"Графическое решение уравнений с двумя переменными"
методическая разработка по алгебре (7 класс) на тему
Урок по теме "Графическое решение уравнений с двумя переменными" разработан для учащихся 7 классов по программе учебника "Алгебра 7" Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др. под ред. С.А. Теляковского. - М.: "Просвещение", 2008.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация к уроку | 1.54 МБ |
примерное планирование к уроку | 16.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Ввести понятие графика уравнения с двумя переменными. 2. Рассмотреть различные случаи построения графика уравнения с двумя переменными в зависимости от значений его коэффициентов . 3. Научить учащихся строить график уравнения с двумя переменными. 4. Научить учащихся по графику линейного уравнения с двумя переменными находить его решения. 5.Научить учащихся по графику определять линейное уравнение с двумя переменными.
1. Организационный этап. 2. Повторение темы «Линейное уравнение с двумя переменными». 3. Проверочная работа с последующим самоконтролем. 4. Изучение новой темы. 5. Упражнения на закрепление новой темы. 6. Домашнее задание. 7. Подведение итогов урока.
1) Дать определение линейного уравнения с двумя переменными. 2) Что называется решением уравнения с двумя переменными ? 3) Перечислить свойства линейного уравнения с двумя переменными.
Линейным уравнением с двумя переменными называется уравнение вида а х+ b y= c , где х и у – переменные, а , b и с некоторые числа.
Решением уравнения с двумя переменными называется пара значений переменных , обращающая это уравнение в верное равенство.
Если в уравнении перенести слагаемое из одной части в другую, изменив его знак, то получиться уравнение, равносильное данному.
Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же отличное от нуля число, то получится уравнения, равносильное данному.
В1 № 1 Выразить переменную х через у : 7х – 3у = 13. В2 № 1 Выразить переменную у через х : 6х – 2у = 11.
В1 № 2. Выразить переменную u через v : - 8 U + 15 V= 7 . В2 № 2. Выразить переменную g через p : 10р + 7 g = - 2 .
№ 1 № 2
ax+bx=c a=o b=0 a=o, b=0 c=0 c ≠0
1) Выразим y через переменную x : 2 y=6-4x , y=3-2x , y=-2x+3 – линейная функция. x 0 2 y 3 -1
y x 3 2 -1 0
Графиком уравнения с двумя переменными называется множество точек координатной плоскости , координаты которых являются решениями этого уравнения.
Пример: 0 ·x + 3y=6 , 3y=6 , y=2 . Решение: ( x ; у)- где х-любое число . y x Y=2 0 2
Графиком линейного уравнения с двумя переменным, где коэффициент при переменной х равен 0 (а=0) , является прямая параллельная оси ординат.
Пример: 5х+0 · y=10 , 5x=10 , X=2 . Решение: (2; y )- где y- любое число. x y 2 0
Графиком линейного уравнения с двумя переменным, где коэффициент при переменной y равен 0 ( b =0) , является прямая параллельная оси абсцисс.
Пример: 0 · х + 0 · у=0; F(2 ; 1); С(-2 ,5 ; -3). y x 2 1 F -3 -2,5 С
Решением уравнения с двумя переменными, где a=0, b=0, c=0 , является любая пара чисел , а графиком – вся координатная плоскость.
Пример: 0 · x + 0 · y = 10 ; F (2; 3) ; 0 · 2 + 0 · 3 = 10 ( неверно) => (2;3) – не является решением уравнения. Уравнение не имеет решений.
При с ≠0 линейное уравнение с двумя переменными не имеет решений и его график не содержит ни одной точки.
А (-2; 3) ; В (-1; 5 ) ; С( 3; -3).
1) у Х 5 х у 5 2) х у -5 3) х у 0 0 0 0 -5 4)
1) -4х – 3у + 6 =0 2) 4x – 3y – 6 = 0 3) – 4x + 3y + 6 = 0 4) 4x – 3y + 6 = 0 X= 0, у=2 У=0, 4х= -6 х= -1,5 0 x y 2 -1,5
2х – у = 6, У = 2х – 6; Х 0 3 У -6 0 0 -6 3 х у
Учебник «Алгебра 7» . Авторы: Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк и др., под ред. С.А.Теляковского.- М.: «Просвещение», 2008. Стр. 191 п. 41, пример 1, 2 № 1045(а, в), 1048 (б, в, д) № 1050(в)*. Повторение: № 1054 (а).
Учебник «Алгебра 7» . Авторы: Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк и др., под ред. С.А.Теляковского.- М.: «Просвещение», 2008. Дидактические материалы по алгебре для 7 класса. Авторы Л.И.Звавич, Л.В.Кузнецова, С.Б.Суворова.- М.: Изд-во «Просвещение», 2010. Тестовые материалы для оценки качества обучения «Алгебра 7». Авторы И.Л.Гусева, С.А.Пушкин, Н.В.Рыбакова.-М.: Интеллект-Центр, 2011.
В1 № 1. 7х – 13у = 13, 7х = 13 + 13у, 13 + 13у х = , 7 6 6 x= 1 + 1 y . 7 7 В2 № 1. 6х – 2у = 11, - 2у= 11 – 6х, 11 – 6x y= , - 2 у = - 5,5 + 3х.
В1 2) -8 U + 15V= 7 -8U = 7- 15 V 7 – 15 V U= - 8 7 7 U= + 1 v 8 8 В2 2) 10р + 7 g = - 2 7g = -2 - 10p -2 – 10p g= 7 2 3 g= - +1 p 7 7
y x 3 2 -1 0 А В С
Предварительный просмотр:
(Слайд 1)
Цели урока:
(Слайд 2)
- Вести понятие графика линейного уравнения с двумя переменными.
- Рассмотреть различные случаи построение графика уравнения с двумя переменными в зависимости от значений его коэффициентов.
- Научить учащихся строить график уравнения с двумя переменными.
- Научить учащихся по графику линейного уравнения с двумя переменными находить его решения.
- Научить учащихся по графику определять линейное уравнений с двумя переменными, т.е находить соответствие между заданными уравнениями и графиком и наоборот.
Оборудование:
- Экран.
- Проектор.
- Компьютер.
Учебные пособия и принадлежности:
- Учебник «Алгебра 7». Авторы: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др., изд. «Просвещение», 2008.
- Тетрадь для работы в классе и дома (у каждого учащегося)
- Миллиметровая бумага, линейка, карандаш (у каждого учащегося)
- ТОЗ («тетрадь опорных знаний» - у каждого учащегося)
- Листы в клетку для проведения проверочной работы.
План урока:
(Слайд 3)
- Организационный этап.
- Повторение темы «Линейное уравнение с двумя переменными.
- Изучение новой темы
- Упражнения на закрепление новой темы
- Домашнее задание
- Подведение итогов урока
Ход урока:
I. Организационный этап.
II. Повторение темы «Линейное уравнение с двумя переменными» по вопросам:
(Слайд 4-8)
Дать определение линейного уравнения с двумя переменными;
Что называется решение линейного уравнения с двумя переменными.
Перечислить свойства линейного уравнения с двумя переменными.
III. Проверочная работа (на листочках).
(Слайд 9-10)
Целью работы является проверка умений учащихся в линейных уравнениях с двумя переменными выражать одну переменную через другую.
Проверочная работа в 2-х вариантах:
В1 | В2 |
№1. Выразить переменную х через у: 7х - 3у = 13 | №1. Выразить переменную у через х: 6х - 2у = 11 |
№2. Выразить переменную u через v: -8u + 15v = 7 | №2. Выразить переменную q через p: 10р – 7q = - 2 |
(листы) учащихся и предлагает проверить полученные ответы, используя слайды 11, переходя по гиперссылкам к слайдам 30-31.
(Слайд 11 гиперссылки на слайды 30-31)
Далее, учитель по гиперссылке возвращает учащихся к постановке целей урока (Слайд 2) и переходит к изложению новой темы, используя гиперссылку (Слайд 12).
(Слайд 2, гиперссылка на слайд 12)
IV. Изучение новой темы:
(Слайд 2)
1. Учитель ставит цели по изучению новой темы.
2. Учитель переходить к изложению нового материала, предлагая учащимся рассмотреть различные случаи графического решения линейного уравнения, обобщая их в схему.
(Слайд 12)
Далее учитель предлагает учащимся для каждого случая рассмотреть примеры, обобщить, сделать выводы, записать в ТОЗ.
ах + ву = с- линейное уравнение с двумя переменным, где х и у переменные, а, в и с – некоторые числа.
Пример, упражнение, вывод.
(Слайд 13-15)
Рассмотренный пример учит учащихся строить график линейного уравнения с двумя переменными в случае, если а, в, и с – числа, отличные от нуля.
Упражнение подводит учащихся к выводу относительно того, что является графическим решением уравнения с двумя переменными.
Случай 1.
Если а = 0, то уравнение принимает вид 0· х + bу = с.
(Слайд 16-17)
Случай 2.
Если b = 0, то уравнение принимает вид ах + 0· у = с.
(Слайд 18-19)
Случай 3.
Если a=0, b = 0, с = 0, то уравнение принимает вид 0· х+ 0· у= 0.
(Слайд 20, 21)
Случай 4.
Если а = 0, в = 0, с≠0, то уравнение принимает вид 0· х+ 0· у= с.
(Слайд 22,23).
После изложения материала учитель предлагает учащимся самостоятельно прочитать п. 41 стр. 191 и устно ответить на вопросы, используя также записи в ТОЗ:
– Что является графиком линейного уравнения с двумя переменными?
– Что является графическим решением уравнения с двумя переменными?
V. Упражнения на закрепление изученного материла.
Учитель предлагает учащимся задания в тестовой форме для устной работы:
Задание №1.
Принадлежат ли графику уравнения 4х+2y=6 точки:
А (-2; 3);
В (-1; 5);
С(3; -3).
(Слайд 24)
Обсудить решение по гиперссылке.
(Слайд 32)
Задание №2.
Какой из графиков соответствует уравнению х+5=0?
(Слайд 25)
Решение появляется при повторном щелчке.
Задание №3.
Поставить в соответствие одно из уравнений к заданному рисунку.
(Слайд 26)
Решение появляется при повторном щелчке.
Учащиеся самостоятельно выполняют № 1048 (а) на миллиметровой бумаге. Далее , обсуждают этапы построения и проверяют задание по готовому решению.
(Слайд 27)
Дополнительные вопросы к выполненному заданию:
Сколько решений имеет данное уравнение?
Записать несколько решений к данному уравнению?
VI. Домашнее задание.
(Слайд 28)
Стр. 191 п. 41, пример 1, 2
№ 1045(а, в), 1048 (б, в, д)
№ 1050 (в)*. (для учащихся, интересующихся математикой)
Повторение: № 1054 (а).
VII. Подведение итогов урока.
Литература:
(Слайд 29)
Учебник «Алгебра 7». Авторы: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др., под ред. С.А. Теляковского.- М.: «Просвещение», 2008.
Дидактические материалы по алгебре для 7 класса. Авторы Л.И. Звавич, Л.В. Кузнецова, С.Б. Суворова.- М.: Изд-во «Просвещение», 2010.
Тестовые материалы для оценки качества обучения «Алгебра 7». Авторы И.Л. Гусева, С.А. Пушкин, Н.В. Рыбакова. -М.: Интеллект-Центр, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Графический метод решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными
Конспект урока + презентация + памятка...
Презентация "Графический способ решения систем уравнений с двумя переменными"
Презентация к уроку предназначена для учащихся 9 класса коррекционной школы I, II вида, обучающихся по программе ЗПР...
Графическое решение неравенств с двумя переменными
Урок-объяснение нового материала- "Графическое решение неравенств, систем неравенств с двумя переменными.", в 9 классе, с углубленным изучением математики....
Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения систем двух линейных уравнений с двумя переменными
Урок объяснения нового материала по учебнику "Алгебра, 7 класс" А.Г. Мерзляк, параграф 26. Презентация составлена для объяснения новой темы в Zoom при дистанционном обучении....
Графическое решение неравенств с двумя переменными
Графическое решение неравенств с двумя переменными...
Технологическая карта урока по алгебре 7 класс "Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными"
Данный урок был проведён в апреле 2021 года на районном семинаре учителей математики. Целевая аудитория - ученики 7 "б" класса, в классе 27 учащихся, класс разноуровневый, но у...
Презентация к уроку в 7 классе по алгебре "Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными"
Данная презентация применялась на уроке во время устной работы. Учащиеся составляли уравнения линейной функции по готовому чертежу....