Рабочая программа кружка "Математика и медицина"
рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_matematika_i_meditsina.docx | 373.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа предназначена для обучающихся I, II, III курсов специальностей СПО 33.02.01. Фармация и 34.02.01. Сестринское дело (на базе основного общего образования) 31.0201 Лечебное дело в условиях ОГБПОУ «Рославльский медицинский техникум»
Концепция модернизации российского образования подчеркивает необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных способностей. Для студентов медицинских учреждений большое место отведено изучению химических дисциплин, которые являются достаточно сложными. Программа кружка «Математика и медицина» предназначена помочь обучающимся расширить представления о научно- обоснованных правилах и нормах использования веществ, применяемых в медицине и в быту, и должна способствовать формированию основ здорового образа жизни и грамотного поведения людей в различных жизненных ситуациях.
Кружок «Математика и медицина» призван развивать интерес к таким наукам как математика, фармакология, а также формировать научное мировоззрение, расширять кругозор обучающихся, а так же способствовать сознательному отношению к выбранной специальности. Кроме того, данный курс направлен на удовлетворение познавательных интересов обучающихся в области применения некоторых математических методов в быту и в медицине; поэтому он будет полезен широкому кругу обучающихся. Привлечение дополнительной информации о значимости математики в различных областях медицины и в быту, а так же в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья позволяет заинтересовать обучающихся прикладной математикой; повысить их познавательную активность, расширить знания о глобальных проблемах, развивать аналитические способности.
При изучении этого курса формируются понятия о правильности и точности вычислений, методах анализа, правилах составления таблиц , построения и чтения графиков (температурная кривая, естественный прирост населения, антропометрические индексы и тд.) .
Кружковая работа способствует углублению интереса к преподаваемым дисциплинам, развитию творческих способностей обучающихся, повышению качества их подготовки. Кружковая работа- действенное средство обучения и воспитания, а также коммуникативной культуры.
Актуальность программы данного кружка заключается в том, что он охватывает теоретические основы математики и практическое назначение математических методов в медицине, позволяет расширить знания обучающихся, способствует овладению методиками исследования, позволяет ознакомиться со статистическими методами сбора и обработки информации. Программа кружка содержит информацию, позволяющую в дальнейшем применить полученные знания при выполнении курсовой и выпускной квалификационной работы. Практическая направленность изучаемого материала делает данную программу очень актуальной. Содержание кружка позволяет обучающимся любого уровня включиться в учебно-познавательный процесс и на любом этапе деятельности.
Новизна программы состоит в том, что содержание программы кружка направлено на развитие у обучающихся понимания социальной значимости выбранной специальности, обосновывает необходимость ведения здорового образа жизни для сохранения здоровья не только каждого человека, но и всего общества. Изучение курса будет способствовать реализации общекультурного компонента содержания математического компонента образования, так как предусматривает формирование целостного представления о мире и месте человека в нём.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что в процессе изучения данного курса у обучающихся совершенствуются практические умения, способность ориентироваться в мире разнообразных математических материалов, осознают практическую ценность математических знаний, их общекультурное значение для образованного человека. Решение задач различного содержания является неотъемлемой частью математического образования. Выполнение практических работ в ходе освоения программы воспитывает у обучающихся трудолюбие, целеустремленность, способствует осуществлению политехнизма, связи обучения с жизнью, профессиональной ориентации, вырабатывает мировоззрение, формирует навыки логического мышления.
Цели:
- расширять и углублять знания обучающихся по изучаемой дисциплине;
- развивать общие и профессиональные компетенции, необходимые для практической деятельности будущих специалистов;
- формировать и закреплять полученные умения и навыки при проведении практических работ;
- формировать информационную культуру;
- проводить поисковую научно- исследовательскую работу с обучающимися;
- применять полученные знания на практике;
- активно участвовать во внутритехникумовских, муниципальных, региональных, всероссийских мероприятиях (конкурсы, викторины, олимпиады).
Задачи:
- закрепить навыки работы со справочной литературой и НТД;
- воспитывать личностные качества, ответственность и любовь в будущей профессии;
- активизировать творческую деятельность обучающихся;
- осуществить поисковые и научные исследования, направленные на изучение применения математических методов в профессиональной деятельности медицинского работника;
- обеспечить участие обучающихся в научно- практических конференциях и олимпиадах.
Сроки реализации программы – 1 учебный год (40 недель – 20 часов).
Планируемые результаты:
- повысить умение выделять объект исследования, овладеть способами регистрации полученной информации, ее обработки и оформления;
- совершенствование навыка пользования информационными источниками: справочниками, Интернет, учебной литературой.
- формировать умение находить проблему и варианты ее решения;
- развивать навык работать в сотрудничестве с членами группы, находить и исправлять ошибки в работе других участников группы;
- совершенствовать умение уверенно держать себя во время выступления, использовать различные средства наглядности при выступлении.
- развивать умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, найти компромисс;
- развивать умение проводить соцопрос населения: составлять вопросы, уметь общаться.
Формы работы: исследовательская и проектная деятельность, создание презентаций.
Форма подведения итогов реализации плана кружка: участие в очных и дистанционных творческих конкурсах, защита проектов.
Результативность работы кружка.
Необходимое условие продуктивной, заинтересованной работы по исследованию – публичная защита презентаций и проектов.
Обучающиеся должны принимать участие во внутритехникумовских, муниципальных, региональных и всероссийских мероприятиях исследовательского характера.
Мониторинг результатов выполнения целей и задач программы предполагает наблюдение за деятельностью обучающихся на уроках, отслеживание количества обучающихся, занимающихся исследовательской и проектной деятельностью и её результативности.
Тематическое планирование занятий
№ занятия | Наименование тем | Количество часов | Виды деятельности |
1 | Математические методы в медицине. Решение задач на проценты и пропорции. | 2 | Тестирование |
2 | Медицинские методы в медицине. Учимся составлять задачи на проценты с медицинским содержанием. | 2 | Сообщения, создание презентаций |
3 | Составление и решение тестовых заданий по математике с медицинским содержанием Подготовка к участию в олимпиаде по математике. | 2 | Сообщения, презентации. Практическая работа. Решение прикладных задач |
4 | Математика в педиатрии. Определение антропометрических индексов. | 2 | Сообщения, презентации. Практическая работа. «Расчет питания объемным и калорийным методами» |
5 | Приготовление лекарственных растворов и разведение лекарственных препаратов. Решение задач на концентрацию растворов | 2 | Сообщения, презентации. Практическая работа. «Расчет процентной концентрации раствора» |
6 | Математика в медицине. Создание презентаций. Применение теории вероятности при решении прикладных задач | 2 | Сообщения, презентации. Практическая работа. «Решение задач на классическое определение вероятности и формулу Бернулли» |
7 | Исследовательская работа. Математика в моей будущей профессии. Оценка физического развития детей. Способы расчёта питания грудных детей. | 2 | Сообщения, презентации. Практическая работа. «Расчет показателей рождаемости, смертности, естественного прироста населения» |
8 | Математическая статистика и медицинская (санитарная статистика). Составление таблиц, построение полигона частот. Построение диаграмм | 2 | Проведение социологического опроса, обработка результатов опроса. Построение графиков, диаграмм. |
9 | Защита творческих работ (Демонстрация презентаций) | 2 | Демонстрация, выступление с докладом |
10 | Подведение итогов. | 2 | Защита проектов. |
Литература:
- Ежова Н.В., Русакова Е.М., Кащеева Г.И. «Педиатрия» – учебник.
- Журнал «Сестринское дело в педиатрии» 2002, №5.
- Захарова Л.И., Рябчикова Т.В., Двойникова М.В. Учебник «Сестринское дело в педиатрии».
- Мухина С.А., Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету основы сестринского дела – М: Родник, 1998.
- Руденко В.Г., Янукян Э.Г. Пособие по математике, Пятигорск 2002г,
- Святкина К.А., Белогорская Е.В., «Детские болезни» - М.: Медицина, 1980г.
- Воробьева Г.Н., Данилова А.Н.. Практикум по вычислительной математике. М.: «Высшая школа», 1990.
- Н. Бейли. Математика в биологии и медицине. М.: Мир, 1970.
9. Омельченко В.П., Демидова А.А. Математика. Компьютерные технологии в медицине: Учебник – Изд. 2-е, испр. – Ростов-н/Д: Феникс, 2010. – 588 с.
10. Обуховская Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.С. Основы сестринского дела/ Т.П. Обуховская. – Ростов-н/Д: Феникс, 2014. – 766
11. Новикова Л.А. Математические навыки в медицине. Методическое пособие для студентов/ Л.А. Новикова. – ГОУ СПб Медицинский техникум № 9, 2012. – 23 с.
Интернет источники
1. http://www.kmk26.ru/content/files/prepodavatel/Bekker/pos_med.pdf
2. http://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2012/06/09/primeneniematematicheskikh-raschetov-v-meditsine
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по химии "Химия и медицина"
Цели курса:Развитие общекультурной компетентности учащихся, расширение и углубление химических знаний, использование их в практической деятельности; развитие познавательной активности и самостоятельно...
Рабочая программа элективного курса "Физика и медицина" 9 класс
Рабочая программа элективного курса «Физика в медицине» разработана на основе авторской программы С. М Новикова (Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Профильное обучение/ сост...
Рабочая программа элективного курса "Химия и медицина"
Пояснительная запискаЭлективный курс «Химия и медицина» рассчитан на 17 часов, рекомендован для учащихся 9 классов, проявляющих интерес к естественнонаучным дисциплинам, в целях организации предпрофил...
Рабочая программа элективного курса «Биохимия и медицина»
Программа элективного курса «Биохимия и медицина» предназначена для учащихся 10-11 классов, избравших химико-биологический профиль, и носит межпредметный характер на стыке экологии, ...
Рабочая программа элективного курса "Биология в медицине".
Рабочая программа элективного курса 9 класс....
Рабочая программа учебного курса "Основы физиологии и медицины"
Программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся....
рабочая программа кружка по химии " Химия и медицина"
рабочая программа кружка по химии " Химия и медицина"...