Мастер-класс по теме "Актуализация экологического компонента на уроках математики"
методическая разработка по алгебре на тему

 

 

цель Це                   Цель моего мастер-класса : заинтересовать вас, уважаемые коллеги, идеей актуализации экологического компонента на уроках математики, а вы могли сделать ваши уроки необычными, интересными, увеличили воспитательный потенциал своего урока. В данном занятии даются примеры использования математических задач с экологическим содержанием на уроках математики. Мастер-класс содержит рекомендации по разнообразию  форм работы с учащимися, а так же способы конструирования математических экозадач, задания в игровой форме, практическое задание в деятельностном режиме. 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc207.5 КБ
Microsoft Office document icon kartochki_dlya_uchiteley.doc36.5 КБ
Microsoft Office document icon ekoshifrovka.doc28 КБ
Office presentation icon prezentaciya_k_dokladu_gpg.ppt2.93 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Инновационный подход к актуализации экологического компонента в математике»

(Слайд 1)Добрый день, уважаемые коллеги. Я – Медведева Юлия Борисовна, школа 16 г. Перми.

 Тема моего мастер-класса – «Инновационный подход к актуализации экологического компонента в математике»

 Перед Вами две математические задачи:(Слайд 2)

1.На овощную базу привезли 5т яблок, груш – в 20 раз больше, а арбузов – на 380т больше, чем груш. На сколько меньше привезли на базу яблок, чем арбузов?

2. Бумажный стаканчик в нашем климате в почве разлагается 5 лет, консервная банка – в 20раз дольше, а пластиковая бутылка -  на 380 лет дольше, чем консервная банка. На сколько лет раньше разложится бумажный стаканчик, чем пластиковая бутылка?

Какую из задач Вам хочется быстрее решить и узнать ответ?  ( Ответ: вторую)

А почему?

Да, она интереснее по содержанию, дает в результате решения полезную информацию.

По моим наблюдениям  ученики тоже хотят решать на уроках математики интересные содержательные задачи, узнавать из них что- то новое, удивительное.

 (Слайд3):Нетрудно заметить, что именно математика может дать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природном и социальном окружении.

                   Вообще, люди начинают задумываться об ужасающем состоянии окружающей среды, когда видят конкретные числовые показатели того, что происходит с нашей природой.

                   А как было бы здорово, если бы наши ученики решали бы на уроках не только абстрактные задачи или задачи про яблоки и книжки на полках, а полезные задачи , например, о состоянии окружающей среды. И когда ребята видят страшные цифры  о вырубленных лесах, загрязненных реках и о многих других негативных факторах в решенных ими задачах, то может быть лично каждый из них задумается и оценит свое отношение к окружающей среде. Но, проблема в том, что задания с экологическим компонентом очень редко встречаются в наших учебниках. анализируя содержание учебников 5,6,7 классов на предмет содержания в них экозадач, я пришла к выводу, что  задачи с экологическим компонентом практически отсутствуют в наших учебниках. (Таблица на слайде4)

          Так у меня возникла идея создания сборника математических задач с экологическим содержанием.

Итак, цель моего мастер-класса – заинтересовать вас, уважаемые коллеги, идеей актуализации экологического компонента на уроках математики, а вы могли сделать ваши уроки необычными, интересными, увеличили воспитательный потенциал своего урока.

Итак. как же рождаются экозадачи?  

Из каких источников и кем создаются задачи? Это тоже очень интересный творческий процесс, т.к. большинство задач ребята  находят в различных источниках или придумывают сами.

Потребовались разнообразные формы работы по созданию сборника: (Слайд5)

Домашние задания по оформлению книжек-малышек с задачами на экологическую тему;

Групповая работа по решению экозадач в классе по статистическим данным;

Мини-проекты по созданию экозадач;

Индивидуальная работа- исследовательская работа, выступление на городской НПК «Мой первый опыт» (1 место)

Этим формы работы не ограничиваются, их можно постоянно разнообразить.

Способы конструирования экозадач.(Слайд)

1. По статистическим данным.(Слайд 3)

                             Пример задачи:

    По данным Государственной инспекции и природопользованию Пермского края за летний период 2011 года в разных районах Прикамья зарегистрировано 460 несанкционированных свалок общей площадью 94 га. В настоящее время 220 свалок уже ликвидировано.

Какие вопросы можно сформулировать, чтобы из этих данных получилась задача?

(Слайд)Сколько свалок осталось ликвидировать?

Сколько процентов свалок ликвидировано?

 Сколько процентов несанкционированных свалок осталось еще ликвидировать?

2. На основе жизненных ситуаций (Слайд )

                   Пример задачи:

    Отряд мэра ежедневно с одной детской площадки собирает 4 мешка мусора в среднем по 15 кг каждый. Сколько мусора могли бы не оставить после себя жители микрорайона на детских площадках в течение 10 дней, если их в микрорайоне 9?

3.Наложения задания на разные темы (Слайд )

                        Пример задачи:

    Решив уравнение, вы узнаете за какое время в нашем климате в почве разлагается пластиковая бутылка :

                       -2,5(х + 100)= -3х

4 С недостающими и лишними данными (слайд)

Для решения таких задач учащимся необходимо либо из различных источников узнать недостающие сведения, либо догадаться не использовать в решении задачи лишние числа.

              Пример задачи:

- На территории Пермского края  особо охраняемых территорий общей площадью 12940 га. Какой процент от всей площади Пермского края составляют охраняемые территории?

(Для решения задачи необходимо знать  площадь Пермского края – 160,6 тыс. кв. км )

Решение: 1294000:160600=8%. Самый крупный из охраняемых территорий – это природный парк «Сылвенский». Всего на территории Пермского края 24 государственных природных заказника.

Та же задача может быть сконструирована и как задача с лишними данными:

- На территории Пермского края  675 особо охраняемых территорий общей площадью 12940 га. Какой процент от всей площади Пермского края составляют охраняемые территории, если площадь Пермского края – 160,6 тыс. кв. км )

 А может быть одновременно с недотающими и лишними данными:

- На территории Пермского края  675 особо охраняемых территорий общей площадью 12940 га. Какой процент от всей площади Пермского края составляют охраняемые территории?

5.Ребусы, шифровки, тесты (Слайд 6)

    Задание: обведи в кружок заглавную букву того высказывания, с которым согласен, составь из полученных букв слово – тема урока.

Полиэтиленовые пакеты, выброшенные на улицу, удобряют почву.

Береги свои леса: лес – богатство и краса.

Риск отравиться и отравить окружающую среду грозит, если сжигаешь пластиковые      бутылки.

Лес большой, можно выкидывать мусор, места хватит.

Открытый кран в школе увидел – подойди выключи.

Украсить жизнь весной можно большим букетом подснежников.

Зеленая книга – книга, в которую занесены исчезающие виды животных и растений.

Исчезающие виды растений и животных занесены в красную книгу.

Доброе дело – не сорить на улице, убирать за собой мусор в лесу.

( должно получиться слово  « Дроби»)

 Игра. Двое человек поочереди как можно точнее называют срок разложения предметов из различных материалов. Кто ближе к истине, тот выигрывает.(получает приз) третий человек из аудитории – в жюри. Подстчитывает количество более близких ответов, после игры всем раздает таблички – в подарок.

Материалы  - из таблицы:

          

Последнее задание: карточки- всем присутствующим. Работа в группах. Решив задачу, закрыть на карте Пермского края ответ задачи цветком.

Из бледного непривлекательного пятна иы получили с вами прекрасное цветущее поле, которое называется Пермский край. Этим мы вложили свою частичку в дело сохранения окружающей среды, создания зеленого экологичного города.       Создание экологического города - это сравнительно новое направление в экологии. В мире уже существуют "города - сады", "тихие города", "зеленые города"... Ученые разрабатывают все новые проекты экологических городов.

Заключение. Я надеюсь, что мне удалось заинтересовать вас своей темой, как можно актуализировать такую глобальную проблему как экология на уроках математики. Я думаю, что это поможет вам разнообразить ваши уроки, мотивировать ваших учеников к изучению нашего с вами нелегкого предмета.  В новом учебном году хочу пожелать вам

Здоровья, счастья и добра,

Любви, удачи и тепла.

Пусть воздух будет везде чистым

И солнце светит пусть для всех,

А на столе всегда пусть будет...

Только полезная еда!

 (Слайд)Свое выступление я хочу закончить , на мой взгляд. необыкновенными словами: Природа для человека — все: школа, вуз, академия (где учатся всю жизнь); она — музей (где собрано все лучшее, что создано годами, тысячелетиями); она — художественная галерея (с неповторимыми картинами); она — театр (музыкальный, драмы, комедии, теней и др.); она — наша столовая, аптека; она—наш дом (где хочется чистоты, уюта, красоты, удобства, взаимопонимания, любви, спокойствия). Береги свой дом!



Предварительный просмотр:

Карточка 1.

1.Решите задачу: Брошенная на землю кожура от банана в нашем климате разлагается около 2 лет. Брошенный окурок сигареты разлагается на два года дольше. Пластиковый пакет разлагается на восемь лет дольше чем окурок. Сколько лет потребуется для того чтобы разложился пакет? На сколько лет раньше разложится кожура от банана?

2.По представленному примеру в презентации зашифруйте слово «Угол»

Карточка 2.

1.Решите задачу: Каждая автомашина выбрасывает в атмосферу в 3 раза больше загрязняющих веществ по сравнению со своей собственной массой. Масса грузовика 3 т  какое количество загрязняющих веществ  выбрасывает в атмосферу такая машина?

2.Спомощью таблицы придумайте задачу о разложении отходов в почве.

Карточка 3.

1.Решите задачу: В мире ежегодно добывается 1600 млн.  м³ древесины, около 20% всей древесины идет на топливо. Сколько кубических метров древесины ежегодно сжигается?

 2.По представленному примеру в презентации зашифруйте слово «Уравнение».

Карточка 4.

1.Решите задачу: В крупных промышленных центрах в воздухе находится 125- 500 мг/м3 CО2 при норме 3 мг/м?. Во сколько раз в среднем превышена норма?

2.По представленному примеру в презентации зашифруйте слово «График».

Карточка 5.

1.Решите задачу: На Маскаренских островах из 28 местных видов птиц вымерло 24. Определите этот, самый высокий в мире, процент исчезнувших видов птиц?

2.Спомощью таблицы придумайте задачу о разложении отходов в почве.

Карточка 6.

1.Решите задачу: . В суровую зиму в лесу может погибнуть до 90% птиц. Если в лесу обитало 3400 птиц, то каково количество оставшихся? В чем состоит основная причина их гибели?

2.По представленному примеру в презентации зашифруйте слово «Уравнение».

Карточка 7.

1.Решите задачу: . В Сибири ежегодно вырубают 600 тыс. га леса, столько же гибнет от пожаров. Искусственно восстанавливают 200 тыс. га в год. (Чтобы компенсировать вырубку, необходимо ежегодно сажать 1,5 млн га леса). Какой процент лесов восстанавливают от того, что необходимо?

2.По представленному примеру в презентации зашифруйте слово «Сумма»

Карточка 8.

1.Решите задачу: Каждая автомашина выбрасывает в атмосферу в 3 раза больше загрязняющих веществ по сравнению со своей собственной массой. Масса машины 2,5 т.  Какое количество загрязняющих веществ  выбрасывает в атмосферу такая машина?

2.Спомощью таблицы придумайте задачу о разложении отходов в почве.

Карточка 9.

1.Решите задачу: . Ель живет в лесу до 400 лет, а в городских условиях в 2,5 раза меньше. Сколько лет может прожить ель в городе? Как вы думаете, почему снижается продолжительность жизни деревьев в городе?

2.По представленному примеру в презентации зашифруйте слово «Тождество».

Карточка 10.

1.Решите задачу: Площадь Пермского края - 160600 кв. м. Около 70% его территории занято лесами. Сколько кв. метров занимают леса?

2.По представленному примеру в презентации зашифруйте слово «Функция».

Карточка 11.

1.Решите задачу: .  С 1600 г. на Земле вымерло 94 вида птиц. Из них гибель 86 % видов  птиц связана с деятельностью человека. Сколько примерно видов птиц погибло по вине человека?

2.Спомощью таблицы придумайте задачу о разложении отходов в почве.

Карточка 12.

1.Решите задачу: На территории Пермского края 675 особо охраняемых территорий общей площадью 12940 га. Какой процент от всей площади Пермского края составляют охраняемые территории? Площадь Пермского края – 160,6 тыс.кв.км. (Самый крупный из охраняемых территорий – это природный парк «Сылвенский». Всего на территории Пермского края 24 государственных природных заказника.)

2.По представленному примеру в презентации зашифруйте слово «Тождество».

Карточка 13.

1.Решите задачу: . На берегу реки Камы в п.Полазна отдыхает компания туристов. Первый турист оставил после себя 2,54кг мусора, второй турист – на 0,6кг меньше, а третий турист насорил столько, сколько 1-ый и 2-ой вместе.

1) Сколько кг мусора оставила после себя компания туристов? 2)Сколько кг мусора оставят после себя 100 отдыхающих, если за одного отдыхающего взять туриста, который намусорил всех меньше ?

2.По представленному примеру в презентации зашифруйте слово «Угол»

Карточка 14.

1.Решите задачу: Известно, что 1 т пролитой нефти образует на поверхности воды пятно с площадью около 6 кв. км? Какую площадь акватории покроет нефтяная плёнка в случае аварии танкера водоизмещением 5000 т? Сравните с площадью известных вам водохранилищ, морей.

2.По представленному примеру в презентации зашифруйте слово «Сумма».

Карточка 15.

1.Решите задачу:  В суровую зиму в лесу может погибнуть до 90% птиц. Если в лесу обитало 2700 птиц, то каково количество оставшихся? В чем состоит основная причина их гибели?

 2.Спомощью таблицы придумайте задачу о разложении отходов в почве.



Предварительный просмотр:

    Задание: обведи в кружок заглавную букву того высказывания, с которым согласен, составь из полученных букв слово – тема урока.

Полиэтиленовые пакеты, выброшенные на улицу, удобряют почву.

Береги свои леса: лес – богатство и краса.

Риск отравиться и отравить окружающую среду грозит, если сжигаешь пластиковые      бутылки.

Лес большой, можно выкидывать мусор, места хватит.

Открытый кран в школе увидел – подойди выключи.

Украсить жизнь весной можно большим букетом подснежников.

Зеленая книга – книга, в которую занесены исчезающие виды животных и растений.

Исчезающие виды растений и животных занесены в красную книгу.

Доброе дело – не сорить на улице, убирать за собой мусор в лесу.

    Задание: обведи в кружок заглавную букву того высказывания, с которым согласен, составь из полученных букв слово – тема урока.

Полиэтиленовые пакеты, выброшенные на улицу, удобряют почву.

Береги свои леса: лес – богатство и краса.

Риск отравиться и отравить окружающую среду грозит, если сжигаешь пластиковые      бутылки.

Лес большой, можно выкидывать мусор, места хватит.

Открытый кран в школе увидел – подойди выключи.

Украсить жизнь весной можно большим букетом подснежников.

Зеленая книга – книга, в которую занесены исчезающие виды животных и растений.

Исчезающие виды растений и животных занесены в красную книгу.

Доброе дело – не сорить на улице, убирать за собой мусор в лесу.

    Задание: обведи в кружок заглавную букву того высказывания, с которым согласен, составь из полученных букв слово – тема урока.

Полиэтиленовые пакеты, выброшенные на улицу, удобряют почву.

Береги свои леса: лес – богатство и краса.

Риск отравиться и отравить окружающую среду грозит, если сжигаешь пластиковые        бутылки.

Лес большой, можно выкидывать мусор, места хватит.

Открытый кран в школе увидел – подойди выключи.

Украсить жизнь весной можно большим букетом подснежников.

Зеленая книга – книга, в которую занесены исчезающие виды животных и растений.

Исчезающие виды растений и животных занесены в красную книгу.

Доброе дело – не сорить на улице, убирать за собой мусор в лесу.

    Задание: обведи в кружок заглавную букву того высказывания, с которым согласен, составь из полученных букв слово – тема урока.

Полиэтиленовые пакеты, выброшенные на улицу, удобряют почву.

Береги свои леса: лес – богатство и краса.

Риск отравиться и отравить окружающую среду грозит, если сжигаешь пластиковые      бутылки.

Лес большой, можно выкидывать мусор, места хватит.

Открытый кран в школе увидел – подойди выключи.

Украсить жизнь весной можно большим букетом подснежников.

Зеленая книга – книга, в которую занесены исчезающие виды животных и растений.

Исчезающие виды растений и животных занесены в красную книгу.

Доброе дело – не сорить на улице, убирать за собой мусор в лесу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Инновационный подход к актуализации экологического компонента в математике Учитель математики МАОУ «СОШ № 16» г. Перми Медведева Юлия Борисовна

Слайд 2

На овощную базу привезли 5т яблок, груш – в 20 раз больше, а арбузов – на 380т больше, чем груш. На сколько меньше привезли на базу яблок, чем арбузов? Бумажный стаканчик в нашем климате в почве разлагается 5 лет, консервная банка – в 20раз дольше, а пластиковая бутылка - на 380 лет дольше, чем консервная банка. На сколько лет раньше разложится бумажный стаканчик, чем пластиковая бутылка?

Слайд 3

Математика создает условия для развития умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природном и социальном окружении .

Слайд 4

Анализ содержания школьных учебников для 5-7 классов на предмет содержания в них экозадач Учебник математики, алгебры, автор Задачи с экологическим содержанием Количество % 5 класс, Н.Я.Виленкин 17 0 ,7 5 класс, И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович 18 1,5 6 класс, Н.Я.Виленкин 23 1,3 6 класс, И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович 15 1,2 7 класс, А.Г.Мордкович 0 0 7 класс, Ю.Н.Макарычев 9 0,8 Итого: 82 1,1 %

Слайд 5

Формы работы по созданию экозадач Домашние задания (творческие работы) Групповая работа по решению экозадач в классе Мини-проекты по созданию экозадач Индивидуальная работа- исследовательская работа, выступление на городской НПК «Мой первый опыт» 2012год (1 место )

Слайд 6

Способы конструирования экозадач По статистическим данным. Пример задачи: По данным Государственной инспекции и природопользованию Пермского края за летний период 2011 года в разных районах Прикамья зарегистрировано 460 несанкционированных свалок общей площадью 94 га. В настоящее время 220 свалок уже ликвидировано.

Слайд 7

Сколько несанкционированных свалок осталось еще ликвидировать? Сколько процентов несанкционированных свалок ликвидировано? Сколько процентов несанкционированных свалок осталось еще ликвидировать?

Слайд 8

Способы конструирования экозадач На основе жизненных ситуаций Пример задачи: Отряд мэра ежедневно с одной детской площадки собирает 4 мешка мусора в среднем по 15 кг каждый. Сколько мусора могли бы не оставить после себя жители микрорайона на детских площадках в течение 10 дней, если их в микрорайоне 9?

Слайд 9

Способы конструирования экозадач Наложения задания на разные темы Пример задачи: Решив уравнение, вы узнаете за какое время в нашем климате в почве разлагается пластиковая бутылка : -2,5(х + 100)= -3х

Слайд 10

Способы конструирования экозадач С недостающими и лишними данными Пример задачи: На территории Пермского края особо охраняемых территорий общей площадью 12940 га. Какой процент от всей площади Пермского края составляют охраняемые территории?

Слайд 11

Площадь Пермского края 160,6 тыс. кв. км

Слайд 12

Способы конструирования экозадач - На территории Пермского края 675 особо охраняемых территорий общей площадью 12940 га. Какой процент от всей площади Пермского края составляют охраняемые территории, если площадь Пермского края – 160,6 тыс. кв. км ?

Слайд 13

Способы конструирования экозадач На территории Пермского края 675 особо охраняемых территорий общей площадью 12940 га. Какой процент от всей площади Пермского края составляют охраняемые территории?

Слайд 14

Способы конструирования экозадач Ребусы, шифровки, лабиринты

Слайд 15

Учебные и воспитательные задачи Уметь применять в жизни числа, рассуждать над проблемами экологии, решать текстовые задачи ; Экологическое воспитание школьников прививает любовь и уважение к окружающей среде; Прикладная направленность уроков с актуализацией экологического компонента повышает познавательный интерес учащихся; Количественные показатели в решенных задачах стимулируют учащихся к рациональному природопользованию.

Слайд 16

Природа для человека — все: школа, вуз, академия (где учатся всю жизнь); она — музей (где собрано все лучшее, что создано годами, тысячелетиями); она — художественная галерея (с неповторимыми картинами); она — театр (музыкальный, драмы, комедии, теней и др.); она — наша столовая, аптека; она—наш дом (где хочется чистоты, уюта, красоты, удобства, взаимопонимания, любви, спокойствия). Береги свой дом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс по теме «Активные формы работы на уроках математики как фактор ведущих умений и навыков учащихся» на примере темы «Многогранники»

       На мой взгляд, наиболее глубокие знания учащиеся получают на экспериментальных уроках-исследованиях, посвящённых изучению новой главы или  темы, т.к. такие уроки...

Мастер-класс «Использование элементов блочно-модульной технологии на уроках математики»

Уважаемые коллеги, кто из вас, как и я столкнулся с тем, что учащиеся изучив раздельно и вроде бы успешно взаимообратные операции не умеют находить различия и сходства задач относящихся к ...

Мастер - класс. Диагностико – технологическое управление процессом обучения на уроках математики

Обучение на уроках математики необходимо начинасть с отработки вычислительных навыков...

Использование экологического компонента на уроках математики

Архив содержит доклад и презентацию на данную тему...

Мастер-класс по теме "Методы смыслового чтения на уроках математики"

Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД. Ответственность за э...

Творческий отчет по теме: Использование экологического компонента на уроках математики"

В своей работе я показала как на различных этапах урока в процессе изучения математики при объяснении темы можно подобрать такой материал, в котором будет присутствовать элемент экологического воспита...