Урок математики в 6 классе по теме "Диаграммы"
методическая разработка по алгебре (6 класс) по теме
Урок проводился с применением НИТ. На уроке используется интерактивная доска, для работы в каждой группе используется ПК.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока | 198.5 КБ |
презентация к уроку | 189 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики в 6 классе по теме «Диаграммы»
Учебник И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович
“…одна из важнейших задач математики – помощь другим наукам”
Л. Морделл.
1)Посмотрите внимательно на следующие 2 ситуации. Что отображено на каждой из них? Что их объединяет?
написать несколько слов | Средняя продолжительность жизни слона, крокодила, верблюда, лошади и шимпанзе равны 60, 40, 30, 25 и 60 годам соответственно. |
- Какими способами представлена информация? (текстовый и графический)
- Все вы знаете схематичное изображение приставки, корня, суффикса и окончания слова. Поэтому, вы сразу поймете, о чем идет речь, если учитель русского языка попросит вас подобрать слова, соответствующие схеме.
- Для наглядного представления разных числовых данных используют диаграммы.
- Иллюстрации помогают нам очень быстро понять, о чем идет речь.
- Часто в газетах, в рекламных проспектах, на экране телевизоров мы сталкиваемся с разными диаграммами и графиками. И очень важно не просто иметь представление о диаграммах, но и уметь читать и строить их.
- Итак, тема сегодняшнего урока «Диаграммы».
- Урок пройдет сегодня под девизом: “…одна из важнейших задач математики – помощь другим наукам”
- Когда мы изучаем новый объект, на какие вопросы надо уметь отвечать?
Дать название, сформулировать определение, рассмотреть различные модели, дать название ее компонентам, исследовать дополнительные свойства.
2) В 6-х классах измерили рост 50 учеников. Получили следующие результаты:
162, 158, 157, 161, 164, 160, 162, 158, 159, 159,
164, 160, 165, 159, 161, 159, 161, 159, 167, 165,
167, 164, 159, 163, 160, 161, 162, 165, 164, 167,
159, 167, 169, 165, 167, 161, 157, 159, 162, 167,
160, 167, 169, 167, 159, 165, 165, 158, 167, 159.
- Какую информацию можно получить из данных результатов? Что мы можем сказать о данной информации?
- К сожалению, эта информация трудно «читается»; она не наглядна и занимает много места.
- А представьте себе результаты, состоящие не из 50 данных, а из 500, 5000 или из 1000000 различных чисел. Например, данные о производительности труда на предприятиях какой-нибудь отрасли по всей стране, результаты голосования по всем избирательным пунктам и т.д.
- Что мы делаем когда выбранный нами способ неудобен, трудоемок?
- Единственный разумный выход – каким-то образом преобразовать первоначальные данные, получить сравнительно небольшое количество характеристик начальной информации и в дальнейшем оперировать именно с ними.
3) Обработаем данные результаты:
Рост | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 164 | 165 | 167 | 169 |
Кол-во | 2 | 3 | 10 | 4 | 5 | 4 | 4 | 6 | 8 | 2 |
На уроках информатики вы знакомились с алгоритмом построения различных диаграмм. Чаще всего информацию представляют в виде столбчатых диаграмм или гистограмм (histos-gramma; столб-запись).
- В какой программе можно строить диаграммы?
- Для построения диаграммы достаточно: (показать на доске, у каждого есть распечатка с алгоритмом)
- Заполнить таблицу данных.
157 см | 2 |
158 см | 3 |
159 см | 10 |
160 см | 4 |
161 см | 5 |
162 см | 4 |
164 см | 4 |
165 см | 6 |
167 см | 8 |
169 см | 2 |
- Выделить ее.
- Подвести указатель мыши к кнопке «Мастер диаграмм» и щелкнуть левой клавишей.
- После этого появится окно, в котором нужно выбрать тип диаграммы, подписи осей, название диаграммы.
- Нажать «Готово»
Какую информацию можно получить из этой диаграммы? (запись в тетради)
- Какой самый большой (маленький) рост в классе?
- Какой рост встречается наиболее часто (редко)?
- Сколько человек имеют рост ниже (выше) 163 см?
- Сколько человек имеют рост от 159 до 161 см?
- Разность самого большого и самого маленького ростов и т.д.
3) Диаграмма – это еще один вид математической модели. Она дает наглядное представление о соотношении размеров тех или иных величин (записать определение в тетрадь). Нужно уметь не только строить диаграммы, но и читать нужную информацию с нее.
(рассмотреть примеры из ГИА и ЕГЭ)
- Чаще всего используют следующие виды диаграмм: гистограмма, график, круговая. (записать в тетради)
Задание B2 (№ 18849) На диаграмме показана среднемесячная температура воздуха в Екатеринбурге (Свердловске) за каждый месяц 1973 года. По горизонтали указываются месяцы, по вертикали - температура в градусах Цельсия. Определите по диаграмме разность между наибольшей и наименьшей среднемесячными температурами в 1973 году.
Задание B2 (№ 18901) На рисунке жирными точками показано суточное количество осадков, выпадавших в Мурманске с 7 по 22 ноября 1995 года. По горизонтали указываются числа месяца, по вертикали — количество осадков, выпавших в соответствующий день, в миллиметрах. Для наглядности жирные точки на рисунке соединены линией. Определите по рисунку, сколько дней из данного периода выпадало менее 3 миллиметров осадков
ГИА-9
Диаграмма на рисунке иллюстрирует распределение учащихся школы между начальными, средними и старшими классами. Сколько процентов всех учащихся учится в начальных классах?
- Итак, на что нужно обращать внимание при чтении диаграмм?
- На название горизонтальных и вертикальных осей, на цену деления оси.
4) А теперь вы выполните небольшую практическую работу. Мы с вами собрали некоторую информацию о себе. А именно: ваш рост, вес, цвет глаз, время года рождения. Вы в своих группах должны обработать данную информацию, построить диаграмму. Составить вопросы, на которые можно ответить при помощи диаграммы и ответы к ним (см. Приложение).
Рассмотреть работы каждой группы (каждая группа работает за ПК, одна из групп работает на интерактивной доске).
5) Итоги урока
- Какая задача стояла перед нами в начале урока? (изучить более удобный способ представления числовой информации). Получили ли мы ответ на нее?
- Что называется диаграммой?
- Какие основные способы ее задания?
- На что надо обращать внимание при чтении диаграммы?
- Для чего нам нужны диаграммы, где они используются?
Дифференцированное д/з: Ребята, вы можете выбрать для себя любой уровень трудности
I уровень трудности «3» | II уровень трудности «4» | III уровень трудности «5» |
1) Вырежьте из газет информацию, представленную при помощи разных видов диаграмм; 2) Выполните из учебника №1052 |
2) Найдите в Интеренете информацию, содержащую разные виды диаграмм и сохраните в своей папке на рабочем столе | 1) Самостоятельно составьте таблицу «Расходы на школьника в год», постройте диаграмму любого вида и проанализируйте ее. 2) Разработать мини – проект «Диаграммы» (о своих результатах I, II и III четверти), используя программы Microsoft Excel и Power Point |
Раздаточный материал
Алгоритм построения диаграммы в среде Microsoft Excell
- Пуск – Программы – Microsoft Office – Microsoft Excell
- Заполнить таблицу данных.
157 см | 2 |
158 см | 3 |
159 см | 10 |
160 см | 4 |
161 см | 5 |
162 см | 4 |
164 см | 4 |
165 см | 6 |
167 см | 8 |
169 см | 2 |
- Выделить таблицу (левой кнопкой мыши)
- Подвести указатель мыши к кнопке «Мастер диаграмм» и щелкнуть левой клавишей.
- После этого появится окно, в котором нужно выбрать тип диаграммы, подписи осей, название диаграммы.
- Нажать «Готово».
Алгоритм построения диаграммы в среде Microsoft Excell
- Пуск – Программы – Microsoft Office – Microsoft Excell
- Заполнить таблицу данных.
157 см | 2 |
158 см | 3 |
159 см | 10 |
160 см | 4 |
161 см | 5 |
162 см | 4 |
164 см | 4 |
165 см | 6 |
167 см | 8 |
169 см | 2 |
- Выделить таблицу (левой кнопкой мыши)
- Подвести указатель мыши к кнопке «Мастер диаграмм» и щелкнуть левой клавишей.
- После этого появится окно, в котором нужно выбрать тип диаграммы, подписи осей, название диаграммы.
- Нажать «Готово».
Алгоритм построения диаграммы в среде Microsoft Excell
- Пуск – Программы – Microsoft Office – Microsoft Excell
- Заполнить таблицу данных.
157 см | 2 |
158 см | 3 |
159 см | 10 |
160 см | 4 |
161 см | 5 |
162 см | 4 |
164 см | 4 |
165 см | 6 |
167 см | 8 |
169 см | 2 |
- Выделить таблицу (левой кнопкой мыши)
- Подвести указатель мыши к кнопке «Мастер диаграмм» и щелкнуть левой клавишей.
- После этого появится окно, в котором нужно выбрать тип диаграммы, подписи осей, название диаграммы.
- Нажать «Готово».
Домашнее задание
I уровень трудности «3» | II уровень трудности «4» | III уровень трудности «5» |
1) Вырежьте из газет информацию, представленную при помощи разных видов диаграмм; 2) Выполните из учебника №1052 |
2) Найдите в «Internete» информацию, содержащую разные виды диаграмм и сохраните в своей папке на рабочем столе | 1) Самостоятельно составьте таблицу «Расходы на школьника в год», постройте диаграмму любого вида и проанализируйте ее. 2) Разработать мини – проект «Диаграммы» (о своих результатах I, II и III четверти), используя программы Microsoft Excel и Power Point |
I уровень трудности «3» | II уровень трудности «4» | III уровень трудности «5» |
1) Вырежьте из газет информацию, представленную при помощи разных видов диаграмм; 2) Выполните из учебника №1052 |
2) Найдите в «Internete» информацию, содержащую разные виды диаграмм и сохраните в своей папке на рабочем столе | 1) Самостоятельно составьте таблицу «Расходы на школьника в год», постройте диаграмму любого вида и проанализируйте ее. 2) Разработать мини – проект «Диаграммы» (о своих результатах I, II и III четверти), используя программы Microsoft Excel и Power Point |
I уровень трудности «3» | II уровень трудности «4» | III уровень трудности «5» |
1) Вырежьте из газет информацию, представленную при помощи разных видов диаграмм; 2) Выполните из учебника №1052 |
2) Найдите в «Internete» информацию, содержащую разные виды диаграмм и сохраните в своей папке на рабочем столе | 1) Самостоятельно составьте таблицу «Расходы на школьника в год», постройте диаграмму любого вида и проанализируйте ее. 2) Разработать мини – проект «Диаграммы» (о своих результатах I, II и III четверти), используя программы Microsoft Excel и Power Point |
Приложение
Практическое задание для 2 группы.
1) проанализируйте данные о весе учащихся вашего класса. Составьте таблицу распределения веса по промежуткам: 30-35 кг, 36-40 кг и т.д.
2) по полученным данным постройте в среде Microsoft Excell диаграмму. Сохраните ее на рабочем столе под именем «Вес».
3) на основании полученной диаграммы составьте вопросы, на которые можно найти ответ.
Таблица распределения веса учащихся 6-А класса.
30-35 кг | |
36-40 кг | |
41-45 кг | |
46-50 кг | |
51-55 кг | |
56-60 кг | |
61-65 кг | |
66-70 кг |
Вопросы по полученной диаграмме
вопрос | ответ |
Оценка работы группы
Ф.И. | Оценка группы |
Практическое задание для 1 группы.
1) проанализируйте данные о росте учащихся вашего класса. Составьте таблицу распределения ростов по промежуткам: 140-145 см, 146-150 см и т.д.
2) по полученным данным постройте в среде Microsoft Excell диаграмму. Сохраните ее на рабочем столе под именем «Рост».
3) на основании полученной диаграммы составьте вопросы, на которые можно найти ответ.
Таблица распределения ростов учащихся 6-А класса.
140-145 см | |
146-150 см | |
151-155 см | |
156-160 см | |
161-165 см | |
166-170 см |
Вопросы по полученной диаграмме
вопрос | ответ |
Оценка работы группы
Ф.И. | Оценка группы |
Практическое задание для 3 группы.
1) проанализируйте данные о цвете глаз учащихся вашего класса. Составьте таблицу распределения количества учащихся, имеющих определенный цвет глаз
2) по полученным данным постройте в среде Microsoft Excell диаграмму. Сохраните ее на рабочем столе под именем «Цвет глаз».
3) на основании полученной диаграммы составьте вопросы, на которые можно найти ответ.
Таблица распределения учащихся 6-А класса по цвету глаз.
Голубые | |
Карие | |
Зеленые | |
Серые |
Вопросы по полученной диаграмме
вопрос | ответ |
Оценка работы группы
Ф.И. | Оценка группы |
Практическое задание для 4 группы.
1) проанализируйте данные о дате рождения учащихся вашего класса. Составьте таблицу распределения количества учащихся, родившихся в определенное время года.
2) по полученным данным постройте в среде Microsoft Excell диаграмму. Сохраните ее на рабочем столе под именем «Время года».
3) на основании полученной диаграммы составьте вопросы, на которые можно найти ответ.
Таблица распределения учащихся 6-А класса по сезону рождения
Зима | |
Весна | |
Лето | |
Осень |
Вопросы по полученной диаграмме
вопрос | ответ |
Оценка работы группы
Ф.И. | Оценка группы |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Выставка Разбирать Беззаконный Отсрочка
Средняя продолжительность жизни слона, крокодила, верблюда, лошади и шимпанзе равны 60, 40, 30, 25 и 60 годам соответственно.
Тема урока:
Задачи урока Дать название Сформулировать определение Рассмотреть различные модели Дать название ее компонентам Исследовать дополнительные свойства (типы задач)
“… одна из важнейших задач математики – помощь другим наукам”
Задача В 6-х классах измерили рост 50 учеников. Получили следующие результаты: 162, 158, 157, 161, 164, 160, 162, 158, 159, 159, 164, 160, 165, 159, 161, 159, 161, 159, 167, 165, 167, 164, 159, 163, 160, 161, 162, 165, 164, 167, 159, 167, 169, 165, 167, 161, 157, 159, 162, 167, 160, 167, 169, 167, 159, 165, 165, 158, 167, 159.
Текстовая информация информация трудно «читается»; не наглядна; занимает много места
Задача урока
Обработка результатов измерения Рост 157 158 159 160 161 162 164 165 167 169 Кол-во 2 3 10 4 5 4 4 6 8 2
Определение Диаграмма – это еще один вид математической модели. Она дает наглядное представление о соотношении размеров тех или иных величин.
Виды диаграмм
Задание B2 (№ 18849) На диаграмме показана среднемесячная температура воздуха в Екатеринбурге (Свердловске) за каждый месяц 1973 года. По горизонтали указываются месяцы, по вертикали - температура в градусах Цельсия. Определите по диаграмме разность между наибольшей и наименьшей среднемесячными температурами в 1973 году .
Задание B2 (№ 18901) На рисунке жирными точками показано суточное количество осадков, выпадавших в Мурманске с 7 по 22 ноября 1995 года. По горизонтали указываются числа месяца, по вертикали — количество осадков, выпавших в соответствующий день, в миллиметрах. Для наглядности жирные точки на рисунке соединены линией. Определите по рисунку, сколько дней из данного периода выпадало менее 3 миллиметров осадков
ГИА-9 Диаграмма на рисунке иллюстрирует распределение учащихся школы между начальными, средними и старшими классами. Сколько процентов всех учащихся учится в начальных классах?
Алгоритм построения диаграммы в среде Microsoft Excell Пуск – Программы - Microsoft Office - Microsoft Excell Заполнить таблицу данных. Выделить таблицу (левой кнопкой мыши) Подвести указатель мыши к кнопке «Мастер диаграмм» и щелкнуть левой клавишей. После этого появится окно, в котором нужно выбрать тип диаграммы, подписи осей, название диаграммы. Нажать «Готово».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики в классе- комплекте по теме: в 6 классе "Применение распределительного свойства умножения" (повторение), в 5-м классе "Упрощение выражений"(изучение нового материала)
Конспект разработан для проведения урока математики в классе- комплекте, где сидят учащиеся 5 и 6 классов...
Презентация к уроку математики в классе - комплекте (5,6 класс) по теме "Решение уравнений и задач при помощи уравнений"
Презентация составлена к уроку математики в 5 и 6 классах по теме: "Решение уравнений и задач при помощи уравнений" в классе - комплекте сельской малокомплектной школы....
урок математики 6 класс"Деление дробей 6 класс.Обобщение"
По учебнику Виленкина...
Урок математики 5 класс по теме Решение задач на движение Карта урока по ФГОС
1. ФИО Пивовар Елена Васильевна 2. Место работы МБОУ СОШ №4 СУИОП им.Г.К.Жукова 3. Должность Учитель математики высшей категории 4. Предмет Математика 5. Класс 5 6. Тема и номер урока в те...
ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.
Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...
Урок математики 5 класс.Технологическая карта к уроку
технологическая карта урока математики 5 класс. Тема: Делимостьь чисел.Свойства делимости.(в соответствии с ФГОС)...
Технологические карты на уроках математики, 5 класс;алгебры 7.8 классы
Технологическая карта является продуктом на завершающем этапе работы городской экспериментальной площадки на базе нашей школы. Работа по такому маршруту на уроке существе...