Урок-путешествие "Сложение и вычитание десятичных дробей"
презентация к уроку по алгебре (5 класс) по теме

Обобщающий урок по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" составлен для учащихся пятых классов. Ребята отправляются в увлекательное путешествие по зоопарку, которое сопровождается яркой и красочной презентацией. Учащиеся выполняют сложение и вычитание десятичных дробей устно и письменно,решают уравнения,задачи,развивают быстроту мысли и смекалку! 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_prezentaciyumatem.docx26.74 КБ
Office presentation icon prezentaciya_po_matematike_avtosohranennyy.ppt2.64 МБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН  УРОКА   ПО ТЕМЕ «СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ»

Выполнили:

Черкашина Ольга Евгеньевна, учитель математики МОУ « Покровская СОШ «МО Ахтубинский район»

ТЕМА УРОКА: «СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ

                                                     ДРОБЕЙ».    

Слайд №1.                                   

ЦЕЛЬ УРОКА: систематизировать знания учащихся по теме;

                                   закрепить  умение  выполнять сложение и вычитание  

                                  десятичных дробей устно и письменно; учить применять

                                  сложение и вычитание десятичных дробей в различных

                                  ситуациях; развивать быструю работу мысли, внимате-

                                  льность, смекалку; воспитывать дружеские отношения в

                                 классе; развивать умение высказываться по теме; разви-

                                 вать интерес к математике.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Таблица «Сложение и вычитание десятичных дробей»;
  2. Карточки для самостоятельной работы;
  3. Наглядные пособия.

  1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

- Сегодня мы проводим урок по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей». Мы будем выполнять сложение и вычитание десятичных дробей устно и письменно, решать уравнения, задачи, развивать быструю работу мысли, смекалку и внимательность.

Ребята, сегодня у нас необычный урок. Урок-путешествие.

Слайд №2.

Вы увидите сами:

Там все живые,

С хвостами,

С усами,

Бегать умеют они

И летать.

Ползать и плавать,

Кусать и хватать…

Там и мохнатые,

Там и пернатые,

Стройные там

И даже горбатые,

Добрые,

Злые,

Наземные, Водные…

Кто же они? Догадались?      (ЖИВОТНЫЕ).

А живут эти животные в зоопарке. Значит, мы отправляемся в путешествие в зоопарк. (На доске висят картинки с изображением животных: совы, медвежонка, черепахи, обезьяны, слонёнка).

Слайд №3.

  1. РАБОТА УСТНО.

Вход в зоопарк охраняет мудрая СОВА. Недаром её так зовут. Она очень хорошо знает десятичные дроби и впустит нас, если мы быстро и точно посчитаем устно.

Слайд №4.

А) Верно ли:

 3   76 = 3,076   (да)                          после запятой числитель дробной

  1000                                                 части должен иметь столько же      

                                                          цифр, сколько нулей в знаменателе

  24  =  0,24   (нет)

1000    

10   3 =10,3     (нет)

    100  

0,850= 0,85    (да)                            если в конце десятичной дроби при-

                                                          писать нуль или отбросить нуль, то  

0,72=0,7200   (да)                            получится дробь, равная данной.

Б) Вычислить:

3+ 0,3 = 3,3          0,07 + 0,02 = 0,09      7,25 + 2,1 = 9,35

0,8 – 0,6 = 0,2      6,25 – 5,14 = 1,11      5 – 0,8 = 4,2

3,75 – 2 = 1,75     0,12 + 0,4 = 0, 52       5, 9 + 0,3 = 6,2

0,2 + 0,3 = 0,5      3,25 – 1 = 2,25           7,25 – 3,05 = 4,20 =4,2

 

В) На отрезке АВ длиной 17,9 см. взята точка М так, что длина отрезка МВ равна 6,5 см. Какой отрезок короче: АМ или МВ ?

А            М         В   

РЕШЕНИЕ:

АМ = 17,9 – 6,5 = 11,4 см.

6,5 меньше 11,4, значит, отрезок МВ короче чем отрезок АМ.

- НУ ВОТ, ВХОДНОЙ БИЛЕТИК У НАС ЕСТЬ. ИТАК, В ПУТЬ!

3.РЕШЕНИЕ ПРИМЕРОВ.

- Ребята, а почему на этой клетке нет названия животного? Нам же интересно узнать, как его зовут? Давайте, решим примеры, найдём букву, которая соответствует правильному ответу, и узнаем, как зовут этого симпатичного зверька.

Слайд №5.

                                        А (5,746)            

                       Л (88,646)                   К (13,906)  

                       О (13,086)               А (91)    

  1. 28,06 – 14,154 = 13,906                                    К
  2. 13,906 – 0,82 = 13, 086                                     О
  3. 13,086 – 7,34 = 5,746                                        А
  4. 5,746 + 82,9 = 88,646                                        Л
  5. 88,646 + 2,354 = 91                                           А

Доп.вопрос: -  А кто заметил, как составлены примеры? 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: - Эти добродушные, неуклюжие и очень медлительные зверьки живут в Австралии. У них детёныши рождаются очень маленькие (2 см.), и поэтому их мама сажает в специальную сумку. Детёныши растут и через 6 месяцев уже не помещаются в сумку и перебираются маме на спину. Так они лазают по деревьям вместе с мамой ещё два с половиной года. 

4.РЕШЕНИЕ ТЕКСТОВОЙ ЗАДАЧИ.

- Ребята, а кто живёт в этом домике?       (ЧЕРЕПАХА).

Черепаха прекрасно плавает, её конечности превращаются в ласты.

Слайд №6.

Задача.

Известно, что черепаха плавает в стоячей воде со скоростью 21,6 км/ч. Скорость течения реки равна 4,7 км/ч. Найдите скорость черепахи по течению и против течения реки.

РЕШЕНИЕ:

  1. Скорость черепахи в стоячей воде – это её собственная скорость. Значит,
  2. V собственная = 21, 6 км/ч.

V течения реки = 4,7 км/ч.

V по течению = ? км/ч.

V против течения = ? км/ч.

  1. 21,6 + 4,7 = 26,3  км/ч ( скорость по течению)
  2. 21,6 – 4,7 = 16,9 км/ч  ( скорость против течения)

Ответ: 26,3 км/ч; 16,9 км/ч.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: - Вы, наверное, думаете, что черепаха не может иметь такую скорость? На островах Тихого океана живут черепахи-гиганты. Они такой величины, что дети могут кататься сидя у них на панцире.

5.РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ.

 - Ребята, пока вы смотрели на черепаху, обезьяна открыла клетку и нахулиганила. Придётся нам узнать, какие числа должны стоять вместо букв.

А как называются такие равенства? (уравнения)

Значит, нужно решить уравнения.

Слайд №7.

Z + 3,8 = 8      Y – 6,5 = 12     13,5 – X = 1,8       ( 5,6 – R ) + 3,8 = 4,4

Z = 8 – 3,8      Y = 12 + 6,5      X = 13,5 - 1,8       5,6 - R = 4,4 – 3,8

Z = 4,2            Y = 18,5            X = 11,7               5,6 – R = 0,6

                                                                             R = 5,6 – 0,6

                                                                             R = 5

    __________      _________       ___________    __________________

4,2 + 3,8 = 8   18,5 – 6,5 = 12 13,5 – 11,7 = 1,8  (5,6 -5) + 3,8 = 4,4

     8 = 8               12 = 12             1,8 = 1,8               4,4 = 4,4

Ответ: 4,2.      Ответ: 18,5.      Ответ: 11,7.          Ответ: 5.

   

ДОПОЛНИТЕЛЬНО: - Посмотрим, есть ли у обезьянки такие числа. Да. Значит, уравнения мы решили верно.

6.РЕШЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ.

 - Ребята, нам пришло письмо от директора зоопарка. Он нуждается в вашей помощи.

Слайд №8.

«Дорогие пятиклассники. Я измерил две стороны своего треугольного забора. Они равны 19,7 метрам и 17,5 метрам. А третью сторону я измерить не могу, так как забор пересекает канаву, которую мне с измерительным шнуром не перепрыгнуть. Мой сосед сказал, что периметр моего забора равен 56 метрам. Сказал и ушёл. А я так и не понял, как мне измерить третью сторону и причём здесь это странное слово «периметр»? Жду ответа».

РЕШЕНИЕ.

- 1) Давайте переведём задачу на язык математики.

2) Какую форму имел забор?  (ТРЕУГОЛЬНИКА).

3)Какая из фигур на доске является треугольником?

4) Что мы знаем о треугольнике?

5) Попросить отвечающего у доски начертить треугольник.

6) Что называется периметром треугольника?

 1-я сторона: 19,7 м.

 2-я сторона: 17,5 м.

 Р = 56 м.

 3-я сторона:  ? м.

  1. 19,7 + 17,5 = 37,2 м. – сумма длин двух сторон треугольника;
  2. 56 – 37,2 = 18,8 м. – длина третьей стороны.

Ответ: 18,8 метрам.

- А как можно было записать решение этой задачи другим способом, не по действиям? (МОЖНО ЗАПИСАТЬ ЧИСЛОВЫМ ВЫРАЖЕНИЕМ: 56 – (19,7 + 17,5) = 18,8 м.)

7.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. (ПРОГРАММИРОВАННЫЙ КОНТРОЛЬ).

- Время подошло к обеду, пора кормить слонёнка. Сторож забыл код замка и не может открыть дверь. Ребята, мы можем помочь слонёнку не остаться голодным. Выполним самостоятельную работу и определим КОД замка.

Пояснение учителя: - Вы выполняете задания, рядом с примером записываете цифру, которая цифру, которая соответствует правильному ответу.

Слайд №9.

№ задания

пример

              1

             2

            3

0,59 + 0,27

          8,63      

          63,68        

          0,86      

18,01 – 2,9

         15,11    

          11,61

         151,1

7,3 + 0,865

         15,618

          8,165

         81,65

  1. 0,59 + 0,27 = 0,86                  3
  2. 18,01 – 2,9 = 15,11                1
  3. 7,3 + 0,865 = 8,165                2 

КОД: 312.

По окончании работы предложить учащимся открыть замок.

8.ИТОГ УРОКА.

- Наше путешествие  по зоопарку подошло к концу. Пора возвращаться домой. На выходе из зоопарка нас ждёт письмо:

Слайд № 10.

«Мудрые пятиклассники! Во время вашего путешествия я летала рядом и всё слышала. Вы хорошо знаете тему «Сложение и вычитание десятичных дробей», быстро считаете, умеете решать уравнения, задачи; вы рассудительные, добрые, любознательные, вы многому научили нас, жителей зоопарка, мы даже не подозревали, что десятичные дроби это так интересно. Спасибо вам, ребята! СОВА».

- Ребята! Сегодня на уроке вы хорошо потрудились. Каждый из вас получит заслуженную оценку.

Объявляются оценки за урок.

9. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. (ТВОРЧЕСКОЕ).

- Придумайте примеры на сложение и вычитание десятичных дробей и зашифруйте ответами примеров слова, связанные с темой «Путешествие в зоопарк». 

Слайд №11.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕМА УРОКА: «СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ». Урок-путешествие

Слайд 2

Вы увидите сами: там все живые, с хвостами, с усами, Бегать умеют они и летать, Ползать и плавать, кусать и хватать… Там и мохнатые, там и пернатые, Стройные там и даже горбатые, Добрые, злые, наземные, водные… Кто же они? Догадались?

Слайд 3

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗООПАРК

Слайд 4

ПОСЧИТАЕМ УСТНО А) Верно ли: 3 76 = 3,076 1000 24 = 0,24 1000 10 3 =10,3 100 0,850= 0,85 0,72=0,7200 Б) Вычислить: 3+ 0,3 0,07 + 0,02 7,25 + 2,1 0,8 – 0,6 6,25 – 5,14 5 – 0,8 3,75 – 2 0,12 + 0,4 5, 9 + 0,3 0,2 + 0,3 3,25 – 1 7,25 – 3,05 В) На отрезке АВ длиной 17,5 см. взята точка М так, что длина отрезка МВ равна 6,5 см. Какой отрезок короче: АМ или МВ ?

Слайд 5

СКАЖИТЕ, КАК ЕГО ЗОВУТ? 28,06 – 14,154 13,906 – 0,82 13,086 – 7,34 5,746 + 82,9 88,646 + 2,354 К 13,906 А 5,746 Л 88,646 А 91 О 13,086 КОАЛА

Слайд 6

Задача. Известно, что черепаха плавает в стоячей воде со скоростью 21,6 км/ч. Скорость течения реки равна 4,7 км/ч. Найдите скорость черепахи по течению и против течения реки.

Слайд 7

РЕШИМ УРАВНЕНИЯ Z + 3,8 = 8 Y - 6,5 = 12 13,5 – X = 1,8 ( 5,6 – R ) + 3,8 = 4,4

Слайд 8

СПЕШИМ НА ПОМОЩЬ! «Дорогие пятиклассники. Я измерил две стороны своего треугольного забора. Они равны 19,7 метрам и 17,5 метрам. А третью сторону я измерить не могу, так как забор пересекает канаву, которую мне с измерительным шнуром не перепрыгнуть. Мой сосед сказал, что периметр моего забора равен 56 метрам. Сказал и ушёл. А я так и не понял, как мне измерить третью сторону и причём здесь это странное слово «периметр»? Жду ответа».

Слайд 9

ПОРАБОТАЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНО 1 2 3 0,59 + 0,27 8,63 63,68 0,86 18,01 – 2,9 15,11 11,61 151,1 7,3 + 0,865 15,618 8,165 81,65 пример

Слайд 10

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЗООПАРКУ ПОДОШЛО К КОНЦУ «Мудрые пятиклассники! Во время вашего путешествия я летала рядом и всё слышала. Вы хорошо знаете тему «Сложение и вычитание десятичных дробей», быстро считаете, умеете решать уравнения, задачи; вы рассудительные, добрые, любознательные, вы многому научили нас, жителей зоопарка, мы даже не подозревали, что десятичные дроби это так интересно. Спасибо вам, ребята! СОВА».

Слайд 11

РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА: ЧЕРКАШИНА ОЛЬГА ЕВГЕНЬЕВНА, УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ МОУ «ПОКРОВСКАЯ СОШ «МО АХТУБИНСКИЙ РАЙОН»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Сложение и вычитание десятичных    дробей.Цель:1. Обобщить и систематизировать материал по теме «Десятичные дроби. Сложение ...

Презентации " Деление десятичных дробей на натуральное число". "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Презентации к урокам в 5 классе по темам "Слажение и вычитание десятичных дробей" и "Деление десятичных дробей на натуральное  число." Считаю, тему "Десятичные дроби" в курсе 5 класса одной из вы...

Урок на тему "Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей"

Тема «Десятичные дроби», изучаемая в курсе математики 5-го класса, представляет определенные трудности для учащихся. Вместе с тем эта тема – одна из наиболее важных в курсе математики средней школы, т...

Урок на тему "Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей"

Тема «Десятичные дроби», изучаемая в курсе математики 5-го класса, представляет определенные трудности для учащихся. Вместе с тем эта тема – одна из наиболее важных в курсе математики средней школы, т...