Неравенства, содержащие переменную
план-конспект урока по алгебре (10 класс) на тему
Урок алгебры в 10 классе. Цели урока: Содействовать систематизации изученного материала. Совершенствовать у учащихся навыки решения неравенств. Формировать у учащихся навыков исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neravenstva_urok_algebry_10_klass.doc | 906.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Ханты-Мансийский Автономный округ, Березовский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
ИГРИМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2
Урок алгебры и начал анализа
в 10 классе
Название документа: « Неравенства, содержащие переменную»
Вид документа: Разработка урока по математике
Назначение документа: Профильная школа, педагоги
Область применения: Преподавание математики
Автор разработки: Королюк С.А. учитель математики
Тема урока: Неравенства, содержащие переменную ( в рамках обобщающего повторения материала).
Цель урока:
- Содействовать систематизации изученного материала.
- Совершенствовать у учащихся навыки решения неравенств.
- Формировать у учащихся желание к творческой исследовательской деятельности в своей работе.
Ход урока:
1. Организационные вопросы.
2. Сообщение темы урока и его цели.
3. Повторение справочного материала в виде блиц-опроса: (ответы на эти вопросы большинству учащихся известны и целью данного опроса является «включение» учащихся в тематику урока).
Вопросы учителя | Возможные ответы учащихся |
Дайте определение неравенства. | Запись, в которой два числа или два выражения, содержащие переменные, соединены знаком ‹ ,›, ≤, ≥, называется неравенством. |
Какие виды неравенств вы знаете? | Линейные, квадратные,дробно-рациональные,тригонометр.,показательные,логарифмические, иррациональные, смешанного типа. |
Приведите примеры неравенств одинакового и противоположного смысла. | а › б и с › р; а › б и с ‹ р; |
Когда неравенство называют строгим , а когда нестрогим? | Неравенства, составленные с помощью знаков › и ‹, называются строгими; неравенства, составленные с помощью знаков ≤ и ≥ , - нестрогими. |
Перечислите основные свойства неравенств. |
|
Что значит решить неравенство, содержащее переменную? | Решить неравенство, содержащее переменную,- значит найти множество значений переменной, при которых это неравенство является верным. Элементы этого множества называются решениями неравенства. |
Какие неравенства называются равносильными? | Два неравенства называются равносильными, если множества решений этих неравенств совпадают. |
4. Проверка домашнего задания.
Решить неравенство: < <
Обсуждение решений.
1) Стандартное решение-система двух неравенств (если пришли к правильному ответу, похвалить - они показали хорошие ЗУН.
2) Возможно кто-нибудь из учащихся заметил сразу или в ходе решения, что неравенство не имеет решений, если таких нет, то обратить внимание учащихся, как важно выполнение этапов исследовательской деятельности, конкретно – анализ данных задачи.
< a <,
5. Решение неравенств с использованием этапов исследований деятельности.
Задание 1. Найти все значения x, для которых точки графика функции y= лежат выше соответствующих точек графика функции .
Ход обсуждения.
Учитель предлагает учащимся следовать соответствующим этапам исследовательской деятельности.
- Постановка задач исследования (вопросы на которые вы хотите получить ответ).
- Осознание общей структуры предложенной задачи (уравнение, неравенство, текстовая задача, прогрессии и т.д.).
- Распознание некоторой эталонной, стандартной ситуации, т. е. мысленно ответить на вопрос «на что», т.е. на применение каких знаний, правил нацелена поставленная задача.
- Желательно осуществить «прогонку» вариантов решения (в уме свернуть некоторые из хорошо знакомых операций).
- Выстроить план преобразований.
- Сопоставить результаты с поставленной задачей.
Отвечаем на 1 вопрос - что вы хотите получить в ответ?
Рассуждения учащихся демонстрируем на доске графически.
на (-∞; ) f() < g()
на (;+∞) f() > g() при f()=g()
- Осознание общей структуры задачи.
Наш первый вывод: нам надо найти все x, при которых >, т.е.
решить неравенство.
- Распознавание эталонной стандартной ситуации.
Нам надо решить неравенство сложное, показать следующие знания:
- методы решения дробно-рационального неравенства;
- понятие логарифма, его область определения;
- учесть смысл дроби.
- Выполним «прогонку» вариантов.
Рассмотреть предлагаемые учащимися решения, обсудить их с точки зрения рациональности.
- Выстроить план решения.
- Оформить решение.
Решение: >, - > 0,
> 0, > 0.
Решаем данное неравенство методом интервалов с учетом ОДЗ выражения.
ОДЗ: x € (-∞; 1,25) и (1,25; 7,5).
Найдем нули выражений и 5-4x:
=0 при x=1,5;
5-4x=0 при x=1,25.
Покажем знаки дроби, стоящей в левой части данного неравенства:
Записываем решение неравенства: x € (-∞; 1,25) и (1,25; 7,5).
- Сопоставим результат исследований с поставленной задачей и оформляем ответ:
Ответ: точки графика функции y= выше соответствующих точек графика функции при x € (-∞; 1,25) и (1,25; 7,5).
Итоги урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме: "Построение графиков функций, решение уравнений и неравенств, содержащих переменную под знаком модуля"
В данный материал входит рабочая программа, тематическое планирование элективного курса для 9-го класса, а также элективный курс с презентациями к каждой теме. Курс расчитан для одаренных по математик...
Образовательный модуль. Уравнения и неравенства, содержащие переменную под знаком абсолютной величины.
В методическом пособии по образовательному модулю «Уравнения и неравенства, содержащие переменную под знаком абсолютной величины» приведено примерное распределение учебного вре...
Решение логарифмических неравенств, содержащих переменную в основании логарифма: методы, приемы, равносильные переходы.
Среди всего многообразия логарифмических неравенств отдельно изучают неравенства с переменным основанием. Они решаются по специальной формуле, которую почему-то редко рассказывают в шко...
Урок одного неравенства по теме: "Решение логарифмических неравенств, содержащих переменную под логарифмом и в основании логарифма" в профильном физико-математическом классе
Урок одного неравенства по теме: "Решение логарифмических неравенств, содержащих переменную под логарифмом и в основании логарифма" в профильном физико-математическом классеАвторы: ·...
Рабочая программа элективного курса по математике "Уравнения и неравенства, содержащие переменную под знаком модуля".10 класс
Данный материал помогает овладеть методикой выбора более удобного способа решения уравнения и неравенства с переменной под знаком модуля, пользуясь предварительным анализом, производить вычисления, гр...
Решение неравенств, содержащих переменную под знаком модуля
Урок алгебры в 8 классе...