Методы решений тригонометрических уравнений
методическая разработка по алгебре (10 класс) по теме

Кузнецова Наталья Николаевна

Два основных метода решения тригонометрических уравнений

Скачать:


Предварительный просмотр:

Два метода решения тригонометрических уравнений. 10-й класс

Цели:

  1. систематизировать и обобщить сведения о решении тригонометрических уравнений;
  2. способствовать формированию умений и навыков обоснования ответов; развивать математический кругозор, мышление, внимание, память;
  3. воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, тесты.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Здравствуйте. Сегодня на уроке мы будем решать тригонометрические уравнения. Познакомимся с двумя основными методами решения тригонометрических уравнений.

2. Устная работа

– Проведем разминку. Перед вами листы с тестами. Устно ответьте на вопрос, выберите букву, соответствующую правильному ответу, запишите эти буквы в таблицу


Проверяем, по цепочке проговаривая соответствующую букву <Приложение1. Слайды 1, 2>

Гониометрия

– Кто знает, что означает это слово? (Учение о тригонометрических функциях)

3. Проверка домашнего задания

<Приложение 1.Слайд 3 >
Посмотрите на экран. Как решить эти уравнения?

Множитель равен 0, при условии, что другой не теряет смысла.
Выберите то задание, которое решали дома
Проверьте ответ. <
Приложение 1.Слайд 4> 

Ответ:

Задача сводится к решению совокупности уравнений <Приложение 1.Слайд 5>

– Как решить эти уравнения?

– Какое задание вы выполняли дома?

Посмотрите на ответ.

<Приложение 1.Слайд 6> 

– У вас такие формулы решения этого уравнения?

Правильный ответ:

<Приложение 1.Слайд 7>

Как решать эти уравнения?

– Выберите те задания, которые имеют 1 формулу решения, 2 формулы решения

Ответ: .

Приложение 1.Слайд 8>

Вывод. Как решить все предложенные уравнения? (Сводятся к решению двух тригонометрических уравнений, т.е.совокупности уравнений.)
Что значит решить уравнение?
(Найти корень уравнения)

4. Физминутка (гимнастика для глаз).

5. Объяснение нового материала

– Два основных метода решения тригонометрических уравнений
С одним методом мы знакомы. Каким методом вы решали выше рассмотренные уравнения?
Разложением на множители
Второй метод вы тоже знаете, что сейчас докажем на примере.

<Приложение 1.Слайд 9>

Рассмотрим уравнение.

– Как называется? (Биквадратное)
– Как решать?

т.е. ввели новую переменную и получили квадратное уравнение относительно новой переменной t.

Дано тригонометрическое уравнение. <Приложение 1. Слайд 10>

Можно записать в виде

Обратите внимание, что в данном уравнении все тригонометрические функции одинаковы. Как решить?

<Приложение 1.Слайд 11>

– Итак, мы знаем 2 основных метода решения тригонометрических уравнений. Поупражняемся на решении уравнений по применению этих основных методов. Запишите в тетрадях число, классная работа, тема урока.

6. Работа в тетрадях

1 ученик:

– Прежде чем решить уравнение, какие преобразования выполнили?
– Какой метод применили для решения это уравнения?

На индивидуальной доске1 ученик выполняет дополнительное задание, которое предложено на карточке.

Дополнительное задание:

– Как решить уравнение?
– Какой метод применим для решения этого уравнения? Сколько имеет корней полученное квадратное уравнение, а тригонометрическое?

2 ученик:

№389(б)

– Подведем итог. Какие тригонометрические преобразования необходимо сделать, чтобы решить уравнение?
Сколько корней имеет алгебраическое уравнение, а сколько тригонометрическое?

Дополнительное задание:

Найти наименьший положительный корень в градусах.

3 ученик:

№390(а)

– Какие преобразования необходимо сделать?Каким методом решить это тригонометрическое уравнение? Как называется полученное алгебраическое уравнение?
Дополнительное здание. Найти корни на заданном промежутке:

– Каким методом решили данное уравнение?

7. Закрепление

– Сделаем вывод:

<Приложение 1.Слайд 12>

а)

– Как решить данные уравнения? (Введением новой переменной)
– Почему? (
В уравнении одинаковые тригонометрические функции).
– С какой целью вводится новая переменная? (
Чтобы получить квадратное уравнение).

<Приложение 1.Слайд 13>

б)

– Как решить данные уравнения? (Введением новой переменной).

– С какой целью применяется в этих уравнениях тождественные преобразования? (В уравнении разные тригонометрические функции, нужно заменить их через какую-либо одну).

<Приложение 1.Слайд 14>

в)

– Как решить данные уравнения? (Применить формулы приведения)

– Продолжаем работу с учебником.

№391(г)

2ctg х – 3 ctg (– х) + 5 = 0

– Какие преобразования необходимо сделать?Каким методом решить это тригонометрическое уравнение? Как называется полученное алгебраическое уравнение?

№389(г)

5 – 5sin3(– x) = cos (–3x)

8. Самостоятельная работа (на карточках)

1 вариант 2вариант

а) а)
б)
б)

– Проверьте как решил сосед по парте. Помогите,если вы видите, что у друга не все верно,подскажите. Со звонком сдадите работы.

9. Домашнее задание

№390(б), 372(в), 374(а, б), учебник стр.97 – 99.

10. Итог урока

– Сегодня мы упражнялись в решении тригонометрических уравнений 2 методами. Какие методы?
– А на следующем уроке будем упражняться в решении уравнений специального вида, некоторые из которых тоже приводятся к квадратным уравнениям.
– Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные методы решения тригонометрических уравнений (профильный уровень)

Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении данной темы. Сопровождается мультимедийной презентацией...

Методы решения тригонометрических уравнений

Данная презентация может быть  использована как индивидуальная самостоятельная работа с последующей самопроверкой по теме "Методы решения тригонометрических уравнений"...

Урок "Методы решения тригонометрических уравнений"

p { margin-bottom: 0.21cm; } Данный урок является заключительным в теме “Методы решения тригонометрических уравнений”. На изучение этой темы в программе отводится 12 часов....

Конспект и презентация урока алгебры в 10 классе по теме "Общие методы решения тригонометрических уравнений"

Урок систематизации знаний по теме "Решение тригонометрических уравнений" можно проводить как в 10 классе ( при изучении соответствующего материала), так и в 11 класе (при подготовке к ЕГЭ)....

Методы решения тригонометрических уравнений

В работе рассматриваются различные способы решения тригонометрических уравнений и основные ошибки, которые при этом допускаются. Материал можно использоватьпри подготовке к ЕГЭ как наиболее подго...

Урок"Методы решения тригонометрических уравнений"

Решение тригонометрических уравнений одна из самых сложных тем математики для учащихся. Урок подготовлен для учащихся 10 класса. Можно использовать для повторения  при подготовке к ЕГЭ в 11 класс...

Презентация к уроку Методы решения тригонометрических уравнений

Презентация к уроку позволяет детям  усваивать учебный материал с наиболее полным использованием органов чувств, что повышает эффективность обучения....