Урок-сказка в 5 классе по теме "Уравнения" ("Гуси-лебеди")
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме

Нетрадиционная форма открытого урока - урок-сказка, способствующая развитию познавательного интереса к математике, увлекает детей в завораживающий мир математики. Урок сопровождает мультимедийная презентация, создющая ощущение сказки. Цели урока- организовать деятельность учащихся для закрепления умения решать уравнения, для закрепления знания и умения применять законы арифметических действий, умения упрощать выражения; создать условия для развития умения анализировать, выделять главное, сравнивать и делать выводы, для развития познавательного интереса учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-skazka.rar453.19 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 5 класс по теме «Уравнения»

(«Гуси-лебеди»)

Цель:

- организовать деятельность учащихся для закрепления умения решать уравнения, для закрепления знания и умения применять законы арифметических действий, умения упрощать выражения;

- создать условия для развития умения анализировать, выделять главное, сравнивать и делать выводы, для развития познавательного интереса учащихся

Ход урока.

        I. Целеполагание.

Сегодня, дети, я расскажу вам интересную сказку. Все вы её знаете, но сказка будет математической. Мы с вами послушаем сказку и повторим решение уравнений. А что нам для этого нужно?

Поэтому возьмите ручку, тетрадь и внимательно слушайте.

        Жили-были мама и папа, и было у них двое детей - братик и сестричка. Сестричку звали Машенька, а братца - Иванушка.

        Мама и папа поехали в город, они обещали купить Машеньке подарок, если она хорошо будет присматривать за братиком.

     Машенька постелила подстилку, посадила на неё братика, а сама с подружками стала играть в математическую школу. Она была за учительницу и задавала задания:

II. Актуализация опорных знаний.

а)        Найти сумму чисел 25 и 23; 35 и 16;

б)        Найти разность чисел 37 и 18;  100 и 21;

в)        Найти произведение чисел 18и5;11 и 10;

г)        Найти частное чисел 60 и 12; 1000 и 8;

д)        Вычислите наиболее удобным способом: 18 + 24 + 32 +16 =
      25
*293*4=

189*25 - 25*89=

62*15 + 38*15 =

670*7 + 33*70=

III. Комплексное применение знаний, умений, навыков.

И так они заигрались, что забыли про Иванушку. А тут прилетели Гуси-лебеди, схватили его и понесли к Бабе-Яге. Спохватилась Машенька, нет братца, только мелькнули вдалеке Гуси-лебеди. Бросилась Машенька их догонять, да не знает, куда бежать.

 А тут печка. «Печка, печка, куда Гуси-лебеди полетели?». А печка отвечает: «Съешь пирожок да реши уравнение, тогда скажу». Давайте, дети, поможем Машеньке. (Одновременно несколько учащихся решают уравнения у доски, остальные в тетради)

х + 143 = 276
    628 +
у = 715

а - 127 = 273

2000 - b = 1500

с – 218=400

Ответы: 133; 87; 400; 500; 182

Побежала Машенька дальше, куда печка показала, стоит яблонька. «Яблонька, яблонька! Куда Гуси-лебеди полетели?» Яблонька в ответ: «Съешь моего лесного яблочка да реши уравнения».

Давайте, дети, и мы попробуем лесного яблочка и поможем решить уравнения: 5х = 15

12 : y = 4

z : 2 = 8

2a = 30

7k = 14

8 : d = 2

t : 6 = 12

3b = 6

Уравнения решают устно - фронтальная работа.

-        Уравнения решили правильно, а Машенька уже у реки. «Речка-речка! Как мне тебя переплыть?» А речка предлагает Машеньке упростить выражение

1)     5  •  3x     =        

2)     4y  •  6  •  2     =          
     3)     42  •  2  •  a       =          

4)     20  •  8a     =    

5)    4x  +  15x     =                     

6)    28y  –  18y   =       

7)    35a  +  a       =                    

8)    100x  –  x     =    

Учащиеся называют законы арифметических действий, которые используют при упрощении выражений.

Машенька схватила Иванушку и побежала домой. А Баба-Яга увидела это и послала гусей её догнать. Подбежала Машенька к речке. А речка предложила попить молочка и решить уравнения, применяя распределительный закон умножения:

1.         5x + 6x + 2x = 65

x = 

2.         18x + 28x - 39x = 63

x = 

3.         37x - 23x - 8x = 72

x = 

4.         56x + 31x - 79x = 64

x = 

Учащиеся решают по одному уравнению, несколько человек одновременно у доски.

Машенька попила молочка, съела киселька, спрятала её речка от гусей да на большом плоту переправила на другой берег. Бежит Машенька дальше, а гуси её увидели, догоняют, крыльями хлопают, вот-вот вырвут из рук братика. А Машенька к яблоньке. «Яблонька, яблонька, спрячь нас». «Хорошо, - говорит яблонька, - только найди корни уравнения:

2x  +  4x*2 - х  =   270

-   Решили мы уравнение, спрятала яблонька Машеньку с Иванушкой, закрыла своими веточками. Гуси мимо полетели. Решили Машенька с братиком отдохнуть: нашли красивый цветок и любуются. И мы отдохнем.

IV.Физминутка.

V Применение ранее изученного в нестандартных ситуациях.

 Выбежала Машенька и побежала с братиком дальше. Гуси опять их увидели, догоняют, клювами хватают. Подбежала девочка к печке: «Печка, печка! Спрячь нас!» «Решай быстро уравнение  10y  +  2y  –  5y  +  27  =   202», - отвечает печка.

Решили уравнение, спрятала печка детей, они отдохнули и побежали домой.

А тут и мама с папой приехали, подарки привезли. Но чтобы получить подарки, нужно упростить выражение 5а+3а и найдите его значение при а=125.

Дети получили подарки и благодарят вас за помощь.

VI. Тестирование  А для того, чтобы каждый учащийся смог оценить себя: как успешно умею решать уравнения, предлагаю выполнить работу №8 по теме «Уравнения. Упрощение выражений» из блиц-опроса Е.Е.Тульчинской.

VII Рефлексия

- Что понравилось на уроке? Что удивило?

- Над чем надо поработать? В чем затруднения?

- Какое настроение на конец урока?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок- сказка в 6 классе" Наклонение глагола"

Урок- сказка привлекает внимание педагога тем, что в игровой форме лучше усваивается учебный материал....

Открытый урок- сказка в 6 классе" Наклонение глагола"

Уроки в игровой форме позволяют лучшему усвоению учебного материала....

Урок – сказка в 5 классе по теме «Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи».

Урок - сказка «Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи» предназначен  для обучающихся 5 класса. В игровой форме ученики повторят весь пройденный м...

Урок-сказка в 5 классе «Волшебная сила уравнений».

Урок-сказка  «Волшебная сила уравнений» – урок комплексного применения знаний, который проводится в 5 классе в конце учебного года в рамках итогового повторения по теме «Десятичные дроби и действ...

Урок-сказка в 8 классе "Колобок и химия" на тему "Физические и химические явления. Признаки химических реакций".

Цель данного урока - в игровой и незамысловатой форме повторить явления в химии и выяснить признаки химических реакций. Проведение урока требует небольшой подготовки,  но результат того стоит. Ре...

Урок-сказка математика 5 класс.

Презентация для урока математики в 5 классе. Тема урока "  Решение уравнений и задач на составление уравнений " ....

Нестандартные формы работы на уроках математики. Разработка урока-сказки в 5 классе

В статье приведена разработка  урока обобщения знаний уч-ся по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей". Урок сопровождается показом слайдов с фрагментами сказки....