О выборах хочу всё знать. Путеводитель по избирательному праву
методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему
Одним из признаков правовой культуры является готовность гражданина лично участвовать в политической жизни, управлении страной в качестве избирателя или политического деятеля того или иного уровня. К сожалению, последние выборные кампании показали, что молодёжь не очень активно ходит на выборы. Одна из причин такой ситуации, на мой взгляд, низкая правовая культура. Целями урока стали знакомство учащихся с сущностью избирательной системы, показать этапы избирательной кампании, механизмы её проведения, формирование отношения к процессу избирательной кампании, овладение основными компонентами электоральных действий. Кроме разработки урока представлена презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Razrabotka_po_izbiratelnomu_pravu.zip | 1021.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Одним из значимых признаков правовой культуры является готовность гражданина лично участвовать в политической жизни, управлении страной в качестве избирателя или политического деятеля того или иного уровня. Достаточный уровень правовой культуры позволяет человеку увидеть за формальными процедурами выдвижения кандидатов, прохождения их по цепочке выборов реальные масштабы народного представительства.
В этом случае избиратель отдаёт предпочтение тем силам, которые, по его мнению, в наибольшей мере способны обеспечить достойную жизнь народа, законность и правопорядок.
К сожалению, последние выборные кампании показали, что молодёжь не очень активно ходит на выборы. Это подтверждает и опрос, проведённый накануне урока. Одна из причин такой ситуации, на мой взгляд, низкая правовая культура молодёжи. Особое значение подготовки учащихся к деятельности в качестве избирателей обусловили целесообразность проведения урока «О выборах хочу всё знать»
Цели урока: познакомить учащихся с сущностью избирательной системы, показать этапы избирательной кампании, механизмы её проведения; развивать умения обобщать и систематизировать знания, участвовать в беседе, работать с документами, решать проблемные задачи, делать выводы; формировать отношение к процессу избирательной кампании, овладение основными компонентами электоральных действий
Вид урока: урок-практикум
Оборудование: мультимедиапроектор, текст Конституции РФ, федеральные законы по избирательному процессу, карточки с правовыми заданиями
Основные виды деятельности: работа с источниками права (Конституция РФ, ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», ФЗ «О референдуме РФ», ФЗ «О выборах Президента РФ», ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ»); решение правовых задач
План
1. Актуализация темы, постановка целей
2. Избирательная система
3. Избирательная кампания
4. О выборах хочу всё знать
(Путеводитель по избирательному праву) Презентация
5. Решение правовых ситуаций, задач, тестов
1. Занятие начинается с разъяснения значения выборов в органы власти для общества, государства, каждого гражданина.
Помимо главных действующих лиц, определяющих политическое действо на сцене борьбы за власть, есть и другие персонажи. Их много. Это все мы вместе и каждый из нас в отдельности. Да, мы не зрители, сидящие в зрительном зале и внимательно или отстранённо, иногда с замиранием сердца, а иногда равнодушно следящие за перепитиями развёртывающейся перед нашими глазами драмы. Мы вовлечены в политическую жизнь, мы оказываемся либо «за», либо «против». Даже если мы не состоим ни в одной партии, не занимаем государственных постов, если мы самые обыкновенные, рядовые граждане – обыватели, со своими каждодневными житейскими проблемами, то мы всё равно включены в политическую жизнь. Даже политически пассивные в повседневной жизни люди становятся в день выборов, по выражению немецкого философа
М. Вебера, «политиками по случаю».
Как же это происходит? Какие проблемы и трудности нас подстерегают на этом пути? Об этом и пойдёт речь на уроке.
2. Перед вами на рабочих столах схема. (Приложение 1) Внимательно изучите её и ответьте на вопросы.
Вопросы. 1. Что такое избирательная система?
2. Из каких структурных компонентов она состоит?
3. Что подразумевает избирательное право в узком смысле?
4. Что подразумевает избирательное право в широком смысле?
5. Какие этапы включает в себя избирательный процесс?
6. В чём достоинства и недостатки, на ваш взгляд, избирательных систем?
Возможность участия в политической жизни, в управлении государственными делами является важнейшей стороной политического статуса личности. В какой степени, и какими способами рядовой гражданин может участвовать в управлении делами государства? Ответ на этот важнейший вопрос даёт основной закон страны. Опираясь на текст ст. 32 Конституции РФ, выполнить задание:
1. Назовите формы участия граждан России в управлении делами государства
(непосредственное (прямое) и представительное)
2. Приведите примеры названных вами форм
(право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме)
3. Определите субъектов активного избирательного права, указав исключения
(граждане РФ, достигшие 18 лет; исключение – граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда)
3. Практикум. Ролевая игра «Выборы»
Избирательные права составляют важную часть жизни многих граждан. Знать и уметь пользоваться этими правами необходимо каждому. Попытаемся воссоздать некоторые элементы избирательной кампании.
Класс делится на три группы (4-5 человек).
Основные правила: играющие должны выполнить задания каждого тура и набрать как можно больше «голосов избирателей»
Первый тур: финансирование избирательной кампании (сформулируйте список из пяти источников финансирования вашей избирательной кампании, поясните, почему, названные вами люди и организации, захотят вас поддержать)
Второй тур: тема избирательной кампании (решение какой проблемы вы положите в основу своей кампании, придумайте рекламную заставку и основной лозунг вашей избирательной кампании)
Третий тур: «встречи с избирателями» (изложите вашу позицию перед «избирателями»)
По завершению ролевой игры, слово предоставляется председателю участковой избирательной комиссии.
4. Путеводитель по избирательному праву. Презентация
5. На уроке происходит разбор проблемных ситуаций, и решаются познавательные задачи. Учащиеся получают карточки с заданиями, которые выполняются в парах или группах. ( Приложение 2)
В завершение урока провести тестирование знаний учащихся (приложение 3)
Подводя итоги, подчеркнуть, что выборы являются важнейшим демократическим институтом, обеспечивая возможность гражданам участвовать в управлении государством через систему голосования.
Приложение 1
Избирательная система – порядок выборов в представительные учреждения и выборных должностных лиц, а также определение результатов голосования. Она включает два структурных компонента
Избирательное право – комплекс Избирательный процесс – комплекс действий правовых норм о порядке выборов в процессе выборов
В узком смысле – политическое право Включает ряд последовательно
гражданина избирать (активное) и осуществляемых этапов:
быть избранным (пассивное) в органы - организационный
власти - выдвижение и регистрация кандидатов
В широком смысле – нормы субъектив- - предвыборная агитация
ного избирательного права в сочетании - голосование и определение результатов
с другими нормативными правилами - обнародование итогов выборов и
выборов предоставление финансового отчёта о
расходовании средств на выборы
Избирательная система
Мажоритарная система Пропорциональная система
Способ определения результатов Способ определения результатов
голосования, при котором для голосования, в основу которого положен
получения мандата требуется принцип распределения мест пропорцио-
собрать установленное законом нально полученному каждой партией коли-
большинство голосов честву голосов
Разновидности
Принцип абсолютного большинства Принцип относительного большинства
Избранным считается кандидат, Побеждает кандидат, набравший голосов
набравший абсолютное большин- больше, чем каждый из его соперников
ство голосов, т.е 50% + 1 голос
Приложение 2
1. Наиболее дискуссионным в процессе обсуждения и принятия решения об изменениях в избирательной системе РФ стал вопрос об отмене порога явки избирателей ( при обсуждении в Государственной Думе этот пункт вызвал наиболее горячие споры).
Приведите возможные аргументы «за» и «против» отмены порога явки избирателей. Сформулируйте свою позицию по данному вопросу. ( Порог явки избирателей, это, то количество избирателей в процентном соотношении, при котором выборы считаются действительными)
2. В некоторых странах мира участие в голосовании не право, а обязанность. Не явившемуся без уважительной причины на избирательный участок гражданину грозит крупный штраф. Считаете ли вы целесообразным такую форму экономического принуждения к участию в выборах? Свою точку зрения аргументируйте.
3. Найдите в источниках определение понятия «референдум», составьте перечень вопросов, по которому в РФ могут проводиться референдумы. В ответе укажите источник (закон, статью).
(Статья 1 ФКЗ «О референдуме РФ», статья 6)
4. Определите, по какой избирательной системе формируется Государственная Дума РФ.
В ответе укажите источник. ( ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ», статья 3, статья 7)
Приложение 3
Тестовые задания
1. Верны ли следующие суждения о правах граждан?
А. В референдуме имеет право участвовать гражданин РФ, достигший 18-летнего возраста
Б. Гражданин, признанный судом недееспособным, не может принимать участие в выборах
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
2. Какие основания лишения избирательных прав граждан соответствуют Конституции РФ?
А) отсутствие политической культуры Б) вхождение в оппозиционное объединение
В) признание судом недееспособным Г) содержание в местах лишения свободы по приговору суда
1) Верны Б и Г 2) Верны В и Г 3) Верны А и В 4) Верны все суждения
3. Какие цензы предусматривает действующее в России избирательное право?
А) образовательный Б) имущественный Г) возрастной Г) оседлости
1) верны Б и Г 2) верны В и Г 3) верны А и В 4) верны все суждения
4. Установите соответствие между различными понятиями и их значениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца
Значение Понятия
А) Формирование органов власти из 1) Референдум
Представителей общественных объединений
В зависимости от числа набранных голосов
Б) Избрание представительных органов власти 2) Пропорциональная избира-
По одномандатным избирательным округам тельная система
Большинством голосов
В) Конституционное право граждан РФ 3) Предвыборная агитация
Избирать и быть избранным в органы государ-
ственной власти и выборные органы местного
Самоуправления
Г) Деятельность граждан РФ, общественных 4) Мажоритарная избирательная
Объединений по подготовке и распространению система
Информации, имеющей целью побудить
избирателей принять участие в голосовании
Д) Всенародное голосование по наиболее 5) Избирательные права граждан
Важным вопросам государственной и общест-
венной жизни
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сценарий урока "О выборах хочу все знать"
сценарий урока можно использовать при прохождении темы "Избирательное право" в 10 классе...
Демократические выборы. Избирательное право и избирательные системы.
Разработка урока обществознания в 10 классе (2 часа). Материал принимал участие в межрегиональном конкурсе методических пособий и разработок по формированию электор...
Хочу все знать о выборах.
Разработка сделана для школьников младшего возраста. Политический материал дан в облегченной форме, чтобы детям было легче понять значение такого важного мероприятия, как выборы....
Создание информационно-правового сайта для молодёжи «Путеводитель по избирательному праву» (http://isb-putevoditel.ucoz.ru/)»
Статья содержит краткое описание работы над педагогическим проектом "Создание информационно-правового сайта для молодёжи «Путеводитель по избирательному праву» (http://isb-putevoditel.ucoz.ru/)»...
Внеклассное мероприятие по избирательному праву «Хочу спросить».
Внеклассное мероприятие по избирательному праву «Хочу спросить»....
Путеводитель по избирательному праву
Материал оформлен презентацией, которую можно использовать как на уроках, так и на занятиях по подготовке к сдаче ГИА....
Внеклассное мероприятие по теме:«Избирательное право и избирательный процесс» для учащихся 9 -11 классов «ВСЕ НА ВЫБОРЫ!»
Внеклассное мерприятие по теме "Избирательного права и избирательного процесса" для учащихся 9-11 класса "ВСЕ НА ВЫБОРЫ!" На этом мероприятии некоторым ученикам было дано задание п...