"Графическое решение уравнений с двумя переменными"
методическая разработка по алгебре (7 класс) на тему

Урок по теме "Графическое решение уравнений с двумя переменными" разработан для учащихся 7 классов по программе учебника  "Алгебра 7" Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др. под ред. С.А. Теляковского. - М.: "Просвещение", 2008. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

1. Ввести понятие графика уравнения с двумя переменными. 2. Рассмотреть различные случаи построения графика уравнения с двумя переменными в зависимости от значений его коэффициентов . 3. Научить учащихся строить график уравнения с двумя переменными. 4. Научить учащихся по графику линейного уравнения с двумя переменными находить его решения. 5.Научить учащихся по графику определять линейное уравнение с двумя переменными.

Слайд 3

1. Организационный этап. 2. Повторение темы «Линейное уравнение с двумя переменными». 3. Проверочная работа с последующим самоконтролем. 4. Изучение новой темы. 5. Упражнения на закрепление новой темы. 6. Домашнее задание. 7. Подведение итогов урока.

Слайд 4

1) Дать определение линейного уравнения с двумя переменными. 2) Что называется решением уравнения с двумя переменными ? 3) Перечислить свойства линейного уравнения с двумя переменными.

Слайд 5

Линейным уравнением с двумя переменными называется уравнение вида а х+ b y= c , где х и у – переменные, а , b и с ­ некоторые числа.

Слайд 6

Решением уравнения с двумя переменными называется пара значений переменных , обращающая это уравнение в верное равенство.

Слайд 7

Если в уравнении перенести слагаемое из одной части в другую, изменив его знак, то получиться уравнение, равносильное данному.

Слайд 8

Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же отличное от нуля число, то получится уравнения, равносильное данному.

Слайд 9

В1 № 1 Выразить переменную х через у : 7х – 3у = 13. В2 № 1 Выразить переменную у через х : 6х – 2у = 11.

Слайд 10

В1 № 2. Выразить переменную u через v : - 8 U + 15 V= 7 . В2 № 2. Выразить переменную g через p : 10р + 7 g = - 2 .

Слайд 11

№ 1 № 2

Слайд 12

ax+bx=c a=o b=0 a=o, b=0 c=0 c ≠0

Слайд 13

1) Выразим y через переменную x : 2 y=6-4x , y=3-2x , y=-2x+3 – линейная функция. x 0 2 y 3 -1

Слайд 14

y x 3 2 -1 0

Слайд 15

Графиком уравнения с двумя переменными называется множество точек координатной плоскости , координаты которых являются решениями этого уравнения.

Слайд 16

Пример: 0 ·x + 3y=6 , 3y=6 , y=2 . Решение: ( x ; у)- где х-любое число . y x Y=2 0 2

Слайд 17

Графиком линейного уравнения с двумя переменным, где коэффициент при переменной х равен 0 (а=0) , является прямая параллельная оси ординат.

Слайд 18

Пример: 5х+0 · y=10 , 5x=10 , X=2 . Решение: (2; y )- где y- любое число. x y 2 0

Слайд 19

Графиком линейного уравнения с двумя переменным, где коэффициент при переменной y равен 0 ( b =0) , является прямая параллельная оси абсцисс.

Слайд 20

Пример: 0 · х + 0 · у=0; F(2 ; 1); С(-2 ,5 ; -3). y x 2 1 F -3 -2,5 С

Слайд 21

Решением уравнения с двумя переменными, где a=0, b=0, c=0 , является любая пара чисел , а графиком – вся координатная плоскость.

Слайд 22

Пример: 0 · x + 0 · y = 10 ; F (2; 3) ; 0 · 2 + 0 · 3 = 10 ( неверно) => (2;3) – не является решением уравнения. Уравнение не имеет решений.

Слайд 23

При с ≠0 линейное уравнение с двумя переменными не имеет решений и его график не содержит ни одной точки.

Слайд 24

А (-2; 3) ; В (-1; 5 ) ; С( 3; -3).

Слайд 25

1) у Х 5 х у 5 2) х у -5 3) х у 0 0 0 0 -5 4)

Слайд 26

1) -4х – 3у + 6 =0 2) 4x – 3y – 6 = 0 3) – 4x + 3y + 6 = 0 4) 4x – 3y + 6 = 0 X= 0, у=2 У=0, 4х= -6 х= -1,5 0 x y 2 -1,5

Слайд 27

2х – у = 6, У = 2х – 6; Х 0 3 У -6 0 0 -6 3 х у

Слайд 28

Учебник «Алгебра 7» . Авторы: Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк и др., под ред. С.А.Теляковского.- М.: «Просвещение», 2008. Стр. 191 п. 41, пример 1, 2 № 1045(а, в), 1048 (б, в, д) № 1050(в)*. Повторение: № 1054 (а).

Слайд 29

Учебник «Алгебра 7» . Авторы: Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк и др., под ред. С.А.Теляковского.- М.: «Просвещение», 2008. Дидактические материалы по алгебре для 7 класса. Авторы Л.И.Звавич, Л.В.Кузнецова, С.Б.Суворова.- М.: Изд-во «Просвещение», 2010. Тестовые материалы для оценки качества обучения «Алгебра 7». Авторы И.Л.Гусева, С.А.Пушкин, Н.В.Рыбакова.-М.: Интеллект-Центр, 2011.

Слайд 30

В1 № 1. 7х – 13у = 13, 7х = 13 + 13у, 13 + 13у х = , 7 6 6 x= 1 + 1 y . 7 7 В2 № 1. 6х – 2у = 11, - 2у= 11 – 6х, 11 – 6x y= , - 2 у = - 5,5 + 3х.

Слайд 31

В1 2) -8 U + 15V= 7 -8U = 7- 15 V 7 – 15 V U= - 8 7 7 U= ­ + 1 v 8 8 В2 2) 10р + 7 g = - 2 7g = -2 - 10p -2 – 10p g= 7 2 3 g= - +1 p 7 7

Слайд 32

y x 3 2 -1 0 А В С



Предварительный просмотр:

(Слайд 1)

Цели урока:

(Слайд 2)

  1. Вести понятие графика линейного уравнения с двумя переменными.
  2. Рассмотреть различные случаи построение графика уравнения с двумя переменными в зависимости от значений его коэффициентов.
  3. Научить учащихся строить график уравнения с двумя переменными.
  4. Научить учащихся по графику линейного уравнения с двумя переменными находить его решения.
  5. Научить учащихся по графику определять линейное уравнений с двумя переменными, т.е находить соответствие между заданными уравнениями и графиком и наоборот.

Оборудование:

  1. Экран.
  2. Проектор.
  3. Компьютер.

Учебные пособия и принадлежности:

  1. Учебник «Алгебра 7». Авторы: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др., изд. «Просвещение», 2008.
  2. Тетрадь для работы в классе и дома (у каждого учащегося)
  3. Миллиметровая бумага, линейка, карандаш (у каждого учащегося)
  4. ТОЗ («тетрадь опорных знаний» - у каждого учащегося)
  5. Листы в клетку для проведения проверочной работы.

План урока:

(Слайд 3)

  1. Организационный этап.
  2. Повторение темы «Линейное уравнение с двумя переменными.
  3. Изучение новой темы
  4. Упражнения на закрепление новой темы
  5. Домашнее задание
  6. Подведение итогов урока

Ход урока:

I. Организационный этап.

II. Повторение темы «Линейное уравнение с двумя переменными» по вопросам:

(Слайд 4-8)

Дать определение линейного уравнения с двумя переменными;

Что называется решение линейного уравнения с двумя переменными.

Перечислить свойства линейного уравнения с двумя переменными.

III. Проверочная работа (на листочках).

(Слайд 9-10)

Целью работы является проверка умений учащихся в линейных уравнениях с двумя переменными выражать одну переменную через другую.

Проверочная работа в 2-х вариантах:

В1

В2

№1. Выразить переменную х через у:

7х - 3у = 13

№1. Выразить переменную у через х:

 6х - 2у = 11

№2. Выразить переменную u через v:

 -8u + 15v = 7

№2. Выразить переменную q через p:

 10р – 7q = - 2

(листы) учащихся и предлагает проверить полученные ответы, используя слайды 11, переходя по гиперссылкам к слайдам 30-31.

(Слайд 11 гиперссылки на слайды 30-31)

Далее, учитель по гиперссылке возвращает учащихся к постановке целей урока (Слайд 2) и переходит к изложению новой темы, используя гиперссылку (Слайд 12).

(Слайд 2, гиперссылка на слайд 12)

IV. Изучение новой темы:

(Слайд 2)

1. Учитель ставит цели по изучению новой темы.

2. Учитель переходить к изложению нового материала, предлагая учащимся рассмотреть различные случаи графического решения линейного уравнения, обобщая их в схему.

(Слайд 12)

 Далее учитель предлагает учащимся для каждого случая рассмотреть примеры, обобщить, сделать выводы, записать в ТОЗ.

ах + ву = с- линейное уравнение с двумя переменным, где х и у переменные, а, в и с – некоторые числа.

 Пример, упражнение, вывод.

(Слайд 13-15)

Рассмотренный пример учит учащихся строить график линейного уравнения с двумя переменными в случае, если а, в, и с – числа, отличные от нуля.

Упражнение подводит учащихся к выводу относительно того, что является графическим решением уравнения с двумя переменными.

Случай 1.

 Если а = 0, то уравнение принимает вид 0· х + bу = с.

(Слайд 16-17)

Случай 2.

 Если b = 0, то уравнение принимает вид ах + 0· у = с.

(Слайд 18-19)

Случай 3.

 Если a=0, b = 0, с = 0, то уравнение принимает вид 0· х+ 0· у= 0.

(Слайд 20, 21)

Случай 4.

 Если а = 0, в = 0, с≠0, то уравнение принимает вид 0· х+ 0· у= с.

(Слайд 22,23).

После изложения материала учитель предлагает учащимся самостоятельно прочитать п. 41 стр. 191 и устно ответить на вопросы, используя также записи в ТОЗ:

– Что является графиком линейного уравнения с двумя переменными?

– Что является графическим решением уравнения с двумя переменными?

V. Упражнения на закрепление изученного материла.

Учитель предлагает учащимся задания в тестовой форме для устной работы:

Задание №1.

 Принадлежат ли графику уравнения 4х+2y=6 точки:

А (-2; 3);

В (-1; 5);

С(3; -3).

(Слайд 24)

 Обсудить решение по гиперссылке.

(Слайд 32)

Задание №2.

 Какой из графиков соответствует уравнению х+5=0?

(Слайд 25)

Решение появляется при повторном щелчке.

Задание №3.

Поставить в соответствие одно из уравнений к заданному рисунку.

(Слайд 26)

Решение появляется при повторном щелчке.

Учащиеся самостоятельно выполняют № 1048 (а) на миллиметровой бумаге. Далее , обсуждают этапы построения и проверяют задание по готовому решению.

(Слайд 27)

Дополнительные вопросы к выполненному заданию:

Сколько решений имеет данное уравнение?

Записать несколько решений к данному уравнению?

VI. Домашнее задание.

(Слайд 28)

Стр. 191 п. 41, пример 1, 2

№ 1045(а, в), 1048 (б, в, д)

№ 1050 (в)*. (для учащихся, интересующихся математикой)

Повторение: № 1054 (а).

VII. Подведение итогов урока.

Литература:

(Слайд 29)

Учебник «Алгебра 7». Авторы: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др., под ред. С.А. Теляковского.- М.: «Просвещение», 2008.

Дидактические материалы по алгебре для 7 класса. Авторы Л.И. Звавич, Л.В. Кузнецова, С.Б. Суворова.- М.: Изд-во «Просвещение», 2010.

Тестовые материалы для оценки качества обучения «Алгебра 7». Авторы И.Л. Гусева, С.А. Пушкин, Н.В. Рыбакова. -М.: Интеллект-Центр, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Графический способ решения систем уравнений с двумя переменными"

Презентация к уроку предназначена для учащихся 9 класса коррекционной школы I, II вида, обучающихся по программе ЗПР...

Графическое решение неравенств с двумя переменными

Урок-объяснение нового материала- "Графическое решение неравенств, систем неравенств с двумя переменными.", в 9 классе, с углубленным изучением математики....

Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения систем двух линейных уравнений с двумя переменными

Урок объяснения нового материала по учебнику "Алгебра, 7 класс" А.Г. Мерзляк, параграф 26. Презентация составлена для объяснения новой темы в Zoom при дистанционном обучении....

Графическое решение неравенств с двумя переменными

Графическое решение неравенств с двумя переменными...

Технологическая карта урока по алгебре 7 класс "Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными"

  Данный урок был проведён в апреле 2021 года на районном семинаре учителей математики. Целевая аудитория - ученики 7 "б" класса, в классе 27 учащихся, класс разноуровневый, но у...

Презентация к уроку в 7 классе по алгебре "Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными"

Данная презентация применялась на уроке во время устной работы. Учащиеся составляли уравнения линейной функции по готовому чертежу....