Программа кружка занимательная математика
рабочая программа по алгебре (5 класс) по теме
Основные разделы программы :
1. Различные способы решения задач.
2. Удивительный мир математики.
3. В мире чисел.
4. Занимательная геометрия
5. Разнообразный мир задач.
6. Конкурсные и олимпиадные задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_zanimatelnaya_matematika.doc | 108 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ « Николаевская средняя общеобразовательная школа».
Утверждено Согласовано
Директор МОУ « Николаевская СОШ» Зам. директора по В. Р.
Сидоренко Л, Г.--------------------------- Захарова Н.Г.------------------
-------------------------- -----------------------------------
Образовательная программа
дополнительного образования
детей
«Занимательная математика»
Для детей 11-13лет.
Разработала
педагог дополнительного образования
Лебедева Лидия Павловна.
2008-2009 учебный год.
1. Пояснительная записка
Программа основана на типовой программе « Факультативные курсы по математике. За страницами учебников математики. Математическая мозаика.»
Москва, просвещение, 1990.
Школьное математическое образование вносит большой вклад в формирование общей культуры человека Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических формул, рассуждений и т. д.
Путь развития при изучении математики состоит в формировании у учащихся характерных для этого предмета приёмов мыслительной деятельности . При этом , с точки зрения воспитания творческой личности, особенно важно, чтобы в структуру умственной деятельности школьников помимо алгоритмических умений и навыков, фиксированных в стандартных правилах, формулах и способах действий, вошли эвристические приёмы как общего, так и конкретного характера Владение этими приёмами необходимо для самостоятельного управления процессом решения творческих задач, применения знаний в новых, необычных ситуациях.
Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.
На занятиях математического кружка будут даны в краткой форме характеристики основным эвристическим приёмам, соответствующим математическому стилю мышления, будет раскрыто содержание некоторых специальных видов задач, направленных на развитие логико-лингвистических способностей учащихся 5-6 классов, а также показаны особенности методики работы с задачами, предназначенными для обучения школьников приёмам самостоятельной разработки небольших фрагментов теории.
Цель:
- развитие у школьников логического мышления и творческих способностей.
Задачи:
- повышать уровень школьной математической подготовки путём расширения изучаемого материала, рассмотрения некоторых вопросов , не входящих в школьную программу по математике;
- развивать творческие способности учащихся путём решения нестандартных задач из различных областей математики;
-воспитывать у учащихся интерес к занятиям математикой;
Обеспечение программы
1.Непосредственно основные занятия.
2. Дидактический материал для индивидуальных занятий.
3. Учебные пособия на каждого учащегося:
а) И.Ф.Шарыгин, А.В.Шевкин. Математика. Задачи на смекалку
Москва, Просвещение, 1995.
б) И.Ф.Шарыгин, Л.Н.Ерганжиева Наглядная геометрия 5-6кл
Дрофа, Москва, 2002г
2. Условия реализации программы
Программа рассчитана на обучение и воспитание детей от 11 до 13 лет.
Количество воспитанников в группе: человек.
Периодичность занятий- 2раза в неделю по 1 часу
3.Требования к знаниям и умениям
К концу первого года обучения учащиеся должны
Знать:
- основные эвристические приёмы, соответствующие математическому стилю мышления.
-способы решения различных математических задач: логических, на переливания, на взвешивания, комбинаторных , на составление выражений, отыскание чисел, разрезание фигур на равные части.
- некоторые методы решения математических задач : «проб и ошибок », разбиение целого на части , реконструкция целого по части и т. д.
-некоторые приёмы быстрых вычислений.
Уметь:
- использовать изученные эвристические приёмы при решении задач;
-выбирать способ решения математических задач;
-решать простейшие задачи творческого характера;
-составлять простейшие задачи творческого характера
4.Оценка результатов обучения.
В целях контроля и оценки результативности занятий проводятся : тесты, контрольные срезы, олимпиады, викторины.
Итоги проведённых мероприятий анализируются и обсуждаются с обучающимися и присутствующими учителями.
Результаты обучения можно оценить и результативностью участия школьников в различных интеллектуальных играх, конкурсах, школьных и районных математических олимпиадах.
5.Методические рекомендации
Программа предусматривает несколько методик:
-дифференцированного обучения;
-развивающего обучения;
-игровую технологию;
-личностно-ориентированную технологию.
Методы, формы обучения, контроля, избранные на основе поставленных задач.
№ | Задачи программы. | Методы обучения, контроля. | Формы обучения, проверка результативности. |
1. Повышение уровня школьной математической подготовки путём расширения изучаемого материала, рассмотрения некоторых вопросов, не входящих в школьную программу по математике. | Методы обучения (словесно-иллюстративный, репродуктивный, продуктивный -работа в группе. Методы сотрудничества педагога и воспитанников ( создание проблемной ситуации, ситуации взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничества) Методы контроля: тестирование, Викторина, контрольные срезы0 | -индивидуальная работа по решению творческих задач - практикумы по решению и составлению задач. |
2. | Развитие творческих способностей учащихся путём решения нестандартных задач из различных областей математики | Метод мотивации ( создание ситуации успеха, поощрение, стимулирующее оценивание) | -познавательные игры, -самостоятельная исследовательская работа -составление задач -конкурсы |
3. | Воспитание у учащихся интереса к занятиям математикой. | Методы мотивации( создание ситуации успеха, поощрение, побуждение к поиску альтернативных решений) | -индивидуальная работа -практические занятия -творческие задания -самоанализ |
Учебный план к образовательной программе кружка «Занимательная математика» для 5-6 кл
№ | Образовательные области | Всего часов | Теория | практика |
1. | Удивительный мир математики. | 6 | 1 | 5 |
2. | В мире чисел. | 9 | 4 | 5 |
3. | Занимательная геометрия. | 8 | 2 | 6 |
4. | Разнообразный мир задач. | 9 | 3 | 6 |
5. | Конкурсные и олимпиадные задачи. | 4 | 2 | 2 |
6.Годовой учебно- тематический план
№ | Название темы | Всего | теория | практика |
1. | Удивительный мир математики. | 12 | 2 | 10 |
1. | Вводное занятие. | 1 | 1 |
2. | Задачи-шутки. | 2 | - | 2 |
3. | Задачи-загадки, задачи- шуточные истории. | 2 | - | 2 |
4. | Задачи на переправы и разъезды. | 2 | - | 2 |
5. | Анаграммы. | 2 | - | 2 |
6. | Задачи на принцип Дирихле. | 3 | 1 | 2 |
2. | В мире чисел. | 15 | 5 | 10 |
1. | Игры с числами и предметами. | 2 | 1 | 1 |
2. | Как сосчитать? Приёмы быстрых вычислений. | 3 | 1 | 2 |
3. | Головоломки. | 3 | 1 | 2 |
4. | Числовые ребусы. | 3 | 1 | 2 |
5. | Удивительный мир чисел | 2 | 1 | 1 |
6. | Судоку. | 2 | 2 |
3. | Занимательная геометрия. | 19 | 9 | 10 |
1. | Рисование фигур на клетчатой бумаге. | 2 | 1 | 1 |
2. | Разрезание фигур на равные части. | 2 | 1 | 1 |
3. | Упражнения с куском бумаги. | 2 | 1 | 1 |
4. | Домино, тримино, тетрамино, пентамино. | 2 | 1 | 1 |
5. | Геометрические софизмы и парадоксы. | 2 | 1 | 1 |
6. | Задачи со спичками | 1 | - | 1 |
7. | Лента Мёбиуса. | 2 | 1 | 1 |
8. | Кривые Дракона. | 2 | 1 | 1 |
9. | Геометрические головоломки: танграм, стомахион. | 2 | 1 | 1 |
10. | Оригами. | 2 | 1 | 1 |
4. | Учись решать задачи. | 18 | 5 | 13 |
1. | Логические задачи. | 5 | 1 | 4 |
2. | Задачи на переливания. | 2 | - | 2 |
3. | Задачи на взвешивания. | 3 | 1 | 2 |
4. | В «худшем случае». | 2 | 1 | 1 |
5. | Комбинаторные задачи. | 3 | 1 | 2 |
6. | Задачи на «круги Эйлера». | 3 | 1 | 2 |
5. | Конкурсные и олимпиадные задачи. | 8 | 0 | 8 |
1. | Задачи математического конкурса « Кенгуру» | 5 | 5 |
2. | Задачи школьных и математических олимпиад. | 3 | 3 |
8. Содержание программы
1.Тема № 1. Удивительный мир математики.( 12ч)
Знакомство с миром математики, с различными занимательными задачами- шутками, задачами- шуточными – историями ,задачами на переправы и разъезды, анаграммами, задачами на принцип Дирихле.
2. Тема № 2. В мире чисел. (15ч.)
Знакомство с различными видами чисел (чётные, нечётные, совершенные, обращённые, палиндрамические, совершенные ).Рассмотрение приёмов быстрых вычислений. Решение различных числовых головоломок и ребусов, составление числовых кроссвордов. Знакомство с головоломкой «Судоку»
3. Тема № 3. Занимательная геометрия. (19ч)
Знакомство с простейшими геометрическими построениями, привитие навыков работы с бумагой, изготовление геометрических игр (домино, тримино, тетрамино, пентамино,танграм, стомахион), решение занимательных геометрических задач.
4. Тема №4. Учись решать задачи. (18ч)
Рассмотрение способов решения логических задач, задач на переливания и взвешивания, задач на принцип Дирихле, комбинаторных задач и задач на «круги Эйлера»
5. Тема № 6. Конкурсные и олимпиадные задачи. (8 ч.)
Рассмотрение задач международного математического конкурса « Кенгуру» и задач школьных и районных математических олимпиад прошлых лет.
9.Литература
Для педагога:
1. Т. Н. Миракова. Развивающие задачи на уроках математики в 5-8 кл.
Квантор, №3, 1991.
2.Л. Ф. Пичурин. За страницами учебника алгебры.
Москва, Просвещение, 1990
3. Занимательно о физике и математике.
Библиотечка « Квант», выпуск 50, Москва, Наука, 1987.
4. М. В. Возлинская. Нестандартная математика в школе. Задачник.
Москва, « Лайда», 1993
5. М. Гарднер. Есть идея.
Москва, Мир, 1982.
6. И. И. Баврин, Е.А. Фрибус. Занимательные задачи по математике.
Москва, Владос, 1999.
7. Задачи международного математического конкурса « Кенгуру», 2006 г.
8. Е. И. Игнатьев. В царстве смекалки.
Москва, Наука, 1987.
9. В. А. Кордемский. А.А.Ахадов. Удивительный мир чисел.
Москва, Просвещение, 1986.
10. Я. Л. Трембовольский, И. В. Чекалов. Ваше слово, эрудиты!
Москва, Просвещение, 1990
Для обучающихся.
1. И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин, Математика. Задачи на смекалку. 5-6 кл.
Москва, Просвещение, 1995.
2. И Ф. Шарыгин, Л. Н. Ерганжиева. Наглядная геометрия 5-6 кл
Москва, Дрофа, 2002.
3. Учебники Математика 5,6 кл под редакцией Г. В. Дорофеева, разделы «Для тех, кому интересно».
4. Н.Лэгдон, Ч. Снэйп. С математикой в путь
Москва, Педагогика, 1987.
10.Приложения.
1. Книги по занимательной математике.
2 Дидактический раздаточный материал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Занимательная математика" 6 класс.
Внеурочная деятельность по предмету....
Рабочая программа кружка "Занимательная математика"
Данная программа рассчитана на 1 год и предназначена для учащихся 5-6 классов. Уровень сложности заданий позволяет привлечь значительное число учащихся, а не только сильных учеников....
Программа кружка "Занимательная математика"
Внеклассная работа по математике....
Дополнительное образование, программа кружка "занимательная математика"
Дополнительное образование, программа кружка "занимательная математика"...
Программа кружка "Занимательная математика"
Программа расчитана на 4 года для учащихся 5-8 классов....
Программа кружка "Занимательная математика" (для средней школы)
Программа кружка «Занимательная математика» состоит из 5-ти блоков:1. Биографические миниатюры2. Приемы устного счета3....
Программа кружка "Занимательная математика"
Внеурочная деятельность. ФГОС. 6 класс....