Урок математики в 5 классе" Все действия с натуральными числами".
методическая разработка по математике (5 класс) по теме

Урок - закрепление знаний, посвященный 70-летию битвы за Москву. Урок с использованием презентации РР и маршрутного  листа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок математики в 5 классе, посвященный 70-летию Битвы за Москву.

Тема: Все действия с натуральными числами

I Организация начала урока

Здравствуйте!  Проверьте, пожалуйста, наличие раздаточного материала у вас на парте, а также свою готовность к уроку.

II Сообщение темы , цели и задач урока.

Сегодня у нас необычный урок. Он связан с историей нашей Родины. Каким образом – вы узнаете в течение урока. А тема нашего урока: «Все действия с натуральными числами». СЛАЙД1

Какие цели поставим на сегодняшний урок? (обсудите с соседом, какие понятия необходимо повторить, чтобы плодотворно работать на уроке)

        - повторить все действия с числами

                - сложение (компоненты и свойства)

                - вычитание (компоненты и свойства)

                - умножение (компоненты и свойства)

                - деление (компоненты и свойства)

                - степень числа (компоненты и свойства)

        - способы упрощения выражений

                - распределительное свойство

                - вынесение общего множителя за скобки

                - применение свойств умножения

        - решение уравнений

                - использование способов упрощения выражений и свойств действий с числами.

Какие свойства чаще всего используются при упрощении выражений:

        - распределительное свойство умножения (вынесение общего множителя за скобки)

        - сочетательные свойства умножения и сложения

        - свойства вычитания числа из суммы и суммы из числа.

I вариант сформулируйте распределительное свойство умножения и правило вычитания суммы и числа

II вариант – вынесение общего множителя за скобки и правило вычитания числа из суммы.

III Актуализация знаний учащихся. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока.

Начнем с устного счета. Выполните действия по вариантам и запишите получившиеся числа на первой странице маршрутного листа в соответствии с вашим вариантом.

I вариант

II вариант

III вариант

1.  4 · 12–16 · 3 =

2.  174 · 5 – 173 · 5 =

3.  53 – 124 =

4. 102 : 50 =

5. 32 – 23 =

6. 3 · 1000 – 997 · 3 =

7. 500 : 125 =

8. 110 =

1.  3 · 237–236 · 3 =

2.  18 · 2 – 3 · 12 =

3.  82 – 43 =

4. 62 : 22 =

5. 103 – 999 =

6. 3 · 2000 – 1997 · 3 =

7. 300 : 75 =

8. 111 =

1.  2 · 394–393 · 3 =

2.  21 · 2 – 7 · 6 =

3.  92 – 34 =

4. 102 : 52 =

5. 33 – 26 =

6. 3 · 3000 – 2997 · 3 =

7. 600 : 150 =

8. 21 =

СЛАЙД2

        

         Получили 3 даты. Кто знает, что объединяет эти даты?

                - Битва за Москву. СЛАЙД3

        Сегодня мы вспомним героический подвиг советских людей. 22 июня 1941 фашистская Германия под руководством Гитлера вероломно напала на Советский Союз.

        Обратим внимание сначала на первую дату 30.09.1941.Что она означает?

                - Наступление немцев на Москву СЛАЙД4

        Немецкое командование рассчитывало на непродолжительную войну. В первую очередь должна была захвачена Москва. Но сопротивление советских войск помешало его выполнению. В частности, битва за Смоленск задержала немецкое наступление на Москву на 2 месяца. Битвы за Ленинград и за Киев также оттянули часть сил вермахта, предназначенных для наступления на Москву.  Таким образом, немецкое наступление на Москву началось только 30 сентября. Целью наступления являлся захват Москвы до наступления холодов. Для этого была разработана специальный план. Как он назывался, вы узнаете, решив уравнения в п.3 маршрутного листа (устно):

3.

Решите уравнения:

(Ф) 65 : х = 5;    (У) а + 49 = 101;    (Т)  b - 27 = 27;        

(А)  с : 4 = 16;    (Й) 125у = 1000;   (Н) 25 – d = 16;

Т

А

Й

Ф

У

Н

54

64

8

13

52

9

СЛАЙД5

План «Тайфун» состоял в следующем: «Город должен быть окружен так, чтобы ни один русский солдат,  ни один житель - будь то мужчина, женщина или ребенок – не мог его покинуть, чтобы Москва и ее окрестности были затоплены водой. Там, где стоит Москва, должно возникнуть огромное море, которое навсегда скроет от цивилизованного мира столицу русского народа…»

        <<Какие цифры отсутствуют в ответах?

        - 0 и 7

        Как связаны эти цифры с событиями о которых мы говорим?

        - 70 лет Битве под Москвой>>

IV Основной этап работы  

Оборона  Москвы началась 30 сентября. Немцы бросили все силы на захват нашей столицы. Но советские войска стояли насмерть за Москву. СЛАЙД6

Выполнив следующие задания МР4 вы узнаете соотношение сил немецкой армии и советских войск. Решите три любые задания (правильно оцените свои силы) ПРОВЕРКА НА МАГНИТНОЙ ДОСКЕ (таблица, которую заполняют учащиеся по мере решения заданий)

 Найдите значение выражения :

1. 102х= _______________________________________;

а) если х = 140: _________________________________;

б) если х = 76: _________________________________;

2. 80 · у · 125 = _________________________________;

а) если у = 180: _________________________________;

б) если у = 125: _________________________________;

3. 15k – 6k + k = ________________________________;

а) если k = 170: _________________________________;

б) если k = 99: _________________________________;

4. 4х + 12у + 6х + у = ____________________________;

если х = 100, у = 30: ___________________________;

5.  12a + b - 6a + 6b = ___________________________;

если  х = 100, у = 11: ____________________________.

Соотношение сил

Немецкая армия

Советские войска

войска

1а). 180000

1б). 125000

орудия

2а). 14000

2б). 7600

танки

3а). 1700

3б). 990

самолеты

4. 1390

5. 677

Какой вывод можно сделать, глядя на эту таблицу?

        -Силы были неравны. Силы противника превосходили силы наших войск.

На сколько больше танков было у немецких войск? (710)

На сколько меньше было самолетов у нашей армии? (713).

        Но Москву защищали не только бойцы Красной армии. СЛАЙД7 Москвичи, в основном это были дети и старики сооружали баррикады, устанавливали противотанковые ежи, проволочные заграждения. Решите любое из предложенных уравнений.

        

1 43х – 249 = 181;              

  Ответ: __10______    км баррикад        

2.  (у + 808) : 16 = 52;                                                    

  Ответ: ____24_____ тыс. противотанковых ежей

3.  3735 : х – 34 = 49;

Ответ: _____45_____  км проволочных ограждений.

Москвичи как могли отстаивали свой город.

        Каждую ночь фашисты совершали авианалет на город. СЛАЙД 8 Но небо стойко охраняли советские летчики. У немецких летчиков был приказ : не приближаться в воздухе к советским самолетам ближе, чем на 100 м. Как вы думаете почему?

        - из-за таранов

         За годы войны было совершено более 600 таранов. Больше половины из них были совершены в 1941 – 1942 гг. Одним из первых, совершившим таран, в том числе, ночной.ю был советский летчик, именем которого названа улица в нашем округе.

Вы узнаете его имя, выполнив следующее задания, используя свойства действий. МЛ6.

Вычислите удобным способом:

(А) 125 ·14 · 8 = ________________________________;

(И) 4 · 49 · 250 = _______________________________;

(Л) 20 · 91 · 250 = ______________________________;

(Н) 1975 + 549 + 1025 + 1451 + 600 =_______________;

(Т) 18959 – (4600 + 5959) = ______________________;

(Х) (1111 + 430) – 911 = _________________________;

СЛАЙД9

Т

А

Л

А

Л

И

Х

И

Н

8400

14000

91000

14000

91000

49000

630

49000

5600

СЛАЙД10  Виктор Талалихин погиб в неравном бою 270 октября 1941 г. А 28 октября 1941 года ему присвоено звание Героя Советского Союза.

Немцы не ожидали такого отпора. Операция «Тайфун» была провалена.  СЛАЙД11

 7 ноября 1941 на Красной площади состоялся традиционный парад советских войск.  Прямо с Красной площади бойцы уходили на фронт.

Но враг наступал. Вокруг Москвы шли ожесточенные бои. СЛАЙД12  Советские солдаты стояли насмерть. И об одном из этих подвигов вы узнаете, выполнив следующее задание. МР7

Продолжите ряд чисел:

1. 1; 3; 5;  _____; 9; …

2. 1; 7; 14; _____; 56; …

3. 1; 4; 9; _____; 25;…

4. 1; 2; 4; 7; _____; 16; …

5. 1; 3; 6; 8; 16; ____; 36; …

6. 1; 5; 20; 16; ____; 8; …                

 

СЛАЙД13

Заполните пропуски в тексте, используя п.7 МЛ

СЛАЙД14

__28____ бойцов из дивизии Ивана Панфилова

___16___   __11____ 1941 года

в __7___ км от г. Волоколамска у железнодорожного разъезда Дубосеково

в ___4__ - часовом бою

подбили _18___ танков противника, не пропустив врага!

«Велика Россия, а отступать некуда: позади Москва!»

Эти слова, облетевшие весь фронт, произнес политрук Василий Клочков, возглавлявший героев-панфиловцев.  В честь их подвига был установлен памятник у железнодорожного разъезда Дубосеково. СЛАЙД15  Им всем присвоено звание Героев Советского Союза. Кроме, этого их подвиг был увековечен в песне. Кто знает в какой?

        - Гимн Москвы.

        «Мы запомним суровую осень,

          Скрежет танков и отблеск штыков,

           И в сердцах будут жить  двадцать восемь

          Самых храбрых твоих сынов!»

Теперь вернемся ко второй дате  05.12.1941. СЛАЙД16

        - Советские войска перешли в контрнаступление и начался второй этап обороны Москвы – наступательный. Это была первая крупная победа советских войск и миф о непобедимости немецкой армии был разрушен. И продолжался этот этап до 20.04.1942 г СЛАЙД17 ( третья дата). 20.04 1942 года закончилась оборона Москвы. Но до Победы было еще почти 4 года.

        Узнать, сколько дней продолжалась оборона Москвы, вам поможет Волшебный квадрат. СЛАЙД18  Выберете четыре любых числа, при условии что они не должны располагаться в одной строке и в одном столбце. (разных цветов и не в одном столбце) и сложите их.

60

70

33

117

30

40

3

87

45

55

18

102

28

38

1

85

203 дня длилась оборона Москвы. В этой гигантской битве с обеих сторон участвовало более 7000000 человек.

V Подведение итогов урока.

СЛАЙД19

        - Когда началась оборона Москвы?

        - Как назывался план захвата Москвы?

        - Когда произошел переломный этап в ходе обороны Москвы?

        - Как звали Героя Советского Союза, первым совершившим ночной таран?

        - Как москвичи помогали оборонять свой город?

        - Сколько дней длилась оборона Москвы?

        - Когда закончилась оборона Москвы?

СЛАЙД20

        Какие свойства действий с числами помогли  вам на уроке?        

Подсчитайте количество баллов, которые вы заработали на уроке и выставите оценку.

Спасибо за урок! До свидания!



Предварительный просмотр:

содержание

max

баллы

1.

блиц – опрос

2.

Устный счет

Найдите значение выражения:

1.  3 · 237–236 · 3 = _______________________________;

2.  18 · 2 – 3 · 12 = ________________________________;

3.  82 – 43 = ______________________________________;

4. 62 : 22 = _______________________________________;

5. 103 – 999 = ____________________________________;

6. 3 · 2000 – 1997 · 3 = ____________________________;

7. 300 : 75 = _____________________________________;

8. 111 = _________________________________________;

1

1

1

1

1

1

1

1

 3.

Решите уравнения:

(Ф) 65 : х = 5;    (У) а + 49 = 101;    (Т)  b - 27 = 27;        

(А)  с : 4 = 16;    (Й) 125у = 1000;   (Н) 25 – d = 16;

54

64

8

13

52

9

6

4.

Выберите любые ТРИ задания и найдите значение выражения :

1. 102y = ______________________________________;

а) если у = 140: ________________________________;

б) если у = 76: _________________________________;

2. 80 · x · 125 = ________________________________;

а) если х = 180: ________________________________;

б) если х = 125: ________________________________;

3. 15k – 6k + k = _______________________________;

а) если k = 170: ________________________________;

б) если k = 99: _________________________________;

4. 4х + 12у + 6х + у = ___________________________;

если х = 100, у = 30: ___________________________;

5.  12a + b - 6a + 6b = ___________________________;

если  a = 100, b = 11: ___________________________.

Соотношение сил

Немецкая армия

Советские войска

орудия

1.а)

1.б)

войска

2.а)

2.б)

танки

3.а)

3.б)

самолеты

4.

5.

1

1

1

2

1

1

3

1

1

4

2

5

2

5.

Решите любое уравнение:

1.  43х – 249 = 181;              

  Ответ: ________            

2.  (у + 808) : 16 = 52;                                                    

  Ответ: _________

3.  3735 : х – 34 = 49;

Ответ: __________

 

3

5

7

6.

Вычислите удобным способом:

(А) 125 ·14 · 8 = ________________________________;

(И) 4 · 49 · 25 = ________________________________;

(Л) 91 · 5 · 200 = _________________________________;

(Н) 975 + 549 + 25 + 451 + 800 =____________________;

(Т) 18959 – (4600 + 5959) = ________________________;

(Х) (1111 + 430) – 911 = ___________________________;

8400

14000

91000

14000

91000

4900

630

4900

2800

2

2

2

3

3

3

7.

Продолжите ряд чисел:

1. 1; 3; 5;  _____; 9; …

2. 7; 14; _____; 56; …

3. 1; 4; 9; _____; 25;…

4. 1; 2; 4; 7; _____; 16; …

5. 1; 3; 6; 8; 16; ____; 36; …

6. 1; 5; 20; 16; ____; 8; …               

1

2

3

3

4

7

8.

Заполните пропуски в тексте, используя п.7

              бойцов из дивизии Ивана Панфилова

                            1941 года

в            км от г. Волоколамска, у железнодорожного разъезда Дубосеково,

в                - часовом бою

подбили              танков противника, не пропустив врага!

«Велика   Россия,  а   отступать некуда:    

позади    Москва!»

(Василий Клочков)

1

4

Дополнительные баллы

                                                      ИТОГО:

Ваша оценка:

 65 баллов и более – «5»

50 – 64 баллов – «4»

38 – 49  баллов – «3»

Менее 38 баллов – «2»

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

ученика(цы) 5__ класса

____________________________

     

______________________________________

I  вариант



Предварительный просмотр:

содержание

max

баллы

1.

блиц – опрос

2.

Устный счет

Найдите значение выражения:

1.  4 · 12–16 · 3 = _________________________________;

2.  174 · 5 – 173 · 5 = ______________________________;

3.  53 – 124 = ____________________________________;

4. 102 : 50 = _____________________________________;

5. 32 – 23 = ______________________________________;

6. 3 · 1000 – 997 · 3 = _____________________________;

7. 500 : 125 = ____________________________________;

8. 110 = _________________________________________;

1

1

1

1

1

1

1

1

 3.

Решите уравнения:

(Ф) 65 : х = 5;    (У) а + 49 = 101;    (Т)  b - 27 = 27;        

(А)  с : 4 = 16;    (Й) 125у = 1000;   (Н) 25 – d = 16;

54

64

8

13

52

9

6

4.

Выберите любые ТРИ задания и найдите значение выражения :

1. 102y = ______________________________________;

а) если у = 140: ________________________________;

б) если у = 76: _________________________________;

2. 80 · x · 125 = ________________________________;

а) если х = 180: ________________________________;

б) если х = 125: ________________________________;

3. 15k – 6k + k = _______________________________;

а) если k = 170: ________________________________;

б) если k = 99: _________________________________;

4. 4х + 12у + 6х + у = ___________________________;

если х = 100, у = 30: ___________________________;

5.  12a + b - 6a + 6b = ___________________________;

если  a = 100, b = 11: ___________________________.

Соотношение сил

Немецкая армия

Советские войска

орудия

1.а)

1.б)

войска

2.а)

2.б)

танки

3.а)

3.б)

самолеты

4.

5.

1

1

1

2

1

1

3

1

1

4

2

5

2

5.

Решите любое уравнение:

1.  43х – 249 = 181;              

  Ответ: ________            

2.  (у + 808) : 16 = 52;                                                    

  Ответ: _________

3.  3735 : х – 34 = 49;

Ответ: __________

 

3

5

7

6.

Вычислите удобным способом:

(А) 125 ·14 · 8 = ________________________________;

(И) 4 · 49 · 25 = _________________________________;

(Л) 91 · 5 · 200 = _________________________________;

(Н) 975 + 549 + 25 + 451 + 800 =____________________;

(Т) 18959 – (4600 + 5959) = ________________________;

(Х) (1111 + 430) – 911 = ___________________________;

8400

14000

91000

14000

91000

4900

630

4900

2800

2

2

2

3

3

3

7.

Продолжите ряд чисел:

1. 1; 3; 5;  _____; 9; …

2. 7; 14; _____; 56; …

3. 1; 4; 9; _____; 25;…

4. 1; 2; 4; 7; _____; 16; …

5. 1; 3; 6; 8; 16; ____; 36; …

6. 1; 5; 20; 16; ____; 8; …               

1

2

3

3

4

7

8.

Заполните пропуски в тексте, используя п.7

              бойцов из дивизии Ивана Панфилова

                            1941 года

в            км от г. Волоколамска, у железнодорожного разъезда Дубосеково,

в                - часовом бою

подбили              танков противника, не пропустив врага!

«Велика   Россия,  а   отступать некуда:    

позади    Москва!»

(Василий Клочков)

1

9

Дополнительные баллы

                                                      ИТОГО:

Ваша оценка:

 65 баллов и более – «5»

50 – 64 баллов – «4»

38 – 49  баллов – «3»

Менее 38 баллов – «2»

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

ученика(цы) 5__ класса

____________________________

     

______________________________________

II  вариант



Предварительный просмотр:

содержание

max

баллы

1.

блиц – опрос

2.

Устный счет

Найдите значение выражения:

1.  2 · 394–393 · 2 = _______________________________;

2.  21 · 2 – 7 · 6 = _________________________________;

3.  92 – 34 = ______________________________________;

4. 102 : 52 = ______________________________________;

5. 33 – 26 = ______________________________________;

6. 3 · 3000 – 2997 · 3 = ____________________________;

7. 600 : 150 = ____________________________________;

8. 21 = __________________________________________;

1

1

1

1

1

1

1

1

 3.

Решите уравнения:

(Ф) 65 : х = 5;    (У) а + 49 = 101;    (Т)  b - 27 = 27;        

(А)  с : 4 = 16;    (Й) 125у = 1000;   (Н) 25 – d = 16;

54

64

8

13

52

9

6

4.

Выберите любые ТРИ задания и найдите значение выражения :

1. 102y = ______________________________________;

а) если у = 140: ________________________________;

б) если у = 76: _________________________________;

2. 80 · x · 125 = ________________________________;

а) если х = 180: ________________________________;

б) если х = 125: ________________________________;

3. 15k – 6k + k = _______________________________;

а) если k = 170: ________________________________;

б) если k = 99: _________________________________;

4. 4х + 12у + 6х + у = ___________________________;

если х = 100, у = 30: ___________________________;

5.  12a + b - 6a + 6b = ___________________________;

если  a = 100, b = 11: ___________________________.

Соотношение сил

Немецкая армия

Советские войска

орудия

1.а)

1.б)

войска

2.а)

2.б)

танки

3.а)

3.б)

самолеты

4.

5.

1

1

1

2

1

1

3

1

1

4

2

5

2

5.

Решите любое уравнение:

1.  43х – 249 = 181;              

  Ответ: ________            

2.  (у + 808) : 16 = 52;                                                    

  Ответ: _________

3.  3735 : х – 34 = 49;

Ответ: __________

 

3

5

7

6.

Вычислите удобным способом:

(А) 125 ·14 · 8 = ________________________________;

(И) 4 · 49 · 25 = _________________________________;

(Л) 91 · 5 · 200 = _________________________________;

(Н) 975 + 549 + 25 + 451 + 800 =____________________;

(Т) 18959 – (4600 + 5959) = ________________________;

(Х) (1111 + 430) – 911 = ___________________________;

8400

14000

91000

14000

91000

4900

630

4900

2800

2

2

2

3

3

3

7.

Продолжите ряд чисел:

1. 1; 3; 5;  _____; 9; …

2. 7; 14; _____; 56; …

3. 1; 4; 9; _____; 25;…

4. 1; 2; 4; 7; _____; 16; …

5. 1; 3; 6; 8; 16; ____; 36; …

6. 1; 5; 20; 16; ____; 8; …               

1

2

3

3

4

7

8.

Заполните пропуски в тексте, используя п.7

              бойцов из дивизии Ивана Панфилова

                            1941 года

в            км от г. Волоколамска, у железнодорожного разъезда Дубосеково,

в                - часовом бою

подбили              танков противника, не пропустив врага!

«Велика   Россия,  а   отступать некуда:    

позади    Москва!»

(Василий Клочков)

1

9

Дополнительные баллы

                                                      ИТОГО:

Ваша оценка:

65 баллов и более – «5»

50 – 64 баллов – «4»

38 – 49  баллов – «3»

Менее 38 баллов – «2»

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

ученика(цы) 5__ класса

____________________________

     

______________________________________

III  вариант


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок в 5 классе "Действия с натуральными числами"

урок обобщения и систематизации знаний учащихся по математике в 5 классе по теме "Действия с натуральными числами" с элементами истории нашей страны....

Конспект урока математики 5 класс. Действия с натуральными числами

Разработка урока математики в 5 классе по теме "Сложение, вычитание, умножение и деление натуральных чисел"...

Урок повторения по теме «Действия с натуральными числами»

Урок повторения по теме «Действия с натуральными числами» для 5 кл. по математике +  презентация...

Конспект урока "Путешествие в сказку" (Действия с натуральными числами) 5 класс

Урок математики  в нетрадиционной форме с приложением тематической презентации....

Контрольная работа по математике 5 класс " Действия с натуральными числами"

Контрольная работа по математике  для 5 класса, карточки на два варианта....

Методическая разработка по математике на тему: "Действия с натуральными числами"

Интегрированный урок обобщения и систематизации материала по теме "Действия с натуральными числами.", с использованием дидактической игры "Бизнес-игра Банк". Данная тема программы ...