Разработка уроков тригонометрии.
методическая разработка (алгебра, 10 класс) по теме
На уроках рассматриваются нестандартные подстановки, более сложные уравнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Зачетная работа по теме: «Тригонометрия».
Учитель ГБОУ СОШ № 1320
Осетрова Н.Е.
Урок по теме: Тригонометрические уравнения.
(урок сдвоенный, тема рассматривается
на элективных занятиях).
Решение уравнений с помощью подстановок:
sinx+cosx= t, sinx-cosx= t, tgx+ctgx= t, tgx-ctgx= t.
Цели:
1). Образовательные:
- Определение уровня овладения знаниями, повторение решения уравнений, решаемые с помощью вспомогательных аргументов.
- Коррекция знаний, умений, навыков.
- Организовать деятельность, направленную на выполнение постепенно усложняющихся заданий. Рассмотреть уравнения, решаемые с помощью подстановок.
- Учащиеся должны творчески применять знания, учится переносить в новые ситуации, применять в данной теме ранее полученные знания.
2) Развивающие:
- Развивать у учащихся способность самостоятельно применять полученные знания в нестандартных ситуациях.
- Развивать у учащихся творческий подход к предложенным заданиям.
- Развивать у учащихся переносить приобретённые знания в новые условия.
3) Воспитательные задачи:
- Формирование самостоятельности, мыслительной активности.
Ход урока:
- Повторение. Рассмотрение свойств тригонометрических функций, применяемых при решении уравнений.
- Объяснение нового материала. Рассмотрение уравнений,
которые решаются с помощью замены.
- Закрепление нового материала.
- Самостоятельная работа.
- Домашнее задание.
I. Учителем разбираются свойства:
- Выразить sinx cosx, если известно, что sinx +cosx= 3/4.
(sinx +cosx)² = sin²x +cos²x +2 sinx cosx.
2 sinx cosx = 9/16 - 1= - 7/ 16 , следовательно sinx cosx = -7/32.
2) Выразить tg²x+ctg²x , если tgx+ctgx=3.
9= (tgx+ctgx)²= tg²x+ctg²x + 2tgx ctgx= tg²x+ctg²x +
Следовательно tg²x+ctg²x = 7.
- Вместе с учащимися разбирается уравнение
в котором используется одно из выведенных свойств.
Используем эту подстановку
при решении уравнений:
1). sin2x – 4 sin x = 4 + 4 cos x .
Решение.
4( sin x + cos x ) – 2 sin x cos x +4 = 0.
Введем обозначение:
sin x + cos x = t , тогда 2sin x cos x = t² -1.
Получаем : 4 t – ( t² - 1) + 4 = 0,
t² - 4 t – 5 = 0.
Решая квадратное уравнение , получаем t2 = 5 , t2 = -1.
а). sin x + cos x = 5. Нет решения, так как
│ sin x│≤ 1 , │cos x│≤ 1 .
б). sin x + cos x = - 1.
Применим способ введения вспомогательной переменной .
Разделим почленно данное уравнение на √2.
Получаем:
cos π ∕ 4 ∙ sin x + sin π ∕ 4 ∙ cos x = - √2 / 2.
sin ( x + π ∕ 4 ) = - √2 / 2 .
Решая тригонометрическое уравнение , получаем :
x + π ∕ 4 = - π ∕ 4 + 2 π n или x + π ∕ 4 = 5 π ∕ 4 + 2 π n ,
где n ∈Z .
Ответ: - π ∕ 2 + 2 π n ; π + 2 π n , где n∈ Z .
- Закрепление уравнений данного типа
( у доски-учащийся):
2). 2 cos x – sin 2x = 2 +2 sinx.
Решение.
2 ( sinx – cosx) + 2 sinx + 2 = 0.
Введем обозначение:
sin x - cos x = t , тогда 2sin x cos x = 1 - t².
Получаем:
2t + 1 - t² + 2 = 0;
t² - 2t – 3 = 0.
Решая квадратное уравнение, получаем:
t1= 3 , t2 = -1.
а). sin x + cos x = 3. Нет решения, так как
│ sin x│≤ 1 , │cos x│≤ 1.
б). sin x - cos x = - 1.
Применим способ введения вспомогательной переменной .
Разделим почленно данное уравнение на √2.
cos π ∕ 4 ∙ sin x - sin π ∕ 4 ∙ cos x = - √2 / 2.
sin ( x - π ∕ 4 ) = - √2 / 2 .
Решая тригонометрическое уравнение , получаем :
x - π ∕ 4 = - π ∕ 4 + 2 π n или x - π ∕ 4 = 5 π ∕ 4 + 2 π n ,
где n ∈Z .
Ответ: 2 π n; 3 π ∕ 2 + 2 π n ,
где n ∈Z .
3). sin 2x + 3√2(sin x-cos x ) =5.
Решение.
Уравнение решается самостоятельно с последующей проверкой.
Применяя данную подстановку, получаем:
t² - 3√2t +4 = 0.
t1 = 2√2 , t2 = √2
а). sin x + cos x =2√2. Нет решения, так как
│ sin x│≤ 1 , │cos x│≤ 1.
б). sin x - cos x = √2.
Применим способ введения вспомогательной переменной .
Разделим почленно данное уравнение на √2.
Получаем:
sin ( x - π ∕ 4 ) = 1.
x - π ∕ 4 = π ∕ 2 + 2 π n, где n ∈Z .
x = 3π ∕ 4 + 2 π n, где n ∈Z .
Ответ: 3π ∕ 4 + 2 π n, где n ∈Z .
IY. Применим еще одну подстановку.
4). 4tg²x+ctg²x +6tgx-3ctg x-8 =0.
Решение.
2tg x- ctg x = t.
4tg²x+ctg²x – 4 = t², получаем:
t² + 3t –4 = 0.
t1 = - 4 , t2 = 1
1). 2tg x- ctg x = - 4.
2tg x- 1/tg x = - 4
2 tg²x+ 4 tg x - 1 =0.
t1 = (-2 + √6)/2 , t 2 = (-2 - √6)/2.
х= arc tg (-2 + √6)/2 + π n или
х= arc tg (-2 - √6)/2 + π n ,где n ∈Z .
Ответ: arctg (-2 + √6)/2 + π n , arctg (-2 - √6)/2 + π n ,
где n ∈Z .
Закрепление темы:
5). tg²x+ ctg²x -3(tgx+ ctg x) + 4=0.
Решение.
.
Введем подстановку:
tg x + ctg x = t, получаем :
t² + 3t + 2 = 0.
Решая квадратное уравнение , получаем:
t1 = - 2, t2 = - 1.
- tg x + ctg x = -2;
tg²x+ 2 tg x + 1 =0.
(tg x + 1)²=0,
tg x =-1.
x = -π ∕ 4 + π n, где n ∈Z .
2) tg x + ctg x = -1 .
Решая уравнение, получаем:
tg x+1/ tg x+1=0.
tg²x+ tg x + 1 =0. D ˂ 0. Решения нет.
Ответ: π ∕ 4 + π n, где n ∈Z .
6). Решим уравнение ( учащиеся решают самостоятельно
с последующей проверкой ):
2(tgx+ ctg x)=√3( tg²x+ctg²x) - 2√3=0.
Решение.
Проверка по этапам:
- Квадратное уравнение относительно t:
√3 t² - 2 t = 0.
- Корни уравнения:
t=0 или t= 2/√3,
Ответ: π n; arctg( 3 √3)/2 + π n , где n ∈Z .
IY . Далее рассматриваются более сложные уравнения,
содержащие модули.
7). │sin x + cos x│ = 1+2 sin x.
Решение.
Применяя подстановку: sin x + cos x = t, получаем :
│ t│= t² .
Решая уравнения с модулем , получаем :
t = 0 или t= 1 , t = -1.
Далее решаем уже рассмотренные уравнения:
- sin x + cos x = 0,
- sin x + cos x =1,
- sin x + cos x =-1.
Объединяя решения, получаем ответ:
Ответ: - π/4+ π n ; π ∕ 2 n ,
где n ∈Z .
Далее предлагается учащимся уравнения для самостоятельной проработки дома:
1) 3 (sin x + cos x ) = 2 sin2 x ,
2) 1 + sin2 x = sin x + cos x,
3) sin x + cos x - sin 2x + cos2 x – cos3 x = 1,
4) sin2 x - 5sin x + 5 cos x + 5 = 0,
5) tgx+ ctg x = 3 - sin2 x,
6) 2( sin2 x – cos2 x) = tgx+ ctg x .
Решение данных уравнений разбирается на следующих занятиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по тригонометрии
Урок-зачет по тригонометрии с презентацией...
Разработка урока по тригонометрии
Урок-зачет по тригонометрии с презентацией...

Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
На конкурс Методическая разработка по тригонометрии
Данное пособие предназначено для учащихся 10 класса вечерней (сменной) общеобразовательной школы заочной формы обучения. Оно содержит теоретический материал по разделу «Тригонометрические функци...
Разработка урока алгебры в 10 классе по теме "Формулы тригонометрии"
Данный урок является обобщающим по теме "Тригонометрические формулы"...

Методическая разработка урока тригонометрии 10 класс
Обобщающий урок по теме "Тригонометрические функции" (подготовка к контрольной работе)...

Урок тригонометрии с презентацией "Формулы приведения"
Презентация подготовлена к уроку "Формулы приведения" с подбором заданий....