Урок-практикум по теме "Общие методы решения уравнений" п.56, "Алгебра и начала анализа 10-11 классы", авт.А.Г. Мордкович и презентации по данной теме.
план-конспект урока по алгебре (11 класс) по теме
Цели:
- Систематизировать, обобщить знания и умения учащихся по применению различных методов решения уравнений.
- Развивать умение наблюдать, обобщать, классифицировать, анализировать математические ситуации.
- Воспитывать такие качества личности, как познавательная активность, самостоятельность, упорство в достижении цели. Побуждать учащихся к взаимоконтролю, самоанализу своей деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchie_metody_resheniya_uravneniy.docx | 19.54 КБ |
k_uroku.pptx | 247.36 КБ |
prilozheniya.docx | 56.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Общие методы решения уравнений»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма урока: урок – практикум.
Оборудование:
- компьютер, проектор, экран;
- на магнитной доске размещены таблицы с графиками показательной, логарифмической, степенной функций (см. Приложение 5).
- на столах у учащихся карточки № 1, № 2, № 3, оценочные листы (см. Приложение 4).
Цели:
- Систематизировать, обобщить знания и умения учащихся по применению различных методов решения уравнений.
- Развивать умение наблюдать, обобщать, классифицировать, анализировать математические ситуации.
- Воспитывать такие качества личности, как познавательная активность, самостоятельность, упорство в достижении цели. Побуждать учащихся к взаимоконтролю, самоанализу своей деятельности.
План урока:
- Организационный момент. (2 мин.)
- Приветствие учащихся.
- Формулировка темы урока.
- Формулировка целей урока.
- Знакомство учащихся с этапами урока по оценочным листам.
- Проверка домашнего задания. (1 мин)
- Разминка проводится в форме теста по карточкам № 1 (см. Приложение 1). (10 мин.)
- Фронтальный опрос. (8 мин)
- Решение уравнений с последующим обсуждением. (25 мин)
- Самостоятельная работа по карточкам № 2 (см. Приложение 2). (7 мин.)
- Домашнее задание. (1 мин.)
- Практическая работа по карточкам № 3 из дидактических материалов. (20 мин.) (см. Приложение 3)
- Итог урока. Выставление оценок. (4 мин.)
- Рефлексия урока. (2 мин.)
Ход урока
- Организационный момент.
Приветствие учащихся. Учитель сообщает тему урока, цели урока.
- Ребята, на сегодняшнем уроке мы повторим основные методы решения уравнений. Эпиграфом к уроку будут слова немецкого математика Лейбница.
На экран проецируется слайд № 2 - эпиграф к уроку.
- Действительно, правильно выбранный метод часто позволяет существенно упростить решение, поэтому все изученные нами методы всегда нужно держать в зоне своего внимания, чтобы решать конкретные задачи наиболее подходящим способом.
Далее учитель знакомит учащихся с оценочными листами, порядком их заполнения.
- Проверка домашнего задания.
Консультанты (5 человек), проверившие у учащихся своих групп выполнение домашнего задания на перемене, докладывают учителю о результатах проверки.
- Разминка.
- Решение всех сложных уравнений всегда сводится к решению простейших уравнений. Сейчас мы проверим ваши знания и умения по решению простейших уравнений.
Каждый ученик получает тест (Карточка № 1) (см. Приложение № 1). Решает на листке, сдает учителю. В тетрадь записывает номера правильных ответов.
На экран проецируется слайд № 3 (таблица с правильными ответами).
В оценочный лист ученик выставляет 1 балл за каждое правильное решение.
- Фронтальный опрос.
- Ребята, какие общие методы решения уравнений вы знаете?
- Повторим изученные нами методы более подробно.
На экран проецируется слайд № 4. «Замена уравнения
h(f(x)) = h(g(x)) уравнением f(x) = g(x)» с образцом применения. (Метод 1).
- Когда применяется этот метод?
- Когда нельзя применять этот метод?
На экране слайд № 5. «Метод разложения на множители». (Метод № 2).
- В чем заключается суть данного метода?
- Как правильно отобрать корни?
На экране слайд № 6. «Метод введения новой переменной». (Метод № 3).
- В чем заключается суть данного метода?
- На что важно обратить внимание, если мы ввели новую переменную?
На экране слайд № 7. «Функционально-графический метод». (Метод № 4).
- В чем заключается идея данного метода?
- Существует красивая разновидность функционально-графического метода. Расскажите о ней.
- Когда обязательно нужна проверка?
- Решение уравнений с последующим обсуждением.
На экран проецируется слайд № 8.
Задания:
- определить метод решения уравнений;
- решить уравнения по выбору.
Ученики в тетради записывают номер уравнения, рядом указывают номер метода, которым можно решить данное уравнение.
Правильность классификации уравнений по методам решения проверяется в процессе обсуждения.
3 ученика у доски самостоятельно решают уравнения, которые можно решить I способом. Это уравнения № 2, № 5, № 12. В тетради ученики решают одно уравнение по выбору. По окончании решения каждый ученик объясняет свое решение.
Аналогично решаются остальные 3 группы уравнений:
- методом разложения на множители - № 6, № 8, № 10.
- методом введения новой переменной - № 3, № 4, № 7.
- функционально-графическим методом - № 1, № 9, № 11.
- Самостоятельная работа по карточкам № 2. (4 варианта) (см. Приложение).
Комментарии. Каждый ученик рядом с уравнением указывает номер метода решения. По окончании работы проводится взаимоконтроль.
На экран проецируется Слайд № 9 с правильными ответами.
В оценочный лист за каждый правильный ответ выставляется по одному баллу.
Карточки остаются у учащихся.
- Домашнее задание.
Решить уравнения, записанные на карточках № 2.
- Практическая работа по карточкам № 3 из дидактических материалов. (см. Приложение).
Работу выполняют на листах и сдают учителю.
Ответы записаны в тетради.
Сверяют ответы с ответами на экране. ( Слайд № 10).
В оценочный лист учащиеся вписывают баллы: 1 (а) – 3 балла, 1 (б) – 3 балла, 2- 4 балла. Подводят итог, ставят оценки.
Оценочный лист сдают учителю.
- Итог урока. Выставление оценок.
- Рефлексия урока.
- Какими навыками, умениями вы овладели на сегодняшнем уроке?
- Решение каких задач показалось вам сложным?
- Какие задания вам понравились?
Литература
1.Алгебра и начала анализа 10-11кл. в двух частях. Учебник и задачник для общеобразоват. учреждений. / А. Г. Мордкович – М.: Мнемозина, 2004.
2. Алгебра и начала анализа 11кл. Самостоятельные работы. / Под ред. А. Г. Мордковича – М.: Мнемозина, 2007.
3.Алгебра и начала анализа. Контрольные работы 10-11кл. / А. Г. Мордкович, Е. Е. Тульчинская, 2005.
4.Тесты для промежуточной аттестации 10кл. / Под ред. Ф. Ф. Лысенко – Ростов-на-Дону: Легион, 2007.
5.Алгебра. Открытые уроки (обобщающее повторение в 7,9,10 кл.). /Авт. сост. С.Н. Зеленская – Волгоград: Учитель, 2007.
6.Интернет - ресурсы. http://images.yandex.ru/
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эпиграф: « Метод решения хорош, если с самого начала мы можем предвидеть – и в последствии подтвердить это, - что, следуя этому методу, мы достигнем цели». Готфрид Лейбниц.
Номер задания А1 А2 А3 А4 А5 А6 Вариант 1 1 2 1 2 1 1 Вариант 2 4 4 2 3 2 1
I метод Замена уравнения h ( f ( x )) = h ( g ( x )) уравнением f ( x ) = g ( x ) ПРИМЕР. Решить уравнение Решение: Ответ: 2; 4. X 1 =2, X 2 =4.
II метод Метод разложения на множители f(x) g(x) h(x) = 0 f(x)=0; g(x)=0; h(x) = 0. ПРИМЕР. Решить уравнение Решение: ОДЗ: x+2 ≥ 0 x-8 > 0 X 1 =7 X 2 = - 1; X 3 = - 5 X 4 = 9 ; ; Проверка найденных корней. Ответ: 9.
III метод Метод введения новой переменной f(x) = 0 p(g(x)) = 0 p(u) = 0, ( где u=g(x)) g(x) = u 1 ; g(x) = u 2 ; … g(x) = u n ПРИМЕР. Решить уравнение Решение. Пусть , тогда u 1 =2 ; u 2 = - 11 . Проверить корни подставкой. u 1 = 2 – корень , u 2 = -11 – посторонний корень. x 2 – x = 2; x 1 = 2 ; x 2 = -1. Ответ: 2; -1 .
IV метод Функционально-графический метод ПРИМЕР 1. Решить уравнение Решение. 2) А(1;1), В(4;2) 1 ) 3) х 1 = 1 ; х 2 = 4 . Ответ: 1; 4. ПРИМЕР 2. Решить уравнение Решение. 1) Подбором находим корень х = 2 . 2) 3) - возрастающая функция - убывающая функция Значит, х = 2 – единственный корень. Ответ: 2.
Решите уравнения
Номер уравнения 1 2 3 4 5 6 Вариант 1 1 3 2 2 4 1 Вариант 2 1 2 4 1 3 4 Вариант 3 4 1 4 3 1 2 Вариант 4 4 1 1 2 3 2
Номер задания 1а (3 балла) 1б (3 балла) 2 (4 балла) Вариант 1 4 Вариант 2 -1 Вариант 3 2;-5 1 Вариант 4 1
Предварительный просмотр:
Приложение № 1
Карточка № 1
Вариант 1.
Решите уравнения:
А1. .
- 9; 2) 7; 3) 7,9; 4) нет решений.
А2. .
- 12; 2) нет решений; 3) -20; 4) 12; -20.
А3. 9 5х+1 = ) 6-4х .
- - ; 2) - ; 3) ; 4) .
А4. | 8x – 3 | = 19.
- - ; 2) -2; ; 3) -; 2 ; 4) .
А5. -2cos x = .
- ; 2) ; 3) , 4)
А6. .
- 10 ; 2) 8 ; 3) 4 ; 4) 11.
Вариант 2.
Решите уравнения:
А1. .
- 29; 2) 3; 3) -3; 4) нет решений.
А2. .
- -3; 1; 2) -1; 3) 3; 4) 3; -1.
А3. 32·8 2х+1 = 4 3-2х .
- – 0,1 ; 2) – 0,2 ; 3) 1,4 ; 4) 1,7 .
А4. | 9x + 1 | - 15 = 0.
1) - ; 2) ; 3) ; - ; 4) - .
А5. sin = .
1) ; 2) ;
3) , 4)
А6. .
- 7 ; 2) 3 ; 3) 11 ; 4) 4.
Приложение 2
Карточка № 2
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Вариант 4
Приложение 3
Карточка № 3
Вариант 1
- Решите уравнение:
- .
- Решите уравнение , используя функционально-графический метод.
Вариант 2
- Решите уравнение:
- .
- Решите уравнение , используя функционально-графический метод.
Вариант 3
- Решите уравнение:
- .
- Решите уравнение , используя функционально-графический метод.
Вариант 4
- Решите уравнение:
- .
- Решите уравнение , используя функционально-графический метод.
Приложение 4
Оценочный лист
Фамилия_____________________________________
Этапы | Количество баллов |
I этап | |
II этап | |
III этап |
Итоги:
13 – 16 баллов – «3»;
17 – 20 баллов – «4»;
21 – 22 балла – «5».
ОЦЕНКА:____________________
Приложение 5
Графики функций
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока алгебры и начал анализа в 11 классе по теме "решение нестандартных показательных уравнений"
Урок способствует формированию умений применять приемы сравнения, обобщения, переноса знаний в новую ситуацию; развитию творческих способностей учеников при решении заданий, содержащих параметры; углу...
Конспект урока алгебры и начала анализа в 11 классе (профильный уровень) по теме «Решение показательных уравнений».
План -конспект урока алгебры в 11 классе...
Рабочая программа по математике по учебникам А.Г. Мордковича «Алгебра и начала анализа», 10-11 класс, (базовый уровень), «Мнемозина», 2009 г. И Л.С.Атанасян «Геометрия» 10-11(базовый уровень» Москва «Просвещение» 2009 год
Рабочая программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Данная рабочая программа ориентирована на учащихс...
Урок алгебры и начала анализа в 10 классе на тему "Решение тригонометрических уравнений"
Разработка данного уроа содержит онспет урока и презентацию....
Рабочая программа алгебра и начала анализа 10-11 класс, КТП по алгебре для 10 класса к учебнику А.Г. Мордковича
Рабочая программа составлена согласно БУП-2004 и разработана на основе примерной программы по математике, авторской программы Е.А. Семенко согласно методическим рекомендациям Министерства образования ...
Рабочая программа по математике для 10 класса по учебникам для общеобразовательных учреждений: «Алгебра и начала анализа 10-11 класс» А.Г. Мордкович, «Геометрия 10-11» Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.
Рабочая программа для 10 класса (дистанционное обучение) 3 часа ( 2 часа алгебра и начала анализа, 1 час геометрия)...
Методическая разработка урока алгебры и начал анализа в 11 классе по теме "Решение нестандартных показательных уравнений"
Урок способствует формированию умений применять приемы сравнения, обобщения, переноса знаний в новую ситуацию, развитию творчески способностей учеников при решении задач, содержащих параметры, углубле...