Программа кружка "За страницам и учебника математики" для 9-10 кл.
рабочая программа по алгебре (9 класс) по теме
Разделы программы:
1. Простые и составные числа.
2.Системы счисления.
3. Числовые множества.
4. Элементы математической логики.
5. Нестандартные уравнения,неравенства и их системы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_za_str._uch._matematiki.doc | 107 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ « Николаевская средняя общеобразовательная школа».
Утверждено Согласовано
Директор МКОУ « Николаевская СОШ» Зам. директора по В.Р.
Сидоренко Л, Г.--------------------------- Захарова Н.Г.------------------
-------------------------- -----------------------------------
Образовательная программа дополнительного образования детей.
«За страницами учебника математики»
Для детей 14-16 лет.
Разработала педагог
дополнительного образования
Лебедева Лидия Павловна.
2012-2013 учебный год
1. Пояснительная записка
Программа основана на типовой программе « Факультативные курсы по математике. За страницами учебников математики. Математическая мозаика.»
Москва, просвещение, 1990.
Школьное математическое образование вносит большой вклад в формирование общей культуры человека Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических формул, рассуждений и т. д.
Путь развития при изучении математики состоит в формировании у учащихся характерных для этого предмета приёмов мыслительной деятельности . При этом , с точки зрения воспитания творческой личности, особенно важно, чтобы в структуру умственной деятельности школьников помимо алгоритмических умений и навыков, фиксированных в стандартных правилах, формулах и способах действий, вошли эвристические приёмы как общего, так и конкретного характера Владение этими приёмами необходимо для самостоятельного управления процессом решения творческих задач, применения знаний в новых, необычных ситуациях.
Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.
На занятиях математического кружка будут даны в краткой форме характеристики основным эвристическим приёмам, соответствующим математическому стилю мышления, будет раскрыто содержание некоторых специальных видов задач, направленных на развитие логико-лингвистических способностей учащихся 8-9 классов, а также показаны особенности методики работы с задачами, предназначенными для обучения школьников приёмам самостоятельной разработки небольших фрагментов теории.
Особое внимание будет уделено решению задач повышенной трудности.
Цель:
Развивать математические способности учащихся, ориентация на индивидуализацию в обучении, на подготовку к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности.
Задачи:
- Помочь школьникам приобрести необходимый опыт и выбрать собственную систему эвристических приёмов, позволяющих решать нестандартные задачи;
- развивать творческие способности учащихся путём решения нестандартных задач из различных областей математики;
-воспитывать у учащихся интерес к занятиям математикой;
Планируемый результат:
Возрастание интереса к математике, повышение активности на уроках и во внеклассной работе, успешное участие в математических олимпиадах.
Обеспечение программы
1.Непосредственно основные занятия.
2. Дидактический материал для индивидуальных занятий.
2. Условия реализации программы
Программа рассчитана на обучение и воспитание детей от 14 до 16 лет.
Количество воспитанников в группе: 15 человек.
Периодичность занятий : 1 раз в неделю 2 часа.
3.Требования к знаниям и умениям
К концу первого года обучения учащиеся должны
Знать:
- основные эвристические приёмы, соответствующие математическому стилю мышления;
- способы решения различных математических задач: логических, комбинаторных , на составление выражений;
- различные способы решения нестандартных задач;
Уметь:
- использовать изученные эвристические приёмы при решении задач;
-выбирать способ решения математических задач;
-решать простейшие задачи творческого характера;
- решать задачи повышенной трудности;
4.Оценка результатов обучения.
В целях контроля и оценки результативности занятий проводятся : тесты, контрольные срезы, олимпиады, викторины.
Итоги проведённых мероприятий анализируются и обсуждаются с обучающимися и присутствующими учителями.
Результаты обучения можно оценить и результативностью участия школьников в различных интеллектуальных играх, конкурсах, школьных и районных математических олимпиадах.
5.Методические рекомендации
Программа предусматривает несколько методик:
-дифференцированного обучения;
-развивающего обучения;
-игровую технологию;
-личностно-ориентированную технологию.
Методы, формы обучения, контроля, избранные на основе поставленных задач.
№ | Задачи программы. | Методы обучения, контроля. | Формы обучения, проверка результативности. |
1. Повышение уровня школьной математической подготовки путём расширения изучаемого материала, рассмотрения некоторых вопросов, не входящих в школьную программу по математике. | Методы обучения (словесно-иллюстративный, репродуктивный, продуктивный -работа в группе. Методы сотрудничества педагога и воспитанников ( создание проблемной ситуации, ситуации взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничества) Методы контроля: тестирование, Викторина, контрольные срезы0 | -индивидуальная работа по решению творческих задач - практикумы по решению и составлению задач. |
2. | Развитие творческих способностей учащихся путём решения нестандартных задач из различных областей математики | Метод мотивации ( создание ситуации успеха, поощрение, стимулирующее оценивание) | -познавательные игры, -самостоятельная исследовательская работа -составление задач -конкурсы |
3. | Воспитание у учащихся интереса к занятиям математикой. | Методы мотивации( создание ситуации успеха, поощрение, побуждение к поиску альтернативных решений) | -индивидуальная работа -практические занятия -творческие задания -самоанализ |
Учебный план к образовательной программе кружка «За страницами учебника математики» для 8 – 9 кл.
№ | Образовательные области | Всего часов | Теория | практика |
1. | Простые и составные числа. | 10 | 3 | 7 |
2. | Системы счисления. | 9 | 4 | 5 |
3. | Числовые множества. | 12 | 5 | 7 |
4. | Элементы математической логики. | 14 | 7 | 7 |
5. | Уравнения, неравенства и их системы. | 23 | 9 | 14 |
6. Годовой учебно-тематический план
№ | Название темы | Всего | теория | практика |
1. | Простые и составные числа. | 10 | 3 | 7 |
1. | Деление натуральных чисел с остатком. Простые числа. Алгоритм Евклида. | 3 | 1 | 2 |
2. | Выражение НОД двух чисел через эти числа. Основная теорема арифметики. | 3 | 1 | 2 |
3. | Применение разложения чисел на простые множители. Уравнения в целых числах. Числа Ферма. | 4 | 1 | 3 |
2. | Системы счисления. | 9 | 4 | 5 |
1. | Развитие систем счисления. | 1 | 1 | - |
2. | d-ичные системы счисления. | 2 | 1 | 1 |
3. | Перевод числа из d-ичной системы в десятичную. | 1 | - | 1 |
4. | Перевод числа из десятичной в d-ичную систему. | 3 | 1 | 2 |
5. | Действия с d-ичными числами. | 2 | 1 | 1 |
3. | Числовые множества. | 12 | 5 | 7 |
1. | Понятие множества. Операции с множествами. | 3 | 1 | 2 |
2. | Операции на числовом множестве. | 2 | 1 | 1 |
3. | Понятие о числовом кольце и числовом поле. | 2 | 1 | 1 |
4. | Действительные числа. | 3 | 1 | 2 |
5. | Бесконечные числовые множества. | 2 | 1 | 1 |
18 | 6 | 12 |
4. | Элементы математической логики. | 14 | 7 | 7 |
1. | Классическая логика. | 2 | 1 | 1 |
2. | Высказывания. Простые и сложные высказывания. | 2 | 1 | 1 |
3. | Отрицание. | 2 | 1 | 1 |
4. | Конъюнкция и дизъюнкция высказываний. | 2 | 1 | 1 |
5. | Импликация и эквиваленция высказываний. | 2 | 1 | 1 |
6. | Алгебра логики. | 2 | 1 | 1 |
7. | Логическое следование. | 2 | 1 | 1 |
5. | Уравнения, неравенства и их системы. | 23 | 9 | 14 |
1. | Деление многочленов. | 2 | 1 | 1 |
2. | Теорема Безу. Корни многочлена. | 2 | 1 | 1 |
3. | Формулы Виета. | 2 | 1 | 1 |
4. | Многочлены с целыми коэффициентами. | 2 | 1 | 1 |
5. | Основные методы решения уравнений. | 5 | 2 | 3 |
6. | Основные методы решения систем уравнений. | 4 | 1 | 3 |
7. | Решение неравенств. | 3 | 1 | 2 |
8. | Доказательство неравенств. | 1 | - | 1 |
9. | Графическое решение систем уравнений и неравенств. | 2 | 1 | 1 |
7. Содержание программы
Тема № 1. Простые и составные числа (10 ч)
Знакомство с теорией простых и составных чисел ,методом Ферма разложения составного числа на простые множители. Признаки делимости.
Использование алгоритма Евклида для разложения числа на простые множители и для решения уравнения в целых числах. Простые числа. Основная теорема арифметики.
Тема № 2. Системы счисления (9ч)
Знакомство с историей возникновения и развития различных систем счисления. Десятичная система счисления. D-ичные системы счисления. Перевод числа из десятичной системы счисления в другую и наоборот. Правила выполнения действий с d-ичными числами.
Тема № 3. Числовые множества. ( 12 ч )
Знакомство с понятием числового множества. Операции объединения и пересечения множеств. Свойства операций над множествами. Понятие о числовом кольце и числовом поле. Множество действительных чисел. Бесконечные числовые множества.
Тема №4. Элементы математической логики (14 ч)
Знакомство с классической логикой. Виды высказываний: простые и сложные. Отрицание высказывания. Конъюнкция и дизъюнкция высказываний. Импликация и эквиваленция высказываний. Алгебра логики. Логическое следование.
Тема №5. Уравнения, неравенства и их системы. (23 ч)
Знакомство с многочленами, понятием корня многочлена. Теорема Безу. Алгоритм деления многочленов «уголком». Формулы Виета, связывающие корни многочлена с его коэффициентами.
Многочлены с целыми коэффициентами.
Уравнения с одним неизвестным. Основные методы решения уравнений: разложение на множители, введение нового неизвестного, переход от уравнения А(х)=В(х) к уравнению вида f(А(х))=f(В(х)).
Основные методы решения систем уравнений и неравенств.
8. Литература
Для педагога:
1. Л. Ф. Пичурин. За страницами учебника алгебры.
Москва, Просвещение, 1990
2. И.С. Петраков. Математические кружки в 8-10 классах.
Москва, Просвещение, 1987.
3. И.Л. Никольская. Факультативный курс по математике 7-9.
Москва. Просвещение, 1981
4. Л.А.Басова, М.А.Шубин, Л.А.Эпштейн. Лекции и задачи по математике.
Москва, Просвещение, 1981
6. В. А. Кордемский. А.А.Ахадов. Удивительный мир чисел.
Москва, Просвещение, 1986.
Для обучающихся:
1. Математическая энциклопедия.
2. И.Л. Никольская. Факультативный курс по математике 7-9.
Москва, Просвещение, 1981
3. И.Г. Глейзер. История математики в школе: 7-8 классы.
9. Приложения.
1. Книги по занимательной математике.
2. Дидактический раздаточный материал.
3. Задания школьных и районных математических олимпиад последних лет.
4. Задания математического конкурса «Кенгуру» последних лет.
Список учащихся.
- Богатюк Мария . 8 кл.
- Бугай Галина . 8 кл.
- Будэй Виктория. 8 кл.
- Айтчанова Лаура. 9 кл.
- Бурмистров Андрей. 9 кл.
- Волкова Арина. 9 кл.
- Дубянская Екатерина. 9 кл.
- Кудайбергенов Бауржан. 9 кл.
- МусыковаСауле. 9 кл.
- Муханова Марина. 9 кл.
- Менгер Андрей. 9 кл.
- Ищанов Тулеу. 9 кл.
- Сушко Анастасия. 9 кл.
- Шабалин Иван. 9 кл.
- Штрайс Ольга. 9 кл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «За страницами школьного учебника»
Программа дополнительного образования естественно-математического профиля. Позволяет расширить кургозор учащихся. углубить их математическую потготовку. выработать индивидуальный стиль решения, ...
Дополнительная образовательная программа «ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА МАТЕМАТИКИ»
Программа «За страницами учебника математике» строится на следующих концептуальных принципах:Принцип успехаПринцип динамики.Принцип демократии.Принцип доступности.Принцип наглядности. Принцип сис...
Рабочая программа "За страницами учебника математики" 9 класс
Данную рабочую программу можно использовать для кружковой работы, факльтативных занятий и элективного курса...
7 класс Рабочая программа "За страницами учебника Алгебра"
рабочая программа "За страницами учебника Алгебра"...
Программа кружка "За страницами школьного учебника"
ФГОС ,1 час в неделю...
Программа «За страницами школьного учебника» 3 класс
Программа «За страницами школьного учебника» 3 класс...
Дополнительная общеразвивающая программа «За страницами школьного учебника»
Занятие языком – трудное дело. Здесь необходим не только кропотливый труд, но и неподдельный интерес к языку. На уроках мало времени, чтобы углубляться в тайны языка. На заняти...