Рабочая программа по математике для 6 класса на основе УМК В.Я. Виленкина
календарно-тематическое планирование по алгебре (6 класс) на тему
Рабочая программа учебного предмета «Математика – 6») составлена на основе Примерной и авторской программы основного общего образования по математике (Программа. Планирование учебного материала. Математика. 5-6 классы / [авт.-сост. В.И. Жохов] – 2-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2009. – 31 с.).
Программа соответствует учебнику «Математика» для шестого класса образовательных учреждений /Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург – М. Мнемозина, 2004-2010 гг./ и обеспечена учебно-методическим комплектом «Математика» для 6-го класса авторов Н.Я. Виленкин и др. (М.: Мнемозина).
Программа рассчитана на 170 часов в год (5 часов в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_6_klass.doc | 176.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель ШМО ___________/Харитонова М.К./ Протокол № ___ от «____»_________2012 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 9 ___________ /Воскресенская Л.В./ «____»____________2012 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ №9 ______________/Терентьева Н.Ю./ Приказ № ___ от «___»____2012 г. |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением отдельных предметов г.Павлово
Рабочая программа по математике для 6 класса
на основе УМК Н.Я. Виленкина и др.
Составители
Дерябина Марина Николаевна
2012-2013 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Школьное математическое образование ставит следующие цели обучения:
- овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
- интеллектуальное развитие обучающихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе;
- формирование представлений о математических идеях и методах;
- формирование представлений о математике как форме описания и методе познания действительности;
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.
Рабочая программа учебного предмета «Математика – 6») составлена на основе Примерной и авторской программы основного общего образования по математике (Программа. Планирование учебного материала. Математика. 5-6 классы / [авт.-сост. В.И. Жохов] – 2-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2009. – 31 с.).
Программа соответствует учебнику «Математика» для шестого класса образовательных учреждений /Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург – М. Мнемозина, 2004-2010 гг./ и обеспечена учебно-методическим комплектом «Математика» для 6-го класса авторов Н.Я. Виленкин и др. (М.: Мнемозина).
Программа рассчитана на 170 часов в год (5 часов в неделю), из них:
- на итоговое повторение в 6 классе в конце года 13 часов, остальные часы распределила по всем темам;
- на контрольные работы отведено 15 часов.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ, группового контроля и математических диктантов (по 10 - 15 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала. Итоговая аттестация предусмотрена в виде контрольной работы.
Применяются на уроках элементы ИКТ-технологии, личностно-ориентированной технологии, технологии интегрированного обучения, проблемного обучения; проектного обучения.
В ходе изучения курса обучающиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами, получают начальные представления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составлении уравнений, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.
Содержание учебного курса по математике 6 класс (170 часов)
- Делимость чисел (20 часов).
Делители и кратные. Общий делитель и общее кратное. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители.
Основная цель – завершить изучение натуральных чисел, подготовить основу для усвоения действий с обыкновенными дробями.
- Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (22 часа)
Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Понятие о наименьшем общем знаменателе нескольких дробей. Сравнение дробей. Сложение и вычитание дробей. Решение текстовых зада.
Основная цель – выработать прочные навыки преобразования дробей, сложения и вычитания дробей.
- Умножение и деление обыкновенных дробей (31 час).
Умножение и деление обыкновенных дробей. Нахождение дроби от числа. Применение распределительного свойства умножения. Взаимно обратные числа. Деление. Нахождение числа по его дроби. Дробные выражения.
выработать прочные навыки арифметических действий с обыкновенными дробями и решения основных задач на дроби.
- Отношения и пропорции. (18 часов).
Пропорция. Основное свойство пропорции. Решение задач с помощью пропорции. Понятие о прямой и обратной пропорциональности величин. Задачи на пропорции. Масштаб. Формулы длины окружности и площади круга. Шар.
Основная цель – сформировать понятие пропорции. Прямой и обратной пропорциональности величин.
- Положительные и отрицательные числа (13 часов).
Положительные и отрицательные числа. Противоположные числа. Модуль числа и его геометрический смысл. Сравнение чисел. Целые числа. Изображение чисел на координатной прямой. Координата точки.
Основная цель – расширить представления обучающихся о числе путем введения отрицательных чисел.
- . Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел (11 часов).
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.
Основная цель – выработать прочные навыки сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел.
- Умножение и деление положительных и отрицательных чисел (12 часов).
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел. Понятие о рациональном числе. Десятичное приближение обыкновенной дроби. Применение законов арифметических действий для рационализации вычислений.
Основная цель – выработать прочные навыки арифметических действий с положительными и отрицательными числами.
- . Решение уравнений (15 часов).
Простейшие преобразования выражений: раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых.. Решение линейных уравнений. Примеры решения текстовых задач с помощью линейных уравнений.
Основная цель – подготовить обучающихся к выполнению преобразований выражений, решению уравнений.
- Координаты на плоскости (12 часов).
Построение перпендикуляра к прямой и параллельных прямых с помощью чертежного треугольника и линейки. Прямоугольная система координат на плоскости, абсцисса и ордината точки. Примеры графиков и диаграмм.
Основная цель – познакомить обучающихся с прямоугольной системой координат на плоскости.
- Итоговое повторение курса(13 часов).
Требования к уровню подготовке обучающихся
В результате изучения курса математики на базовом уровне обучающиеся должны:
по теме Делимость чисел
Знать:
- понятие делителя числа;
- понятие кратного числа;
- признаки делимости на 10, на 5 и на 2;
- определение чётных и нечётных чисел;
- признаки делимости на 9 и на 3;
- определение простого и составного числа;
- алгоритм разложения числа на простые множители;
- понятие взаимно простых чисел;
- определение НОД;
- определение НОК.
Уметь:
- находить делители и кратные чисел;
- определять, делится число на 10, на 5, на 2, на 9, на 3;
- использовать таблицу простых чисел;
- определять, является число чётным или нечётным;
- определять, является число простым или составным;
- доказывать являются числа взаимно простыми;
- раскладывать число на простые множители;
- находить НОД чисел;
- находить НОК чисел.
по теме Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
Знать:
- основное свойство дроби;
- понятие сокращение дроби;
- понятие несократимой дроби;
- правило приведения дробей к наименьшему общему знаменателю;
- правило сравнения дробей;
- правила сложения и вычитания дробей с разными знаменателями;
- правила сложения и вычитания смешанных чисел.
Уметь:
- применять основное свойство дроби при преобразовании дробей;
- выполнять сокращение дробей;
- приводить дроби к общему знаменателю;
- выполнять сложение и вычитание дробей с разными знаменателями;
- выполнять сложение и вычитание смешанных чисел.
по теме Умножение и деление обыкновенных дробей
Знать:
- определение умножения дроби на натуральное число;
- определение умножения смешанных чисел;
- нахождение дроби от числа;
- распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания;
- определение взаимно обратных чисел;
- правило деления дробей;
- нахождение числа по его дроби;
- определение дробного выражения.
Уметь:
- применять алгоритм умножения дробей и смешанных чисел;
- формировать навыки решения задач на нахождение дроби от числа;
- формулировать правило нахождения процента от числа;
- называть и записывать число обратное данному;
- выполнять деление дробей и смешанных чисел;
- находить число по данному значению его процентов;
- находить значение дробного выражения;
- называть числитель и знаменатель дробного выражения.
по теме Отношения и пропорции
Знать:
- что называют отношением двух чисел;
- что показывает отношение;
- что называют пропорцией;
- свойство пропорции;
- какую величину называют прямо и обратно пропорциональной зависимостью;
- определение масштаба;
- формулы для нахождения длины окружности и площади круга;
- определение радиуса и диаметра шара;
- понятие сферы.
Уметь:
- находить, какую часть число а составляет от числа в;
- узнавать, сколько процентов одно число составляет от другого;
- называть члены пропорции;
- приводить примеры верных пропорций;
- применять свойства пропорции;
- определять вид зависимости и в зависимости от этого выбирать соответствующий алгоритм решения задачи;
- приводить примеры прямо и обратно пропорциональных зависимостей;
- определять масштаб;
- находить расстояние на местности с помощью карты;
- решать задачи с использованием формул длины окружности и площади круга;
- находить радиус и диаметр шара.
по теме Положительные и отрицательные числа
Знать:
- понятие отрицательного числа;
- понятие координатной прямой;
- определение противоположного числа данному;
- определение целых чисел;
- понятие модуля;
- правила сравнения чисел;
- понимать изменение величин на положительное и отрицательное число.
Уметь:
- изображать положительные и отрицательные числа на координатной прямой;
- находить число противоположное данному;
- находить модуль числа;
- сравнивать числа;
- находить изменение числа.
по теме Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел
Знать:
- что означает к числу а прибавить число в;
- чему равна сумма противоположных чисел;
- правило сложения отрицательных чисел;
- правило сложения чисел с разными знаками;
- правило вычитания.
Уметь:
- складывать числа с помощью координатной прямой;
- складывать отрицательные числа;
- складывать числа с разными знаками;
- выполнять вычитание чисел.
по теме Умножение и деление положительных и отрицательных чисел
Знать:
- правило умножения двух отрицательных чисел;
- правило умножения чисел с разными знаками;
- правило деления отрицательного числа на отрицательное;
- правило деления чисел с разными знаками;
- определение рационального числа;
- свойства рациональных чисел;
Уметь:
● умножать отрицательные числа;
- числа с разными знаками;
- выполнять деление чисел с разными знаками;
- выполнять деление отрицательных чисел;
- применять свойства рациональных чисел при решении упражнений.
по теме Решение уравнений
Знать:
- правила раскрытия скобок, перед которыми стоит знак «плюс», «минус»;
- определение числового коэффициента;
- определение подобных слагаемых;
- правила решения уравнений;
- определение линейного уравнения.
Уметь:
- применять правило раскрытия скобок;
- упрощать выражения;
- приводить подобные слагаемые;
- применять правила при решении линейных уравнений.
по теме Координаты на плоскости
Знать:
- определение перпендикулярных прямых, отрезков, лучей;
- определение параллельных прямых, отрезков;
- понятие координатной плоскости;
- порядок записи координаты точки и их названия.
Уметь:
- строить перпендикулярные прямые;
- строить параллельные прямые;
- строить координатную плоскость;
- строить точки в координатной плоскости с заданными
- координатами и определять координаты точки в
- координатной плоскости;
- уметь читать графики.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Содержание учебного материала | Примерные сроки изучения |
I четверть (47 уроков) | ||
§1. Делимость чисел (20 уроков). | 1.09-28.09 | |
1,2,3 | Делители и кратные (п.1) | |
4,5,6 | Признаки делимости на 10, на 5, на2 (п.2) | |
7,8 | Признаки делимости на 9 и на 3 (п.3) | |
9,10 | Простые и составные числа (п.4) | |
11, 12 | Разложение на простые множители (п.5) | |
13, 14,15 | Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа. (п.6) | 18.09-21.09 |
16, 17,18,19 | Наименьшее общее кратное.(п.7) | 18.09-21.09 |
20 | Контрольная работа №1 | 26.09-28.09 |
§2.Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. (22 урока) | 29.09-30.10 | |
21,22 | Основное свойство дроби (п.8) | |
23,24,25 | Сокращение дробей (п.9) | |
26,27,28 | Приведение дробей к общему знаменателю (п.10) | |
29 - 34 | Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (п.11) | |
35 | Контрольная работа №2 | 18.10-20.10 |
36 - 41 | Сложение и вычитание смешанных чисел. (п.12) | |
42 | Контрольная работа №3 | 28.10- 30.10 |
§3. Умножение и деление обыкновенных дробей. (31 урок) | 31.10- 4.11 | |
43 - 46 | Умножение дробей. (п.13) | |
47 | Итоговый урок по материалу I четверти | |
I I четверть (35 уроков) | ||
§3. Умножение и деление обыкновенных дробей. (продолжение) | 10.11-19.12 | |
48,49,50,51 | Нахождение дроби от числа. (п.14) | |
52,53,54,55,56 | Применение распределительного свойства умножения (п.15) | |
57 | Контрольная работа №4 | 22.11- 24.11 |
58,59 | Взаимно обратные числа (п.16) | |
60,61,62,63,64 | Деление. (п.17) | |
65 | Контрольная работа №5 | 4.12-6.12 |
66,67,68,69,70 | Нахождение числа по его дроби (п.18) | |
71,72,73 | Дробные выражения (п.19) | |
74 | Контрольная работа №6 | 17.12-19.12 |
§4. Отношения и пропорции | 20.12-26.12 | |
75,76,77,78,79 | Отношения (п.20) | |
80,81 | Пропорции (п.21) | |
82 | Повторение. Решение задач. Обобщение материала II четверти. | |
I I I четверть (51 урок) | ||
§ 4. Отношения и пропорции (окончание) | 11.01-27.01 | |
83,84,85 | Прямая и обратная пропорциональные зависимости (п.22) | |
86 | Контрольная работа №7 | 15.01-17.01 |
87,88 | Масштаб (п.23) | |
89,90 | Длина окружности и площадь круга (п.24) | |
91,92 | Шар (п.25) | |
93 | Контрольная работа №8 | 25.01 – 27.01 |
§5. Положительные и отрицательные числа (13 уроков) | 28.01-15.02 | |
94,95,96 | Координаты на прямой (п.26) | |
97,98 | Противоположные числа (п.27) | |
99,100 | Модуль числа (п.28) | |
101, 102,103 | Сравнение чисел (п.29) | |
104,105 | Изменение величин (п.30) | |
106 | Контрольная работа №9 | 13.02-15.02 |
§6. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел. (11 уроков) | 16.02-1.03 | |
107,108 | Сложение чисел с помощью координатной прямой (п.31) | |
109,110 | Сложение чисел отрицательных чисел (п.32) | |
111,112,113 | Сложение чисел с разными знаками (п.33) | |
114,115,116 | Вычитание (п.34) | |
117 | Контрольная работа №10 | 27.02-1.03 |
§7. Умножение и деление положительных и отрицательных (12 уроков) | 2.03-18.03 | |
118,119,120 | Умножение (п. 35) | |
121,122,123 | Деление (п.36) | |
124,125 | Рациональные числа (п.37) | |
126 | Контрольная работа №11 | 12.03-14.03 |
127,128,129 | Свойства действий с рациональными числами (п.38) | |
§8. Решение уравнений (13 уроков) | 19.03-15.04 | |
130,131 | Раскрытие скобок (п.39) | |
132,133 | Уроки повторения и обобщения по материалу III четверти. | |
IV четверть (37 уроков) | ||
§8. Решение уравнений. (окончание) (5 уроков) | 1.04 – 15.04 | |
134,135 | Коэффициент, п.40 | |
136,137, 138 | Подобные слагаемые, п.41 | |
139 | Контрольная работа №12 | 7.04 – 9.04 |
140, 141, 143 | Решение уравнений, п.42 | |
144 | Контрольная работа №13 | 13.04-15.04 |
§9. Координаты на плоскости (10уроков) | 16.04- 6.05 | |
145, 146 | Перпендикулярные прямые, п.43 | |
147, 148 | Параллельные прямые, п.44 | |
149, 150, 151 | Координатная плоскость, п.46 | 19.04-21.04 |
152, 153 | Столбчатые диаграммы, п.46 | |
154, 155, 156 | Графики, п.47 | |
157 | Контрольная работа №14 | 4.05 -6.05 |
158-170 | Итоговое повторение курса математики 5 - 6 класса Контрольная работа №15 | С 7.05 до конца учебного года |
Формы и средства контроля
- Контрольная работа №1 по теме «Делимость чисел», п.1-7.
- Контрольная работа №2 по теме «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями», п.8 – 11
- Контрольная работа №3 по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел», п.12
- Контрольная работа №4 по теме «Умножение обыкновенных дробей», п.11-13.
- Контрольная работа №5 по теме «Деление обыкновенных дробей», п.16 – 17
- Контрольная работа №6 по теме «Дробные выражения», п.18-19.
- Контрольная работа №7 по теме «Отношения и пропорции», п.20-22.
- Контрольная работа №7 по теме «Отношения и пропорции», п.20-22.
- Контрольная работа №8 по теме «Масштаб. Длина окружности и площадь круга. Шар», п.23-25
- Контрольная работа №9 по теме «Положительные и отрицательные числа», п.26-30
- Контрольная работа №10 по теме «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел», п.31-34
- Контрольная работа №11 по теме «Умножение и деление положительных и отриц. чисел», п.35-37
- Контрольная работа №12 по теме «Подобные слагаемые», п.38-41
- Контрольная работа №13 по теме «Решение уравнений», п.42
- Контрольная работа №14 по теме «Координатная плоскость», п.43-47.
- Итоговая контрольная работа №15
Перечень учебно-методических средств обучения
- Литература:
Математика. 6 класс: учебник. для общеобразовательных учреждений /Н. Я. Виленкин, В.И. Жохов и др. – М., 2008 и позднее
Жохов В.И. Преподавание математики в 5-6 классах: методическое пособие. – М., 2004
Жохов В.И. Математика. 6 класс. Контрольные работы для обучающихся общеобразовательных учреждений – М., 2008
Жохов В.И. Математика. 6 класс. Диктанты для обучающихся общеобразовательных учреждений – М., 2006
Депман И.Я. За страницами учебника математики: книга для чтения учащимися 5-6 классов– М., 2009
Л.Д. Лаппо Методические рекомендации к таблицам: наглядные пособия по математике. 6 класс, М.: Экзамен, 2006
Контрольно-измерительные материалы. Математика: 6 класс/ Составитель Л.П. Попова.- М.: ВАКО, 2011
- Наглядные пособия:
Делимость чисел
Основное свойство дроби. Сокращение дробей
Сравнение, сложение и вычитание дробей. Обыкновенные дроби с разными знаменателями
Умножение и деление обыкновенных дробей. Задачи на дроби
Пропорции. Масштаб. Прямая и обратная пропорциональность величин
Положительные и отрицательные числа. Модуль числа. Координаты точки
Действия с положительными и отрицательными числами
Рациональные числа
Решение задач с помощью уравнений
Окружность и круг
Параллельные и перпендикулярные прямые
- Интернет – ресурсы:
Министерство образования РФ: http://www.informika.ru/; http://www.ed.gov.ru/; http://www.edu.ru/
Тестирование online: 5 - 11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo/
Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое: http://teacher.fio.ru
Новые технологии в образовании: http://edu.secna.ru/main/
Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/
Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru
Сайты «Энциклопедий энциклопедий», например:http://www.rubricon.ru/; http://www.encyclopedia.ru/
- Электронные средства обучения:
Учебное электронное издание 1С: Школа «Математика 5 – 11 классы. Практикум (Под редакцией В.Н. Дубровского)
Учебное электронное пособие «Интерактивная математика 5-9 классы», М,: Дрофа, 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 5 класс по учебному пособию Н.Я. Виленкина.
Рабочая программа мо математике для 5 класса общеобразовательной школы по учебному пособию Н.Я. Виленкина. 5 часов (+1 час) = 6 часов в неделю....
Рабочая программа по математике 6 класс (ОВЗ) по учебнику Н.Я.Виленкина и др.
Рабочая программа по математике для класса детей ОВЗ VII вида. Разработана к УМК Виленкин Н.Я и др....
Рабочая программа по математике, 5 класс (ФГОС) по учебнику В.Я.Виленкина и др.
Рабочая программа по математике, 5 класс (ФГОС) по учебнику В.Я.Виленкина и др....
Рабочая программа по математике 6 класс ( 6 часов в неделю, всего 204 часа в год) Учебник :Н.Я. Виленкин, В,И.Жохов и др. " Математика 6", Издательство: М.:Мнемозина. 2012г.
Программа содержит: пояснительную записку,требования к математической подготовке обучающихся, примерное тематическое планирование, тест за курс математики 5 класса, самостоятельные и контрольные работ...
Рабочая программа по математике 5 класс УМК: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд "Математика 5", издательство "Мнемозина", г. Москва - 2014;
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по математике 5-6 классы (составитель: В.И.Жохов. Москва, издательство «Мнемозина...
Рабочая программа по математике 5 класс ФГОС по учебнику Н.Я. Виленкина
Представлена рабочая программа по математике для 5 класса, составленная в соответствии с основными положениями ФГОС основного общего образования....
Рабочая программа по математике 6 класс (в условиях реализации ФГОС) учебник Виленкина
Рабочая программа по математике 6 класс по учебнику Виленкина...