Поготовка к ГИА. Решение текстовых задач.
методическая разработка по алгебре (9 класс) по теме

 

Умение решать текстовые задачи – показатель математической грамотности. Текстовые задачи позволяют ученику освоить способы выполнения различных операций, подготовиться к овладению алгеброй, к решению задач по геометрии, физике, химии.      Правильно организованная работа над текстовой задачей развивает абстрактное и логическое мышление, смекалку, умение анализировать и выстраивать план (схему) решения.

   В школьном курсе математики в 5 – 6 классах неоправданно мало внимания уделено текстовым задачам, а в 7 – 9 классах их почти нет. И  всегда не хватает на них времени на уроке. В результате, как показывает анализ итогов Г(И)А  и ЕГЭ по математике, у обучающихся средней и старшей школы проявляется неспособность выполнять даже простые арифметические операции, ориентироваться в расчетах, которые необходимо производить в повседневной жизни, и решать практические задачи, в которых часто воспроизводятся , моделируются различные жизненные ситуации.

    Большинство задач решается как обычно, путем составления уравнений или системы уравнений.

    В решении задач очень важным является осмысление условия задачи, понимание ее вопроса. Больше всего затруднений вызывают текстовые задачи на проценты, на движение по кругу, на совместную работу, на движение по реке.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_gia._reshenie_tekstovyh_zadach.docx244.14 КБ

Предварительный просмотр:

Составитель: Бычко Г.М.,учитель математики высшей категории

МБОУ «Основая общеобразовательная школа пгт. Парма» г. Усинск Республика Коми

Тема: Подготовка к ГИА. Решение текстовых задач.

Задача №1

Велосипедист едет сначала 3 минуты с горы, а затем 9 минут в гору. Обратный путь он проделывает за 12 минут. При этом в гору велосипедист едет всегда с одной и той же скоростью, а с горы – с большей, но также всегда одинаковой скоростью. Во сколько раз скорость движения велосипедиста с горы больше, чем его же скорость в гору?

Решение:

Пусть    м/мин скорость велосипедиста с горы,  м/мин скорость велосипедиста в гору, тогда 3 (м) длина спуска, 9 (м) длина подъема  (мин) велосипедист потратил на обратном пути на путь с горы, и   (мин) – потратил на путь в гору. Известно, что на обратный путь он потратил 12 мин

Уравнение: +=12

                     +=4

Обозначим =k, тогда k+=4

                    -4k+3=0

                    D=-=4

                   ==1;    ==3

Т.к.     =k, то =1 (не удовлетворяет условию задачи, т.к. скорость велосипедиста с горы больше, чем скорость велосипедиста в гору), значит =3

Ответ: 3

Задача №2

Велосипедист едет сначала 8 минут с горы, а затем 12 минут в гору. Обратный путь он проделывает за 35 минут. При этом в гору велосипедист едет всегда с одной и той же скоростью, а с горы – с большей, но также всегда одинаковой скоростью. Во сколько раз скорость движения велосипедиста с горы больше, чем его же скорость в гору?

Решение:

Пусть    м/мин скорость велосипедиста с горы,  м/мин скорость велосипедиста в гору, тогда 8 (м) длина спуска, 12 (м) длина подъема  (мин) велосипедист потратил на обратном пути на путь с горы, и   (мин) – потратил на путь в гору. Известно, что на обратный путь он потратил 12 мин

Уравнение: +=35

Обозначим =k, тогда 8k+=35

                    8-35k+12=0

                    D=-=1225-384=841

                   ==;   ==4

Т.к. скорость велосипедиста с горы больше, чем скорость велосипедиста в гору, то =4

Ответ: 4

Задача №3

Два велосипедиста одновременно отправились в 153-километровый пробег. Первый ехал со скоростью на 8 км/ч большей, чем скорость второго, и прибыл к финишу на 8 часов раньше второго. Найдите скорость велосипедиста, пришедшего к финишу первым.

Решение:

V (км/ч)

S (км)

t (ч)

I велосипедист

x+8

153

II велосипедист

x

153

 

Известно, что второй велосипедист был в пути на 8 часов больше, чем первый.

Уравнение:

                    -=8, где x≠0, x≠-8

                     153(x+8)-153x=8x(x+8)

                     153x+1224-153x=8+64x

                      8+64x-1224=0

                     +8x-153=0

                     =16+153=169

                      = -4-13= -17 (не удовлетворяет условию задачи);

                      = -4+13=9, значит 9 км/ч скорость второго велосипедиста

                      9+8=17 (км/ч) скорость первого велосипедиста

Ответ: 17 км/ч.

Задача №4

Велосипедист отправился с некоторой скоростью из города А в город В, расстояние между которыми равно 88 км. Возвращаясь из В в А, он ехал поначалу с той же скоростью, но через один час пути вынужден был сделать остановку на 15 мин. После этого он продолжил путь в А, увеличив скорость на 2 км/ч, и в результате затратил на обратный путь столько же времени, сколько на путь из А в В. Найдите скорость велосипедиста на пути из А в В.

Решение:

V (км/ч)

S (км)

t (ч)

Из А в В

x

88

Из В в А

x

x

1

x+2

88-x

Известно, что велосипедист на обратном пути делал остановку на 15 мин = ч

Уравнение:

                   

                     

                 , где x≠0, x≠-2

                   352(x+2)-4x(88-x)-5x(x+2)=0

352x+704-352x+4-10x=0

--10x+704=0

+10x-704=0

=25+704=729

=-5-27= -32 (не удовлетворяет условию задачи);

=-5+27=22, значит 22 км/ч скорость велосипедиста на пути из А в В.

Ответ: 22 км/ч.

Задача №5

Четыре бригады должны были разгрузить вагон с продуктами. Вторая, третья и четвертая бригада вместе могут выполнить эту работу за четыре часа, первая, третья и четвертая- за четыре часа. Если же будут работать только первая и вторая бригады, то вагон будет разгружен за шесть часов. За какое время могут разгрузить вагон все четыре бригады, работая вместе.

Решение:

Весь объем работы обозначим за 1.

Пусть x- производительность первой бригады,

y- производительность второй бригады,

z- производительность третьей бригады,

t- производительность четвертой бригады.

По условию задачи составим систему уравнений:

               y+z+y+t=,

               x+z+t=,

                x+y=;

2(x+y+z+t)=

x+y+z+t=- это производительность всех четырех бригад, когда они работают одновременно.

1: (часа) потребуется четырем бригадам, работая вместе, чтобы разгрузить вагон.

Ответ:  часа.

Задача №6

Катер рыбнадзора патрулирует участок реки длиной 240 км. Скорость течения реки 2 км/ч. Найдите скорость катера в стоячей воде, если по течению катер проходит патрулируемый участок на 2 часа быстрее, чем против течения.

Решение:

Пусть x км/ч скорость катера в стоячей воде

V (км/ч)

S (км)

t (ч)

По течению

x+2

240

Против течения

x-2

240

Известно, что патрулируемый участок катер против течения реки проходит на 2 часа медленнее, чем по течению реки.

Уравнение:

-=2, где x≠-2, x≠2

-=1

120(x+2)-120(x-2)=(x+2)(x-2)

120x+240-120x+240=-4

-484=0

(x-22)(x+22)=0

x=22 или x=-22 (не удовлетворяет условию задачи)

22 км/ч скорость катера в стоячей воде

Ответ: 22 км/ч

Задача №7

На путь по течению реки катер потратил 1 час и проплыл 15 км. На обратный путь катер затратил 90 минут. Найдите собственную скорость катера и скорость течения реки (в км/ч).

Решение:

Пусть x км/ч собственная скорость катера,

y км/ч скорость течения реки.

V (км/ч)

S (км)

t (ч)

По течению

x+y

15

Против течения

x-y

15

Известно, что на путь по течению реки катер потратил 1 час, а на обратный путь катер потратил 90 минут=часа.

Уравнение:

                 =1,

                 =;

                  x+y=15,

                  3(x-y)=30;

                   x+y=15,

                   x-y=10;

                  2x=25

                  x=12,5

                  12,5 км/ч собственная скорость катера

                 

                  y=15-12,5=2,5

                  2,5 км/ч скорость течения реки

Ответ: 12,5 км/ч, 2,5 км/ч

Задача №8

Спортсмен проплыл на байдарке против течения некоторое расстояние. Затем час отдохнул и вернулся обратно. Все путешествие заняло 4,5 часа. Определите, на сколько км от исходной точки удалился спортсмен, если скорость течения реки составляет 3 км/ч, а собственная скорость байдарки составляет 7 км/ч.

Решение:

V (км/ч)

S (км)

t (ч)

По течению

7+3

x

Против течения

7-3

x

Известно, что спортсмен отдыхал 1 час и все  путешествие заняло 4,5 часа.

Уравнение:

+=4,5

+=

2x+5x=70

7x=70

x=10, значит на 10 км от исходной точки удалился спортсмен.

Ответ: 10 км.

Задача №9

На соревнованиях по кольцевой трассе один лыжник проходит круг на 3 минуты быстрее другого и через час обогнал ровно на круг. За сколько минут каждый лыжник проходил круг?

Решение:

Пусть за x минут проходил круг первый лыжник, тогда за (x+3) минуты проходил круг второй лыжник.

 кругов проходил первый лыжник за час,

 кругов проходил второй лыжник за час.

Известно, что второй лыжник обогнал первого ровно на один круг.

Уравнение:

-=1, где x≠0, x≠-3

60(x+3)-60x=x(x+3)

60x+180-60x=+3x

+3x-180=0

 (не удовлетворяет условию задачи);

За 12 минут проходил круг первый лыжник, второй лыжник проходил круг за 12+3=15 (минут).

Ответ: 12 минут, 15 минут.

Задача №10

На соревнованиях по кольцевой трассе один лыжник проходил круг на 2 минуты быстрее другого и через час обогнал его ровно на круг. За сколько минут каждый лыжник проходил круг?

Решение:

Пусть за x минут проходил круг второй лыжник, тогда за (x-2) минуты проходил круг первый лыжник.

 кругов проходил второй лыжник за час,

 кругов проходил первый лыжник за час.

Известно, что первый лыжник обогнал второго ровно на один круг.

Уравнение:

-=1, где x≠0, x≠2

60x-60(x-2)=x(x-2)

60x-60x+120=-2x

-2x-120=0

=1+120=121

=1-11= -10 (не удовлетворяет условию задачи);

=1+11=12

За 12 минут проходил круг второй лыжник, за 12-2=10 (минут) проходил круг первый лыжник.

Ответ: 10 минут, 12 минут.

Задача №11

Из пункта А в пункт В, расположенный в 24 км от А, одновременно отравились велосипедист и пешеход. Велосипедист прибыл в пункт В на 4 часа раньше пешехода. Известно, что если бы велосипедист ехал с меньшей на 4 км/ч скоростью, то на путь из А в В он затратил бы вдвое меньше времени, чем пешеход. Найдите скорость пешехода.

Решение:

V (км/ч)

S (км)

t (ч)

Пешеход

x

24

Велосипедист

y

24

Известно, что велосипедист прибыл в пункт В на 4 часа раньше пешехода,

тогда -=4

V (км/ч)

S (км)

t (ч)

Пешеход

x

24

Велосипедист

y-4

24

Известно, что велосипедист на путь из А в В он затратил вдвое меньше времени,

тогда =

Решим систему уравнений:

              -=4,             -=1,                6y-6x=xy,              6y-6x=xy,            

              =;              =;            2x=y-4;                  y=2x+4;

           

         6(2x+4)-6x=x(2x+4)

         12x+24-6x=2+4x

          2-2x-24=0

          -x-12=0

         =-3 (не удовлетворяет условию задачи);

         =4

4 км/ч скорость пешехода.

 

Ответ: 4км/ч.

Задача №12

Две машинистки, работая вместе, могут напечатать 22 страницы текста за 1 ч. Чтобы напечатать 120 страниц текста, первая машинистка потратит 2 ч больше, чем вторая. За сколько часов первая машинистка сможет напечатать 300 страниц?

Решение:

Пусть x страниц печатает за час первая машинистка, тогда (22 – х) страницы за час печатает 2 машинистка.

За часов напечатает первая машинистка 120 страниц, а за часов напечатает вторая машинистка 120 страниц.

Известно, что первая машинистка напечатала текст на 2 часа дольше, чем вторая.

Уравнение:

                             -  = 2, где x , x

 - = 1

60(22 – х) – 60х = х (22 – х)

1320 – 60х – 60х = 22х – х2

х2 – 142х + 1320 = 0

D1 = (-71)2  – 1320 = 5041 – 1320 = 3721

= 71 – 61 = 10;

 = 71 + 61 = 132 (не удовлетворяет условию задачи)

10 страниц за час печатает первая машинистка

За = 30 (часов) сможет напечатать 300 страниц первая машинистка.

Ответ: 30 часов.

Задача №13

Два оператора, работая вместе, могут набрать 40 страниц текста за 1 час. Работая отдельно, первый оператор на набор 90 страниц этого текста тратит на 5 часов больше, чем второй оператор на набор 25 страниц. За сколько часов второй оператор сможет набрать 275 страниц этого текста?

Решение:

Пусть x страниц набирает за час второй оператор, тогда (40 – х) страниц за час набирает первый оператор.

За часов наберет второй оператор 25 страниц, а за часов наберет первый оператор 90 страниц.

Известно, что первый оператор тратит на 5 часов больше, чем второй.

Уравнение:

  -  = 5, где x , x

 - = 1

18х – 5(40 – х)= х(40 – х)

18х – 200 + 5х = 40х – х2

х2 – 17х – 200 = 0

D1 = (-17)2  + 800 = 1089

= =-8 (не удовлетворяет условию задачи);

= =25

25 страниц набирает за час второй оператор.

За 275:25=11(часов) второй оператор сможет набрать 275 страниц этого текста.

Ответ: 11 часов.

Задача №14

Цена на товар была дважды снижена на одно и то же число процентов. На сколько процентов снижалась цена товара каждый раз, если его первоначальная стоимость 2000 р, а окончательная – 1805 рублей?

Решение:

Пусть на x % снизили цену товара первый раз, тогда

товар стал стоить (1 – 0,01х)руб. После снижения цены 2 раз на x % товар стал стоить (1 – 0,01х) (1 – 0,01х) руб.

Известно, что товар стал стоить 1805 рублей.

Уравнение:

 (1 – 0,01х) (1 – 0,01х)  = 1805

(1 – 0,01х)2 = 1805

(1 – 0,01х)2 =

(1 – 0,01х)2 =

(1 – 0,01х)2 = , т.к. 1 – 0,01х > 0, то

1 – 0,01х =

1 – 0,01х = 0,95

0,01х = 0,05

х = 5, значит на 5% снижалась цена товара каждый раз.

Ответ: 5%.

Задача №15

Цена телевизора в магазине ежегодно уменьшается на один и тот же процент по сравнению с предыдущим годом. Определите, на сколько процентов каждый год уменьшалась цена телевизора, если, выставленный на продажу за 40000 рублей, через два года он был продан за 22500 рублей.

Решение:

Пусть на x % снизили цену телевизора первый раз, тогда

телевизор стал стоить (1 – 0,01х)руб. После снижения цены 2 раз на x % телевизор стал стоить (1 – 0,01х) (1 – 0,01х) руб.

Известно, что телевизор стал стоить 22500 рублей.

Уравнение:

(1 – 0,01х) (1 – 0,01х)  = 22500

(1 – 0,01х)2 = 22500

(1 – 0,01х)2 =

(1 – 0,01х)2 =

(1 – 0,01х)2 = , т.к. 1 – 0,01х > 0, то

1 – 0,01х =

1 – 0,01х = 0,75

0,01х = 0,25

х = 25, значит на 25% каждый год уменьшалась цена телевизора.

Ответ: 25%.

Задача №16

Один автомобиль проходит в минуту на 200 м больше, чем другой, поэтому затрачивает на прохождение одного километра на 10 с меньше. Сколько километров в час проходит каждый автомобиль?

Решение:

200 м/мин = 200м/час=12000 м/час = 12 км/час

10 секунд = час

V (км/ч)

S (км)

t (ч)

Первый автомобиль

x

1

Второй автомобиль

x+12

1

Известно, что второй автомобиль затрачивает на 1 км пути на  часа меньше, чем первый автомобиль.

Уравнение:

  - =, где x, x

360(х+12) – 360х = х(х+12)

360х+4320 – 360х = х2+12х

х2+12х – 4320=0

D1=62+4320=4356

= -6 – 66=-72 (не удовлетворяет условию задачи);

= -6 + 66 = 60

60 км/ч проходит первый автомобиль

60+12=72 (км/ч) проходит второй автомобиль.

Ответ: 60 км/ч; 72 км/ч.

Задача №17

Двум землекопам было поручено вырыть канаву за 3 ч 36 мин. Однако второй приступил к работе тогда, когда первый уже вырыл треть канавы и перестал копать. В результате канава была вырыта за 8 ч. За сколько часов каждый землекоп может вырыть канаву один?

Решение:

3 часа 36 минут = ч = ч

Вся канава - 1

Выроет всю канаву (за  часов)

Производительность за 1 час

Первый землекоп

x

Второй землекоп

y

Известно, что оба землекопа выроют всю канаву за  часа, тогда

(+)=1

Известно, что если первый землекоп выроет треть канавы, а второй оставшуюся часть, то канава будет вырыта за 8 часов

Решим систему уравнений:

              (+)=1,     +=,           18(x+y)=5xy,           18(24-2y+y)=5(24-2y)y,

               ;         x+2y=24;               x=24-2y;                  x=24-2y;    

Найдем y:

432-18y=120y-10

10-138y+432=0

5-69y+216=0

D=(-69)-=4761-4320=441

;  

Найдем x:

;    

 Значит за 14,4 часа и 4,8 часа или за 6 и 9 часов каждый из землекоп может вырыть канаву один                      

Ответ: 14,4 часа, 4,8 часа или 6 часов, 9 часов.

Задача №18

60 деталей первый рабочий изготавливает на 3 часа быстрее, чем второй. За сколько часов второй рабочий изготовит 90 деталей, если работая вместе, они изготавливают за 1 час 30 деталей.

Решение:

За 1 час

Количество деталей

Время (ч)

Первый рабочий

x деталей

60

Второй рабочий

y деталей

60

Известно, что 60 деталей первый рабочий изготавливает на 3 часа быстрее, чем второй, значит -  = 3

Известно, что они изготавливают за 1 час 30 деталей, значит x+y=30

Решим систему уравнений:

           -  = 3,             -  = 1,        20x-20y=xy,            20(30-y)-20y=(30-y)y,

            x+y=30;                    x+y=30;                x=30-y;                    x=30-y;

Найдем y:

 600-20y-20y=30y-

-70y+600=0

D1 = (-35)2 – 600=1225-600=625

             

;

 (не удовлетворяет условию задачи)

10 деталей за час изготавливает второй рабочий.

За 90:10=9 (часов) второй рабочий изготовит 90 деталей.

Ответ: 9 часов.

Список использованной литературы

  1. Л.В.Кузнецова, Е.А.Бунимович идр. Алгебра. Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы. М., Дрофа 2003.
  2. Т.А.Корешкова, В.В. Мирошин, Н.В.Шевелева. Математика . Тренировочные задания. Г(И)А 2013 9 класс. М., Эксмо 2012.
  3. Д.Д.Лаппо, М.А.Попов. Математика. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. М., Экзамен 2009.
  4. Ф.Ф.Лысенко, С.Ю,Кулабухова. Математика 9 класс. Подготовка к Г(И)А 2012. Ростов – на – Дону, Легион 2011.
  5. Ф.Ф.Лысенко, С.Ю,Кулабухова. Математика 9 класс. Подготовка к Г(И)А 2013. Ростов – на – Дону, Легион 2012.
  1. А.В.Семенов, А.С.Трепалин, И.В.Ященко и др. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 класса в новой форме. М., Интеллект – Центр 2012.
  2. Полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ. Математика 2012 под общей редакцией А.Л Семенова, И.В.Ященко. М., Астрель 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник задач."Использование дробей при решении текстовых задач в 5-8классах"

Сборник  предназначен для использования при повторении пройденных тем по дробям, и особенно, по решению задач. В ней даются в виде математических моделей: схем, таблиц, числовых и буквенных выраж...

Учебный модуль по теме " Уравнение. Решение уравнений.Решение текстовых задач с помощью уравнений."

Данный учебный модуль разработан   в рамках персонализированного обучения .Модуль расчитан на 12 часов. Содержитз адания для прохождения уровней  цели 2.0,,3.0 и 4.0.В модуле представле...

Решение текстовых задач: задач на смеси, сплавы и растворы при подготовке к ГИА по математике. ( рекомендации учащимся)

Решение задач на смеси, сплавы, растворы требует определенной теоретической базы.Это различные определения, такие как концентрация, процентное содержание и др., а также и всевозможные допущения, напри...

Практическая задача по математике для 5 класса. Тема: Решение текстовых задач.

Цели: формирование функциональной математической грамотности: умения распознавать математические объекты в реальных жизненных ситуациях, применять освоенные умения для решения практико-ориентированных...

Приемы решения уравнений в 5-6 классах и обучение учащихся решению текстовых задач методом составления уравнений

Приемы решения уравнений в 5-6 классах и обучение учащихся решению текстовых задач методом составления уравнений...

Урок в 5-ом классе по теме «Решение текстовых задач. Использование при решении задач таблиц и схем» по ФГ

Содержание урока в 5-ом классе по теме «Решение текстовых задач. Использование при решении задач таблиц и схем» направлено на  формирование у обучающихся  понятия расходы, п...

Методическая разработка занятия проведенного в рамках внеурочной деятельности: «ОГЭ по математике: текстовые задачи» по теме «Решение текстовых задач. Задачи на движение»

Тип занятия :обобщения и систематизации знанийЦели:1)   Формирование предметных результатов: составления математических моделей на примерах текстовых задач на движение2)   Формиров...