Текстовые задачи для сельской школы
материал по алгебре (9 класс) на тему

Арискина Нина Николаевна

В работе собраны текстовые задачи с сельскохозяйственным содержанием, которые отражают реальную ситуацию, не математический материал. Задачи должны быть доступными и  иметь познавательную ценность, оказывать воспитывающее влияние на ученика.

Задачи с практическим содержанием можно применять на различных этапах урока и во внеурочное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sbornik_zadach.doc666.5 КБ

Предварительный просмотр:

Арискина Н.Н.

Математические задачи

для сельской школы

Петровка, 2010

Оглавление

1.        Разработка и использование текстовых задач в сельской школе        

1.1        Задачи с практическим содержанием        

1.2        Задачи с использованием формул        

1.3        Задачи на составление таблицы        

1.4. Задачи на чтение таблиц        

1.5.Задачи на вычисление площадей и объёмов фигур        

1.6. Экономические задачи        

1.7. Лабораторно – практические задания        

1.8. Творческие задачи        

1.9. Самостоятельно составленные задачи учащимися        

1.10 Задачи на построение и чтение графиков        

Список использованных источников и литературы        

        

  1. Разработка и использование текстовых задач в сельской школе

7 апреля 2008 года состоялось заседание Общественного совета при Министерстве сельского хозяйства РФ на тему "Развитие сельской школы как фактора социально-экономического и духовно-нравственного развития села" под председательством Надежды Школкиной. В нем приняли участие представители Минобрнауки РФ, Общественной палаты, депутаты Госдумы, директора сельских школ из Ивановской, Рязанской, Липецкой, Тульской, Брянской областей, Карелии. С основным докладом выступил заместитель директора по науке института социально-педагогических проблем сельской школы РАО Марина Гурьянова.

Я считаю, что проблема, поднятая в докладе, важна для государства и для сельской школы.

Сегодня сельская школа является сельской только географически, она расположена в селе. Но нет конкурсов, фестивалей, связанных с сельской тематикой. И если проходит какое-нибудь мероприятие, то оно, как правило, разовое. В школе нет ничего, чтобы связывало бы её с селом: ни внешкольные мероприятия, ни урочная деятельность, даже названия кружков далеки от тематики сельского хозяйства.

         Сельская школа должна готовить учеников к жизни в агросоциуме. У сельского учителя математики имеется возможность показать практическую значимость сельскохозяйственных профессий, используя на уроках и внеурочное время прикладные задачи с сельскохозяйственным содержанием.

        Текстовые задачи, затрагивающие особенности животноводческой и полеводческой деятельностей, вооружают школьников профессиональными знаниями в области животноводства, полеводства, формируют профессиональный интерес к математике через осознание необходимости ее применения в повседневной жизни сельского труженика.

  1. Задачи с практическим содержанием

Текстовые задачи с сельскохозяйственным содержанием должны отражать реальную ситуацию, не математический материал, используемый в тексте, задачи должен быть доступными, задачи должны иметь познавательную ценность, оказывать воспитывающее влияние на ученика.

Задачи с практическим содержанием можно применять на различных этапах урока и во внеурочное время.

Зад. 1

В колхозе «Луч Ильича» общая площадь полей составляет 3000 га. На этих полях засеяно три вида культуры: овёс, ячмень, пшеница. Овса засеяно 100 га земли, ячменя – в три раза больше овса, а пшеницы в два раза больше ячменя. Узнайте отношение в процентах пшеницы к общей площади полей.

Зад. 2

3 литра молока стоят 75 рублей. За 1 месяц маленький телёнок выпивает в среднем 12 литров молока. Сколько нужно затратить денег, чтобы дорастить телёнка до 3-х лет.

Зад. 3

За один рабочий день в уборочную комбайнёр должен убрать озимой пшеницы с 15 га. С 1 га набирается примерно 1,5 тонны пшеницы, так как год 2010 засушливый. 1 тонна стоит в среднем 6000 руб. Сколько может заработать денег фермерское хозяйство благодаря работе одного комбайнера в течение месяца?

Зад.4

Сахарная свекла содержит 15% сахара. Хозяйство в этом году вырастило 600 тонн свеклы. Сколько сахара получит хозяйство?

Зад.5

Фермер сдал на мельницу 50 ц зерна. Выход муки при размоле пшеницы составляет 80%.Сколько муки получит фермер?

Зад.6

Из 5 кг яблок получается 4 кг яблочного пюре. Сколько потребуется кг яблок для получения 10 кг пюре?

Зад.7

Чтобы приготовить 4 порции картофельной запеканки, нужно взять 400 грамм  картофеля. Сколько картофеля потребуется для 12 порций запеканки?

Зад 8

В 2,5 кг баранины содержится 0,5 кг белков. Сколько килограммов белков содержится в 20 кг баранины?

Зад.9

В 7,5 кг свинины содержится 3 кг жиров. Сколько жиров содержится в 100 кг свинины?

Зад.10

Одной корове в сутки в зимний период требуется 12 кг сена. В хозяйстве 3 головы крупнорогатого скота. Сколько центнеров сена потребуется на зимний период, считая с 1 ноября по 1 мая?

Зад.11

Чтобы вырастить свинью до 1 центнера, надо на корм 10 ц зерна и 180 литров молока. Какой доход получится при продаже мяса по 95 рублей за 1 кг, если стоимость 1 центнера зерна 600 рублей, 1 литра молока - 25 рублей?

Зад.12

        Надо проложить водопровод к животноводческой ферме длиной 191м. Для этой цели имеются трубы в 5м и 7 м. Сколько труб той и другой длины понадобится для прокладки водопровода?

  1. . Задачи с использованием формул

Задачи с использованием формул вызывают у учащихся наибольшую трудность в решении. Поэтому решению таких задач на уроках нужно отводить как можно больше времени. Умение решать такие задачи облегчит усвоение таких учебных предметов, как физика, химия, да и в практической жизни очень часто приходится использовать ту или иную формулу.

Зад. 1

Данные материалы для задачи взяты из книги Е.Я.Лебедько «Определение живой массы сельскохозяйственных животных по промерам/Практическое руководство.- М.: ООО «Аквариум – Принт», 2006, - 48 с: ил.

Определить живую массу свиньи с длиной туловища L и с обхватом груди d.

Жителю села часто приходится определять живую массу животного. В домашнем хозяйстве это делают чаще всего «на глаз».

        Однако существует формула, с помощью которой можно достаточно точно определить живую массу животных домашнего хозяйства: где L- длин туловища, измеряемая по спине от затылочного гребня до корня хвоста, d – обхват груди за лопатками, k – коэффициент упитанности (k =142 – высокая упитанность, k =156 – средняя упитанность, k =162 – низкая упитанность).

        Домашнее задание. Выполнить практическую работу по измерению параметров L и d (с использованием мерной ленты) и определить живую массу вашего животного. Это задание будет интересным и полезным для всех членов семьи.

Зад.2

Как известно, роль грубых кормов в питании жвачных животных чрезвычайно велика, так как они способствуют нормальной работе желудка и кишечника, а от этого зависит не только продуктивность, но и здоровье ваших питомцев.

Количество заготовленного сена определяют по объему стога (скирды) и массы в кубических метрах. Для этого измеряют длину (Д), ширину (Ш) и перекидку (П) скирды или стога. Длину определяют с двух сторон на высоте одного метра от земли. Ширину измеряют с обеих сторон на высоте 0,5 м и высчитывают среднюю величину. Перекидку измеряют поперек скирды от земли с одной стороны через вершину скирды, с другой − в 2-3-х местах для определения средней длины.

Объем скирды определяется по формуле О=Д (П+Ш):4 (П+Ш):4.

Задача. Определить объём стога, если перекидка равна 15 м, ширина 5 м, а длина 10 м.

Решение: объем скирды в кубических метрах составит: О=10(5+15):4(5+15):4. Таким образом, объем стога или скирды будет равен 250 м3.

Зад.3

        Для приближённого подсчёта объёма сена в скирде пользуются следующей формулой: V = (0,52l — 0,45а) ab, где V - объём сена в м3, l - длина «перекидки», т. е. длина линии BCD в метрах, а - ширина скирды (ВD) в метрах, b —длина скирды (АВ) в метрах.

Пользуясь этой формулой, подсчитать вес сена в скирде, если а = 4 м;

b = 8 м;  l =10 м; вес 1 м3 равен 70 кг. Ответ: 7616 кг

  1. . Задачи на составление таблицы

Решение задач вида, когда ученикам сообщается математическое правило, на основании которого должна быть составлена таблица. Это правило представляет собой формулу или график, с помощью которого задана конкретная функция.

Зад. 1

        Для составления этой задачи использованы данные из книги Е.Я.Лебедько «Определение живой массы сельскохозяйственных животных по промерам/Практическое руководство.- М.: ООО «Аквариум – Принт», 2006, - 48 с: ил.

        В условиях индивидуального хозяйства нет возможности определить живой вес крупных животных путем взвешивания. Живую массу крупно - рогатого скота можно определить по формуле:

 k,

где A-обхват груди за лопатками, см,

 B- прямая длина туловища, измеряемая палкой, см,

K- поправочный коэффициент (2 – для скота молочных пород, 2,5 – для молочно-мясных и мясных пород).

У коровы и теленка измеряют косую длину туловища (от плечелопаточного сочленения до корня хвоста).

Заполните таблицу:

Обхват груди за лопатками

Косая длина туловища лентой

122

126

130

134

138

142

146

150

154

158

162

166

170

174

178

182

190

136

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

140

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

144

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

148

-

-

-

-

-

-

-

-

-

152

-

-

-

-

-

-

-

-

156

-

-

-

-

-

-

-

160

-

-

-

-

-

-

-

164

-

-

-

-

-

-

-

168

-

-

-

-

-

-

-

172

-

-

-

-

-

-

-

176

-

-

-

-

-

-

-

180

-

-

-

-

-

-

-

184

-

-

-

-

-

-

-

188

-

-

-

-

-

-

-

-

192

-

-

-

-

-

-

-

-

-

196

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

200

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

 

204

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

208

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

212

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

216

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

220

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

        Ответ:

Обхват груди за лопатками

Косая длина туловища лентой

122

126

130

134

138

142

146

150

154

158

162

166

170

174

178

182

190

136

194

202

206

213

220

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

140

210

218

223

231

236

244

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

144

222

230

236

243

250

258

266

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

148

235

244

250

259

265

274

282

289

-

-

-

-

-

-

-

-

-

152

247

255

262

270

278

287

296

303

311

-

-

-

-

-

-

-

-

156

260

270

277

287

295

304

313

320

329

337

-

-

-

-

-

-

-

160

-

286

292

300

307

317

327

334

345

352

362

-

-

-

-

-

-

164

-

-

306

317

325

334

345

354

364

372

382

391

-

-

-

-

-

168

-

-

-

333

341

351

364

373

383

391

404

413

422

-

-

-

-

172

-

-

-

-

356

368

379

388

399

409

419

429

440

450

-

-

-

176

-

-

-

-

-

386

399

408

420

429

441

452

463

474

484

-

-

180

-

-

-

-

-

-

418

428

443

450

464

475

486

497

508

520

-

184

-

-

-

-

-

-

-

445

458

468

481

493

503

516

528

540

551

188

-

-

-

-

-

-

-

-

480

490

504

516

529

541

553

567

576

192

-

-

-

-

-

-

-

-

-

509

523

536

549

563

574

589

599

196

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

547

561

574

587

600

612

627

200

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

583

597

610

624

640

652

 

204

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

620

634

649

660

678

208

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

659

674

691

704

212

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

700

717

731

216

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

747

767

220

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

786

Для определения приблизительного живого веса можно пользоваться приведенными ниже таблицами, исходными данными для которых являются промеры животных. Для взятия промеров необходимо правильно поставить животное: ноги должны стоять вертикально, голова на уровне спины. Промеры берут сантиметровой лентой, утром до кормления.

Ребята могут использовать данную таблицу вместе с родителями  для определения массы домашнего крупно - рогатого скота.

1.4. Задачи на чтение таблиц

В данных заданиях нужно проанализировать практическую ситуацию

Зад.1

Определение примерного живого веса свиней по промерам (кг)[1]

длина туловища см.

обхват груди за лопатками

60

64

68

72

76

80

84

88

92

96

100

104

108

112

116

120

124

128

132

136

140

144

146

38

11

13

15

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

42

13

14

16

18

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

46

14

16

18

20

22

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

50

15

17

19

22

24

27

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

54

16

18

21

23

26

29

32

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

58

17

19

22

25

28

31

34

37

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

62

18

21

24

27

30

33

37

40

43

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

66

19

22

25

28

32

35

39

42

46

50

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

70

-

24

27

30

34

37

41

45

49

53

58

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

74

-

-

28

32

36

39

44

47

52

56

61

66

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

78

-

-

-

34

37

41

46

50

55

59

65

70

76

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

82

-

-

-

-

39

43

48

52

57

62

69

74

79

85

-

-

-

-

-

-

-

-

-

86

-

-

-

-

-

46

51

55

60

65

71

77

83

89

96

-

-

-

-

-

-

-

-

90

-

-

-

-

-

-

53

58

63

68

75

81

94

101

108

-

-

-

-

-

-

-

-

94

-

-

-

-

-

-

-

60

66

71

78

85

91

105

113

120

-

-

-

-

-

-

-

98

-

-

-

-

-

-

-

-

69

74

81

88

95

101

110

118

125

133

-

-

-

-

-

102

 

-

-

-

-

-

-

-

-

78

85

92

99

106

114

123

131

139

147

-

-

-

-

106

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

88

95

103

110

119

127

136

144

153

-

-

-

-

110

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

99

107

114

123

132

141

149

158

170

180

-

-

114

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

111

119

128

137

146

155164

176

186

196

-

 

118

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

123

132

142

151

160

170

182

193

203

215

122

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

137

146

156

166

176

188

199

210

222

126

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

151

161

171

181

194

205

217

229

130

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

166

177

187

200

212

224

236

134

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

182

193

206

218

230

244

138

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

199

212

225

237

251

142

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

219

231

244

258

146

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

238

251

266

150

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-/td>

258

273

Задачи к таблице:

  1. Определите массу свиньи, у которой длина туловища 38 см, а обхват груди за лопатками 68 см.
  2. Какова длина туловища свиньи, если обхват груди 104 см, масса 66 кг?
  3. На сколько сантиметров длина туловища у свиньи массой 69 кг меньше, чем у свиньи массой 176 кг?
  4. На сколько процентов масса свиньи с длиной туловища 46 см и обхватом груди за лопаткой 76 см меньше свиньи с длиной туловища 130 см и обхватом груди за лопаткой 124 см?

Зад.2

Основные производственно-экономические показатели

 колхоза «Луч Ильича» Борского района Самарской области

Ед. изм.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

1. Посевные площади: зерновые

Га.

2137

1963

2200/2064

2278

подсолнечник

Га.

709

710

704

724

2. Валовый сбор после доработки: зерна

Цен.

4496

2964

4552

5860

подсолнечника

Цен.

969

1301

1180

999

3. Урожайность: зерна

ц/га

21

15,1

22

25,7

подсолнечника

ц/га

13,7

18,3

16,8

13,8

4. Поголовье скота: крупного рогатого скота

Гол.

958

839

885

945

В т.ч коров

Гол.

300

285

300

307

5. Производство: молока

Тонн.

1161

1216

1241

1109

мяса

Тонн.

81

78

64

89+11

6. Продуктивность: надой на 1 фур. корову

Кг.

4161

4122

4161

3750

Ср. суточн. Привес КРС

Гр.

527

486

416

482

7. Получено прибыли (убытка) всего:

Тыс.р.

+5476

+2677

+7109

+10546

В растениеводстве

Тыс.р.

+5415

+4286

+4679

+11846

В животноводстве

Тыс.р.

-393

-947

-171

+320

8. Уровень рентабельности: общая

%

32

19,5

39,3

57,1

зерна

%

77,5

35,6

62,4

98,3

подсолнечника

%

101

68,6

48,1

215,2

молока

%

15,6

2,3

15,2

13,4

мяса

%

-36,4

-31, 7

-26,6

-17,4

9. Себестоимость (цена реализации): зерна

р/цн.

119/211

154/209

150/249

173/338

подсолнечника

р/цн

338/680

376/634

389/585

391/1239

молока

р/цн

422/488

517/529

477/570

581/671

мяса

р/цн

2681/1704

3370/2300

4062/3040

4242/3506

10 Кредиторская задолженность (с кредитами)

Тыс.р.

7821

5063

1891

4642

В т.ч. по зарплате

Тыс.р.

-

81

-

3

11. Выручка от реализации

Тыс.р.

22847

21131

22612

30676

12. Фонд зарплаты.

Тыс.р.

6631

6450

6295

7969

13. Среднемесячная заработная плата

Руб.

3140

3402

3668

5313

14. Численность работающих (среднегодовые/ на конец года)

Чел.

176/165

158/152

143/143

125/125

Вопросы:

  1. На сколько процентов изменились площади зерновых культур с 2004 год по 2007 год?
  2. Какова среднемесячная зарплата в 2007 году. На сколько процентов она изменилась по сравнению с 2006 годом?
  3. Увеличилось ли поголовье скота в данном хозяйстве за последние 4 года, если да, то на сколько?
  4. На сколько уменьшился среднесуточный привес КРС за последние 4 года?
  5. Данное хозяйство прибыльное?

Зад.3

При покупке сельскохозяйственной техники, запчастей и комплектующих в магазине предлагают прайс-лист, где указаны наименования товара, система скидок и стоимость товара.

Прайс-лист

№ п/п

Система скидок закупок Дилером продукции компании ООО «ПК»Агромастер»

Скидка

1.

2 300 000 руб.

2%

2.

3 600 000 руб.

4%

3.

4 500 000 руб.

5%

4.

7 000 000 руб.

6%

5.

9 000 000 руб.

8%

6.

12 000 000 руб.

10%

1. Система скидок является накопительной. 10% скидка является максимальной в не зависимости от последующих закупок.

2. Агрегаты «Агромастер-5400М» и «Агромастер-4800М» в систему скидок не входят, т.к. их цена уже выставлена с максимальной скидкой.

1.  

Широкозахватные посевные комплексы

1.1. AGROMASTER-6600

1,510 млн. руб.

1.2. AGROMASTER-7300

1,930 млн. руб.

1.3. AGROMASTER-8500

2,130 млн. руб.

1.4. AGROMASTER-9800

2,451 млн. руб.

1.5. AGROMASTER-11000

2,660 млн. руб.

1.6. AGROMASTER-12200

2,870 млн. руб.

2.  

Средние посевные комплексы

2.1. AGROMASTER-4800

910 тыс. руб.

2.2. AGROMASTER-5400

940 тыс. руб.

3.  

Механические посевные комплексы

3.1. AGROMASTER-3400М

495 тыс. руб.

3.2. AGROMASTER-4800М

685 тыс. руб.

3.3. AGROMASTER-5400М

810 тыс. руб.

3.4. AGROMASTER-9600М

1510 тыс. руб.

4.  

Автомобильные посевные комплексы

4.1. AGROMASTER-8500А

2,030 млн. руб.

4.2. AGROMASTER-9800А

2,100 млн. руб.

6.  

Стерневые бороны

Кама-21

1,140 млн. руб.

7.  

Дискаторы

7.1. DISKOMASTER 3,2х2

230 тыс.руб.

7.2. DISKOMASTER 3,2х3

295 тыс.руб.

7.3. DISKOMASTER 3,2х4

440 тыс.руб.

7.4. DISKOMASTER 4,2х2

305 тыс.руб.

7.5. DISKOMASTER 4,2х3

475 тыс.руб.

7.6. DISKOMASTER 4,2х4

590 тыс.руб.

7.7. DISKOMASTER 6,2х2

465 тыс.руб.

7.8. DISKOMASTER 6,2х3

590 тыс.руб.

7.9. DISKOMASTER 6,2х4

830 тыс.руб.

7.10. DISKOMASTER 8х4

1,010 млн.руб.

7.11. DISKOMASTER 9х4

1,160 млн.руб.

8.  

Культиваторы

8.1. LANDMASTER 4800

510 тыс.руб.

8.2. LANDMASTER 5400

565 тыс.руб.

8.3. LANDMASTER 6600

750 тыс.руб.

8.4. LANDMASTER 7300

870 тыс.руб.

8.5. LANDMASTER 8500

1100 тыс.руб.

8.6. LANDMASTER 9800

1230 тыс.руб.

8.7. LANDMASTER 11000

1350 тыс.руб.

8.8. LANDMASTER 12200

1560 тыс.руб.

9.  

Дискокультиватор

9.1. COMBIMASTER-2.4

220 тыс.руб.

9.1. COMBIMASTER-3.2

340 тыс.руб.

9.1. COMBIMASTER-4.2

450 тыс.руб.

9.1. COMBIMASTER-6.0

670 тыс.руб.

9.1. COMBIMASTER-8.0

1090 тыс.руб.

9.1. COMBIMASTER-9.0

1190 тыс.руб.

10.  

Запчасти и комплектующие

Подшипниковый узел дискатора

2500 руб.

Ось подшипникового узла дискатора

990 руб.

Стойка дискатора

1160 руб.

Диск вырезной д 590 мм

1690 руб.

Крышка подшипникова узла дискатора

38 руб.

Кольцо дискатора

33руб.

Гайка подшипникового узла дискатора

196 руб.

Корпус подшипникового узла дискатора

920 руб.

Опора передняя в сборе

3500 руб.

Регулировочный винт в сборе с гайками

500 руб.

Ступица переднего колеса

1700 руб.

Диск опорного колеса

699 руб.

Авторезина переднего колеса с камерой

1598 руб.

Подшипник 127509

100 руб.

Авторезина прикатывающих колес 7,45х13

780 руб.

Диск колеса ВАЗ-2106

360 руб.

Ступица прикатывающих колес

250 руб.

Гидроцилиндр ЦГ-80.40х200,01

2975 руб.

Гидроцилиндр 110х56х900

10500 руб.

Стойка культиваторная КТШ27,501

960 руб.

Лемех (лапа)15050 -370мм.

480 руб.

Кронштейн стойки в сборе с метизами

1790 руб.

Гидромотор  М Г П -125

6600 руб.

Рукав 25-НВ – ПВХ/1353 FOOD

22 руб./м

Рукав 63-НВ – ПВХ/1353 FOOD

320 руб./м

Рукав 127-НВ-ПВХ ВАССО

890 руб./м

Рукав 40-Нв-ПВХ /1353 – FOOD

149 руб./м

Шнек загрузочный в сборе

29000 руб.

Распределитель 7 поз.

4200 руб.

Распределитель 4 поз.

3290 руб.

Распределитель 16 поз.

4800 руб.

Труба первичного распределителя

6790 руб.

Труба вторичного распределителя

3200 руб.

Вал дозатора

1890 руб.

Дозатор (высевающий валик)

6500 руб.

Используя прайс – лист приложения №1, решите задачу

При покупке сельскохозяйственной техники:

AGROMASTER-5400,

стерневая борона Кама-21,

дискатор DISKOMASTER 3,2х2 в количестве – 2 шт.,

культиватор LANDMASTER 4800

и запчастей и комплектующих:

подшипниковый узел дискатора,

стойка дискатора

кронштейн прикат. колес малый

могу ли я рассчитывать на скидку? Если да, то, сколько рублей составит скидка? Какова стоимость покупки?

Зад.4[2]

Для перевозки убранного урожая хозяйству нужны автомобили. Нужно транспортировать 45 тонн на 1300 км. Услуги перевозчиков приведены в таблице. Какой перевозчик выберет хозяйство и какова будет стоимость перевозки?

Перевозчик

Стоимость перевозки одним автомобилем (на 100 км)

Грузоподъёмность автомобилей (тонн)

А

3700  руб

3,5

Б

4300 руб

5

В

9800 руб

12

Ответ: 503 100

1.5.Задачи на вычисление площадей и объёмов фигур[3]

Зад.1

Найти  объём сарая  двускатной крышей, если длина сарая 12,5 м, ширина 7,6 м, высота стен 3,5 м и высота конька крыши (от поверхности земли) 7,3 м.

Зад. 2

Пролёт треугольной стропильной фермы AB = d,  а уклон CD/DB = 1/3. Определить длину раскоса DN, если известно, что DN =NB.

Составить задачу и решить её, давая d числовое значение.

Зад.3

        Обычная величина отделения для содержания группы свиней 4,2 × 3,5 м, причем 20% площади отводится для места кормления и 3,6 м2 приходится на одну свинью. Сколько взрослых свиней можно поместить в таком отделении? Какой должна быть высота этого отделения, если его кубическое содержание – 5,8 м3 на голову? (3 свиньи; около 1,5 м).

        В качестве итога к задаче  полезно отметить, что подобные условия содержания животных являются проверенными на практике и позволяют добиться в комплексе с другими условиями лучших показателей привеса.

Зад.4

        Пресс-подборщик формирует тюки сена размером 1 × 0,5 × 0,5 м массой 50 кг. Сколько таких тюков вмещается в сенохранилище емкостью 7000 м3? За какой период времени будет использовано это сено для кормления стада из 450 фуражных коров, если норма сена на 1 корову – 8 кг/сут. (28 тыс. тюков; около 390 дней).

Зад.5

Определить объём сена в стогу.

При вычислении объёма стога сена непосредственно измерить его высоту трудно, поэтому вместо высоты определяют длину перекидки. Можно легко найти длину периметра основания (если стог имеет форму, близкую к форме прямоугольного параллелепипеда) или длину окружности основания, если форма стога близка цилиндрической. Предположи, что стог имеет форму, близкую к прямоугольному параллелепипеду с квадратным основанием. Периметр основания стога равен P(м), а длина перекидки L(м). Тогда объём V стога определяется по формуле (произведение площади основания стога на высоту):

V=  (P/4)2H

Неизвестную высоту H выразим через перекидку, используя эмпирическую формулу (Под эмпирическими формулами понимают формулы, которые приближенно выражают зависимость между величинами и установлены опытным путём. Такие формулы находят широкое применение на практике в сельском хозяйстве, для вычисления приближенных значений величин.).

2H + P/4=L

H = 0,5  (L - P/4)

Подставлю это значение в формулу объёма, заменяя высоту перекидкой, получу

V= (P/4)2 0,5 (L - P/4)= P2(L/32 - P/128)

Если предположить, что форма стога близка к цилиндрической, то получим приближенную формулу

V=L /2 (C/6)2, где С – длина окружности основания стога (м)

Тогда объём сена в скирдах вычислим по формуле

V= (0,52L – 0.45а) ас – эмпирическая формула

Примечание: Если ширина скирды неодинаковая, то надо найти среднюю ширину, изменяя наиболее широкую (верхнюю часть), а затем ширину скирды возле земли. Средняя ширина скирды: а = (а12)0,5

Для скирд, имеющих неодинаковую высоту по всей длине, надо найти среднюю длину перекидки, производя три измерения (в концах и по середине скирды). Пусть эти измерения соответственно L1, L2, L3, то средняя длина перекидки будет L= ( L1+ L2+ L3)/3

Задачи такого содержания надо уметь решать, чтобы подсчитать количество заготовленного корма в хозяйстве.

1.6. Экономические задачи

Рассмотрим задачи, показывающие, как математика помогает сельским жителям экономично вести хозяйство и обосновывать все производственные расчеты.

Зад.1

        В КХ для получения запланированного привеса телят в 430 г в сутки включают в ежедневный рацион 1,5 кг комбикорма и 5 кг сена. Каким будет привес 25 телят через 5 месяцев? Сколько центнеров каждого вида корма потребуется? (Ожидаемый привес – более 1600 кг; не менее 57 ц комбикорма и 190 ц сена).

Решение задачи довольно простое. Сначала определим, каким будет ожидаемый суточный привес 25 телят: 0,43*25 = 10,75 (кг). Затем вычисляем, каким будет привес 25 телят за 5 месяцев, предполагая, что в месяце 30 дней (5 месяцев == 150 дней): 10,75*150 = 1612 ,5 (кг).

Но такой результат не получают в сельскохозяйственной практике, и учащиеся это знают, потому что на формирование привеса животных оказывают воздействие различные факторы: оптимальность рациона, болезни, условия содержания животных. Кроме того, на результат повлияло  предположение об одинаковой продолжительности всех месяцев. Поэтому, полученный ответ формален. Правильнее будет указать, что ожидается привес телят более 1600 кг.

Вычислим, сколько комбикорма и сена в сутки потребуется 25 телятам 1,5*25 = 37,5 (кг) комбикорма и 5*25 = 125 (кг) сена. Тогда на 5 месяцев 25 телятам необходимо:

37 ,5*150 = 5625 (кг), или 56,25 ц комбикорма; 125*150 = 18750 (кг), или 187,5 ц сена. Учитывая предположение о продолжительности месяца, делаем прикидку результата и заключаем, что для откорма телят хозяйству требуется не менее 57 ц комбикорма и 190 ц сена.

Зад 2

Схема посадки картофеля традиционная: 70 см между рядами, 20 см в ряду. Размеры участка: длина 7 м, ширина 4 м. Масса посадочного материала картофеля 25 г. Каков расход посадочного материала на данном участке?

Решение.

Между бороздами 70 см, 11 бороздок, между клубнями в борозде 20 см – 21 клубень в одной борозде. Тогда потребуется 11*21 =231 картофелин, и  расход посадочного материала составит 231*25=5775 г.

Ответ: около  6 кг

Зад.3[4]

        Среднесуточный прирост живой массы свиней при откорме составляет 600 г. Скармливание антибиотиков и витаминов в малых дозах увеличивает суточный прирост живой массы на 13%. Через какое время 15-ти килограммовый поросенок достигнет массы 28,5 кг?

 ( приблизительно через 20 дней).

Решение. Определяем, каким станет среднесуточный прирост живой массы свиней после применения подкормок: 600 + 0,13  600 = 678 (г). Для достижения требуемой массы поросенок должен набрать 28,5 − 15 = 13,5 (кг). Вычисляем, сколько дней для этого потребуется: 13,5 / 0,678 ≈ 19,91 . В таком виде ответ не следует давать, поскольку достижение животным массы тела не определяется с точностью до минут. Целесообразнее ответить, что требуемая масса будет достигнута «дней через 20 дней».

В ходе анализа задачи 3 полезно обсудить вопросы:

− До какой массы следует выращивать свиней? (80–100 кг).

− В течение какого времени производится откорм свиней? (не менее 6 мес.).

− Реализация мяса свиней какого возраста наиболее выгодна? Почему? (8–10 мес.; после этого периода снижается качество мяса и уменьшается ежедневный прирост живой массы животного).

        Рассмотрение подобных аспектов в анализе задачи воспитывает интерес к математическим знаниям, как необходимому элементу в профессиональной деятельности зоотехника, бригадира фермы.

Зад.4

        Крестьянское хозяйство производит пшеничный комбикорм, содержащий 10% пшеницы и 50% пшеничных отрубей, рапс, измельченный ячмень и соль. Сколько тонн комбикорма изготовит Крестьянское хозяйство, если на складе в наличии 100 тонн пшеницы, а для производства 25 кг отрубей требуется один центнер пшеницы? (47,6 т).

        Данная задача решается средствами математики в повседневной деятельности представителями животноводческих профессий. Следует выяснить в беседе с учащимися:

− Почему в комбикорме определено такое процентное содержание пшеничных составляющих?

− Можно ли заменить пшеницу другой зерновой культурой? Как это скажется на ежедневном привесе животных?

        Подобные вопросы способствуют формированию у школьников умений определять условия повышения экономической выгоды от содержания домашних  животных.

        Каждый сельский школьник знает, что заготовка кормов впрок является условием успешного выращивания животных в хозяйстве. Можно предложить учащимся следующую задачу.

1.7. Лабораторно – практические задания

Примеры для лабораторно – практических занятий

1.Определить посевную годность семян

«Посевная годность семян, хозяйственная годность семян, количество (в процентах) пригодных для посева семян в семенном материале. Посевная годность семян устанавливают на основании показателей чистоты и всхожести семян (выраженных в процентах) путём их перемножения и деления на 100 (результат округляют до целых чисел). Посевная годность  служит основанием для уточнения норм высева семян, которые для различных культур приняты из расчёта 100%-ной посевной годности. Используемые же на посев семена редко имеют посевную годность 100%, поэтому, вводя поправку на посевную годность семян, норму их высева увеличивают»[5].

 Дано:

А = 90% (чистота семян)

Б = 90% (всхожесть)

Определить норму высева Q

Решение: Q = (АБ)/100% = (90*90)/100 = 81%, значит норму высева необходимо увеличить на 19% (100%-81%=19%).

2.Определить норму высева семян (Н) пшеницы Красноярской

«Норма высева семян, количество высеваемых на 1 га семян, обеспечивающее нормальную густоту всходов и полноценный урожай. Норму высева выражают числом всхожих семян (млн. шт.) и массой семян (кг). Норма высева семян устанавливают с учётом требований растений к площади питания, целей возделывания (на зерно, силос и т.д.), плодородия почвы, климатических условий и др. Для одной и той же культуры норма высева семян может быть разной. При возделывании на силос норма высева семян выше, чем при возделывании на зерно; в северных районах норма высева семян выше, чем в южных, например, для северных районов рекомендуется норма высева яровой пшеницы 6—7 млн. шт., а для южных и восточных — 3,3—5 млн. шт.»[6]

Дано:

пшеница Красноярская

А - количество зёрен на 1 га = 7000000шт.

Д - вес 1000 зёрен = 32 гр.

Б – всхожесть=90%

Определим норму высева семян Н

Решение: Н=(100*А*Д)/Б=(100*7000000*32)/90=248,9(кг/га)

3.Определить чистоту семян.

Решение:

Из партии семян возьму и отвешиваю 1 кг, беру пробу 50 гр. Из этой пробы отбираем 4 фракции:

I-чистые, здоровые семена

II- щуплые, битые, мелкие

III-живой сор (семена сорняков, вредителей)

IV-мёртвый сор (земля, солома, мёртвые вредители)

Взвешиваем I фракцию-48 гр , определяем чистоту семян

Составим пропорцию 50 гр. –100%

                                       48 гр.- Х %,

значит Х= (48*100)/50=96%

определим согласно классу (1кл.-98%, 2кл.-97%, 3кл.-96%) в нашем случае 3 кл., требуется повторная обработка.

4.Проверка сеялки в поле

Саженью отмеряем длину 278 м и ширину 3,6 м. Отмеренная площадь равна 278 *3,6 = 1000,8 м2 или 0,1 га. Если норма высева 250 кг/га, то на эту площадь надо засыпать 25 кг, чтобы всё высеялось.

Все эти практические примеры доказывают непосредственную связь математики с сельскохозяйственной практикой.

1.8. Творческие задачи

        Творческие домашние задания с инструкциями:

Зад.1

        Исследовательская работа. Определить, является ли экономически прибыльным для хозяйства откорм телят сеном.

        Для решения поставленной задачи необходимо выяснить у родителей цену сена и а для откорма КРС, узнать цену телятины и каким видом корма можно обеспечить привес? Будет ли такой откорм выгодным?

Зад. 2

        По какой формуле можно определить живую массу лошади? Составьте задачу с использованием данной формулы.

        При выполнении домашнего задания можно использовать информационные ресурсы Интернета или книгу Е.Я.Лебедько «Определение живой массы сельскохозяйственных животных по промерам/Практическое руководство.- М.: ООО «Аквариум – Принт», 2006.

Зад.3

        Наступила весна. Почти каждый житель готовит семена на рассаду. Какие семена выбрать и как определить процент всхожести семян?

Определить процент всхожести семян томата (или другой овощной культуры) лабораторным путём. Заполнить таблицу. Какие сорта рекомендуете купить для посадки?

Число семян и процент всхожести

Названия сорта

Количество семян

Процент всхожести

1.9. Самостоятельно составленные задачи учащимися

Интерес учащихся вызывает самостоятельное составление задач на основе опубликованных в печати исходных данных. Д. Пойа говорил: “Математический опыт учащегося нельзя считать полным, если он не имел случая решать задачу, изобретенную им самим”.

                1.10 Задачи на построение и чтение графиков

Данные задания должны моделировать реальную или близкую к реальной ситуацию.

Зад.1

Составьте формулу для вычисления расхода горючего трактором при бороновании поля, если на боронование 1 га расходуется 1,5 кг горючего. Постройте график зависимости расхода горючего трактором от обрабатываемой площади. По графику определите, каков расход горючего, если трактор обрабатывает 3 га и если трактор израсходовал 6,5 кг горючего, какова обрабатываемая площадь?

Решение. В задаче используется функция y = kx (прямая пропорциональность). Если m – расход горючего трактором, S – величина обрабатываемой площади, то m = 1,5S.

        Список использованных источников и литературы

  1. http://www.kumushka.com/household/1495-zagotavlivaem-seno.htmlhttp://www.kumushka.com/household/1495-zagotavlivaem-seno.html Заготавливаем сено
  2.  http://oldskola1.narod.ru/Lar03/Lar66.htm Сборник задач по алгебре
  3. http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00061/77300.htm Большая советская энциклопедия
  4. Доклад заместителя директора по науке института социально-педагогических проблем сельской школы РАО, доктора педагогических наук, профессора Гурьяновой М.П. "Развитие сельской школы как фактора социально-экономического и духовно-нравственного развития села", 2008 
  5. Лебедько Е.Я. «Определение живой массы сельскохозяйственных животных по промерам/Практическое руководство.- М.: ООО «Аквариум – Принт», 2006, - 48 с: ил.
  6. Сельская школа: проблемы организации образовательного процесса: Сб. статей //Материалы Всероссийской научно – практической конференции «Развитие инновационного потенциала сельской школы: возможности и перспективы. Комплексные сельские образовательные системы как перспективные модели для возрождения и развития сельского социума в России» - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2008
  7. Ященко И.В., Шестаков С.А., Захаров П.И. ЕГЭ Математика. Тематическая Рабочая тетрадь. 11 класс. - М.: МЦНМО, издательство «Экзамен», 2010
  8. Смирнов В. Фермерское подворье. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003. – 480 с.: ил. – (Домашняя энциклопедия фермера)


[1] Е.Я.Лебедько «Определение живой массы сельскохозяйственных животных по промерам/Практическое руководство.- М.: ООО «Аквариум – Принт», 2006, - 48 с: ил.

[2] Ященко И.В., Шестаков С.А., Захаров П.И. ЕЭГ Математика. Тематическая Рабочая тетрадь. 11 класс.-М.: МЦНМО, издательство «Экзамен», 2010

[4] Сельская школа: проблемы организации образовательного процесса: Сб. статей //Материалы Всероссийской научно – практической конференции «Развитие инновационного потенциала сельской школы: возможности и перспективы. Комплексные сельские образовательные системы как перспективные модели для возрождения и развития сельского социума в России.» - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2008

[5] http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00061/77300.htm Большая советская энциклопедия

[6] http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00061/77300.htm Большая советская энциклопедия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические приемы решение физических задач в сельской школе

Решение физических задач- одно из важнейших средств развития мыслительных, творческих способностей учащихся. Часто на уроках проблемные ситуации  создаются с помощью задач, а этим активизируется ...

Технологическая карта урока повторения и обобщение изученного в начальной школе "Решение текстовых задач" (5 класс, 4 урок по программе учебника Н.Я.Виленкина и др.)

Урок систематизации и обобщения компетенций, полученных учащимися в 4 классе начальной школы. Тема урока  - "Решение текстовых задач". Урок составлен в соответствии с требованиями  ФГОС втор...

Метод моделирования в обучении решению текстовых арифметических задач учащихся начальной школы

Моя статья в сборнике Современные проблемы специальной педагогики и специальной психологии: Материалы научно-практических конференций студентов, аспирантов, соискателей и практических работников "Дни ...

Текстовые задачи на смеси и сплавы включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы, в тесты ГИА в 9 классе и ЕГЭ в 11классе.

Текстовые задачи на смеси и сплавы включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы, в тесты ГИА в 9 классе и ЕГЭ в 11классе. Тренировочная работа составлена по материалам «Открытого ба...

Текстовые задачи в курсе средней школы

Текстовые задачи - один из основных разделов школьного курса математики, прежде всего потому, что это единственная тема школьного курса, иллюстрирующая приложение математических методов. В связи с вне...

Методическая разработка занятия проведенного в рамках внеурочной деятельности: «ОГЭ по математике: текстовые задачи» по теме «Решение текстовых задач. Задачи на движение»

Тип занятия :обобщения и систематизации знанийЦели:1)   Формирование предметных результатов: составления математических моделей на примерах текстовых задач на движение2)   Формиров...

Приёмы работы над текстовой задачей на уроках математики в основной школе

Работа содержит описание приёмов работы над текстовыми задачами на уроках математики в целях формирования у школьников осознанного умения решать математические задачи....