рабочая программа кружка "Математика для всех" (9 класс)
рабочая программа (9 класс)
рабочая программа кружка "Математика для всех" (9 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_9.docx | 45.9 КБ |
Предварительный просмотр:
КРАСНОГОРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14
МИКРОРАЙОНА «ПАВШИНСКАЯ ПОЙМА»
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директора по УВР Директор МБОУ СОШ №14
_____________Краус Ю.А. ________________Грицук Н. С.
«____»____________2017г. «____»_____________2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка по математике
«Математика для всех»
Класс 9
на 2017-2018 учебный год
Составитель программы
Емельянова Ирина Владимировна
СОГЛАСОВАНО:
Протокол заседания
методического объединения
учителей
от «____»____________ 2017г.
Красногорск
2017 г
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………………4
Общая характеристика курса……………………………………….………….5
Место курса в учебном плане…………………………………….…………….6
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения курса…………………………….…………………….…6
Содержание курса……………………………….………………………………9
Учебно -тематическое планирование ……….………………………………..11
Описание учебно-методического и материально-технического
обеспечения курса……………………………….…………………………….14
Планируемые результаты изучения курса……………………………….……16
Пояснительная записка
Школьное математическое образование способствует овладению универсальным математическим языком, универсальным для естественнонаучных предметов, знаниями, необходимыми для существования в современном мире, развивает воображение и интуицию, формирует навыки логического и алгоритмического мышления.
Основные цели школьного математического образования:
освоение учащимися системы математических знаний, необходимых для изучения смежных школьных дисциплин и практической деятельности;
формирование представлений о математике как форме описания и методе познания действительности;
приобретение навыков логического и алгоритмического мышления.
Математическое образование в школе строится с учетом принципов непрерывности (изучение математики на протяжении всех лет обучения в школе), преемственности (учет положительного опыта, накопленного в отечественном и зарубежном математическом образовании), вариативности (возможность реализации одного и того же содержания на базе различных научнометодических подходов), дифференциации (возможность для учащихся получать математическую подготовку разного уровня в соответствии с их индивидуальными особенностями).
В настоящее время актуальной стала проблема подготовки обучающихся к новой форме аттестации – ОГЭ и ЕГЭ. Экзамен по математике в форме ОГЭ является наиболее востребованным. Сдача экзамена по математике за курс основной школы в форме ОГЭ является одним из направлений модернизации школьного образования на современном этапе. С 2005-2006 учебного года государственная итоговая аттестация (ГИА) по математике за курс основной школы проводится в новой форме.
Цель программы факультативного курса:
- познакомить учащихся с организационными и содержательными аспектами проведения ОГЭ, с требованиями, предъявляемыми к учащимися, с типологией тестовых заданий;
- создать условия для повторения и обобщения знаний по алгебре и геометрии, формирования умений, необходимых для выполнения тестовых заданий.
Задачи курса:
- повторить, обобщить и углубить знания по алгебре и геометрии за курс основной общеобразовательной школы;
- выработать умение пользоваться контрольно-измерительными материалами.
Программа факультативного курса «Подготовка к ОГЭ по математике», ориентирована на приобретение определенного опыта решения задач различных типов, позволяет ученику получить дополнительную подготовку для сдачи экзамена по математике за курс основной школы, реализуется для обучающихся 9 классов.
Общая характеристика курса
Особенность принятого подхода факультативного курса «Подготовка к ОГЭ по математике» состоит в том, что для занятий по математике предлагаются небольшие фрагменты, рассчитанные на 2-3 урока, относящиеся к различным разделам школьной математики. Каждое занятие, а также все они в целом направлены на то, чтобы развить интерес школьников к предмету и лучше подготовиться к экзамену, познакомить их с новыми идеями и методами, расширить представление об изучаемом в основном курсе материале.
Курс предлагает учащимся знакомство с математикой как с общекультурной ценностью, выработкой понимания ими того, что математика является инструментом познания окружающего мира и самого себя. Курс строится на решении различных по степени важности и трудности задач.
Экзаменационная работа по математике в новой форме (ОГЭ) состоит из двух частей и трех модулей: «Алгебра», «Геометрия», «Реальная математика». Первая часть предполагает проверку уровня обязательной подготовки обучающихся (владение понятиями, знание свойств и алгоритмов, решение стандартных задач). Вторая часть имеет вид традиционной контрольной работы и состоит из пяти заданий. Эта часть работы направлена на дифференцированную проверку повышенного уровня математической подготовки обучающихся: владение формально-оперативным аппаратом, интеграция знаний из различных тем школьного курса, исследовательские навыки.
Курс направлен на подготовку учащихся к сдаче экзамена по математике в форме ОГЭ. Основной особенностью этого курса является отработка заданий по всем разделам курса математики основной школы: арифметике, алгебре, статистике и теории вероятностей, геометрии.
Факультативный курс «Подготовка к ОГЭ по математике» рассчитан на 34 часа для работы с учащимися 9 классов. Курс предусматривает повторное рассмотрение теоретического материала по математике, поэтому имеет большое общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления, намечает и использует целый ряд межпредметных связей и направлен в первую очередь на устранение «пробелов» в базовой составляющей математики систематизацию знаний по основным разделам школьной программы.
Для работы с учащимися безусловно применимы такие формы работы, как лекция, практика и семинар. Помимо этих традиционных форм рекомендуется использовать также дискуссии, выступления с докладами, содержащими отчет о выполнении индивидуального или группового домашнего задания или с содокладами, дополняющими лекцию учителя. Возможны различные формы творческой работы учащихся,
отчет по результатам «поисковой» работы на страницах книг, журналов, сайтов в Интернете по указанной теме.
В курсе заложена возможность дифференцированного обучения.
Программа применима для различных групп школьников, в том числе, не имеющих хорошей подготовки.
Место учебного курса в учебном плане
Факультативные занятия по подготовке к ОГЭ в 9 классе проводятся из расчета 1 час в неделю, всего 34часа.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Программа курса обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
- сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач;
- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
метапредметные:
- умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
- умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
- умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаково- символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
9) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
- понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
предметные:
- умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения;
- владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, владение символьным языком алгебры, знание элементарных функциональных зависимостей, формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения;
- умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
- умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
- умение решать линейные уравнения и неравенства, а также приводимые к ним уравнения, неравенства, системы; применять графические представления для решения и исследования уравнений, неравенств, систем; применять полученные умения для решения задач из математики, смежных предметов, практики;
- овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение строить графики функций, описывать их свойства, использовать функционально-графические представления для описания и анализа математических задач и реальных зависимостей;
- овладение основными способами представления и анализа статистических данных;
- умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
Содержание факультативного курса
Числа, числовые выражения, проценты (3 часа)
Натуральные числа. Арифметические действия с натуральными числами. Свойства арифметических действий. Делимость натуральных чисел. Делители и кратные числа. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Деление с остатком. Простые числа. Разложение натурального числа на простые множители. Нахождение НОК, НОД. Обыкновенные дроби, действия с обыкновенными дробями. Десятичные дроби, действия с десятичными дробями. Применение свойств для упрощения выражений. Тождественно равные выражения. Проценты. Нахождение процентов от числа и числа по проценту.
Буквенные выражения (1час)
Выражения с переменными. Тождественные преобразования выражений с переменными. Значение выражений при известных числовых данных переменных.
Преобразование выражений. Формулы сокращенного умножения. Рациональные дроби (3часа)
Одночлены и многочлены. Стандартный вид одночлена, многочлена. Коэффициент одночлена. Степень одночлена, многочлена. Действия с одночленами и многочленами. Разложение многочлена на множители. Формулы сокращенного умножения. Способы разложения многочлена на множители. Рациональные дроби и их свойства. Допустимые значения переменных. Тождество, тождественные преобразования рациональных дробей.
Степень с целым показателем и их свойства. Корень n-ой степени, степень с рациональным показателем и их свойства.
Уравнения и неравенства (3 часа)
Линейные уравнения с одной переменной. Корень уравнения. Равносильные уравнения. Системы линейных уравнений. Методы решения систем уравнений: подстановки, метод сложения, графический метод. Квадратные уравнения. Неполное квадратное уравнение. Теорема Виета о корнях уравнения. Неравенства с одной переменной. Система неравенств. Методы решения неравенств и систем неравенств: метод интервалов, графический метод.
Прогрессии: арифметическая и геометрическая (3 часа)
Числовые последовательности. Арифметическая прогрессия. Разность арифметической прогрессии. Формула n-ого члена арифметической прогрессии. Формула суммы n-членов арифметической прогрессии. Геометрическая прогрессия. Знаменатель геометрической прогрессии. Формула n-ого члена геометрической прогрессии. Формула суммы n членов геометрической прогрессии. Сумма бесконечной геометрической прогрессии.
Функции и графики (3 часа)
Понятие функции. Функция и аргумент. Область определения функции. Область значений функции. График функции. Нули функции. Функция, возрастающая на отрезке. Функция, убывающая на отрезке. Линейная функция и ее свойства. График линейной функции. Угловой коэффициент функции. Обратно пропорциональная функция и ее свойства. Квадратичная функция и ее свойства. График квадратичной функции. Степенная функция. Четная, нечетная функция. Свойства четной и нечетной степенных функций. Графики степенных функций. Чтение графиков функций.
Текстовые задачи (3 часа)
Текстовые задачи на движение и способы решения. Текстовые задачи на вычисление объема работы и способы их решений. Текстовые задачи на процентное содержание веществ в сплавах, смесях и растворах, способы решения .
Элементы статистики и теории вероятностей (2часа)
Среднее арифметическое, размах, мода. Медиана, как статистическая характеристика. Сбор и группировка статистических данных. Методы решения комбинаторных задач: перебор возможных вариантов, дерево вариантов, правило умножения. Перестановки, размещения, сочетания. Начальные сведения из теории вероятностей. Вероятность случайного события. Сложение и умножение вероятностей.
Треугольники (3 часа)
Высота, медиана, средняя линия треугольника. Равнобедренный и равносторонний треугольники. Признаки равенства и подобия треугольников. Решение треугольников. Сумма углов треугольника. Свойства прямоугольных треугольников. Теорема Пифагора. Теорема синусов и косинусов. Неравенство треугольников. Площадь треугольника.
Многоугольники (2 часа)
Виды многоугольников. Параллелограмм, его свойства и признаки. Площадь параллелограмма. Ромб, прямоугольник, квадрат. Трапеция. Средняя линия трапеции. Площадь трапеции. Правильные многоугольники.
Окружность (2 часа)
Касательная к окружности и ее свойства. Центральный и вписанный углы. Окружность, описанная около треугольника. Окружность, вписанная в треугольник. Длина окружности. Площадь круга.
Решение тренировочных вариантов и заданий из открытого банка заданий ОГЭ (6 часов)
Учебно-тематическое планирование
Тема занятия | Количество часов |
Числа, числовые выражения, проценты | 3 |
Арифметические действия с натуральными числами. Свойства арифметических действий. Делители и кратные числа. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Разложение натурального числа на простые множители. | 1 |
Действия с обыкновенными и десятичными дробями | 1 |
Проценты. Нахождение процентов от числа и числа по проценту. | 1 |
Буквенные выражения | 1 |
Выражения с переменными. Тождественные преобразования выражений с переменными. Значение выражений при известных числовых данных переменных | 1 |
Преобразование выражений. Формулы сокращенного умножения. Рациональные дроби | 3 |
Одночлены и многочлены. Стандартный вид одночлена, многочлена. Коэффициент одночлена. Степень одночлена, многочлена. Действия с одночленами и многочленами. Разложение многочлена на множители. | 1 |
Формулы сокращенного умножения. Способы разложения многочлена на множители. Рациональные дроби и их свойства. Допустимые значения переменных. Тождество, тождественные преобразования рациональных дробей. | 1 |
Степень с целым показателем и их свойства. Корень n-ой степени, степень с рациональным показателем и их свойства. | 1 |
Уравнения и неравенства | 3 |
Линейные уравнения с одной переменной. Корень уравнения. Равносильные уравнения. Системы линейных уравнений. Методы решения систем уравнений: подстановки, метод сложения, графический метод. | 1 |
Квадратные уравнения. Неполное квадратное уравнение. Теорема Виета о корнях уравнения. | 1 |
Неравенства с одной переменной. Система неравенств. Методы решения неравенств и систем неравенств: метод интервалов, графический метод. | 1 |
Прогрессии: арифметическая и геометрическая | 3 |
Числовые последовательности. Арифметическая прогрессия. Разность арифметической прогрессии. Формула n-ого члена арифметической прогрессии. Формула суммы n-членов арифметической прогрессии. | 1 |
Геометрическая прогрессия. Знаменатель геометрической прогрессии. Формула n-ого члена геометрической прогрессии. Формула суммы n членов геометрической прогрессии. Сумма бесконечной геометрической прогрессии. | 1 |
Решение тестовых заданий. Часть 1 | 1 |
Функции и графики | 3 |
Понятие функции. Область определения функции. Область значений функции. График функции. Нули функции. Функция, возрастающая на отрезке. Функция, убывающая на отрезке. | 1 |
Линейная функция и ее свойства. График линейной функции. Угловой коэффициент функции. Обратно пропорциональная функция и ее свойства. Квадратичная функция и ее свойства. График квадратичной функции. | 1 |
Степенная функция. Четная, нечетная функция. Свойства четной и нечетной степенных функций. Графики степенных функций. Чтение графиков функций. | 1 |
Текстовые задачи
| 3 |
Текстовые задачи на движение и способы решения | 1 |
Текстовые задачи на вычисление объема работы и способы их решений | 1 |
Текстовые задачи на процентное содержание веществ в сплавах, смесях и растворах, способы решения | 1 |
Элементы статистики и теории вероятностей | 2 |
Среднее арифметическое, размах, мода. Медиана, как статистическая характеристика. Сбор и группировка статистических данных. Методы решения комбинаторных задач: перебор возможных вариантов, дерево вариантов, правило умножения. | 1 |
Перестановки, размещения, сочетания. Начальные сведения из теории вероятностей. Вероятность случайного события. Сложение и умножение вероятностей | 1 |
Треугольники | 3 |
Высота, медиана, биссектриса, средняя линия треугольника. Равнобедренный и равносторонний треугольники.. | 1 |
Прямоугольный треугольник. Теорема Пифагора. Признаки равенства и подобия треугольников. | 1 |
Теорема синусов и косинусов. Неравенство треугольников. Площадь треугольника. | 1 |
Многоугольники | 2 |
Виды многоугольников. Параллелограмм, его свойства и признаки. Площадь параллелограмма. Ромб, прямоугольник, квадрат. | 1 |
Трапеция. Средняя линия трапеции. Площадь трапеции. Правильные многоугольники. | 1 |
Окружность | 2 |
Касательная к окружности и ее свойства. Центральный и вписанный углы. | 1 |
Окружность, описанная около треугольника. Окружность, вписанная в треугольник. Длина окружности. Площадь круга. | 1 |
Решение тренировочных вариантов и заданий из открытого банка заданий ОГЭ | 6 |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса
Литература
- Дорофеев Г.В. Алгебра, 7 кл.: учебник для общеобразовательных организаций/ Г. В. Дорофеев, С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович и др. –М.: Просвещение, 2013.
- Дорофеев Г.В. Алгебра, 8 кл.: учебник для общеобразовательных организаций/ Г. В. Дорофеев, С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович и др. –М.: Просвещение, 2013.
- Дорофеев Г.В. Алгебра,9 кл.: учебник для общеобразовательных организаций/ Г. В. Дорофеев, С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович и др. –М.: Просвещение, 2013.
- Естафьева Л.П. Алгебра, 7 кл.: дидактические материалы/Л.П. Естафьева, А.П. Карп. – М. Просвещение, 2013.
- Естафьева Л.П. Алгебра, 8 кл.: дидактические материалы/Л.П. Естафьева, А.П. Карп. – М. Просвещение, 2013.
- Естафьева Л.П. Алгебра, 9 кл.: дидактические материалы/Л.П. Естафьева, А.П. Карп. – М. Просвещение, 2013.
Семенов А. В., Захаров П. И., Трепалин А. С. «ОГЭ-2015.Математика».
- Глазков Ю. А. «ОГЭ. Математика. Задачник. Сборник заданий и методических рекомендаций» .
- Ященко И.В. «ОГЭ 2015. Математика. 9 класс. Типовые тестовые задания».
- Ященко И. В. «ОГЭ 2015. Математика. Типовые тестовые задания. 30 вариантов заданий. 3 модуля».
Демонстрационные плакаты, содержащие основные математические формулы, соотношения, законы, таблицы метрических мер.
Электронные образовательные ресурсы, используемые в образовательном процессе
- Интерактивное учебное пособие «Многоугольники»
- Интерактивное учебное пособие «Треугольники»
- Интерактивное учебное пособие «Векторы»
- Интерактивное учебное пособие «Графики функций»
Интернет-ресурсы
- Математика. Открытый банк заданий ГИА 2016. http://www.mathgia.ru
- Естественно-научный образовательный портал. http://en.edu.ru/db/sect/3217/3284
Планируемые результаты изучения курса
Обучающийся научится:
выполнять вычисления и преобразования;
выполнять преобразования алгебраических выражений;
решать уравнения, неравенства и их системы;
строить и читать графики функций;
выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами ;
работать со статистической информацией, находить
частоту и вероятность случайного события;
использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни;
строить и исследовать простейшие математические модели
Обучающийся получит возможность:
использовать математические формулы при решении математических и практических задач;
решать задания, по типу приближенных к заданиям государственной итоговой аттестации (базовую часть);
работать в группах, как на занятиях, так и вне;
работать с информацией, в том числе и получаемой посредством Интернета;
узнать как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
выяснить значение математики как науки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
Рабочая программа "Футбол для всех!"
Программа внеурочной деятельности "Футбол для всех!"...