситуациях

Ребята, при решении каких заданий применяется тема «Многочлены и действия с ними»?

Задание №2 «Угадайте слово»-решить уравнение  ( каждому по одному), не забудьте сделать самопроверку. Решив уравнение, вы должны найти какая буква соответствует корню уравнения. Составив слово  из букв, мы узнаем, о каком математике будет нам рассказывать  следующий участник 2 группы.

  Оцените себя: за верно решённое уравнение – 2 балла                                                                                                       Приложение 3.

№ п/п

Фамилия, имя ученика, кто решает уравнение

Решите уравнения

Ответ

Буква

1.

2.

3.

4.

5.

8х –х2 = х (3 – х) + 40

(4m + 3)(4m – 3) = 16m2-3m

4x2 – 2х (4 + 2х) = 4

(3х – 1)(2х + 7) =6 x2 +12

(8 – 9у)у + 40 =-9 y2 

Корень уравнения

3

- 5

 1

8

- 0, 5

Буква

й

р

е

э

л

(см Презентацию слайд№20-21)

- при решении уравнений, левые и правые части которых содержат многочлены

-при решении текстовых задач с помощью уравнений

Ученики выполняют задание №2, выполняя самоконтроль-

найденный корень уравнения подставляют в само уравнение и проверяют получится ли верное равенство.

Все решили уравнения, заполнили оценочные листы, получили слово: Эйлер

4 мин

Защита проекта

Перенос новых знаний в новые условия.

Презентация «Многочлены и действия с ними» ( слайд №22-27)

Продолжаем защиту проекта.

Ребята, вот вы и защитили свою часть проекта. А сейчас, каждая группа должна решить текстовую задачу алгебраическим методом – с помощью уравнения, применяя свои знания о многочленах.

Задание №3 «Решение текстовой задачи».

1 группа: Решить задачу о фазанах

В клетке сидели фазаны и кролики. У них всего 15 голов и 42 лапки. Сколько кроликов и сколько фазанов сидело в клетке?

 

2 группа узнайте, сколько же лет жил Диофант?

Проверим правильность составления уравнений по образцам, а их решение нужно выписать на доске.

По результатам работы в группах оцените себя:

-правильно составлена математическая модель -2б

-правильно составлено уравнение – 1 б

-правильно решено уравнение-2б

-выполнено следующее действие послеуравнения-1б

Заполните оценочные листы

(см Презентацию слайд№28-30)

  • Известные математики, основоположники  теории   многочленов(слайд№22-27) 

(рассказ об Эйлере)

(3 ученик)

Ученики выполняют задания по группам

Ученики проверяют правильность составления уравнения по образцу Презентация слайд №31,32

3мин

8мин

III.Рефлексивно-оценочная часть.

3мин

3.1

Итоги урока.

- Настала пора подвести итоги работы. Какую цель мы ставили к уроку? Достигнута ли она?

Заполните оценочные листы

(Ученики отвечают)

1.По листам оценивания подсчитывают количество баллов, итоговая оценка за урок будет поставлена после выполнения домашнего задания

 

2. Самооценка работы над проектом

  • Чему ты научился, работая над проектом?
  • Какая часть проекта самая интересная ?
  • Кто был самым активным ?
  • Кто был пассивным ?
  • Какие трудности встретились и как вы их преодолели? 

Учитывая  эту самооценку учитель выставляет оценку каждому ученику за работу над проектом

Ученики заполняют оценочные листы

Подсчитывают общее количество баллов

Ученики дают самооценку работы над проектом..

3.2

Планирование дальнейшей учебной деятельности.

На следующем уроке – контрольная работа по теме «Одночлены и многочлены»

3.3

Задание на дом.

Домашнее задание

Творческое домашнее задание (по выбору):

1. Составить тематический словарь по теме «Многочлены и одночлены».

2. Составить систему карточек-заданий по теме

 «Многочлены и действия с    ними».

3. Составить кроссворд по теме «Многочлены и одночлены» (10-15 слов).

4. Написать сочинение-интервью «Интервью с многочленом (или одночленом)» или сказку на эту же тему.

За качественное выполнение творческого домашнего задания каждый член группы может получить от 1 до 10 баллов

Приложение к плану-конспекту урока

«Многочлены и действия с ними»

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации(иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Тест

Практический

Тест

A07_053_p01.oms

2

Презентация к уроку

Информационный

Презентация

Презентация «Многочлены и действия с ними» 

3

Презентация –результат работы учеников  над проектом

Информационный

Презентация

Презентация «Многочлены и действия с ними»(слайд№3-11, слайд №13-27)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока информатики по теме "Законы алгебры логики" в 9 классе

Конспект урока, презентация, раздаточные материалы к уроку информатики в 9 классе по теме "Законы алгебры логики"...

Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе в рамках формирования универсальных учебных действий на примере темы «Е-и в корнях с чередованием гласных»

 Содержание методической разработки построено таким образом, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методичес...

Методическая разработка по теме "Контрольные работы по алгебре для 7 класса к учебнику авт. Ю.М. Колягин, М.В. Ткачева, Н.Е. Федорова, М.И. Шабунин"

Предлагаемая методическая разработка вариантов контрольных работ по алгебре предназначена для учащихся 7 класса. Содержание вариантов ориентировано на учебник «Алгебра. 7 класс» для общеобразовательны...

Многочлены и действия с ними, 7 класс

В работы даны методические рекомендации по организации работы с обучающимися при изучении темы "Многочлены" в 7 классе...

Методическая разработка урока "Арифметические действия с обыкновенными дробями", 6 класс

Урок рефлексии по теме "Арифметические действия с обыкновенными дробями" в 6 классе с использованием компьютерного тренажёра...

Методическая разработка урока по математике в 7-ом классе на тему: «Действия 1 ступени с десятичными дробями»

Методическая разработка урока по математике в 7-ом классе на тему: «Действия 1 ступени с десятичными дробями»...

Методическая разработка урока по английскому языку в 5 классе «Приглашение к действию»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.Тема: «School life» («Школьная жизнь»).Цель урока: сформировать коммуникативную компетенцию обучающихся на основе изученных ЛЕ...