Рабочая программа по математике для 6 класса на основе УМК В.Я. Виленкина
календарно-тематическое планирование по алгебре (6 класс) на тему

Дерябина Марина Николаевна

 

Рабочая программа учебного предмета «Математика – 6») составлена на основе Примерной и авторской программы основного  общего образования по математике (Программа. Планирование учебного материала. Математика. 5-6 классы / [авт.-сост. В.И. Жохов] – 2-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2009. – 31 с.).

Программа соответствует учебнику «Математика» для шестого класса образовательных учреждений /Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург – М. Мнемозина, 2004-2010 гг./ и обеспечена учебно-методическим комплектом «Математика» для 6-го класса авторов  Н.Я. Виленкин и др. (М.: Мнемозина).

Программа рассчитана на 170 часов в год (5 часов в неделю).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_6_klass.doc176.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

___________/Харитонова М.К./


Протокол № ___ от

«____»_________2012 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 9

___________ /Воскресенская Л.В./


«____»____________2012 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №9


______________/Терентьева Н.Ю./


Приказ № ___ от «___»____2012 г.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением отдельных предметов г.Павлово

Рабочая программа по математике для 6 класса

на основе УМК Н.Я. Виленкина и др.

Составители

 Дерябина Марина Николаевна

2012-2013 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Школьное математическое образование ставит следующие цели обучения:

  1. овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
  2. интеллектуальное развитие обучающихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе;
  3. формирование представлений о математических идеях и методах;
  4. формирование представлений о математике как форме описания и методе познания действительности;
  5. формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.

Рабочая программа учебного предмета «Математика – 6») составлена на основе Примерной и авторской программы основного  общего образования по математике (Программа. Планирование учебного материала. Математика. 5-6 классы / [авт.-сост. В.И. Жохов] – 2-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2009. – 31 с.).

Программа соответствует учебнику «Математика» для шестого класса образовательных учреждений /Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург – М. Мнемозина, 2004-2010 гг./ и обеспечена учебно-методическим комплектом «Математика» для 6-го класса авторов  Н.Я. Виленкин и др. (М.: Мнемозина).

Программа рассчитана на 170 часов в год (5 часов в неделю), из них:

  1. на итоговое повторение в 6 классе в конце года 13 часов, остальные часы распределила по всем темам;
  2. на контрольные работы отведено 15 часов. 

Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ, группового контроля и математических диктантов (по 10 - 15 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала. Итоговая аттестация предусмотрена в виде контрольной работы.

Применяются на уроках элементы ИКТ-технологии, личностно-ориентированной технологии, технологии интегрированного обучения, проблемного обучения; проектного обучения.

В ходе изучения курса обучающиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами, получают начальные представления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составлении уравнений, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.

Содержание учебного курса по математике 6 класс (170 часов)

  1. Делимость чисел (20 часов).

Делители и кратные. Общий делитель и общее кратное. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители.

Основная цель – завершить изучение натуральных чисел, подготовить основу для усвоения действий с обыкновенными дробями.

  1. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (22 часа)

Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Понятие о наименьшем общем знаменателе нескольких дробей. Сравнение дробей. Сложение и вычитание дробей. Решение текстовых зада.

Основная цель – выработать прочные навыки преобразования дробей, сложения и вычитания дробей.

  1. Умножение и деление обыкновенных дробей (31 час).

Умножение и деление обыкновенных дробей. Нахождение дроби от числа. Применение распределительного свойства умножения. Взаимно обратные числа. Деление. Нахождение числа по его дроби. Дробные выражения.

выработать прочные навыки арифметических действий с обыкновенными дробями и решения основных задач на дроби.

  1. Отношения и пропорции. (18 часов).

Пропорция. Основное свойство пропорции. Решение задач с помощью пропорции. Понятие о прямой и обратной пропорциональности величин. Задачи на пропорции. Масштаб. Формулы длины окружности и площади круга. Шар.

Основная цель – сформировать понятие пропорции. Прямой и обратной пропорциональности величин.

  1. Положительные и отрицательные числа (13 часов).

Положительные и отрицательные числа. Противоположные числа. Модуль числа и его геометрический смысл. Сравнение чисел. Целые числа. Изображение чисел на  координатной прямой. Координата точки.

Основная цель – расширить представления обучающихся о числе путем введения отрицательных чисел.

  1. . Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел (11 часов).

Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.

Основная цель – выработать прочные навыки сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел.

  1. Умножение и деление положительных и отрицательных чисел (12 часов).

Умножение и деление положительных и отрицательных чисел. Понятие о рациональном числе. Десятичное приближение обыкновенной дроби. Применение законов арифметических действий для рационализации вычислений.

Основная цель – выработать прочные навыки арифметических действий с положительными и отрицательными числами.

  1. . Решение уравнений (15 часов).

Простейшие преобразования выражений: раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых.. Решение линейных уравнений. Примеры решения текстовых задач с помощью линейных уравнений.

Основная цель – подготовить обучающихся к выполнению преобразований выражений, решению уравнений.

  1. Координаты на плоскости (12 часов).

Построение перпендикуляра к прямой и параллельных прямых с помощью чертежного треугольника и линейки. Прямоугольная система координат на плоскости, абсцисса и ордината точки. Примеры графиков и диаграмм.

Основная цель – познакомить обучающихся с прямоугольной системой координат на плоскости.

  1. Итоговое повторение курса(13 часов).

Требования к уровню подготовке обучающихся

В результате изучения курса математики на базовом уровне обучающиеся должны:

по теме Делимость чисел

Знать:

  1. понятие делителя числа;
  2. понятие кратного числа;
  3. признаки делимости на 10, на 5 и на 2;
  4. определение чётных и нечётных чисел;
  5. признаки делимости на 9 и на 3;
  6. определение простого и составного числа;
  7. алгоритм разложения числа на простые множители;
  8. понятие взаимно простых чисел;
  9. определение НОД;
  10. определение НОК.

Уметь:

  1. находить делители и кратные чисел;
  2. определять, делится число на 10, на 5, на 2, на 9, на 3;
  3. использовать таблицу простых чисел;
  4. определять, является число чётным или нечётным;
  5. определять, является число простым или составным;
  6. доказывать являются числа взаимно простыми;
  7. раскладывать число на простые множители;
  8. находить НОД чисел;
  9. находить НОК чисел.

по теме Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

Знать: 

  1. основное свойство дроби;
  2. понятие сокращение дроби;
  3. понятие несократимой дроби;
  4. правило приведения дробей к наименьшему общему знаменателю;
  5. правило сравнения дробей;
  6. правила сложения и вычитания дробей с разными знаменателями;
  7. правила сложения и вычитания смешанных чисел.

Уметь: 

  1. применять основное свойство дроби при преобразовании дробей;
  2. выполнять сокращение дробей;
  3. приводить дроби к общему знаменателю;
  4. выполнять сложение и вычитание дробей с разными знаменателями;
  5. выполнять сложение и вычитание смешанных чисел.

по теме Умножение и деление обыкновенных дробей

Знать:

  1. определение умножения дроби на натуральное число;
  2. определение умножения смешанных чисел;
  3. нахождение дроби от числа;
  4. распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания;
  5. определение взаимно обратных чисел;
  6. правило деления дробей;
  7. нахождение числа по его дроби;
  8. определение дробного выражения.

Уметь:

  1. применять алгоритм умножения дробей и смешанных чисел;
  2. формировать навыки решения задач на нахождение дроби от числа;
  3. формулировать правило нахождения процента от числа;
  4. называть и записывать число обратное данному;
  5. выполнять деление дробей и смешанных чисел;
  6. находить число по данному значению его процентов;
  7. находить значение дробного выражения;
  8. называть числитель и знаменатель дробного выражения.

по теме Отношения и пропорции

Знать:

  1. что называют отношением двух чисел;
  2. что показывает отношение;
  3. что называют пропорцией;
  4. свойство пропорции;
  5. какую величину называют прямо и обратно пропорциональной зависимостью;
  6. определение масштаба;
  7. формулы для нахождения длины окружности и площади круга;
  8. определение радиуса и диаметра шара;
  9. понятие сферы.

Уметь:

  1. находить, какую часть число а составляет от числа в;
  2. узнавать, сколько процентов одно число составляет от другого;
  3. называть члены пропорции;
  4. приводить примеры верных пропорций;
  5. применять свойства пропорции;
  6. определять вид зависимости и в зависимости от этого выбирать соответствующий алгоритм решения задачи;
  7. приводить примеры прямо и обратно пропорциональных зависимостей;
  8. определять масштаб;
  9. находить расстояние на местности с помощью карты;
  10. решать задачи с использованием формул длины окружности и площади круга;
  11. находить радиус и диаметр шара.

по теме Положительные и отрицательные числа

Знать:

  1. понятие отрицательного числа;
  2. понятие координатной прямой;
  3. определение противоположного числа данному;
  4. определение целых чисел;
  5. понятие модуля;
  6. правила сравнения чисел;
  7. понимать изменение величин на положительное и отрицательное число.

Уметь:

  1. изображать положительные и отрицательные числа на координатной прямой;
  2. находить число противоположное данному;
  3. находить модуль числа;
  4. сравнивать числа;
  5. находить изменение числа.

по теме Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел

Знать:

  1. что означает к числу а прибавить число в;
  2. чему равна сумма противоположных чисел;
  3. правило сложения отрицательных чисел;
  4. правило сложения чисел с разными знаками;
  5. правило вычитания.

Уметь:

  1. складывать числа с помощью координатной прямой;
  2. складывать отрицательные числа;
  3. складывать числа с разными знаками;
  4. выполнять вычитание чисел.

по теме Умножение и деление положительных и отрицательных чисел

Знать:

  1. правило умножения двух отрицательных чисел;
  2.  правило умножения  чисел с разными знаками;
  3. правило деления отрицательного числа на отрицательное;
  4. правило деления чисел с разными знаками;
  5. определение рационального числа;
  6. свойства рациональных чисел;

Уметь:

●  умножать отрицательные числа;

  1. числа с разными знаками;
  2. выполнять деление чисел с разными знаками;
  3. выполнять деление отрицательных чисел;
  4. применять свойства рациональных чисел при решении упражнений.

по теме Решение уравнений

Знать:

  1. правила раскрытия скобок, перед которыми стоит знак «плюс», «минус»;
  2. определение числового коэффициента;
  3. определение подобных слагаемых;
  4. правила решения уравнений;
  5. определение линейного уравнения.

Уметь:

  1. применять правило раскрытия скобок;
  2. упрощать выражения;
  3. приводить подобные слагаемые;
  4. применять правила при решении линейных уравнений.

по теме Координаты на плоскости

Знать:

  1. определение перпендикулярных прямых, отрезков, лучей;
  2. определение параллельных прямых, отрезков;
  3. понятие координатной плоскости;
  4. порядок записи координаты точки и их названия.

Уметь:

  1. строить перпендикулярные прямые;
  2. строить параллельные прямые;
  3. строить координатную плоскость;
  4. строить точки в координатной плоскости с заданными  
  5. координатами и определять координаты точки в
  6. координатной плоскости;
  7. уметь читать графики.


Календарно-тематическое планирование 

№ урока

Содержание учебного материала

Примерные сроки изучения

I четверть (47 уроков)

§1. Делимость чисел (20 уроков).

1.09-28.09

1,2,3

Делители и кратные (п.1)

4,5,6

Признаки делимости на 10, на 5, на2 (п.2)

7,8

Признаки делимости на 9 и на 3  (п.3)

9,10

Простые и составные числа (п.4)

11, 12

Разложение на простые множители (п.5)

13, 14,15

Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа. (п.6)

18.09-21.09

16, 17,18,19

Наименьшее общее кратное.(п.7)

18.09-21.09

20

Контрольная работа №1

26.09-28.09

§2.Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. (22 урока)

29.09-30.10

21,22

Основное свойство дроби (п.8)

23,24,25

Сокращение дробей (п.9)

26,27,28

Приведение дробей к общему знаменателю (п.10)

29 - 34

Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (п.11)

35

Контрольная работа №2

18.10-20.10

36 - 41

Сложение и вычитание смешанных чисел.  (п.12)

42

Контрольная работа №3

28.10- 30.10

§3. Умножение и деление обыкновенных дробей. (31 урок)

31.10- 4.11

43 - 46

Умножение дробей. (п.13)

47

Итоговый урок по материалу I четверти

I I четверть (35 уроков)

§3. Умножение и деление обыкновенных дробей. (продолжение)

10.11-19.12

48,49,50,51

Нахождение дроби от числа. (п.14)

52,53,54,55,56

Применение распределительного свойства умножения  (п.15)

57

Контрольная работа №4

22.11- 24.11

58,59

Взаимно обратные числа (п.16)

60,61,62,63,64

Деление.  (п.17)

65

Контрольная работа №5

4.12-6.12

66,67,68,69,70

Нахождение числа по его дроби (п.18)

71,72,73

Дробные выражения (п.19)

74

Контрольная работа №6

17.12-19.12

§4. Отношения и пропорции
(18 уроков)

20.12-26.12

75,76,77,78,79

Отношения (п.20)

80,81

Пропорции (п.21)

82

Повторение. Решение задач. Обобщение материала II  четверти.

I I I четверть (51 урок)

§ 4. Отношения и пропорции (окончание)

11.01-27.01

83,84,85

Прямая и обратная пропорциональные зависимости (п.22)

86

Контрольная работа №7

15.01-17.01

87,88

Масштаб (п.23)

89,90

Длина окружности и площадь круга (п.24)

91,92

Шар (п.25)

93

Контрольная работа №8

25.01 – 27.01

§5. Положительные и отрицательные числа (13 уроков)

28.01-15.02

94,95,96

Координаты на прямой (п.26)

97,98

Противоположные числа (п.27)

99,100

Модуль числа (п.28)

101, 102,103

Сравнение чисел (п.29)

104,105

Изменение величин (п.30)

106

Контрольная работа №9

13.02-15.02

§6. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.  (11 уроков)

16.02-1.03

107,108

Сложение чисел с помощью координатной прямой (п.31)

109,110

Сложение чисел отрицательных чисел (п.32)

111,112,113

Сложение чисел с разными знаками (п.33)

114,115,116

Вычитание (п.34)

117

Контрольная работа №10

27.02-1.03

§7. Умножение и деление положительных и отрицательных (12 уроков)

2.03-18.03

118,119,120

Умножение (п. 35)

121,122,123

Деление (п.36)

124,125

Рациональные числа (п.37)

126

Контрольная работа №11

12.03-14.03

127,128,129

Свойства действий с рациональными числами (п.38)

§8. Решение уравнений (13 уроков)

19.03-15.04

130,131

Раскрытие скобок (п.39)

132,133

Уроки повторения и обобщения по материалу III четверти.

IV четверть (37 уроков)

§8. Решение уравнений. (окончание) (5 уроков)

1.04 – 15.04

134,135

Коэффициент, п.40

136,137, 138

Подобные слагаемые, п.41

139

Контрольная работа №12

7.04 – 9.04

140, 141, 143

Решение уравнений, п.42

144

Контрольная работа №13

13.04-15.04

§9. Координаты на плоскости (10уроков)

16.04- 6.05

145, 146

Перпендикулярные прямые, п.43

147, 148

Параллельные прямые, п.44

149, 150, 151

Координатная плоскость, п.46

19.04-21.04

152, 153

Столбчатые диаграммы, п.46

154, 155, 156

Графики, п.47

157

Контрольная работа №14

4.05 -6.05

158-170

Итоговое повторение курса математики 5 - 6 класса

Контрольная работа №15

С 7.05 до конца учебного года

Формы и средства контроля

  1. Контрольная работа №1 по теме «Делимость чисел», п.1-7.
  2. Контрольная работа №2 по теме «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями», п.8 – 11
  3. Контрольная работа №3 по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел», п.12
  4. Контрольная работа №4 по теме «Умножение обыкновенных дробей», п.11-13. 
  5. Контрольная работа №5 по теме «Деление обыкновенных дробей», п.16 – 17 
  6. Контрольная работа №6 по теме «Дробные выражения», п.18-19.
  7. Контрольная работа №7 по теме «Отношения и пропорции», п.20-22.
  8. Контрольная работа №7 по теме «Отношения и пропорции», п.20-22.
  9. Контрольная работа №8 по теме «Масштаб. Длина окружности и площадь круга. Шар», п.23-25
  10. Контрольная работа №9 по теме «Положительные и отрицательные числа», п.26-30
  11. Контрольная работа №10 по теме «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел», п.31-34
  12. Контрольная работа №11 по теме «Умножение и деление положительных и отриц. чисел», п.35-37
  13. Контрольная работа №12 по теме «Подобные слагаемые», п.38-41
  14. Контрольная работа №13 по теме «Решение уравнений», п.42
  15. Контрольная работа №14 по теме «Координатная плоскость», п.43-47.
  16. Итоговая контрольная работа №15


Перечень учебно-методических средств обучения

  1. Литература:

Математика. 6 класс: учебник. для общеобразовательных учреждений /Н. Я. Виленкин, В.И. Жохов и др. – М., 2008 и позднее

Жохов В.И. Преподавание математики в 5-6 классах: методическое пособие. – М., 2004

Жохов В.И. Математика. 6 класс. Контрольные работы для обучающихся общеобразовательных учреждений – М., 2008

Жохов В.И. Математика. 6 класс. Диктанты для обучающихся общеобразовательных учреждений – М., 2006

Депман И.Я. За страницами учебника математики: книга для чтения учащимися 5-6 классов– М., 2009

Л.Д. Лаппо Методические рекомендации к таблицам: наглядные пособия по математике. 6 класс, М.: Экзамен, 2006

Контрольно-измерительные материалы. Математика: 6 класс/ Составитель Л.П. Попова.- М.: ВАКО, 2011

  1. Наглядные пособия:

Делимость чисел

Основное свойство дроби. Сокращение дробей

Сравнение, сложение и вычитание дробей. Обыкновенные дроби с разными знаменателями

Умножение и деление обыкновенных дробей. Задачи на дроби

Пропорции. Масштаб. Прямая и обратная пропорциональность величин

Положительные и отрицательные числа. Модуль числа. Координаты точки

Действия с положительными и отрицательными числами

Рациональные числа

Решение задач с помощью уравнений

Окружность и круг

Параллельные и перпендикулярные прямые

  1. Интернет – ресурсы:

Министерство образования РФ: http://www.informika.ru/;  http://www.ed.gov.ru/;  http://www.edu.ru/  

Тестирование online: 5 - 11 классы:      http://www.kokch.kts.ru/cdo/

Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое:      http://teacher.fio.ru

Новые технологии в образовании:      http://edu.secna.ru/main/

Путеводитель «В мире науки» для школьников:       http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/

Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия:       http://mega.km.ru

Сайты «Энциклопедий энциклопедий», например:http://www.rubricon.ru/; http://www.encyclopedia.ru/

  1. Электронные средства обучения:

Учебное электронное издание 1С: Школа «Математика 5 – 11 классы. Практикум (Под редакцией В.Н. Дубровского)

Учебное электронное пособие «Интерактивная математика 5-9 классы», М,: Дрофа, 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 5 класс по учебному пособию Н.Я. Виленкина.

Рабочая программа мо математике для 5 класса общеобразовательной школы по учебному пособию Н.Я. Виленкина. 5 часов (+1 час) = 6 часов в неделю....

Рабочая программа по математике 6 класс (ОВЗ) по учебнику Н.Я.Виленкина и др.

Рабочая программа по математике для класса детей ОВЗ VII вида. Разработана к УМК Виленкин Н.Я и др....

Рабочая программа по математике, 5 класс (ФГОС) по учебнику В.Я.Виленкина и др.

Рабочая программа по математике, 5 класс (ФГОС) по учебнику В.Я.Виленкина и др....

Рабочая программа по математике 6 класс ( 6 часов в неделю, всего 204 часа в год) Учебник :Н.Я. Виленкин, В,И.Жохов и др. " Математика 6", Издательство: М.:Мнемозина. 2012г.

Программа содержит: пояснительную записку,требования к математической подготовке обучающихся, примерное тематическое планирование, тест за курс математики 5 класса, самостоятельные и контрольные работ...

Рабочая программа по математике 5 класс УМК: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд "Математика 5", издательство "Мнемозина", г. Москва - 2014;

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образо­вания по математике  5-6 классы (составитель:     В.И.Жохов. Москва, издательство «Мнемозина...

Рабочая программа по математике 5 класс ФГОС по учебнику Н.Я. Виленкина

Представлена рабочая программа по математике для 5 класса, составленная в соответствии с основными положениями ФГОС основного общего образования....

Рабочая программа по математике 6 класс (в условиях реализации ФГОС) учебник Виленкина

Рабочая программа по математике 6 класс по учебнику Виленкина...