Элективное занятие .«Симметрические выражения от двух переменных. Симметрические системы с двумя переменными. »
элективный курс по алгебре (10 класс) по теме
Систематизировать и обобщить знания о симметрических системах с двумя переменными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Элективное занятие. | 105 КБ |
Предварительный просмотр:
Элективное занятие по теме
«Симметрические выражения от двух переменных. Симметрические системы с двумя переменными ».
Класс – 10
Учитель – Давыдова Марина Георгиевна
МОУ «Гимназия №5 г. Белгорода»
Учебная задача: 1. формирование системы по изучению симметрических
уравнений;
2. формирование системы фактов «симметрические выражения от двух переменных», «симметрические уравнения, симметрические системы с двумя переменными» в курсе математики.
Цели:
Образовательные:
- Организовать деятельность учащихся по комплексному применению знаний, умений и способов действия при решении симметрические систем с двумя переменными;
- Обеспечить на занятии условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся при решении задач конструктивного уровня;
- Способствовать формированию познавательных и практических умений учащихся на всех этапах урока.
Развивающие:
- Создать условия для развития учащихся исследовательской культуры:
- Содействовать быстрой актуализации и практическому применению ранее полученных знаний, умений и способов действий в нестандартных ситуациях:
- Обеспечить развитие у школьников умений сравнивать познавательные объекты (разные решения одной и той же задачи)
- дидактическая: обобщение и систематизация сформированных ранее математических понятий, определений, фактов;
- психологическая: формирование видов учебно-познавательной деятельности;
- воспитательная: содействовать формированию у школьников чувства ответственности за собственную и коллективную деятельность, способствовать сплочению классного коллектива, проверка грамотной устной и письменной математической речи учащихся.
Тип урока: комбинированный; урок – семинар.
Методы: обучении- диалогический;
преподавания – частично – поисковый; исследовательский.
Дидактическое и методическое оснащение урока: задачник; ПК; презентации.
Знания и умения: продолжение совершенствование навыков решения задач на симметрические выражения от двух переменных. Симметрические системы с двумя переменными
Цели урока: систематизировать и обобщить знания о симметрических системах с двумя переменными.
Ход занятия:
Тема учебного занятия: «Симметрические выражения от двух переменных. Симметрические системы с двумя переменными». Сегодня мы систематизируем и обобщаем знания о симметрических системах с двумя переменными.
На I этапе занятия: устный опрос учащихся с целью установления содержательных связей между ведущими линиями школьного курса математики.
Вниманию учащихся предлагаются вопросы и задания.
1.Какие выражения называются симметрическими? Приведите примеры.
Выражения p(х; у) называется симметрическим, если оно сохраняет свой вид при одновременной замене х на у и у на х. Примеры: х2у+ху2- симметрическое выражение при одновременной замене х на у и у на х получается выражение у2х+ух2, но это то же самое, что х2у+ху2.
2.Назовите основные симметрические выражения? (основные симметрические выражения ху и х+у)
3.Какие уравнения называются симметрическими?
Уравнения p(х; у)=0 называются симметрическим уравнением, если его левая часть – симметрическое выражение. Например: х2+у2=( х+у) 2-2ху.
4.Какие системы называются симметрическими?
Систему двух уравнений с двумя переменными называют симметрической системой, если она состоит из симметрических уравнений.
5.Назвать основную идею решения симметрических систем уравнений с двумя переменными.
Вводят две новые переменные u=x+y и v=xy, тогда все остальные симметрические многочлены выражаются через основные. Решение простейшей симметрической системы основано на теореме, обратной теореме Виета. Необходимо составить квадратное уравнение с заданными суммой и произведением корней и решить его. Найденные корни будут значениями х и у.
6.Решить систему уравнений.
ответ: (4;-1),(-1;4). (t2-3t-4=0)
ответ: ( 3;4),(4;3)
На II этапе: защита реферата по теме «Симметрические выражения от двух переменных. Симметрические системы с двумя переменными». Ученик представляет презентацию. Какой вывод можно сделать из работы?
На III этапе: комплексное применение знаний, умений и способов действий по теме.
Французский писатель Анатоль Франс заметил: «Что учиться можно только весело…» последуем совету писателя: будем на уроке активны, внимательны.
Решите системы уравнений.
1.
Решение.
;
Введем две новые переменные t=xу и a=x2+y2. Тогда заданная система примет вид
Выразим t из второго уравнения. Подставим полученное выражение вместо t в первое уравнение системы:
(37-а)а=300
37a-а2-300=0
а2-37а+300=0
а1=12 ,а2=25. Соответственно находим t1=25, t2=12.
Осталось решить совокупность двух простых систем уравнений:
Решим первую из этих систем методом алгебраического сложения. Решая ее, получаем ответ: (4;3),(-3;-4),(3;4),(-4,-3) . Вторая система решений не имеет.
Ответ: ( 4;3),(-3;-4),(3;4),(-4,-3)
2.
Решение: Введем две новые переменные v=xу и u=x+y.
Тогда х2+у2=(х+у)2-2ху= u2-2 v
Заданная система примет вид
Решив эту систему находим u1=-4,v1=9; u2=3,v2=2.
Решим вторую из этих систем. Решая ее, получаем ответ: (1;2),(2;1). Первая система решений не имеет.
Ответ: (1;2),(2;1).
3.
Решение: это симметрическая система. Введем две новые переменные v=xу и u=x+y и зная, что х2+у2=(х+у)2-2ху= u2-2 v, х4+у4= u4-4v u2+2v2
Запишем систему
Исключая из этой системы u2, (7+3v)2-4(7+3v)v+3v2=91
14v=42
v=3 тогда u2=16, u=4.
Осталось решить совокупность двух простых систем уравнений:
Ответ: (1;3),(3;1),(-1;-3),(-3;-1).
На IV этапе: Содержательно – процессуальный.
Цель: проверить знания по теме, совершенствование вычислительных навыков. Самостоятельная работа по карточкам. Каждый ученик класса работают по определенным индивидуальным заданиям. Проверка решения по таблице ответов.
Номер карточки | ответ | Номер карточки | ответ |
1 | (3;5),(5;3) | 6 | (1;2),(2;1) |
2 | (-1;2),(2;-1) | 7 | (-1;2),(2;-1) |
3 | (1;3),(3;1) | 8 | (2;2),(2;2+), (2+;2-) |
4 | (5;1),(1;5) (3;2),(2;3) | 9 | (1;4),(4;1) |
5 | (1;3),(3;1) | 10 | (-2;-1),(-1;-2) (1;2),(2;1) |
VI этап. Подведение итогов занятия, рефлексия.
Закройте глаза, если вы взяли, что-то новое и это вам нужно. Если вам было не интересно, смотрите на доску.
Карточка № 1 Решить систему уравнений. | Карточка № 6 Решить систему уравнений |
Карточка № 2 Решить систему уравнений | Карточка № 7 Решить систему уравнений |
Карточка № 3 Решить систему уравнений | Карточка № 8 Решить систему уравнений |
Карточка № 4 Решить систему уравнений | Карточка № 9 Решить систему уравнений |
Карточка № 5 Решить систему уравнений | Карточка № 10 Решить систему уравнений |
Открытое элективное занятие
для аттестационной комиссии
гимназии№5
май 2007год
по теме:
«Симметрические выражения от двух переменных. Симметрические системы с двумя переменными ».
Класс – 10
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок алгебры 7 класс: "Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций"
Цель урока: продолжить формировать умение решать задачи с помощью составления математической модели, закрепить умение решать системы двух линейных уравнений с двумя переменными.Тип у...
Графический метод решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными
Конспект урока + презентация + памятка...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций, урок №3»
Номинация: урок с использованием мультимедийного приложения к УМК нового поколения .Тема работы: «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математи...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций, урок №3»
Номинация: урок с использованием мультимедийного приложения к УМК нового поколения .Тема работы: «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математи...
Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения систем двух линейных уравнений с двумя переменными
Урок объяснения нового материала по учебнику "Алгебра, 7 класс" А.Г. Мерзляк, параграф 26. Презентация составлена для объяснения новой темы в Zoom при дистанционном обучении....
Технологическая карта урока по алгебре 7 класс "Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными"
Данный урок был проведён в апреле 2021 года на районном семинаре учителей математики. Целевая аудитория - ученики 7 "б" класса, в классе 27 учащихся, класс разноуровневый, но у...
Презентация к уроку в 7 классе по алгебре "Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными"
Данная презентация применялась на уроке во время устной работы. Учащиеся составляли уравнения линейной функции по готовому чертежу....