Обобщающий урок по теме "Логарифмы"
план-конспект урока по алгебре (11 класс) по теме
Данный урок построен в форме игры. К нему дается подробный конспект и презентация. Не все идеи в данной работе мои (спасибо за них коллегам), материал мною переработан и подстроен под знания моих учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.logarifmy.doc | 268 КБ |
prezentaciya_microsoft_powerpoint.ppt | 213 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме «Логарифмы».
Подготовила:
преподаватель математики
ГБОУ СПО КТТ
Сарычева С.В.
Цели урока:
- обобщить и закрепить понятие и свойства логарифма; закрепить навыки чтения графиков, навыки решения логарифмических уравнений и неравенств; определить степень усвоения темы учащимися;
- развивать познавательный интерес, логическое мышление и внимание, формировать потребность в приобретении знаний;
-воспитывать сознательную дисциплину и нормы поведения, воспитывать ответственность, умение принимать самостоятельные решения и работать в коллективе.
Оборудование: доска, таблицы, компьютер, проектор, экран, учебники, раздаточный материал.
Тип урока: урок-игра.
Вид урока: обобщение и систематизация знаний.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: экран, мультимедийный проектор, раздаточный материал.
Ход урока.
- Организационный момент. (3 минуты)
Класс разбит на 4 команды.
Учитель: «С точки зрения вычислительной практики, изобретение логарифмов по важности можно смело поставить рядом с другим, более древним великим изобретением индусов – нашей десятичной системы нумерации». Я.В.Успенский.
Перед нами стоит задача повторить логарифмическую функцию и решение логарифмических уравнений и неравенств. Давайте будем на уроке активны, внимательны, будем «поглощать» знания с большим желанием, ведь они скоро нам понадобятся для успешной сдачи экзаменов.
Сегодняшний урок пройдет в игровой форме, в виде математической эстафеты.
Давайте познакомимся с ее условиями (на экране слайды с правилами игры ).
- каждая команда выбирает капитана;
-побеждает та команда, которая больше наберет баллов;
- в личном первенстве по количеству, набранных баллов участники получают оценки;
- эстафета состоит из пяти этапов.
Помогает мне в подведении итогов счетная комиссия. Игру начинает команда первая по списку фамилий капитанов по алфавиту.
- Первый этап: «Выбери вопрос». (7 минут)
Учитель:
Перед вами на доске карточки с числами от 1 до 12 (эти числа можно просто записать на доске в виде таблицы) на обратной стороне которых, написано задание. Капитан выбирает число (оно тут же на доске в таблице зачеркивается), а я зачитываю задание и команда должна на него ответить. За каждый правильный ответ вы получает 3 балла. Если команда не отвечает, право ответа переходит к другой команде. В случае, когда ни одна команда не отвечает на вопрос, первая может воспользоваться помощью справочной литературы, но тогда за правильный ответ она получит уже 1 балл.
- Дайте определение логарифма числа по заданному основанию
- Запишите основное логарифмическое тождество.
- Запишите формулу логарифм произведения.
- Запишите формулу логарифм частного.
- Запишите формулу логарифм степени.
- Запишите формулу логарифмического перехода от одного основания к другому основанию
- Когда логарифм равен единице, нулю?
- Какие логарифмы называют десятичными, натуральными и как они обозначаются.
- Дайте определение логарифмической функции.
- Какие область определения и область значения функции .
- В каком случае функция является возрастающей, в каком убывающей?
- При каких значениях х функции принимает положительные значения, при каких отрицательные?
- Второй этап: «Графический диктант». (5 минут)
Учитель:
Сейчас я буду зачитывать утверждение, а ваша задача решить верное оно или нет. Если утверждение верное вы ставите плюс, если нет минус. Ответы записывайте в строчку. За каждый правильный ответ команда получает один балл. Все ответы вы заносите в листочки, лежащие перед вами на столе, записываете ответы в строку.
- Логарифмическая функция определена при любом х.
- Функция определена при .
- Областью определения логарифмической функции является множество действительных чисел.
- Областью значения логарифмической функции является множество действительных чисел.
- Логарифмическая функция – четная.
- Логарифмическая функция – нечетная.
- Функция возрастающая при
- Функция при положительном, но меньшим единицы основании, возрастающая.
- Логарифмическая функция имеет экстремум в точке (1;0).
- График функции пересекается с осью ОХ.
- График логарифмической функции находится в верхней полуплоскости.
- График логарифмической функции симметричен относительно ОХ.
- График логарифмической функции пересекает ОХ в точке (1;0).
- График логарифмической функции находится в 1 и 4 четвертях.
- Существует логарифм отрицательного числа.
- Существует логарифм дробного положительного числа.
- График логарифмической функции проходит через точку (0;0).
Ответы: -, +, -, +, -, -, +, -, -, +, -, -, +, +, -, +, -.
- Третий этап: «Перестрелка (вычислить устно)» (5 минут)
Командам показывается слайд
Учитель:
На слайде вы видите таблицу. Я думаю, что вы все играли в «Морской бой». Сейчас по очереди капитаны команд будут называть по горизонтали число, а по вертикали букву (например, 3Б), но отвечать на этот вопрос будет следующая команда. Та команда, которая дает правильный ответ, получает один балл. Начинает игру команда, набравшая меньшее число баллов.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
А |
B |
C |
D |
E |
F |
G |
Ответы:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
A | 2 | 3 | 3 | 5 | 2 | 3 | 4 | 4 | 2 |
B | 1,5 | 1,5 | 2/3 | 4/3 | 3/4 | 2/5 | 3/4 | 4 | 1/2 |
C | 1/3 | 1/2 | 1/4 | 1/3 | 1/3 | 1/3 | 1/5 | 1/4 | 1/2 |
D | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1/2 | 2 | 5 | 8 |
E | -2 | -1 | -3 | 3 | -3 | 3 | 5 | 8 | 9 |
F | -2 | -4 | -4 | -2 | -3 | -5 | 2 | -1 | 1/9 |
G | 2 | 0 | 0 | 0 | 9 | 125 | 3 | 1/2 | 1/25 |
- Четвертый этап: «Графики». (5 минут)
В этом задании вы должны показать свои знания по преобразованию графиков функции. За каждый правильный ответ команда получает 3 балла. Задания для данного этапа на слайдах. Для каждой команды приготовлено по два вопроса. Если команда не отвечает, то шанс есть у следующей команды, помимо положенного ей вопроса
Задания для этапа:
- На каком из рисунков изображен график функции .
- На каком из рисунков изображен график функции .
- На каком из рисунков изображен график функции .
- На каком из рисунков изображен график функции .
- Определите графики убывающей функции.
- определите графики возрастающей функции.
- Назовите область определения функции на рисунке 2.
- Назовите область значения функции на рисунке 4.
- Пятый этап: «Личное первенство. Решить уравнение или неравенство». (10 минут)
На учительском столе лежат разрезанные карточки, на которых написаны уравнения и неравенства. Сейчас я каждому раздам по одной карточке, решив ее вы можете взять следующую карточку. За каждое правильное решение вы получаете 3 балла.
При этом вы можете получить следующие оценки:
«3» - если наберете 6 балла, то есть выполнить два задания.
«4» - если наберете 9 баллов, выполнив три задания.
«5» - если наберете 12 баллов и больше, выполнив четыре задания и больше.
- Шестой этап: «Подведение итогов».
Объявляем победителей, поздравляем их. Участники победившей команды могут прибавить к своим личным результатам по 3 балла.
Приложения.
Задания для личного первенства: решите логарифмические уравнения и неравенства.
Карточки-задания для этапа «Выбери вопрос».
.
Дайте определение логарифма числа по заданному основанию 1 | Запишите основное логарифмическое тождество 2 | Запишите формулу логарифм произведения. 3 |
Запишите формулу логарифм частного 4 | Запишите формулу логарифм степени. 5 | Когда логарифм равен единице, нулю? 7 |
Какие логарифмы называют десятичными, натуральными и как они обозначаются. 8 | Дайте определение логарифмической функции. 9 | Какие область определения и область значения функции . 10 |
При каких значениях х функции принимает положительные значения, при каких отрицательные? 12 | В каком случае функция является возрастающей, в каком убывающей? 11 | Запишите формулу логарифмического перехода от одного основания к другому основанию 6 |
Ответы ко второму этапу «графический диктант»
Ответы: -, +, -, +, -, -, +, -, -, +, -, -, +, +, -, +, -.
Образец карточки в помощь игрокам для этапа «Перестрелка»
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
A |
B |
C |
D |
E |
F |
G |
1
Рис.1
х
у
-1
Рис.2
у
х
2
1
у
х
Рис.4
х
1
1
Рис.3
у
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока. Тема урока « Десятичные дроби» ( обобщающий урок-путешествие по теме) 5 класс
Технологическая карта урока 5 класс А.Г.Мордкович "Десятичные дроби"...
Урок-игра "Взаимодействие тел". Провожу его как обобщающий урок по одноименной теме в 7 классе (последний урок перед Новым годом), где дети могут показать степень усвоения данного материала, в групповой деятельности освоить, то что не удалось ранее.
Обучающимся заранее, в качестве домашнего задания, предлагается составить кроссворд по материалу изученной темы, на отдельном листке должны быть записаны ответы на вопросы кроссворда. Класс делится на...
Форма урока: «Математическая сказка». Тип урока: обобщающий урок с применением игровых технологий
Учитель математики МБОУ «Сойменская ООШ»Серегина Татьяна ВикторовнаФорма урока: «Математическая сказка». УМК: «Математика». Учебник для 5 класса общеобра...
Разработка конкурсного урока: "Времен связывающая нить :урок в школьном музее. Обобщающий урок по Великой Отечественной войне.
Конкурсная работа по Великой Отечественной войне: "Времен связывающая нить: урок в школьном музее". Урок проходит на базе школьного музея "Отечество" (музей Великой Отечественной войны) в форме брейн-...
Урок PBL. Разработка урока литературы по теме «В чем суть истинного героизма? (Обобщающий урок по рассказу Л.Н.Толстого «Петя Ростов» (отрывок из романа «Война и мир»)).
Цель:Определение значения героизма в жизни человека через анализ образа Пети Ростова.Задачи:Образовательные:1. Формирование навыков анализа различного рода эпизодов в тексте, умение пересказывать их и...
Повторительно-обобщающий урок по истории в 6 классе на тему "Древняя Русь" (конспект урока и презентация к уроку)
Древняя РусьПовторительно-обобщающий урок по истории. 6 классС презентацией Разработка Алексеевой В.И., учитель истории и обществознания МБОУ «Орининская СОШ» Моргаушского...
Деепричастие – удивительная часть речи (Обобщающий урок по теме "Деепричастие") 7-й класс Тип урока: урок обобщения знаний и умений
На данном уроке обобщаем знания о деепричастии и деепричастном обороте;воспитываем культуру поведения при групповой и индивидуальной работе;формируем УУД....