сценарий урока "О выборах хочу все знать"
методическая разработка по обществознанию (11 класс) по теме
сценарий урока можно использовать при прохождении темы "Избирательное право" в 10 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
scenariy_uroka.docx | 30.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока «О выборах хочу все знать»
Цель урока:
- Познакомить учащихся с историей выборов в России
- Рассмотреть принципы и процедуру выборов в РФ
- Создание условий для выработки ответственного отношения к выборам, как способа выявления воли народа.
Учитель. Добрый день. Сегодня у нас необычный урок, а урок – конференция, тема которой «О выборах хочу все знать». На нашу конференцию мы пригласили людей, владеющих информацией по данной теме. Это историк – Ковалева Елена, политолог – Мартынова Виктория, председатель школьной избирательной комиссии – Потемкина Виктория.
Учитель. Наша встреча проходит накануне для нашего района, выборов депутатов районного совета МО Крыловский район. Выборы пройдут 14 марта – единый день голосования в РФ. Давайте ответим на вопрос, что такое выборы?
Выборы — демократическая процедура, с помощью которой определяются исполнители на некоторые ключевые позиции в различных общественных структурах (государства, организации). Выборы осуществляются путём голосования (тайного, открытого), проводимого в соответствии с регламентом выборов.
Учитель. Мы приглашаем принять участие в нашей конференции историка – Ковалеву Елену, которая ответит на вопрос как начинается история выборов в нашей стране?
Историк. История выборов уходит корнями в первые века существования древнерусского государства, для многих земель было характерным избрание князей и значительного числа должностных лиц на вечевых собраниях. Само появление на исторической арене основателя династии, правившего в русских землях до начала XVII века, варяжского князя Рюрика предстает перед нами в летописи результатом не завоевания, а общего политического решения, объединенных славянских и финских земель.
Особенно яркие примеры северо-западных земель: Новгорода и Пскова. Здесь сложилась особенная форма правления – феодальная республика, в которой главные должностные лица (посадник, тысяцкий, архиепископ) избирались на определенный срок на общем собрании горожан. Решения принималось путем открытого голосования на вече. На городской площади собиралось большое количество людей, собравшиеся выкрикивали свою точку зрения. Вопрос оставался открытым пока участвовавшие в голосовании не приходили к единогласию. Случалось, сторонники разных точек зрения устраивали драки, выясняя, кто должен уступить при голосовании.
С образованием централизованного государства необходимость в существовании веча отпала. Централизованной монархии вече как государственный был не нужен. Но нужен был другой институт на смену и взамен ему: сословно – представительный орган, который поддерживал политику власти, через который власть узнавала бы об общественных запросах и обращались бы к обществу. Таким институтом стали Земские соборы. На связанные с отдельными отраслями управления: судебные, церковные, военные. Голосование во время работы Земских соборов проходило устно, открыто по сословиям; решение принималось на основе «единогласия».
Становление абсолютной монархии прервало традиции формирования российских общегосударственных представительных институтов, которые появятся уже вновь в XX веке.
В отличие от европейских стран, где парламентские традиции складывались веками, в России первое представительное учреждение парламентского типа было созвано лишь в 1906 году. Оно получило название Государственная Дума. Дважды её разгоняло правительство, но она и просуществовала около 12 лет, плоть до падения самодержавия. Выборы в Государственную Думу проводились на основе неравного представительства сословий и в несколько этапов. К участию в выборах допускались мужчины, достигшие 25-летнего возраста. Не получили избирательных прав женщины, военнослужащие, студенты, народы, ведущие кочевой образ жизни, губернаторы, градоначальники, служащие полиции. Полномочия Думы были ограничены. Свержение самодержавия и приход к власти большевиков положили конец формированию в России парламентаризма.
Советская демократия была весьма своеобразным политическим явлением. Так, например, выборы сохранялись, но на них некого было выбирать. За 48 лет существования Верховного Совета СССР ни один из его 1500 членов ни разу не выступил против принятия законов и декретов, составляемых ЦК КПСС.
12 декабря 1993 года был проведен референдум. 58% участвовавших в нем одобрили президентский проект Конституции. Одним из положений стало образование нового двухпалатного парламента – Федерального собрания (верхняя палата Совет Федерации, нижняя Государственная дума).
Выборы президента России проводились в 1991, 1996, 2000, 2004, 2008 годах.
Учитель. Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления является неотъемленной частью цивилизованного образа жизни. От осознания этой очевидной истины зависят настоящее и будущее каждого человека, страны в целом.
Наступит день, когда выпускники школы, достигнув восемнадцатилетнего возраста, станут избирателями. Это с одной стороны, право, с другой - обязанность каждого гражданина, выполнения которой позволяет проводить в жизнь демократические принципы.
Учитель. Давайте послушаем нашего политолога – Мартынову Викторию, которая расскажет нам о принципах и процедуре выборов в РФ.
Политолог. Выборы являются основополагающим средством формирования органов Российской Федерации. Органы государственной власти формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти осуществляются выборными органами. Таким образом, выборы дают высшую избирательную легитимность всей структуре органов государственной власти. В Российском государстве на федеральном уровне прямым способом избирается одна палата Федерального собрания – Государственная Дума и глава государства – Президент Российской Федерации. Именно в них воплощается высшая властеобразующая воля народа и от них дается главный импульс формированию всей исполнительной и судебной власти на федеральном уровне. На выборной основе формируются органы государственной власти в субъектах Федерации, а также органы местного самоуправления. Отсюда исключительно большое значение выборов на всех уровнях.
Мы говорим сегодня об очень важном праве и в то же время обязанности человека, живущего не только в нашей стране, но и во всем мире – о праве управления своей страной.
Выбирать или быть избранным. Во многих странах избирали представителей власти, но везде существовали ограничения. Эти ограничения называются избирательными цензами.
Избирательный ценз - это предусмотренные законодательством условия, которым должен удовлетворять гражданин для получения права избирать и быть избранным.
Таким образом, мы видим, как много людей было лишено возможности избирать и быть избранным, а значит, и участвовать в управлении страной.
Человечеству, в том числе и россиянам, пришлось много и долго бороться за избирательные права, чтобы добиться вот этого:
«…гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать и быть избранным,… независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношении к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям»
Есть только два условия, при которых гражданин РФ, достигший 18 лет, не имеет права избирать и быть избранным:
- признание недееспособным, т.е. неспособный своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, а также нести ответственность;
- нахождение в местах лишения свободы по приговору суда.
Ученик. Каковы принципы избирательного права?
Политолог. Принципы избирательного права в Российской Федерации
А) Всеобщее
Б) Равное
В) Прямое
Г) Тайное голосование
Д) Добровольное
Всеобщее – избирают все, кроме категорий граждан, специально оговоренных в законе.
Равное – никто из госслужащих не имеет преимуществ. Один человек – один голос.
Прямое – избиратель голосует на выборах «за» или «против» кандидатов непосредственно
Добровольное – какое-либо давление на избирателей исключается.
- Какие органы власти в нашей стране избираются.
Ответ (Президент, Государственную Думу, местные органы власти)
Какие избирательные цензы существуют в нашей стране при выборах на государственные должности
(депутатом Государственной Думы может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года, кандидат в Президенты – не моложе 35 лет, и ценз оседлости 10лет.)
- Как вы думаете, почему повышен возраст для кандидатов в Государственную Думу и на должность Президента.
(необходим опыт: жизненный, образовательный, административный, и др.)
- Зачем нужен ценз оседлости.
(Будущий президент должен знать проблемы страны, которой будет руководить.)
Политолог. Существую следующие избирательные системы:
- Мажоритарная избирательная система – один из видов избирательных систем, при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей по избирательному округу, где они баллотируются; применяется во многих странах, в том числе и в России.
- Пропорциональная избирательная система – один из видов избирательных систем, применяемый во многих странах, в том числе и в России. Пропорциональная избирательная система имеет много разновидностей, но суть ее состоит в следующем. Территория государства или представительного органа объявляется единым избирательным округом. Политические партии и движения, их союзы выдвигают списки своих кандидатов. Избиратель голосует за один из таких списков. Победа в этом случае пропорциональна числу голосов, поданных за соответствующий список избирательного объединения, причем подсчет зачастую ведется лишь по спискам, набравшим более 5%
Таким образом, мы выяснили, что;
- Выборы – это важнейшая право и обязанность гражданина;
- Чтобы в выборах участвовали все граждане страны, людям пришлось за это долго бороться;
- Существует ряд принципов современного избирательного права Российской Федерации.
Учитель. В нашей школе тоже проводятся выборы лидера школьного самоуправления. Об этом мы попросим рассказать председателя школьной избирательной комиссии Потемкину Викторию
Председатель школьной участковой комиссии. Второй год подряд основе положения о выборах Лидера школы в школе проходят выборы лидера школьного самоуправления, а также членов ШУС.
На первом этапе избирательного процесса в школе выбирается избирательная комиссия из числа учащихся 8 – 11 класса, назначается дата проведения выборов. Далее в классах проходят классные собрания, где предлагаются кандидатуры кандидатов в Лидеры школы, а также путем самовыдвижения.
На втором этапе происходит регистрация избирательной комиссией кандидатов в Лидеры школьного самоуправления.
Следующий этап самый интересный, так как начинается предвыборная агитация. Кандидаты в Лидеры школы готовят агитационные листы, где помещают информация о себе. Каждый класс, стремятся провести агитацию в пользу своего кандидату путём выпуска газет, агитационных листовок.
В день голосования избиратели 5 – 11 классов получают бюллетень с фамилиями кандидатов, путем тайного голосования проходят выборы Лидера школы.
Подсчет голосов Избирательной комиссией начинается незамедлительно после окончания времени голосования и проводится открыто, гласно, с оглашением и внесением последовательно всех результатов осуществляемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей в протокол о результатах голосования.
Учитель. Для кого- то это может показаться игрой, но как говорится игра всерьёз. Так на основе школьных выборах мы воспитываем в учащихся чувство гражданственности, патриотизма, ответственности за свою страну, школу.
14 марта 2010 года в нашем муниципальном образовании пройдут выборы в законодательную власть нашего района, выборы депутатов районного совета. И от того какой выбор мы сделаем, зависит будущее нашего района.
Учитель. Специалисты тоже подготовили для вас задания на тему: «О выборах хочу все знать». Вашему вниманию предлагается текст, в нем допущена ошибка, которую вам нужно исправить.
Документ №1. «В телемосте с президентом В.В. Путиным был вопрос о возможном третьем сроке президента. Как прокомментировал этот вопрос Президент?»
Документ №2. «В конце перечня кандидатов помещается строка: «Против всех кандидатов». Вы ставите крестик или другой знак в квадратике протии политической партии или в графе «Против всех кандидатов».
Документ №3. «В Российской Федерации на выборной основе существуют следующие институты: Президент, депутаты ГД, губернаторы»
(учащиеся отвечают на задания)
Учитель. Равнодушие к политике – тоже одна из форм политической деятельности. Тот, кто не интересуется политикой, как бы говорит: «мне наплевать на родной город, на родную страну, на весь мир». Такой человек мелко плавает и на первое место ставит соображения личной выгоды и интересы минуты. От политики зависит и его собственная судьба, но ради того, что его оставили в покое, он готов пожертвовать своим благополучием.
Жизнь это выбор. Иногда даже не замечая, что тебе приходится его делать. Но бывают ситуации, когда от выбора отдельного гражданина, зависит судьба всей страны, судьба его Родины.
Родина! Особенно звучит для меня это слово, полное глубокого смысла. Я вижу необъятные её поля, волнующиеся урожаем. Тёплый ветер летает над ними, поднимая цветочную пыль. Обширна и многообразна родившая нас страна. Неиссякаемы и полноводны реки, пересекающие пространства её. Обширны зелёные леса, высокие горы, блистающие вечными ледниками. Свет яркого солнца отражается в снеговых вершинах. Широкие знойные степи, непроходима глухая сибирская тайга, раскинувшаяся океаном. Многолюдны и многочисленны города, разбросанные в нашей стране. На многих языках говорят наши люди, населившие величественную страну. Просторны синие дали, звонки и чудесны песни живущего в ней народа.
Ученик. Гордись, мой друг, что ты есть сын России,
сын рек её, лесов, озёр и нив,
что ты прошёл сквозь ливни грозовые,
усталой головы не наклонив.
Пускай тебя, кружили непогоды,
но счастлив, будь безудержно, до слёз,
что принял ты в младенческие годы,
благословенье северных берёз.
Учитель. На этом наша конференция окончена. Спасибо всем за работу.
Используемая литература:
- Конституция РФ
- Федеральный закон РФ от 18 мая 2005 года № 51 – ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ»
- Федеральный закон от 21.07. 2005 года № 93 – ФЗ «О выборах президента Российской Федерации
- Федеральный закон РФ от 05.09. 1997 года № 55 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»#
- Закон Краснодарского края от 26.12. 2005 года № 966-КЗ «О муниципальных выборах в Краснодарском крае»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О выборах хочу всё знать. Путеводитель по избирательному праву
Одним из признаков правовой культуры является готовность гражданина лично участвовать в политической жизни, управлении страной в качестве избирателя или политического деятеля того или иного уровня. К ...
Игра "Хочу все знать"
Интеллектуально-познавательная игра...
Хочу все знать о выборах.
Разработка сделана для школьников младшего возраста. Политический материал дан в облегченной форме, чтобы детям было легче понять значение такого важного мероприятия, как выборы....
О выборах хочу знать всё
О выборах хочу знать всё...
Сценарий классного часа "О выборах хочу знать все"
Работа содержит материал по выборам, доступный для учащихся 5 класса....
Сценарий проведения правового турнира "Хочу все знать!"
правовой турнир среди учащихся 9 кассов...
Сценарий классного часа "Хочу все знать"
Разработа сценария классного часа для учащихся 5 класа, нацелена на формирование познавательного интереса учащихся в процессе выполнения различных практических заданий, дискуссий и др. методах р...