Урок в 5 классе "Сложение и вычитание десятичных дробей" с актуализацией экологического компонента
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме
В содержании урока используются задачи из составленного мною сборника математических задач с экологическим содержанием. Частично сборник был опубликован в журнале «Заместитель директора школы» №1 2012г.
Урок был создан мною в 2007 году для класса, в котором часть ребят – дети, испытывающие трудности в обучении. Результат урока превзошел мои ожидания, так как дети с огромным интересом включились в урок, искренне поразились теми числами при решении задач, которые показывали, насколько серьезно страдает наша природа, почувствовали себя настоящими экологами.
Я считаю, что и математические знания учащихся в результате урока, несомненно, приросли. Причем, самостоятельно конструируя алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей с помощью разрядной таблицы, большой процент учащихся хорошо усвоили новую тему, относительно самого правила ошибок практически не делали (88% качества и 100% справились с проверочной работой).
Технологии: _проблемно-поисковая технология, коммуникативно-диалоговая технология, технология обучения в сотрудничестве, технология разноуровнего обучения, здоровьесберегающая технология.
Методы: по источнику знаний учащихся: сочетание словесного, наглядного и практического методов, по деятельности учащихся:_проблемно-поисковый, самостоятельная работа учащихся, деятельностный подход.
Приёмы: мозговой штурм, постановка проблемных вопросов, сравнение и аналогия, раскрытие практической значимости темы, эффект неожиданности, удивления , использование презентации, юмор, соревнование, игра.
Оборудование: доска, проектор, ноутбук, раздаточный материал, картинки для аппликации, карта Пермского края, клей- карандаши, карточки с числами по периметру класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkursnyy_urok_5a_klass.doc | 71 КБ |
prezentaciya1.ppt | 651.5 КБ |
prilozheniya_dlya_otkr._uroka.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока в 5а классе по теме
«Сложение и вычитание десятичных дробей»
I Оргмомент.
Здравствуйте, ребята. Поприветствуйте наших гостей.
II Введение в тему.
Я хочу вам предложить интересное задание: откройте 1-ый лист «Экологическая шифровка». Обведите в кружок заглавные буквы тех высказываний, с которыми вы согласны. Если вы правильно выполните задание, то из заглавных букв вы получите название чисел, о которых сегодня пойдет речь.(«Дроби»)(Приложение 1).Прочитайте вслух, с какими предложениями вы согласились(Читают по цепочке)
А какие дроби мы изучаем? (Десятичные)
Ребята, а судя по такому началу урока, как вы думаете, о чем еще очень важном сегодня пойдет речь? (Об экологии) А вы думаете на уроке математики получится у нас рассуждать об экологии? (Да, нет) Попробуем?
III Целеполагание.
Давайте представим себя юными экологами и сегодня на уроке будем решать задачи не из учебника, а экологические задачи о нашем родном крае. Перед вами карта Пермского края (Приложение2). Жизнерадостно она сейчас выглядит? (Нет). Давайте постараемся озеленить наш Пермский край, решая задачи.
А вот и первая задача. На берегу реки Камы в п.Полазна отдыхает компания туристов. Первый турист оставил после себя 2,54кг мусора, второй турист – на 0,6кг меньше, а третий турист насорил столько, сколько 1-ый и 2-ой вместе.
1) Сколько кг мусора оставила после себя компания туристов? 2)Сколько кг мусора оставят после себя 100 отдыхающих, если за одного отдыхающего взять туриста, который намусорил всех меньше ?
Чтобы ответить на первый вопрос задачи, что достаточно сделать? (Вычесть, сложить дроби).
А вы умеете складывать и вычитать десятичные дроби? (Нет).
Сможете ли вы прямо сейчас решить задачу?
Чем же мы сегодня займемся на уроке? (Будем учиться складывать и вычитать дес. дроби).
В тетрадях – число, тема урока «Сложение и вычитание десятичных дробей».
А что мы будем делать для того, чтобы учиться складывать и вычитать дес. дроби?
Задачи урока: (дети сами планируют урок)
Повторим , что мы знаем о десятичных дробях;
Найдем способ сложения и вычитания дес. дробей, сконструируем правило;
Порешаем экологические задачи;
Проверим свои знания.
IV. Актуализация опорных знаний.
1.По периметру класса на карточках –длины рек Пермского края. Записать их в порядке возрастания:
Сылва -492,75км, Вишера – 415,07км, Колва – 460,9км, Яйва – 402,87км, Косьва – 283,2км, Коса – 266,34км, Весляна – 266,7км, Иньва – 257км, Обва – 247.5км. (Самая длинная – Сылва, самая короткая – Обва).
2.В таблицу разложить по разрядам десятичные дроби: 3,582 и 358,2.(Дети выполняют на раздаточном материале –приложение 3).
Тысячи | Сотни | Десятки | Единицы | Десятые | Сотые | Тысячные | Десятитысячные |
3 | 5 | 8 | 2 |
3 | 5 | 8 | 2 |
Ребята, какой главный принцип записи и чтения десятичных дробей? (Позиционная система).
V. Открытие нового материала.
Задание:В таблице записать сумму этих чисел
Тысячи | Сотни | Десятки | Единицы | Десятые | Сотые | Тысячные | Десятитысячные |
3 | 5 | 8 | 2 |
3 | 5 | 8 | 2 | 0 | 0 |
3 | 6 | 1 | 7 | 8 | 2 |
Дети выполняют задание самостоятельно или в парах. В случае затруднения у каждого есть возможность использовать вопросы-подсказки.
Вопросы-подсказки
Если не обращать внимания на запятую, то какие числа получились? (Натуральные), а мы умеем складывать натуральные числа? (умеем)
А с какими числами сложить 2 и 8? (с нулями)
Вот вы и нашли способ сложения дес. дробей.
Повторим процедуру с вычитанием дес. дробей. (Ученик у доски находит разность чисел1055,033 и 72,04.Ответ:982,963)
Проверка задания, коррекция ошибок.
Значит, теперь каждый раз, чтобы сложить или вычесть дроби, мы будем чертить таблицу? (Нет)
Тогда как будем поступать?
Правило (Дети формулируют сам-но, учитель корректирует)(Приложение 4):
Записать дес. дроби друг под другом, чтоб запятая была под запятой;
Уравнять кол-во цифр после запятой;
Сложить или вычесть дроби, не обращая внимания на запятую;
Поставить запятую под запятыми в результате.
Правило - на слайде.
Работа в парах: задание:
Рассказать правило друг другу, затем привести один пример сложения или вычитания, 1 вариант объясняет 2 варианту еще раз.(2мин.)
VI. Релаксация (офтальмологическая гимнастика)
VII. Закрепление нового материала.
На слайде – задание: вместо цветочков и букашек вставить пропущенные знаки действий.
2. Ребята, теперь мы можем вернуться к задаче, которая вызвала у вас затруднение? (Можем)
Решают в парах, на закрытой доске ученик. Проверяем.
Решение в столбик:1) 2,54-0,6=1,94(кг) – мусора после 2-го туриста.
2) 2,54+1,94=4,48(кг) – мусора после 3-го туриста.
3) 2,54+1,94+4,48=8,96(кг) – мусора после трех туристов.
4) 1,94*100=194(кг) – мусора после ста туристов.
(Дети удивляются и делают вывод по экологической проблеме).
VIII. Домашнее задание.(Приложение 5)
Продолжение IX. Закрепление нового материала.
3. На слайде числа: 25,4 0,9 2,04 14,6 100,9
Задания (устно):
Сложите первое и четвертое числа и вы узнаете, какую площадь на планете занимают леса.(40млн км²)
Вычесть из первого с конца числа второе число сначала и вы узнаете, сколько лет разлагается в почве консервная банка.(100лет)
То число, которое у вас получилось, умножить на 5. Столько лет разлагается в почве пластиковая бутылка.(500лет)
Сумму всех чисел умножьте на 0. Стекло не переработается в почве никогда.
4.Задачи-шутки (устно на слайдах)
Коля свой дневник закопал на глубину 5,4м, а Толя закопал свой дневник на глубину 12,7м. На сколько метров глубже закопал свой дневник с двойками Толя?
Допустим, что ты решил прыгнуть в воду с высоты 8,2м и, пролетев 5,6м, передумал. Сколько метров тебе еще лететь поневоле?
X. Первичный контроль усвоения новых знаний.
Итак, ребята, теперь я предлагаю вам проверить себя, насколько хорошо вы усвоили новое правило. По моей команде вы откроете конверты-сюрпризы, решите пример на карточке, найдете на нашей карте правильный ответ и украсите наш Пермский край зеленью лесов и полей и голубизной рек. (Примеры подобраны дифференцированно).
(Дети приклеивают картинки на карту).
XI. Подведение итогов урока.
Кто нашел правильный ответ – усвоил новый материал, а оставшиеся на карте незаполненные пятна – работа следующих уроков.
Вы видите, ребята, как вашими усилиями расцвела карта нашего необыкновенно красивого края (Приложение 6). А как в жизни вы можете помочь нашей живописной природе выживать и процветать? (Ответы уч-ся).
А каким новым правилом вы сегодня пользовались для решения задач?(дети проговаривают правило).
XII. Рефлексия.
Оценить свое эмоциональное состояние на данный момент времени с помощью смайликов (поднять вверх)
(Если останется время, обсудить разный эмоциональный настрой учащихся)
Надеюсь, что на следующем уроке у всех будет замечательное рабочее настроение.
Ребята, вы все сегодня очень хорошо работали. Молодцы!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Приложение 1. Экологическая шифровка.
Задание: обведи в кружок заглавную букву того высказывания, с которым согласен.
Доброе дело – не сорить на улице, убирать за собой мусор в лесу.
Полиэтиленовые пакеты, выброшенные на улицу, удобряют почву.
Риск отравиться и отравить окружающую среду грозит, если сжигаешь пластиковые бутылки.
Лес большой, можно выкидывать мусор, места хватит.
Открытый кран в школе увидел – подойди выключи.
Украсить жизнь весной можно большим букетом подснежников.
Зеленая книга – книга, в которую занесены исчезающие виды животных и растений.
Береги свои леса: лес – богатство и краса.
Исчезающие виды растений и животных занесены в красную книгу.
Приложение 3.
Тысячи | Сотни | Десятки | Единицы | Десятые | Сотые | Тысячные | Десяти- тысячные |
Тысячи | Сотни | Десятки | Единицы | Десятые | Сотые | Тысячные | Десяти- тысячные |
Приложение 4. Правило.
1.Уравнять количество цифр после запятой.
1.Записать дроби друг под другом, чтоб запятая была под запятой.
2.Уравнять количество цифр после запятой.
3. Выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятые.
4. Поставить в ответе запятую под запятыми.
Приложение 5. Домашнее задание.
Повторить правило сложения и вычитания десятичных дробей;
№ 705, 708 – из учебника.
Решить задачу с помощью уравнения:
Длина глухаря на 75,3 см больше длины белки. Найди длину каждого, если сумма длин глухаря и белки 125,7см.
3. В интернете найти сведения о состоянии экологии в Пермском крае и составить задачу на тему «Сложение и вычитание десятичных дробей».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики "Сложение и вычитание десятичных дробей"
Сложение и вычитание десятичных дробей.Цель:1. Обобщить и систематизировать материал по теме «Десятичные дроби. Сложение ...
Урок-путешествие "Сложение и вычитание десятичных дробей"
Обобщающий урок по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" составлен для учащихся пятых классов. Ребята отправляются в увлекательное путешествие по зоопарку, которое сопровождается яркой и красо...
Мастер-класс по теме "Актуализация экологического компонента на уроках математики"
цель Це Цель моего мастер-класса : заинтересовать вас, уважаемые коллеги, идеей актуализации экологического компонента н...
Урок математики "Сложение и вычитание десятичных дробей"
Урок позволяет, в игровой форме, повторить и закрепить материал по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» в процессе решения различных заданий, провести коррекцию знаний по теме "Сравнение деся...
Конспект + презентация урока математики "Сложение и вычитание десятичных дробей"
Конспект открытого урока математики, проведенного в 9 «А» классе ГБС(К)ОУ общеобразовательной школы № 8 VIII вида г. Ейскана тему «Сложение и вычитание десятичных дробей»27.02.2013 г.Учитель : В...
Урок математики "Сложение и вычитание десятичных дробей"
Тема урока: "Сложение и вычитание десятичных дробей"Предмет: математика.Класс: 5.Автор урока: Пестрикова Наталья Григорьевна, учитель математики и информатики.Образовательное учреждение: Г...
урок математики "Сложение и вычитание десятичных дробей"
Здесь представлен открытый урок по математике с презентацией "Сложение и вычитание десятичных дробей"...