рабочая программа кружка "Математика для всех" (9 класс)
рабочая программа (9 класс)

Емельянова Ирина Владимировна

рабочая программа кружка "Математика для всех" (9 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_9.docx45.9 КБ

Предварительный просмотр:

КРАСНОГОРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14

МИКРОРАЙОНА «ПАВШИНСКАЯ ПОЙМА»

СОГЛАСОВАНО:                                                УТВЕРЖДАЮ:

Зам. директора по УВР                                     Директор МБОУ СОШ №14

_____________Краус Ю.А.                                ________________Грицук Н. С.

«____»____________2017г.                               «____»_____________2017г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка по математике

«Математика для всех»

Класс 9

на 2017-2018 учебный год

Составитель программы

Емельянова Ирина Владимировна

                                                                                                                                                 

СОГЛАСОВАНО:

Протокол заседания

методического объединения

учителей

от «____»____________ 2017г.

Красногорск

2017 г

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………………4

Общая  характеристика курса……………………………………….………….5

Место курса в учебном плане…………………………………….…………….6

Личностные,  метапредметные и предметные

 результаты освоения курса…………………………….…………………….…6

Содержание  курса……………………………….………………………………9

Учебно -тематическое  планирование ……….………………………………..11

Описание учебно-методического и материально-технического

 обеспечения курса……………………………….…………………………….14

Планируемые  результаты изучения курса……………………………….……16

Пояснительная записка

 Школьное математическое образование способствует овладению универсальным математическим языком, универсальным для естественнонаучных предметов, знаниями, необходимыми для существования в современном мире, развивает воображение и интуицию, формирует навыки логического и алгоритмического мышления.

Основные цели школьного математического образования:

освоение учащимися системы математических знаний, необходимых для изучения смежных школьных дисциплин и практической деятельности;

формирование представлений о математике как форме описания и методе познания действительности;

приобретение навыков логического и алгоритмического мышления.
    Математическое образование в школе строится с учетом принципов непрерывности (изучение математики на протяжении всех лет обучения в школе), преемственности (учет положительного опыта, накопленного в отечественном и зарубежном математическом образовании), вариативности (возможность реализации одного и того же содержания на базе различных научнометодических подходов), дифференциации (возможность для учащихся получать математическую подготовку разного уровня в соответствии с их индивидуальными особенностями).

 В  настоящее  время  актуальной  стала  проблема  подготовки  обучающихся  к  новой  форме аттестации – ОГЭ и ЕГЭ. Экзамен по математике в форме ОГЭ является наиболее  востребованным.  Сдача  экзамена  по  математике  за  курс  основной  школы  в  форме  ОГЭ является  одним  из  направлений  модернизации  школьного  образования  на  современном  этапе. С   2005-2006 учебного   года   государственная   итоговая   аттестация   (ГИА)   по   математике      за   курс  основной школы проводится в новой форме.

Цель программы факультативного курса: 

  • познакомить учащихся с организационными и содержательными аспектами проведения ОГЭ, с требованиями, предъявляемыми к учащимися, с типологией тестовых заданий;
  • создать условия для повторения и обобщения знаний по алгебре и геометрии, формирования умений, необходимых для выполнения тестовых заданий.

Задачи курса:

  • повторить, обобщить и углубить знания по алгебре и геометрии за курс основной  общеобразовательной школы;
  • выработать умение пользоваться контрольно-измерительными материалами.

 Программа факультативного курса  «Подготовка к ОГЭ по математике»,  ориентирована на  приобретение  определенного  опыта  решения  задач  различных  типов,  позволяет  ученику  получить   дополнительную   подготовку   для   сдачи   экзамена   по   математике   за   курс  основной школы, реализуется для обучающихся 9 классов.

                   Общая  характеристика курса

Особенность принятого подхода факультативного курса  «Подготовка к ОГЭ  по  математике»  состоит  в  том,  что  для занятий по  математике предлагаются  небольшие фрагменты,  рассчитанные  на  2-3  урока,  относящиеся  к  различным  разделам  школьной  математики. Каждое  занятие,  а  также  все  они  в  целом  направлены  на  то,  чтобы  развить  интерес  школьников  к  предмету и лучше подготовиться к экзамену,  познакомить  их  с  новыми  идеями  и    методами,  расширить  представление об изучаемом в основном курсе материале.

Курс  предлагает  учащимся  знакомство  с  математикой  как  с  общекультурной  ценностью,  выработкой  понимания  ими  того,  что  математика  является  инструментом  познания окружающего мира и самого себя.  Курс строится  на  решении  различных  по  степени важности и трудности задач.

Экзаменационная работа по математике в новой форме (ОГЭ) состоит из двух частей и трех модулей: «Алгебра», «Геометрия», «Реальная математика».  Первая   часть   предполагает   проверку   уровня   обязательной   подготовки   обучающихся  (владение понятиями, знание свойств и алгоритмов, решение стандартных задач). Вторая часть имеет вид традиционной контрольной работы и состоит из пяти заданий. Эта  часть   работы    направлена    на  дифференцированную         проверку    повышенного      уровня  математической подготовки обучающихся: владение формально-оперативным аппаратом,  интеграция знаний из различных тем школьного курса, исследовательские навыки.  

           Курс   направлен   на   подготовку   учащихся   к   сдаче   экзамена   по  математике  в  форме  ОГЭ.  Основной  особенностью  этого  курса  является  отработка  заданий по всем разделам курса математики основной школы: арифметике, алгебре,  статистике и теории вероятностей, геометрии.

            Факультативный курс «Подготовка к ОГЭ по математике» рассчитан на 34 часа для работы  с  учащимися  9 классов.  Курс предусматривает  повторное   рассмотрение  теоретического  материала   по   математике,   поэтому   имеет   большое   общеобразовательное     значение,  способствует   развитию   логического   мышления,   намечает   и   использует   целый   ряд  межпредметных   связей    и  направлен  в  первую  очередь  на  устранение  «пробелов»  в  базовой   составляющей   математики   систематизацию   знаний   по   основным   разделам  школьной программы.

           Для  работы  с  учащимися  безусловно  применимы  такие  формы  работы,  как  лекция, практика  и  семинар. Помимо этих традиционных форм рекомендуется использовать также дискуссии,  выступления   с   докладами,   содержащими   отчет   о   выполнении   индивидуального   или  группового  домашнего  задания  или  с  содокладами,  дополняющими  лекцию          учителя.  Возможны   различные   формы   творческой   работы   учащихся,  

отчет по результатам «поисковой» работы на страницах книг, журналов, сайтов  в  Интернете  по  указанной  теме.    

           В  курсе   заложена  возможность дифференцированного обучения.  

 Программа  применима для различных групп школьников, в том числе,  не  имеющих  хорошей  подготовки.  

Место учебного курса в учебном плане

Факультативные занятия по подготовке к ОГЭ в 9 классе  проводятся  из расчета 1 час в неделю, всего 34часа.

Личностные,  метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

Программа курса  обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

личностные:

  1. сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений;
  2. умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  3. критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  4. креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач;
  5. умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

метапредметные:

  1. умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  2. умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
  3. умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
  4. умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
  5. умение создавать, применять и преобразовывать знаково- символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

9) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

  1. умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  2. умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
  3. умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
  4. понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

предметные:

  1. умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения;
  2. владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, владение символьным языком алгебры, знание элементарных функциональных зависимостей, формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения;
  3. умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
  4. умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
  5. умение решать линейные  уравнения и неравенства, а также приводимые к ним уравнения, неравенства, системы; применять графические представления для решения и исследования уравнений, неравенств, систем; применять полученные умения для решения задач из математики, смежных предметов, практики;
  6. овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение строить графики функций, описывать их свойства, использовать функционально-графические представления для описания и анализа математических задач и реальных зависимостей;
  7. овладение основными способами представления и анализа статистических данных;
  8. умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.

Содержание  факультативного курса

Числа, числовые выражения, проценты (3 часа)

       Натуральные     числа.  Арифметические     действия      с    натуральными    числами.  Свойства арифметических действий. Делимость натуральных  чисел. Делители и кратные  числа.  Признаки  делимости  на  2,  3,  5,  9,  10.  Деление  с  остатком.   Простые  числа.  Разложение    натурального    числа   на  простые   множители.    Нахождение     НОК,    НОД.  Обыкновенные дроби, действия с обыкновенными дробями. Десятичные дроби, действия  с десятичными дробями. Применение свойств для упрощения выражений. Тождественно  равные выражения. Проценты. Нахождение процентов от числа и числа по проценту.  

 Буквенные выражения (1час)

      Выражения     с   переменными.     Тождественные      преобразования    выражений     с  переменными. Значение выражений при известных числовых данных переменных.  

Преобразование выражений. Формулы сокращенного умножения. Рациональные  дроби (3часа)  

       Одночлены и многочлены. Стандартный вид одночлена, многочлена. Коэффициент  одночлена.  Степень  одночлена,  многочлена.  Действия  с  одночленами  и  многочленами.  Разложение  многочлена  на  множители.  Формулы сокращенного  умножения.  Способы  разложения многочлена на множители. Рациональные дроби и их свойства. Допустимые  значения переменных. Тождество, тождественные преобразования рациональных дробей.  

Степень  с  целым   показателем    и  их   свойства.   Корень   n-ой   степени,  степень   с  рациональным показателем и их свойства.  

Уравнения и неравенства (3 часа)  

       Линейные   уравнения   с   одной   переменной.   Корень   уравнения.   Равносильные  уравнения. Системы   линейных     уравнений.    Методы    решения    систем    уравнений:  подстановки,  метод  сложения,  графический  метод.  Квадратные  уравнения.  Неполное  квадратное   уравнение.    Теорема   Виета   о  корнях   уравнения.   Неравенства    с  одной  переменной.  Система  неравенств.  Методы  решения  неравенств  и  систем  неравенств:  метод интервалов, графический метод.  

 Прогрессии: арифметическая и геометрическая (3 часа)

       Числовые       последовательности. Арифметическая прогрессия. Разность  арифметической прогрессии. Формула n-ого члена арифметической прогрессии. Формула  суммы  n-членов  арифметической  прогрессии.  Геометрическая  прогрессия.  Знаменатель  геометрической  прогрессии.  Формула  n-ого  члена  геометрической  прогрессии.  Формула  суммы    n  членов   геометрической     прогрессии.   Сумма    бесконечной    геометрической  прогрессии.  

Функции и графики (3 часа)

       Понятие  функции.  Функция  и  аргумент.  Область  определения  функции.  Область  значений функции. График функции. Нули функции. Функция, возрастающая на отрезке.  Функция,  убывающая  на  отрезке.  Линейная  функция  и  ее  свойства.  График  линейной  функции.  Угловой  коэффициент  функции.  Обратно  пропорциональная  функция  и ее  свойства. Квадратичная функция и ее свойства. График квадратичной функции. Степенная  функция.  Четная,  нечетная  функция.  Свойства  четной  и  нечетной  степенных  функций.  Графики степенных функций. Чтение графиков функций.  

Текстовые задачи (3 часа)  

       Текстовые    задачи   на  движение    и  способы    решения.   Текстовые задачи  на вычисление  объема  работы  и  способы  их  решений.  Текстовые  задачи  на  процентное  содержание веществ в сплавах, смесях и растворах, способы решения .  

 Элементы статистики и теории вероятностей (2часа)

       Среднее     арифметическое,      размах,   мода.    Медиана,     как    статистическая  характеристика.    Сбор    и группировка     статистических    данных.    Методы    решения  комбинаторных     задач:   перебор   возможных     вариантов,   дерево   вариантов,   правило  умножения.   Перестановки,   размещения,   сочетания.   Начальные     сведения   из   теории  вероятностей. Вероятность случайного события. Сложение и умножение вероятностей.

 Треугольники (3 часа)

       Высота, медиана, средняя линия треугольника. Равнобедренный и равносторонний  треугольники.  Признаки  равенства  и  подобия  треугольников.  Решение  треугольников.  Сумма углов треугольника. Свойства прямоугольных треугольников. Теорема Пифагора.  Теорема синусов и косинусов. Неравенство треугольников. Площадь треугольника.

 Многоугольники (2 часа)

       Виды   многоугольников.   Параллелограмм,   его   свойства   и   признаки.   Площадь  параллелограмма.    Ромб,  прямоугольник,  квадрат.  Трапеция.  Средняя  линия  трапеции.  Площадь трапеции. Правильные многоугольники.

Окружность (2 часа)

   Касательная    к  окружности    и   ее  свойства.   Центральный    и   вписанный    углы.   Окружность,   описанная   около   треугольника.   Окружность,   вписанная   в   треугольник.  Длина окружности. Площадь круга.

Решение тренировочных вариантов и заданий из открытого банка заданий ОГЭ (6 часов)

Учебно-тематическое планирование

    Тема  занятия

Количество часов

Числа, числовые выражения, проценты

3

Арифметические     действия      с    натуральными    числами.  Свойства арифметических действий. Делители и кратные  числа.  Признаки  делимости  на  2,  3,  5,  9,  10.  Разложение    натурального    числа   на  простые   множители.    

1

Действия с обыкновенными и десятичными дробями

1

Проценты. Нахождение процентов от числа и числа по проценту.  

1

Буквенные выражения

1

  Выражения     с   переменными.     Тождественные      преобразования    выражений     с  переменными. Значение выражений при известных числовых данных переменных

1

Преобразование выражений. Формулы сокращенного умножения. Рациональные  дроби

3

       Одночлены и многочлены. Стандартный вид одночлена, многочлена. Коэффициент  одночлена.  Степень  одночлена,  многочлена.  Действия  с  одночленами  и  многочленами.  Разложение  многочлена  на  множители.  

1

Формулы сокращенного  умножения.  Способы  разложения многочлена на множители. Рациональные дроби и их свойства. Допустимые  значения переменных. Тождество, тождественные преобразования рациональных дробей.  

1

Степень  с  целым   показателем    и  их   свойства.   Корень   n-ой   степени,  степень   с  рациональным показателем и их свойства.  

1

Уравнения и неравенства

3

       Линейные   уравнения   с   одной   переменной.   Корень   уравнения.   Равносильные  уравнения. Системы   линейных     уравнений.    Методы    решения    систем    уравнений:  подстановки,  метод  сложения,  графический  метод.  

1

Квадратные  уравнения.  Неполное  квадратное   уравнение.    Теорема   Виета   о  корнях   уравнения.  

1

Неравенства    с  одной  переменной.  Система  неравенств.  Методы  решения  неравенств  и  систем  неравенств:  метод интервалов, графический метод.  

1

Прогрессии: арифметическая и геометрическая

3

Числовые       последовательности. Арифметическая прогрессия. Разность  арифметической прогрессии. Формула n-ого члена арифметической прогрессии. Формула  суммы  n-членов  арифметической  прогрессии.  

1

Геометрическая  прогрессия.  Знаменатель  геометрической  прогрессии.  Формула  n-ого  члена  геометрической  прогрессии.  Формула  суммы    n  членов   геометрической     прогрессии.   Сумма    бесконечной    геометрической  прогрессии.  

1

Решение тестовых заданий. Часть 1

1

Функции и графики

3

       Понятие  функции.    Область  определения  функции.  Область  значений функции. График функции. Нули функции. Функция, возрастающая на отрезке.  Функция,  убывающая  на  отрезке.  

1

Линейная  функция  и  ее  свойства.  График  линейной  функции.  Угловой  коэффициент  функции.  Обратно  пропорциональная  функция  и ее  свойства. Квадратичная функция и ее свойства. График квадратичной функции.

1

Степенная  функция.  Четная,  нечетная  функция.  Свойства  четной  и  нечетной  степенных  функций.  Графики степенных функций. Чтение графиков функций.  

1

Текстовые задачи

       

3

Текстовые    задачи   на  движение    и  способы    решения

1

Текстовые задачи  на вычисление  объема  работы  и  способы  их  решений

1

Текстовые  задачи  на  процентное  содержание веществ в сплавах, смесях и растворах, способы решения

1

Элементы статистики и теории вероятностей

2

Среднее     арифметическое,      размах,   мода.    Медиана,     как    статистическая  характеристика.    Сбор    и группировка     статистических    данных.    Методы    решения  комбинаторных     задач:   перебор   возможных     вариантов,   дерево   вариантов,   правило  умножения.  

1

       Перестановки,   размещения,   сочетания.   Начальные     сведения   из   теории  вероятностей. Вероятность случайного события. Сложение и умножение вероятностей

1

Треугольники

3

Высота, медиана, биссектриса, средняя линия треугольника. Равнобедренный и равносторонний треугольники..

1

Прямоугольный треугольник. Теорема Пифагора. Признаки равенства и подобия треугольников.

1

Теорема синусов и косинусов. Неравенство треугольников. Площадь треугольника.

1

Многоугольники

2

Виды   многоугольников.   Параллелограмм,   его   свойства   и   признаки.   Площадь  параллелограмма.    Ромб,  прямоугольник,  квадрат.  

1

    Трапеция.  Средняя  линия  трапеции.  Площадь трапеции. Правильные многоугольники.

1

Окружность

2

Касательная    к  окружности    и   ее  свойства.   Центральный    и   вписанный    углы.

1

Окружность,   описанная   около   треугольника.   Окружность,   вписанная   в   треугольник.  Длина окружности. Площадь круга.

1

Решение тренировочных вариантов и заданий из открытого банка заданий ОГЭ

6

       

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса

Литература

  1. Дорофеев Г.В. Алгебра, 7 кл.: учебник для общеобразовательных организаций/ Г. В. Дорофеев, С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович и др. –М.: Просвещение, 2013.
  2. Дорофеев Г.В. Алгебра, 8 кл.: учебник для общеобразовательных организаций/ Г. В. Дорофеев, С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович и др. –М.: Просвещение, 2013.
  3. Дорофеев Г.В. Алгебра,9  кл.: учебник для общеобразовательных организаций/ Г. В. Дорофеев, С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович и др. –М.: Просвещение, 2013.
  4. Естафьева Л.П. Алгебра, 7 кл.: дидактические материалы/Л.П. Естафьева, А.П. Карп. – М. Просвещение, 2013.
  5. Естафьева Л.П. Алгебра, 8 кл.: дидактические материалы/Л.П. Естафьева, А.П. Карп. – М. Просвещение, 2013.
  6. Естафьева Л.П. Алгебра, 9 кл.: дидактические материалы/Л.П. Естафьева, А.П. Карп. – М. Просвещение, 2013.
  7. Семенов  А. В., Захаров П. И., Трепалин А. С. «ОГЭ-2015.Математика».

  8. Глазков Ю. А. «ОГЭ. Математика. Задачник. Сборник заданий и методических рекомендаций» .
  9. Ященко И.В. «ОГЭ 2015. Математика. 9 класс. Типовые тестовые задания».  
  10. Ященко И. В. «ОГЭ 2015. Математика. Типовые тестовые задания. 30 вариантов заданий. 3 модуля».

Демонстрационные  плакаты, содержащие основные математические формулы, соотношения, законы, таблицы метрических мер.

Электронные образовательные ресурсы, используемые в образовательном процессе

  • Интерактивное учебное пособие «Многоугольники»
  • Интерактивное учебное пособие «Треугольники»
  • Интерактивное учебное пособие «Векторы»
  • Интерактивное учебное пособие «Графики функций»

Интернет-ресурсы

  1.  Математика. Открытый банк заданий ГИА 2016. http://www.mathgia.ru
  2. Естественно-научный образовательный портал. http://en.edu.ru/db/sect/3217/3284

Планируемые  результаты изучения курса

Обучающийся научится: 

выполнять вычисления и преобразования;

выполнять преобразования алгебраических выражений;

решать уравнения, неравенства и их системы;

строить и читать графики функций;

выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и  векторами ;

работать со статистической информацией, находить

частоту и вероятность случайного события;

использовать приобретенные знания и умения в

практической деятельности и повседневной жизни;

строить и исследовать простейшие математические модели

 

Обучающийся получит возможность:

использовать математические формулы при  решении математических и практических задач;

решать  задания,  по  типу  приближенных  к  заданиям             государственной  итоговой  аттестации (базовую часть);

работать в группах, как на занятиях, так и вне;

работать с информацией, в том числе и получаемой посредством Интернета;

узнать   как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости;  приводить примеры такого описания;

выяснить значение математики как науки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

Рабочая программа "Футбол для всех!"

Программа внеурочной деятельности "Футбол для всех!"...