Урок математики в 6 классе по теме "Диаграммы"
методическая разработка по алгебре (6 класс) по теме

Салова Наталья Владимировна

Урок проводился с применением НИТ. На уроке используется интерактивная доска, для работы в каждой группе используется ПК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Разработка урока198.5 КБ
Office presentation icon презентация к уроку189 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 6 классе по теме «Диаграммы»

Учебник И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович

 “…одна из важнейших задач математики – помощь другим наукам”

Л. Морделл.

1)Посмотрите внимательно на следующие 2 ситуации. Что отображено на каждой из них? Что их объединяет?





написать несколько слов


Средняя продолжительность жизни слона, крокодила, верблюда,  лошади и шимпанзе равны 60, 40, 30, 25 и 60 годам соответственно.

  1. Какими способами представлена информация? (текстовый и графический)
  2. Все вы знаете схематичное изображение приставки, корня, суффикса и окончания слова. Поэтому, вы сразу поймете, о чем идет речь, если учитель русского языка попросит вас подобрать слова, соответствующие схеме.
  3. Для наглядного представления разных числовых данных используют диаграммы.
  4. Иллюстрации помогают нам очень быстро понять, о чем идет речь.
  5. Часто в газетах, в рекламных проспектах, на экране телевизоров мы сталкиваемся с разными диаграммами и графиками. И очень важно не просто иметь представление о диаграммах, но и уметь читать и строить их.
  6. Итак, тема сегодняшнего урока «Диаграммы».
  7. Урок пройдет сегодня под девизом: “…одна из важнейших задач математики – помощь другим наукам”
  8. Когда мы изучаем новый объект, на какие вопросы надо уметь отвечать?

Дать название, сформулировать определение, рассмотреть различные модели, дать название ее компонентам, исследовать дополнительные свойства.

2) В 6-х классах измерили рост 50 учеников. Получили следующие результаты:

162, 158, 157, 161, 164, 160, 162, 158, 159, 159,

164, 160, 165, 159, 161, 159, 161, 159, 167, 165,

167, 164, 159, 163, 160, 161, 162, 165, 164, 167,

159, 167, 169, 165, 167, 161, 157, 159, 162, 167,

160, 167, 169, 167, 159, 165, 165, 158, 167, 159.

  1. Какую информацию можно получить из данных результатов? Что мы можем сказать о данной информации?
  2. К сожалению, эта информация трудно «читается»; она не наглядна и занимает много места.
  3. А представьте себе результаты, состоящие не из 50 данных, а из 500, 5000 или из 1000000 различных чисел. Например, данные о производительности труда на предприятиях какой-нибудь отрасли по всей стране, результаты голосования по всем избирательным пунктам и т.д.
  4. Что мы делаем когда выбранный нами способ неудобен, трудоемок?
  5. Единственный разумный выход – каким-то образом преобразовать первоначальные данные, получить сравнительно небольшое количество характеристик начальной информации и в дальнейшем оперировать именно с ними.

3) Обработаем данные результаты:

Рост

157

158

159

160

161

162

164

165

167

169

Кол-во

2

3

10

4

5

4

4

6

8

2

На уроках информатики вы знакомились с алгоритмом построения различных диаграмм. Чаще всего информацию представляют в виде столбчатых диаграмм или гистограмм (histos-gramma; столб-запись).

  1. В какой программе можно строить диаграммы?
  2. Для построения диаграммы достаточно: (показать на доске, у каждого есть распечатка с алгоритмом)
  1. Заполнить таблицу данных.

157 см

2

158 см

3

159 см

10

160 см

4

161 см

5

162 см

4

164 см

4

165 см

6

167 см

8

169 см

2

  1. Выделить ее.
  2. Подвести указатель мыши к кнопке «Мастер диаграмм» и щелкнуть левой клавишей.
  3. После этого появится окно, в котором нужно выбрать тип диаграммы, подписи осей, название диаграммы.
  4. Нажать «Готово»

Какую информацию можно получить из этой диаграммы? (запись в тетради)

  1. Какой самый большой (маленький) рост в классе?
  2. Какой рост встречается наиболее часто (редко)?
  3. Сколько человек имеют рост ниже (выше) 163 см?
  4. Сколько человек имеют рост от 159 до 161 см?
  5. Разность самого большого и самого маленького ростов и т.д.

3) Диаграмма – это еще один вид математической модели. Она дает наглядное представление о соотношении размеров тех или иных величин (записать определение в тетрадь). Нужно уметь не только строить диаграммы, но и читать нужную информацию с нее.

(рассмотреть примеры из ГИА и ЕГЭ)

  1. Чаще всего используют следующие виды диаграмм: гистограмма, график, круговая. (записать в тетради)

Задание B2 (№ 18849) На диаграмме показана среднемесячная температура воздуха в Екатеринбурге (Свердловске) за каждый месяц 1973 года. По горизонтали указываются месяцы, по вертикали - температура в градусах Цельсия. Определите по диаграмме разность между наибольшей и наименьшей среднемесячными температурами в 1973 году.

Задание B2 (№ 18901) На рисунке жирными точками показано суточное количество осадков, выпадавших в Мурманске с 7 по 22 ноября 1995 года. По горизонтали указываются числа месяца, по вертикали — количество осадков, выпавших в соответствующий день, в миллиметрах. Для наглядности жирные точки на рисунке соединены линией. Определите по рисунку, сколько дней из данного периода выпадало менее 3 миллиметров осадков

ГИА-9

Диаграмма на рисунке иллюстрирует распределение учащихся школы между начальными, средними и старшими классами. Сколько процентов всех учащихся учится в начальных классах?

  1. Итак, на что нужно обращать внимание при чтении диаграмм?
  2. На название горизонтальных и вертикальных осей, на цену деления оси.

4) А теперь вы выполните небольшую практическую работу. Мы с вами собрали некоторую информацию о себе. А именно: ваш рост, вес, цвет глаз, время года рождения. Вы в своих группах должны обработать данную информацию, построить диаграмму. Составить вопросы, на которые можно ответить при помощи диаграммы и ответы к ним (см. Приложение).

Рассмотреть работы каждой группы (каждая группа работает за ПК, одна из групп работает на интерактивной доске).

5) Итоги урока

  1. Какая задача стояла перед нами в начале урока? (изучить более удобный способ представления числовой информации). Получили ли мы ответ на нее?
  2. Что называется диаграммой?
  3. Какие основные способы ее задания?
  4. На что надо обращать внимание при чтении диаграммы?
  5. Для чего нам нужны диаграммы, где они используются?

Дифференцированное д/з: Ребята, вы можете выбрать для себя любой уровень трудности

I уровень трудности «3»

II  уровень трудности «4»

III уровень трудности «5»

1) Вырежьте из газет информацию, представленную при помощи разных видов диаграмм;

2) Выполните из учебника №1052

  1. Используя программу Microsoft Excel и алгоритм составьте круговую и столбчатую диаграммы  к № 1049 и 1051

2)  Найдите в Интеренете информацию, содержащую разные виды диаграмм и сохраните в своей папке на рабочем столе

1) Самостоятельно составьте таблицу «Расходы  на школьника в год», постройте диаграмму любого вида и проанализируйте ее.

2)  Разработать мини – проект «Диаграммы»

 (о своих результатах I,  II и III четверти), используя программы Microsoft Excel и Power Point


 

Раздаточный материал

Алгоритм построения диаграммы в среде Microsoft Excell

  1. Пуск – Программы – Microsoft Office – Microsoft Excell
  2. Заполнить таблицу данных.

157 см

2

158 см

3

159 см

10

160 см

4

161 см

5

162 см

4

164 см

4

165 см

6

167 см

8

169 см

2

  1. Выделить таблицу (левой кнопкой мыши)
  2. Подвести указатель мыши к кнопке «Мастер диаграмм» и щелкнуть левой клавишей.
  3. После этого появится окно, в котором нужно выбрать тип диаграммы, подписи осей, название диаграммы.
  4. Нажать «Готово».

Алгоритм построения диаграммы в среде Microsoft Excell

  1. Пуск – Программы – Microsoft Office – Microsoft Excell
  2. Заполнить таблицу данных.

157 см

2

158 см

3

159 см

10

160 см

4

161 см

5

162 см

4

164 см

4

165 см

6

167 см

8

169 см

2

  1. Выделить таблицу (левой кнопкой мыши)
  2. Подвести указатель мыши к кнопке «Мастер диаграмм» и щелкнуть левой клавишей.
  3. После этого появится окно, в котором нужно выбрать тип диаграммы, подписи осей, название диаграммы.
  4. Нажать «Готово».

Алгоритм построения диаграммы в среде Microsoft Excell

  1. Пуск – Программы – Microsoft Office – Microsoft Excell
  2. Заполнить таблицу данных.

157 см

2

158 см

3

159 см

10

160 см

4

161 см

5

162 см

4

164 см

4

165 см

6

167 см

8

169 см

2

  1. Выделить таблицу (левой кнопкой мыши)
  2. Подвести указатель мыши к кнопке «Мастер диаграмм» и щелкнуть левой клавишей.
  3. После этого появится окно, в котором нужно выбрать тип диаграммы, подписи осей, название диаграммы.
  4. Нажать «Готово».

Домашнее задание

I уровень трудности «3»

II  уровень трудности «4»

III уровень трудности «5»

1) Вырежьте из газет информацию, представленную при помощи разных видов диаграмм;

2) Выполните из учебника №1052

  1. Используя программу Microsoft Excel и алгоритм составьте круговую и столбчатую диаграммы  к № 1049 и 1051

2)  Найдите в «Internete» информацию, содержащую разные виды диаграмм и сохраните в своей папке на рабочем столе

1) Самостоятельно составьте таблицу «Расходы  на школьника в год», постройте диаграмму любого вида и проанализируйте ее.

2)  Разработать мини – проект «Диаграммы»

 (о своих результатах I,  II и III четверти), используя программы Microsoft Excel и Power Point

I уровень трудности «3»

II  уровень трудности «4»

III уровень трудности «5»

1) Вырежьте из газет информацию, представленную при помощи разных видов диаграмм;

2) Выполните из учебника №1052

  1. Используя программу Microsoft Excel и алгоритм составьте круговую и столбчатую диаграммы  к № 1049 и 1051

2)  Найдите в «Internete» информацию, содержащую разные виды диаграмм и сохраните в своей папке на рабочем столе

1) Самостоятельно составьте таблицу «Расходы  на школьника в год», постройте диаграмму любого вида и проанализируйте ее.

2)  Разработать мини – проект «Диаграммы»

 (о своих результатах I,  II и III четверти), используя программы Microsoft Excel и Power Point

I уровень трудности «3»

II  уровень трудности «4»

III уровень трудности «5»

1) Вырежьте из газет информацию, представленную при помощи разных видов диаграмм;

2) Выполните из учебника №1052

  1. Используя программу Microsoft Excel и алгоритм составьте круговую и столбчатую диаграммы  к № 1049 и 1051

2)  Найдите в «Internete» информацию, содержащую разные виды диаграмм и сохраните в своей папке на рабочем столе

1) Самостоятельно составьте таблицу «Расходы  на школьника в год», постройте диаграмму любого вида и проанализируйте ее.

2)  Разработать мини – проект «Диаграммы»

 (о своих результатах I,  II и III четверти), используя программы Microsoft Excel и Power Point


Приложение

Практическое задание для 2 группы.

1) проанализируйте данные о весе учащихся вашего класса. Составьте таблицу распределения веса по промежуткам: 30-35 кг, 36-40 кг и т.д.

2) по полученным данным постройте в среде Microsoft Excell диаграмму. Сохраните ее на рабочем столе под именем «Вес».

3) на основании полученной диаграммы составьте вопросы, на которые можно найти ответ.

Таблица распределения веса учащихся 6-А класса.

30-35 кг

36-40 кг

41-45 кг

46-50 кг

51-55 кг

56-60 кг

61-65 кг

66-70 кг

Вопросы по полученной диаграмме

вопрос

ответ











Оценка работы группы

Ф.И.

Оценка группы


Практическое задание для 1 группы.

1) проанализируйте данные о росте учащихся вашего класса. Составьте таблицу распределения ростов по промежуткам: 140-145 см, 146-150 см и т.д.

2) по полученным данным постройте в среде Microsoft Excell диаграмму. Сохраните ее на рабочем столе под именем «Рост».

3) на основании полученной диаграммы составьте вопросы, на которые можно найти ответ.

Таблица распределения ростов учащихся 6-А класса.

140-145 см

146-150 см

151-155 см

156-160 см

161-165 см

166-170 см

Вопросы по полученной диаграмме

вопрос

ответ











Оценка работы группы

Ф.И.

Оценка группы


Практическое задание для 3 группы.

1) проанализируйте данные о цвете глаз учащихся вашего класса. Составьте таблицу распределения количества учащихся, имеющих определенный цвет глаз

2) по полученным данным постройте в среде Microsoft Excell диаграмму. Сохраните ее на рабочем столе под именем «Цвет глаз».

3) на основании полученной диаграммы составьте вопросы, на которые можно найти ответ.

Таблица распределения учащихся 6-А класса по цвету глаз.

Голубые

Карие

Зеленые

Серые

Вопросы по полученной диаграмме

вопрос

ответ











Оценка работы группы

Ф.И.

Оценка группы


Практическое задание для 4 группы.

1) проанализируйте данные о дате рождения учащихся вашего класса. Составьте таблицу распределения количества учащихся, родившихся в определенное время года.

2) по полученным данным постройте в среде Microsoft Excell диаграмму. Сохраните ее на рабочем столе под именем «Время года».

3) на основании полученной диаграммы составьте вопросы, на которые можно найти ответ.

Таблица распределения учащихся 6-А класса по сезону рождения

Зима

Весна

Лето

Осень

Вопросы по полученной диаграмме

вопрос

ответ











Оценка работы группы

Ф.И.

Оценка группы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Математика, 6 класс

Слайд 2

Выставка Разбирать Беззаконный Отсрочка

Слайд 3

Средняя продолжительность жизни слона, крокодила, верблюда, лошади и шимпанзе равны 60, 40, 30, 25 и 60 годам соответственно.

Слайд 4

Тема урока:

Слайд 5

Задачи урока Дать название Сформулировать определение Рассмотреть различные модели Дать название ее компонентам Исследовать дополнительные свойства (типы задач)

Слайд 6

“… одна из важнейших задач математики – помощь другим наукам”

Слайд 7

Задача В 6-х классах измерили рост 50 учеников. Получили следующие результаты: 162, 158, 157, 161, 164, 160, 162, 158, 159, 159, 164, 160, 165, 159, 161, 159, 161, 159, 167, 165, 167, 164, 159, 163, 160, 161, 162, 165, 164, 167, 159, 167, 169, 165, 167, 161, 157, 159, 162, 167, 160, 167, 169, 167, 159, 165, 165, 158, 167, 159.

Слайд 8

Текстовая информация информация трудно «читается»; не наглядна; занимает много места

Слайд 9

Задача урока

Слайд 10

Обработка результатов измерения Рост 157 158 159 160 161 162 164 165 167 169 Кол-во 2 3 10 4 5 4 4 6 8 2

Слайд 11

Определение Диаграмма – это еще один вид математической модели. Она дает наглядное представление о соотношении размеров тех или иных величин.

Слайд 12

Виды диаграмм

Слайд 13

Задание B2 (№ 18849) На диаграмме показана среднемесячная температура воздуха в Екатеринбурге (Свердловске) за каждый месяц 1973 года. По горизонтали указываются месяцы, по вертикали - температура в градусах Цельсия. Определите по диаграмме разность между наибольшей и наименьшей среднемесячными температурами в 1973 году .

Слайд 14

Задание B2 (№ 18901) На рисунке жирными точками показано суточное количество осадков, выпадавших в Мурманске с 7 по 22 ноября 1995 года. По горизонтали указываются числа месяца, по вертикали — количество осадков, выпавших в соответствующий день, в миллиметрах. Для наглядности жирные точки на рисунке соединены линией. Определите по рисунку, сколько дней из данного периода выпадало менее 3 миллиметров осадков

Слайд 15

ГИА-9 Диаграмма на рисунке иллюстрирует распределение учащихся школы между начальными, средними и старшими классами. Сколько процентов всех учащихся учится в начальных классах?

Слайд 16

Алгоритм построения диаграммы в среде Microsoft Excell Пуск – Программы - Microsoft Office - Microsoft Excell Заполнить таблицу данных. Выделить таблицу (левой кнопкой мыши) Подвести указатель мыши к кнопке «Мастер диаграмм» и щелкнуть левой клавишей. После этого появится окно, в котором нужно выбрать тип диаграммы, подписи осей, название диаграммы. Нажать «Готово».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку математики в классе - комплекте (5,6 класс) по теме "Решение уравнений и задач при помощи уравнений"

Презентация составлена к уроку математики в 5 и 6 классах по теме: "Решение уравнений и задач при помощи уравнений" в классе - комплекте сельской малокомплектной школы....

Урок математики 5 класс по теме Решение задач на движение Карта урока по ФГОС

1. ФИО Пивовар Елена Васильевна 2. Место работы МБОУ СОШ №4 СУИОП им.Г.К.Жукова 3. Должность Учитель математики высшей категории 4. Предмет Математика 5. Класс 5 6. Тема и номер урока в те...

ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.

Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...

Урок математики 5 класс.Технологическая карта к уроку

технологическая карта урока математики 5 класс. Тема: Делимостьь чисел.Свойства делимости.(в соответствии с ФГОС)...

Технологические карты на уроках математики, 5 класс;алгебры 7.8 классы

Технологическая карта является продуктом  на завершающем этапе  работы  городской экспериментальной площадки  на базе нашей школы. Работа по такому маршруту на уроке  существе...