Общие методы решения уравнений
статья по алгебре (11 класс) на тему
В школьном курсе математики решаются различные уравнения: линейные, иррациональные, логарифмические, показательные, тригонометрические и другие. С решением уравнений учащиеся встречаются не только на уроках алгебры при решении непосредственно уравнений, систем уравнений, задач на составление уравнений, но и на уроках геометрии, физики, химии, биологии.
Следовательно, основная задача, стоящая перед школьным курсом математики - научить учащихся решать уравнения разных типов и разными способами. Статья полезна учителям, работающим в старшей школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
примеры решения различных уравнений в старшей школе | 101.33 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБЩИЕ МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ УРАВНЕНИЙ |
В помощь учителю.
Учитель математики Сыроватская Е.А.
В школьном курсе математики решаются различные уравнения: линейные, иррациональные, логарифмические, показательные, тригонометрические и другие.
С решением уравнений учащиеся встречаются не только на уроках алгебры при решении непосредственно уравнений, систем уравнений, задач на составление уравнений, но и на уроках геометрии, физики, химии, биологии.
Следовательно, основная задача, стоящая перед школьным курсом математики - научить учащихся решать уравнения разных типов и разными способами.
Алгебраическим уравнением называется уравнение вида
- некоторый многочлен. Решить уравнение - значит найти множество всех корней (решений) этого уравнения на его области определения или доказать, что решений нет.
Число a называется корнем уравнения с переменной x, если выполняется равенство
В процессе решения уравнений обычно производим некоторые преобразования, т.е. последовательно заменяем данное уравнение другими уравнениями, равносильными (эквивалентными) данному, или уравнениями – следствиями.
Два уравнения f1(x)=g1(x) называются равносильными на некотором множестве M , если они имеют в этом множестве одни и те же решения, т. е. каждый корень данного уравнения, принадлежащий множеству М, является корне полученного уравнения, и, наоборот, каждый корень уравнения f1(x)=g1(x), принадлежащий множеству М, является корнем уравнения .
Пример: х+4=3х и х-2=0 равносильные. Т. к. каждое из них имеет единственный корень х=2 на множестве R. {х-4=3х}{х-2=0}
Уравнение f1(x)=g1(x) называется следствием уравнения , если при переходе от уравнения к уравнению f1(x)=g1(x) не происходит потери корней, т.е. все корни данного уравнения являются корнями уравнения следствия. {f(x)=g(x)}{f1(x)=g1(x)}.
Пример: {х=1}{x2=1}, где х=1 является единственным корнем первого уравнения, и вместе с тем это число – корень второго уравнения.
Решение уравнений школьного курса алгебры основано на шести теоремах о равносильности.
Теорема 1. Если какой – либо член уравнения перенести из одной части уравнения в другую с противоположным знаком, то получится уравнение, равносильное данному: f(x)=g(x)
Теорема 2. Если обе части уравнения возвести в одну и ту же нечетную степень, то получится уравнение, равносильное данному.
Теорема 3. Показательное уравнение af(x)=ag(x) ( где a
Равносильно уравнению .
Теорема 4. Если обе части уравнения умножить на одно и то же выражение h(x), которое:
а) имеет смысл всюду в области определения ( в области допустимых значений ) уравнения
б) нигде в этой области не обращается в ноль, т. е. получится уравнение , равносильное данному.
Теорема 5. Если обе части уравнения неотрицательны в области определения уравнения, то после возведения обеих частей уравнения в одну и ту же четную степень n получится уравнение, равносильное данному: f(x)n=g(x)n
Теорема 6. Если f(x)>0 и g(x)>0, то логарифмическое уравнение logaf(x)= logag(x), где a>0, a
Решение многих уравнений легче осуществить за счет перехода к равносильным уравнениям или уравнениям – следствиям.
При решении уравнений любых видов используются наиболее общие методы решения уравнений.
Первый метод – метод замены уравнения h(f(x))=h(f(x)) уравнением . Этот метод применяется при решении показательных уравнений af(x)=aa(x) (a>0, a, когда от данного уравнения переходим к уравнению
При решении логарифмических уравнений, когда переходим от уравнения logaf(x)= logag(x) к уравнению (где f(x)>0; g(x)>0); при решении иррациональных уравнений, когда переходим от уравнения = к уравнению , при xОДЗ .
Этот метод можно применять только в том случае, когда y=h(x)- монотонная функция, которая свое значение применяет по одному разу. Например, y=x7- возрастающая функция, поэтому от уравнения можно перейти к уравнению 2х+2=5х-9, откуда находим х=.
Расширение ОДЗ здесь не произошло, значит это равносильное преобразование уравнения.
Если же y=h(x) немонотонная функция, то указанный метод применять нельзя, поскольку возможна потеря корня. Так заменить уравнение (2x+2)4=(5x-9)4 уравнением 2x+2=5x-9 нельзя, т.к. произошла потеря корня х=1. По той же причине нельзя переходить от уравнения к уравнению 17x=7x.
Пример: решить уравнение . Потенцируя, получим: x=6-x2, x2+x-6=0, x1=2, x2=-3.
С учетом ОДЗ получим х=2. Значение х=2. Значение х=-3 не удовлетворяет ОДЗ. Ответ: х=2.
Второй метод – метод разложения на множители Этот метод основан на теореме: произведение нескольких функций обращается в ноль только и только тогда, когда один из множителей равен нулю, а другие при этом существуют. Уравнение f(x)*g(x)*h(x)=0 можно заменить совокупностью уравнений: , если x
Решив уравнения этой совокупности, мы должны взять те корни, которые принадлежат области определения исходного уравнения, а остальные отбросить как посторонние.
Пример: решить уравнение: ( -3)(2x2+6x+5-1)
Область допустимых значений уравнения задается системой неравенств:
Решение уравнения сводится к решению совокупности трех уравнений:
Из четырех корней лишь х=9 удовлетворяет ОДЗ. Ответ: х=9.
Пример: решить уравнение: x3-7x+6=0
Заменим данное уравнение равносильным x3-x-6x+6=0, группируем слагаемые (x3-x)-(6x-6)=0
(x2-1)x-6(x-1)=0
(x-1)(x+1)x-6(x-1)
(x-1)(x2+x-6)=0 x-1=0 или x2+x-6=0
X1=1; x2=2, x3=-3.
Все три значения переменной являются корнями заданного уравнения.
Третий метод – метод введения новой переменной. Этот метод основан на том, что если уравнение f(x)=0 можно преобразовать к виду p(q(x))=0 то нужно ввести новую переменную U=q(x), решить уравнение p(U)=0, а затем решить совокупность уравнений: , где U1, U2,…Un - корни уравнения p(U)=0
Удачный выбор переменной намного упростит решение уравнения.
Пример: решить уравнение: +=
Удачной будет замена x2-x=U, тогда данное уравнение примет вид: +=.
Возведем обе части уравнения во вторую степень:
(+)2=()2,
U+2+2,
=12,
=6,
U2+9U+14=36,
U2+9U-22=0, U1=2, U2= -11- посторонний корень, т.к. , , - не существуют в области действительных чисел
Возвращаемся к исходной переменной: x2-x=2; x2-x-2=0; x1=2, x2= -1.
Пример: Решить уравнение: Преобразуем данное уравнение, заменив его равносильным: .
При решении этого уравнения уместна замена 3x=a, где а>0. Получим уравнение и далее имеем: 3a2+a=252 3a2+a-252=0, a1=9, a2= - (не удовлетворяет условию) Возвращаясь к исходной переменной, получим: 3x=9, 3x=32, x=2. Ответ: x=2
Пример: Решить уравнение: 1+()=()2
1+()=2) |*2 2+2()= Выполним замену переменной: , тогда ()2=t2, t2=1+, t2-1 Исходное уравнение примет вид: 2+2t=1-(t2-1) t2+2t=0 t(t+2)=0t=0 или t+2=0 Возвращаемся к замене переменной или (решений нет) x= Ответ: x=
Пример: Решить уравнение: lg2x3+-7=0 Используя свойства логарифмов, упростим каждое из слагаемых уравнения: lg2x3=(3lgx)2=9lg2x, = -lg10x= -(lg10+lgx)= -1-lgx Исходное уравнение примет вид: 9lg2x-lg x-8=0, область определения уравнения x>0 Замена переменной очевидна lg x=U, тогда 9U2-U-8=0 Решаем полученное квадратное уравнение: D=1+4*9*8=289=172, U= ; U1=1; U2= - ; Далее lg x=1 или lg x= ; x1=10, x2= Ответ: x1=10, x2= , с учетом области определения.
Четвертый метод - функционально-графический. Идея этого метода состоит в том, что для решения уравнения надо построить графики функций y=f(x), y=g(x) и найти точки их пересечения- корнями уравнения служат абсциссы этих точек. Этот метод позволяет определить число корней уравнения, указать значение корня, найти приближенные, а иногда и точные значения корней.
Пример: Решить графически уравнение: = Построим графики функций: y=, D(y)=[0;+); E(y)=[0;+) y=|x-2|, D(y)=R; E(y)=[0;+)
В некоторых случаях построение графиков можно заменить опорой на свойства функций. Если одна из функций y=f(x), y=g(x) возрастает, а другая убывает, то уравнение либо не имеет корней, либо имеет один корень, который можно угадать.
Пример. Решить уравнение: =2-x. Функция y= возрастает на множестве [0;+). Функция y=2-x убывает на множестве R. Следовательно, данное уравнение имеет единственный корень. «Угадываем» корень уравнения, х=1.
Пятый метод- метод оценок значений функций. Предварительная оценка левой части или правой части уравнения помогает решить уравнение или убедиться в том, что уравнение не имеет решений. Пример. Решить уравнение: 2=5 Оценим левую часть уравнения: т.к. |sinx|, то |. Следовательно, данное уравнение не имеет корней. Пример. Решить уравнение: Левая часть уравнения является возрастающей функцией, а правая- убывающей функцией. Следовательно, уравнение имеет единственный корень: х=1 (ОДЗ: 5х-4) Ответ: х=1.
В школьном курсе математики решение уравнений занимает одно из центральных мест. Не может быть какого-то единого и, более того, всеобщего метода решения уравнений. Для каждого типа уравнений разработаны нестандартные приемы, вытекающие из общих идей, но часто более эффективные в конкретных ситуациях.
Литература:
- «Лекции и задачи по элементарной математике», В.Г. Болтянский и др., изд. «Наука», Москва, 1972г., стр.276-287.
- Газета «Математика», №47-2000г., «Алгебраические уравнения в курсе элементарной математики», стр.15-17.
- Учебник «Алгебра и начала анализа 10-11 кл»., А.Д. Мордкович, Москва, 2000г., стр.302-304.
- «Подготовка к письменному экзамену за курс средней школы», Г.В. Дорофеев, изд. «Дрофа», Москва, 2001г.
- «Математика»(подготовка к ЕГЭ-2004), Лысенко Ф.Ф. и др., Ростов-на-Дону, 2003.
- Учебник «Алгебра и начала анализа 11кл.», М.И. Башмаков., Москва, изд. «Просвещение», 1993г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме "Общие методы решения уравнений" 11 класс
Обобщение и систематизация знаний о методах решения уравнений...
Урок-практикум по теме "Общие методы решения уравнений" п.56, "Алгебра и начала анализа 10-11 классы", авт.А.Г. Мордкович и презентации по данной теме.
Цели: Систематизировать, обобщить знания и умения учащихся по применению различных методов решения уравнений.Развивать умение наблюдать, обобщать, классифицировать, анализировать математич...
методическая разработка урока "Общие методы решения уравнений"
Способы решения уравнений, которые предлагаются учащимся в школьных учебниках, усваиваются достаточно хорошо. Поэтому при повторении решили пользоваться различными пособиями по элементарной математике...
Разработка урока по теме: "Общие методы решения уравнений"
Разработка содержит:-конспект урока;-презентацию к уроку;-работы учащихся....
Развёрнутый конспект урока в логике ФГОС в 11 классе по теме: "Общие методы решения уравнения".
Развёрнутый конспект урока в логике ФГОС в 11 классе по теме: "Общие методы решения уравнения".Тип урока: урок отработки умений и рефлексии.УМК: ,Алгебра и начала математического анализа. 10 -11 класс...
Общие методы решения уравнений 11 класс
Презентация для проведения обобщающего урока по теме "Общие методы решения уравнений"...
Общие методы решения уравнений
Проект 10 класс...