методическая разработка урока "Общие методы решения уравнений"
план-конспект урока по алгебре (11 класс) по теме
Способы решения уравнений, которые предлагаются учащимся в школьных учебниках, усваиваются достаточно хорошо. Поэтому при повторении решили пользоваться различными пособиями по элементарной математике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_obshchie_metody_resheniya_uravneniy.docx | 48.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Общие методы решения уравнений».
Вид урока: обобщение и систематизация знаний.
Тип урока: комбинированный, концентрированное повторение с выходом на обобщение и систематизацию знаний.
Форма проведения: семинар, работа в группах, индивидуальная.
Педагогические технологии: Обучение в сотрудничестве, метод проектов, компьютерная технология, личностно-ориентированный подход в обучении, интернет - технологии.
Цели:
- Повторить и расширить сведения об уравнениях и способах их решения;
- Формировать умения выполнять обобщения и конкретизацию, правильно отбирать способы решения уравнений;
- Развивать качества мышления, гибкость, целенаправленность, рациональность, воспитание чувства ответственности за коллектив в процессе творческой работы.
- учить осуществлять исследовательскую деятельность;
- продолжить формирование психологической готовности учащихся к применению имеющихся знаний в заданиях ЕГЭ, повышение конкурентоспособности, уверенности в себе.
Задачи:
- Продолжить работу по формированию умения решать уравнения.
- Подготовить к ЕГЭ (задания типа В3).
Осуществлять контроль своих знаний с помощью компьютерных тестов.
- Развивать и совершенствовать культуру математического труда, математическую речь.
- Воспитывать умение объективно оценивать свои знания (оценивать чужой ответ).
Формировать навыки умственного труда – поиск рациональных путей решения,
самообразования, самовоспитания.
Воспитывать взаимопомощь, умение слушать товарища; ответственность.
Оборудование урока:
ПК учителя, мультимедийный проектор, персональные компьютеры учащихся,
MyTest – компьютерное тестирование, презентация, содержащая материал для повторения и закрепления теоретических знаний, для отработки навыков практического применения теории к решению упражнений, создания проблемной ситуации, для самоконтроля.
Формы организации познавательной деятельности:
- фронтальная
- групповая
Методы обучения:
- по источнику приобретенных знаний:
- словесный
- практический
- наглядный
- по уровню познавательной активности:
- проблемный
- поисковый
Планируемый конечный результат:
Учащиеся знают алгоритмы методов решения уравнений (замена уравнения h(f(x))=h(g(x)) уравнением f(x)=g(x),метод разложения на множители, метод введения новой переменной, функционально-графический метод).
При решении уравнений аргументировано выбирают наиболее удобный способ решения.
Перечень критериев проверки достижения планируемых результатов:
Знание теоретического материала (умение устно ответить на поставленные вопросы)
Умение решать уравнения различными способами.
Этапы работы:
1 шаг – определение темы «Общие методы решения уравнений».
2 шаг – разбивка темы на более мелкие подтемы.
3 шаг – формирование инициативных групп.
4 шаг – сбор информации (использование материалов учебника, справочников, Интернета).
5 шаг – переработка информации и обсуждение.
6 шаг – систематизация и подготовка презентации, формулирование общих выводов по теме.
7 шаг – выступление учащихся на итоговом уроке.
Подготовительная работа:
Творческое задание. Решить уравнение различными способами. Оценить достоинства и недостатки каждого способа. Оформить запись выводов в виде таблицы.
В течение выполнения творческого задания провести по (необходимости) консультации для учащихся, у которых возникают вопросы по заданию.
Структура урока:
- Организационный момент;
- Актуализация опорных знаний;
- Проверка домашнего задания;
- Работа в творческих разноуровневых группах;
- Защита каждой группой своего способа решения уравнений;
- Проверка знаний и умений (самоконтроль). Самостоятельная работа за ПК.
- Итог урока;
- Домашнее задание.
Ход урока
Эпиграф:
Мне приходится делить свое время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по-моему, гораздо важнее, потому, что политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно. Эйнштейн А.
- Организационный момент:
Девиз урока: Посредством уравнений, теорем
Он уйму разрешал проблем.
И засуху предсказывал, и ливни
Поистине его познанья дивны.
Генрих Госсен.
- Актуализация опорных знаний. Сегодня на уроке мы с вами повторим основные методы решения уравнений, выполним самостоятельную работу за ПК, работу в группах.
С учетом подготовки учащихся возникла необходимость повторения теоретического материала. Фронтальный опрос проводился по следующим вопросам:
– какие уравнения называются равносильными?
– что можно сказать о корнях равносильных уравнений?
– что называют областью допустимых значений уравнения f(x) = g(x)?
– какие способы решения уравнений вы знаете?
(Должны прозвучать ответы:
1) два уравнения называются равносильными, если они имеют одинаковые корни или если оба уравнения не имеют корней.
2) корни равносильных уравнений совпадают.
3) областью допустимых значений (ОДЗ) уравнения f(x) = g(x) называют множество тех значений переменной х, при которых одновременно имеют смысл выражения f(x) и g(x).
4) графический метод и аналитический: вынесение общего множителя за скобки, введение новой переменной, сведение к простейшему путем тождественных преобразований.
Учитель: “Когда возникает необходимость в проверке полученных корней уравнения?”
(Должен прозвучать ответ: если при решении уравнения, мы на каком-то шаге выполняем преобразования без учета ОДЗ (вводим новую переменную, возводим в квадрат или четную степень, освобождаемся от знаменателя (умножаем на общий знаменатель), сокращаем на общий множитель.)
- Проверка домашнего задания.
Учащиеся получили творческую работу: подобрать из разных источников такие уравнения, которые выходили бы за рамки традиционных уравнений, предлагаемых в школьных учебниках.
Учащиеся должны были выполнить задания.
Задание №1.Провести классификацию уравнений по виду.
Задание №2. Решить уравнение разными методами.
4. Работа в творческих разноуровневых группах.
Класс разбивается на четыре группы.
После того как каждой группе дано задание, идет обсуждение и поиск решения уравнения. Группа решает: кто представляет решение у доски для всего класса.
5. Представление и защита своего задания каждой группой.
1-я группа
Представили уравнение . Решили методом разложения на множители.
Ответ:
2-я группа
Рассуждали так: Если раскрыть скобки получится уравнение 4-ой степени. Нужно найти делители свободного члена, разложить на множители левую часть и найти 4 корня уравнения, но это не рационально.
Предложили решить это уравнение способом замены переменной.
Пусть
Получили уравнение
Решим его как квадратное относительно t. Получим t =4x или t = x. Исходное уравнение распадается на совокупность двух уравнений:
Ответ: -1; 9;
3-я группа
Представили показательное уравнение, сводящееся к однородному.
Перепишем уравнение в виде
Получилось уравнение однородное относительно . Разделим обе части уравнения на
Пусть , причем y>0. Получим , откуда
Вернемся к исходной переменной и решим уравнения
Ответ:
4-я группа
Представили уравнение: Это уравнение можно решить вполне стандартным способом. Но мы применили свойство монотонности функции. В левой части уравнения – возрастающая функция, в правой части - убывающая функция. Следовательно, данное уравнение не может иметь более одного корня. Число 5- корень уравнения, что проверяется подстановкой. Представили графический способ.
Ответ: 5.
Вот эти задания взяты из вариантов ЕГЭ прошлых лет. На одном из слайдов учащимся предлагаются адреса сайтов Интернет (www.fipi.ru, www.mathege.ru, www.ege.edu.ru, www.mioo.ru ), где можно найти информацию по самоподготовке к ЕГЭ, в ВУЗ и принять участие в on-line тестировании. Участвуя в работе областной секции «Совершенствование математического образования личности в современных условиях», Иван Валерьевич Ященко - один из авторов новой модели ЕГЭ по математике, сказал, что реальные задания ЕГЭ будут из открытого банка по математике ЕГЭ-2010, размещенный на сайте www.mathege.ru.
6. Проверка знаний и умений (самоконтроль). Самостоятельная работа за ПК.
Самый важный этап – этап самостоятельной работы. Учащиеся работают за компьютером с интерактивными обучающими и контролирующими программами, которые дают возможность выбора задания, метода решения, анализа ошибок, обращения к справочному теоретическому материалу, демонстрации верного хода решения.
На этапе контроля знаний и умений учащимся предлагается выполнить компьютерный тест по программе MyТest, который по форме и содержанию аналогичен ЕГЭ по алгебре и началам анализа. В тесте предусмотрено сообщение об общем количестве заданий и верно выполненных заданий, зачетном минимуме, выраженном в процентах. (База данных теста постоянно пополняется и обновляется. Она будет содержать тренировочные задания по всем темам курса алгебры и начал анализа)
Часть класса работают за компьютерами, другая выполняют задания, представленные на слайдах. Ключ теста:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
-0,75 | -220 | 3 | -12 | -1 |
Дополнительно, если останется время, показать как принять участие в on-line тестировании.
7. Итог урока. Релаксация.
Притча. Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» Тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?» И тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!»
Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.
Кто работал так, как первый человек? (поднимают жёлтые кружочки)
Кто работал добросовестно? (синие)
Кто принимал участие в строительстве храма? (зелёные)
Рефлексивно-оценочный этап.
1. Оценка:
а) за фронтальную работу.
б) за самостоятельную работу.
2. Какой момент был наиболее интересен на уроке?
3. Где пришлось более всего концентрироваться, задумываться?
Корзина знаний:
- Виды уравнений.
- Общие методы решения уравнений.
- Всегда ли переход от h(f(x)) = h(g(x)) к
f(x) =g(x) равносилен?
4. Алгоритм метода разложения на множители.
5. Когда целесообразно применять метод замены переменной?
6. В чем состоит графический метод?
8. Задание на дом. Домашнее задание даётся на листочках по материалам ЕГЭ. Подборка заданий типа В3: уметь решать уравнения и неравенства, дополнительно сильным ученикам задания С1.
Проверяемые требования: решать рациональные, иррациональные, показательные, тригонометрические и логарифмические уравнения, их системы.
Я хочу закончить урок словами Герберта Спенсера “Дороги не те знания, которые отлагаются в мозгу, как жир, дороги те, которые превращаются в умственные мышцы!”
Спасибо всем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме:Решение уравнений с параметрами
Материал разработан для УМК А.Г. Мордкович для 11 класса....
Методическая разработка элективного курса «Решение уравнений в целых числах»
Публикация содержит методическую разработку элективного курса "Решение уравнений в целых числах" - теоретический, практический материал, историческую справку, список литературы. Предложенная презентац...
Методическая разработка урока "Методы решения задач по теме "Определение фокусного расстояния линзы"
Урок по физике в 11 классе по теме «Методы решения задач по теме «Определение фокусного расстояния линзы» при...
методическая разработка по теме: "Решение уравнений в контексте ФГОС"
Урок проводится в 6 классе. Раздел: «Преобразование буквенных выражений». Тема урока: «Решение уравнений». Место учебного занятия в теме – первый урок из четырёх. На уроке присутству...
методическая разработка «Геометрический метод решения уравнений, неравенств, систем»
Тип урока: Урок общеметодологической направленности.Цели урока: Внесение геометрического метода в алгебраические уравнения, неравенства, системы для их рационального решения.Задачи: - формировать у уч...
Методическая разработка открытого урока "Показательные уравнения. Методы решения показательных уравнений"
Методическая разработка открытого урока "Показательные уравнения. Методы решения показательных уравнений"...
Методическая разработка "Творчество. Методы решения творческих задач"
Человечество не стоит на месте, и последние десятки лет подтверждают это – число достижений и открытий неуклонно растет. А все благодаря тому, что некоторые люди находят уникальные алгоритм...