Урок в 7 классе «Путешествие в мир треугольников»
методическая разработка по алгебре (7 класс) по теме

Рыжикова Виктория Александровна

 

1 этап. Измерение сторон треугольника, вывод признаков равенства.

2 этап. Устная работа по готовым чертежам.

3 этап. Доказательство разрезной теоремы по принципу домино.

4 этап. Геометрические анаграммы.

5 этап. Тест по теме. Работа в парах.

Физкультминутка.

6 этап. Переложив спички, составить треугольники.

7 этап. Геометрический кроссворд.

8 этап. Итоги урока: оценки, настроение – смайлик.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_7_klasse_ravenstvo_treugolnikov.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Урок

в 7 классе

«Путешествие в мир треугольников»

Учителя математики

МОУ «Спеховская СОШ»

Рыжиковой В.А.

-1-

- Сегодня занятие будет необычным. Мы совершим увлекательное путешествие в поисках сокровищ. Но сначала проверим, готовы ли мы, ведь отправляясь в путешествие, необходимо иметь багаж. Итак, у вас на столе конверты, а там разноцветные фигурки; каких больше? Правильно, треугольников. Значит и говорить мы будем о них. Кстати, ведь у них всего по три: 3 вершины, 3 угла, 3 стороны. Т.е. можно было назвать их трёхвершинник, трёхсторонник, а назвали треугольник. Давным-давно люди договорились называть почти все геометрические фигуры по количеству углов: пятиугольник, семиугольник и т.д.

1 этап

Возьмите чистые листочки из конверта. Треугольники разложите по парте. Нет ли среди них равных? Есть? Это красный и зелёный. Градусные меры углов этих треугольников равны. Давайте измерим, проверим стороны. Округляйте измерения до целых.

 - Что получилось? Что треугольники равны по определению равных треугольников.

 -  Обязательно ли измерять все стороны и углы? Оказывается, нет. Достаточно выделить несколько равных элементов, чтобы доказать равенство треугольников. Таких признаков равенства много.

 - А какие признаки знаете вы?

(Учащиеся формулируют признаки. Если забыли, вывесить вначале плакат с признаками)

МОЛОДЦЫ!

2 этап

 - Ой, что это? Снег пошёл.

(Вывешивается плакат со схемой путешествия с привязанной к нему снежинкой)

Это какой-то плакат или схема. Смотрите – пещера. Давайте переждём, снег усиливается, а какие интересные снежинки…

«Это было в середине февраля.

Может быть чуть раньше, может, нет.

Вопреки прогнозам января,

Вдруг стал падать треугольный снег.

Он потрогал ёлки мокрой лапой

И умчался дальше лёгкой тенью,

Отразив в углах своих снежинок,

Всех задачек верное решенье».

-2-

Укажите, каким признаком равенства треугольников вы будете пользоваться для доказательства равенства каждой пары и почему?

(Фронтальный опрос учащихся)

 - Снег закончился. А в пещере тесновато, но … «в тесноте, да не в обиде». Карта-схема у нас есть. Идём дальше.

(песенка) «Ничего на свете лучше нету,

чем бродить друзьям по белу свету.

Тем, кто дружен, на страшны тревоги,

Нам любые дороги дороги,

Нам любые дороги дороги».

3 этап

 - Что ожидает нас дальше?

Это казино, где играют в домино. Посмотрите на треугольники, составляющие само здание казино.

Видов треугольников много. Как называется треугольник у которого равны все стороны, а если равны две стороны? Как различаются треугольники по виду углов? Правильно:

-3-

остроугольные, тупоугольные, прямоугольные. Найдите такие у себя на парте и покажите всем. Это задание было пропуском в казино.

(Вывешивается разрезная теорема)

 В равнобедренном треугольнике медиана, проведённая к основанию, является биссектрисой и высотой.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО:

Утверждение:

Обоснование:

1. Δ АВС – равнобедренный

(АВ – основание)

По условию

2. АС = ВС

По определению равнобедренного треугольника

3. Угол САД = углу СВД

По свойству углов при основании равнобедренного треугольника

4. СД – медиана Δ АВС

По условию

5. Д – середина АВ

По определению медианы треугольника

6. АД = ВД

Д – середина АВ

7. Δ АСД = Δ ВСД

По 1 признаку равенства:

АД=ВД, АС=ВС, уголСАД=углуСВД

8. угол АСД = углу ВСД

угол АДС = углу ВДС

Как соответствующие элементы равных треугольников

9. СД – биссектриса Δ АВС

По определению биссектрисы треугольника

10. угол АДС и угол ВДС - смежные

По определению смежных углов

11. угол АДС = углу ВДС = 90°

По свойству равных смежных углов

12.СД – высота Δ АВС

По определению высоты треугольника

ТЕОРЕМА ДОКАЗАНА

Задание

Собрать по принципу «Домино». Начинает учитель. Учащиеся выбирают правильное обоснование, к которому скрепкой прикреплено следующее утверждение.

ОТЛИЧНО!

-4-

4 этап

Двигаемся дальше. Но что это? Перед нами дырявый мост, двух досок нет, а река Бурная. Необходимо решить две анаграммы:

составить слова и исключить лишнее.

ТОРЗОЕК,      ОГУЛ,      АРВШЕИН,    РГУК

ВОТАЫС,    ЕДИАМАН,    СИБКРИСЕТСА,   ЧУЛ

УРА! МОСТ ВОССТАНОВЛЕН! В ПУТЬ!

5 этап

Но… куда мы попали теперь? О, это какой-то тёмный и мрачный лес… Но ведь нас много…

                 (песенка) «Если с другом вышел в путь,

Если с другом вышел в путь,

Веселей дорога.

Без друзей меня чуть-чуть,

Без друзей меня чуть-чуть,

А с друзьями – много!»

  - Ребята! Сейчас вы вместе с соседом по парте должны пройти тестирование, применив все свои знания. Можете тихо, шёпотом посовещаться, не мешая остальным. Задания у вас на столе в четырёх вариантах.

Проверяем. Если ошибок нет – зачёт или +, если ответ ошибочный, то незачёт или - . Посмотрите, где вы ошиблись, найдите правильный ответ.

6 этап

Мы подошли к мастерской «Золотые ручки, светлая голова».

Но вначале – «Разминка» (выполняем вместе с учителем упражнения):

- Как живёте?

- Вот так? (показать большой палец)

- Как идёте?

- Вот так?

- Как бежите?

- Вот так?

- Ночью спите как?

- Вот так?

- Как берёте?

- Вот так?

- Как даёте?

-5-

- Вот так?

- Как шалите?

- Вот так? (надуть щёки и стукнуть по ним)

- А грозите?

- Вот так?

- Молодцы! Дружно играете, весело!

Задания со спичками

а) Переложив 6 спичек, требуется фонарь превратить в 4 равных треугольника.

б) Переложив 4 спички, превратить топор в 3 равных треугольника.

У вас всё получилось!

7 этап

«И вот перед нами море,

Бушует, шумит на просторе.

А в море высокая ходит волна,

Как бы нас не проглотила она».

 - Не бойтесь! Это море словесности. Чтобы его переплыть, необходимо вспомнить определения некоторых геометрических фигур и понятий, их написание. Для этого разгадаем кроссворд.

(плакат с кроссвордом)

по вертикали:

1.Фигура, состоящая из трёх точек, не лежащих на одной прямой, и трёх отрезков, попарно соединяющих эти точки (треугольник)

2.Углы, у которых одна сторона общая, а другие стороны этих углов являются дополнительными лучами (смежные)

-6-

3.Перпендикуляр, проведённый из данной вершины к прямой, содержащей противоположную сторону треугольника (высота)

4.Часть прямой, которая состоит из всех точек этой прямой, лежащих между двумя данными её точками (отрезок)

по горизонтали:

1.Луч, который делит угол пополам (биссектриса)

2.Единица измерения длины отрезка (сантиметр)

3. Единица измерения угла (градус)

4.Сумма длин всех сторон (периметр)

5.Фигура, состоящая из точки и двух лучей, исходящих из этой точки (угол)

6.Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны (медиана)

3

4

1

2

2

1

3

4

5

6

Правильно!

-7-

ИТОГ УРОКА

Путешествие в мир треугольников подошло к концу. Ребята, спасибо за сотрудничество, поддержку, за понимание и любовь к математике.

Я надеюсь, что каждому из вас понравилось наше путешествие – повторение. Надеюсь, что вы будете любить математику, как люблю её я. Или хотя бы найдёте в ней для себя что-то интересное. Это поможет вам достичь успеха в жизни. Ведь главное сокровище – это вы, ваша жизнь и увлечения.

- У вас в конвертах есть кружочки, нарисуйте одну из мордочек

                           

Ваше настроение после урока

Улучшилось              Ухудшилось                    Не изменилось

И «РАСПИШИТЕСЬ» в моём дневнике, выходя  из класса (прикрепите булавочкой)

А теперь можно взять клад!!!

Учитель из «тайника» достаёт ларец и медленно его открывает, а там монеты-шоколадки.

Вы честно их заработали!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок 6 класс "Путешествие Казань - Москва или математическая география"

Обобщающий урок-экскурсия в 6 классе "Путешествие Казань-Москва" составлен с учетом межпредметных связей географии и математики....

Методическая разработка открытого урока по математике в 7 классе "Путешествие в страну треугольников" с использованием MS PowerPoint

Открытый урок  "Путешествие в страну треугольников" может быть дан при изучении темы "Треугольник" по геометрии в 7 классе. Урок проводится и использованием презентации, выполненной в MS PowerPoi...

Открытый урок 2 класс Путешествие в страну “Food land”.( к учебнику «Английский в фокусе» Быкова, Дули и др.)

 Открытый урок во 2 классе  Путешествие в страну “Food land”.( к учебнику «Английский в фокусе» Быкова, Дули и др.). Урок закрепления изученного материала по теме «Еда»....

Урок-путешествие по теме «Треугольник» в 7 классе.

Цели урока:1) обучающая – повторить, закрепить, обобщить и систематизировать знания, полученные учащимися в курсе геометрии 7 класса по теме «Треугольник»;2) воспитательная – способствовать форм...

Урок 2 класс «Путешествие в мир знаний»

Урок 2 класс «Путешествие в мир знаний»...

Урок в 7 классе "Путешествие в загадочный мир треугольников"

Цели урока: Систематизировать знания по теме: “Треугольники”;Задачи:Предметные: формирование умений применять признаки равенства треугольников для решения задач,Метапредметные: распознават...