Конспект урока математики в 10 классе
план-конспект урока по алгебре (10 класс) на тему
Конспект урока математики в 10 классе "Применение производной в задачах на оптимизацию". Урок создан как урок интегрированного применения знаний из различных дисциплин. Кроме того, форма урока предполагает групповую работу школьников с применением и защитой экспериментов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_matematiki_10_b.docx | 29.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока математики
учителя первой категории
Беловой Ольги Юрьевны
«Применение производной в задачах на оптимизацию».
1. Урок алгебры в 10 классе
2.1 Урок по теме «Применение производной к решению задач на оптимизацию» является последним закрепляющим материал уроком.
2.2 Урок интегрированного применения знаний и умений.
2.3.1 К данному уроку учащиеся должны знать определение и правила вычисления производной, алгоритм нахождения наибольшего и наименьшего значения функции; геометрические, физические формулы, описывающие реальные процессы.
2.3.2 К данному уроку учащиеся должны уметь вычислять производные сложных функций, применять алгоритм нахождения наибольшего и наименьшего значения функции, создавать математические модели реальных ситуаций, практически подтверждать теоретические расчеты опытом.
2.4 Триединая цель урока -
Образовательная – закрепить умения находить наибольшее и наименьшее значение функции с помощью производной в задачах практического содержания, в задачах физического содержания.
Развивающая - сформировать умение применять знакомые знания в нестандартной ситуации, развитие творческого мышления
Воспитательная – формирование учебно-коммуникативных, учебно-интеллектуальных умений, воспитание интереса к математике.
2.5 Ожидаемый результат урока : интегрированный урок должен показать учащимся необходимость применения математического анализа (производной) в различных областях науки и окружающей действительности, алгоритма нахождения наибольшего и наименьшего значений функций как универсального метода решения различных задач на оптимизацию.
2.6 На уроке-исследовании учащиеся работают в группах, причем в группах делятся на подгруппы тех, кто делает теоретические расчеты, и тех, кто отвечает за эксперимент.
2.7 На уроке учащиеся работают в группах самостоятельно по инструкции учителя.
2.8 После решения задачи группа предоставляет теоретические расчеты и демонстрацию опытного подтверждения расчетов.
2.9 План урока
1) Организационный момент
2) Актуализация опорных знаний и способов действий
3) Интегрированная работа в группах над задачами
4) Защита своих решений – опытов
5) Рефлексия
6) Домашнее задание
3. Необходимый реквизит к уроку:
Инструкции с задачами для работы учащихся в группах;
баллистический пистолет, металлический шарик, измерительная лента, копировальная бумага, флажки;
лампа накаливания мощностью 100 Вт, физический штатив, сетевой фильтр, метровая линейка, люксметр, модель крышки круглого стола радиуса 0,5м;
три листа картона размера А4, скотч, сыпучее вещество (например, соль), перчатки, совок.
Технологическая карта урока.
Номер этапа | Деятельность учителя | Информационное пространство | Деятельность учащихся |
1. Организа- ционный | Организация учащихся на занятие | Объявление темы, постановка задач занятия. Распределение учащихся по группам. Распределение задач по группам | Распределение между учащимися в группе теоретической и практической работы. |
2. Актуализация знаний | Консультация учащихся по вопросам организации работы | Распределение заданий по группам, знакомство с оборудованием, необходимым для опыта. | Ознакомление учащихся с заданием, с необычной формой урока. |
3. Интегрированная работа в группах над задачами | Консультация и необходимая помощь. | Задача №1. Расстояние между шахтами А и В по шоссейной дороге 60 км. На шахте А добывается 200 тонн руды в сутки, на шахте В – 100 тонн руды в сутки. Где нужно построить завод по переработке руды, чтобы для ее перевозки количество тонно-километров было наименьшим? Задача №2 Из данного листа картона, вырезав по углам квадраты, собрать открытую сверху коробку наибольшего объема. Задача №3 На какой высоте h надо повесить лампочку мощностью 100 Вт над круглым столом радиуса R = 0,5 м, чтобы освещенность стола на линии окружности была наибольшей ? Задача №4 Определите угол α, при котором дальность полета металлического шарика, выпущенного из баллистического пистолета будет наибольшей. V – начальная скорость (км/ч) Ɩ – дальность полета шарика (м) ɡ - ускорение свободного падения (м/ ) Используйте формулы
| Решение задач, подготовка опыта с помощью инструкции. Заполнение результатов вычислений в таблицу. (Приложение 1) |
4. Защита решений опытом. | Помощь в проведении опыта | Использование учащимися инструкции для проведения опыта (приложение 2) Комментарии результатов опыта. | Проведение опыта, выводы учащихся по задаче. |
5. Рефлексия | Выводы учителя | Особенную важность имеют те методы науки, которые позволяют решать задачу, общую для всей практической деятельности человека: как располагать своими средствами для достижения наибольшей выгоды. П.Л.Чебышев | Учащиеся определяют, какая задача заинтересовала их наиболее всего. |
6. Домашнее задание | Комментирует домашнее задание | Подобрать, найти интересные задачи на оптимизацию из других областей науки и техники. | Записывают дом. задание, прибирают рабочее место. |
Приложение 1.
Таблица полученных значений.
Оптимизируемая величина | |
Независимая величина | |
Ограничения независимой величины | |
Составленная функция | |
Производная функции | |
Стационарные точки | |
Критические точки | |
Рассматриваемый промежуток | |
Точки экстремума | |
Наибольшее, наименьшее значение функции |
Приложение 2.
Инструкция к задаче №1.
Решите задачу с помощью производной.
Заполните данные в таблицу.
Подтвердите свои вычисления примерами для различных значений расстояний от шахты А до завода. Сделайте выводы.
Инструкция к задаче №2.
Решите задачу с помощью производной.
Заполните данные в таблицу.
Сконструируйте три коробки, вырезав квадраты разных размеров (один должен иметь расчетные размеры). Подтвердите опытным путем, что «ваша» коробка действительно имеет наибольший объем.
Инструкция к задаче №3.
Решите задачу с помощью производной.
Заполните данные в таблицу.
Закрепите лампочку и метровую линейку в штатив, расположите круглую крышку стола так, чтобы штатив был в центре.
Приготовьте для работы люксметр.
Включите лампочку в сеть.
Перемещая лампочку вдоль штатива, измеряя люксметром освещенность на линии окружности, найти точку высоты наибольшей освещенности. Сравните ее с расчетным значением.
Инструкция к задаче №4.
V– начальная скорость (км/ч)
Ɩ – дальность полета шарика (м)
ɡ - ускорение свободного падения (м/ )
Используйте формулы
Решите задачу с помощью производной.
Заполните данные в таблицу.
Выполните эксперимент по запуску шарика из баллистического пистолета для различных значений угла α, замеряя при этом дальность полета.
Для этого: 1) закрепите пистолет на краю стола, установив какое-либо значение угла α;
2) закрепите измерительную ленту на столе и копировальную бумагу для отметки точки приземления шарика
3) отметьте эти точки флажками
4) измерив расстояние, сделайте вывод, при каком α расстояние наибольшее.
5) сравните его с расчетным, сделайте вывод.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики, 5 класс. Тема: Равносильность предложений
Конспект урока математики, 5 класс. Тема: Равносильность предложенийУчебник Дорофеева и Петерсон "Математика,5"Программа "Школа 2000"...
Конспект урока математики. 1 класс. Тема: Закрепление полученных знаний;примеры вида:□+-2. Нахождение суммы в пределах 10.
Программа «Школа России». Для детей, обучающихся по программе V вида.Тип урока: закрепление знаний....
Конспект урока математики в классе- комплекте по теме: в 6 классе "Применение распределительного свойства умножения" (повторение), в 5-м классе "Упрощение выражений"(изучение нового материала)
Конспект разработан для проведения урока математики в классе- комплекте, где сидят учащиеся 5 и 6 классов...
Конспект урока математики 6 класс
Тема урока "Понятие координатной плоскости"...
Конспект урока математики 1 класс
Тема: Числа 6, 7. Написание цифры 6....
Конспект урока математики 0 класс
Числа 1 – 5 . Закрепление....
Конспект урока математики 1 класс Тема: "Количество предметов. Понятия: "Много-мало"
Конспек урока математики в 1 классе для детей с тяжелой степенью умственной отсталости. На тему: "Количество предметов. Понятия: "Много-мало".На этом уроке дети в игровой форме познакомятся с количест...