2. Урок 6 класс. Путешествие в водяное царство «Гидросфера»
план-конспект урока (6 класс)

Цырендашиева Баярма Раднаевна

Цель: Опираясь на личностный опыт раскрыть свойства и значение воды в природе и для  жизни человека.

Образовательная задача: расширить знания о гидросфере, её составных частях, раскрыть сущность круговорота воды в природе.

Класс: 6

Раздел: Гидросфера (13ч.)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh.k_puteshestvie_v_vodyanoe_tsarstvo_gidrosfera.docx32.39 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока в 6 классе

ФИО учителя: Цырендашиева Баярма Раднаевна

Предмет: География

Тема урока: «Путешествие в водяное царство «Гидросфера»»

Место и роль урока в изучаемом разделе: входит в раздел “Гидросфера-водная оболочка Земли”

Тип урока: открытия нового знания        

Педагогические технологии:

  • проблемно-диалогическое обучение;
  • деятельностно-поисковое обучение;
  • критического мышления.

Формы организации работы: фронтальная.

Цель урока:

Содержательная: опираясь на личностный опыт раскрыть свойства и значение воды в природе и для жизни человека.

Деятельностная – развивать умение рассуждать, анализировать, работать с глобусом, картой.

Задачи:

- образовательные: расширить знания о гидросфере, ее составных частях, раскрыть сущность круговорота воды в природе.

- развивающие: способствовать развитию умения принимать решения, анализировать, обсуждать проблему, публично выступать, высказывать свое мнение.

- воспитательные: пробуждать интерес к предмету, бережное отношение к природе.

Ресурсы (материально-техническое оборудование урока и учебно-методическое пособие):             География:   5-6-е классы: учебник     /

А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина, С.И. Болысов, Г.Ю. Кузнецов. - 13-е изд., стер. – Москва: Просвщение, 2024. – 191[1] c: ил.,карты. – (Полярная звезда), глобус, карта, проектор, экран, презентация, станканчики с водой, сахар, соль, стиральный порошок, растительное масло, пластиковая бутылка, камнм, гравий, песок.

Этапы урока:

  1. Этап постановки цели и задачи урока «Самоопределение в деятельности». Задача этапа: мотивация учебной деятельности, целеполагания.
  2. Этап планирования учебно-познавательной деятельности. Задача: освоение содержания учебной темы
  3. Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности. Задача этапа: закрепление полученных знаний.
  4. Этап рефлексивной деятельности. Задача этапа: умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности.
  5. Этап домашнего задания. Задача этапа: выполнение домашнего задания

Планируемые результаты:

Предметные:

  • раскрыть свойства и значение воды;
  • определять части гидросферы;
  • анализировать схему круговорота воды.

Универсальные учебные действия:

Личностные:

  • проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу,
  • понимает причины успеха в учебной деятельности.

Регулятивные:

  • определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • учится работать с текстом, картой, выбирать главное;
  • оценивает деятельность одноклассников на уроке и свою работу;
  • анализирует свои ранее полученные знания;
  • выдвигают гипотезу о конечном результате урока.

Познавательные:

  • выдвигает гипотезы; ставит цели и задачи урока;
  • отвечает на вопросы учителя;
  • по ходу чтения параграфа, отмечает свои (+) и (-), а также незнакомые ранее, новые слова, понятия, определения;
  •  систематизирует полученные знания;
  • наблюдает, анализирует, сравнивает и обобщает выводами полученную новую информацию.

Коммуникативные:

  • слушает и понимает речь других,
  • договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками в том числе в ситуации столкновения интересов.

                                 Ход урока:  

Деятельность учителя

Предпо

лагаемое

время

Деятельность учащихся

УУД

Результаты этапа

1.Этап постановки цели и задачи урока «Самоопределение в деятельности».

Задача этапа: мотивация  учебной деятельности,  целеполагания

Читает эпиграф урока.

«Вода!.. У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высокие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете, но и самое не прихотливое, ты самая чистая в чреве Земли»          

                    Антуан-де Сент-Экзюпери

Ставит проблему. Мотивирует учащихся на постановку, целей, задач урока.

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на нашем уроке?

Определение темы урока.

Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие в водяное царство «Гидросфера». На гербе, которого можно написать девиз «Никому не уступлю». Смысл, которого – великая роль воды в жизни Земли.

Что же такое вода? Что мы знаем о воде?

3 мин

Учащиеся читают эпиграф урока. Вступают в диалог с учителем, ставят учебную задачу.

Отвечают. О воде и ее состояниях, о свойствах и т.д.

Пред. от-т: Что такое гидросфера, о роли воды для планеты, для людей и т.д.

Познавательные-

Ставят цели и задачи урока.

Отвечают на вопросы учителя

Коммуникативные 

Взаимодействуют с учителем во время беседы, планируют учебное сотрудничество с учителем и с одноклассниками

Регулятивные

Ставят перед собой цель урока.

Контролируют правильность ответов одноклассников, исправляют, дополняют отвечающих.

-Выдвигают гипотезу о конечном результате урока

Мотивация – желание узнать

Наличие конкретной цели и планирование способов ее достижения

2.Этап планирования учебно-познавательной деятельности. Задача: освоение содержания учебной темы

1.Актуализация знаний. Организует работу по воспроизведению в памяти системы опорных знаний и умений для осознанного восприятия новых знаний

Значение воды

Беседа (Почему именно на Земле существует жизнь? Где вы летом любите проводить свое свободное время?

- Источник жизни

- Место отдыха (ловят рыбу, плавают)

- Использование в быту (стирка, варим еду)

- Источник энергии (ГЭС)

- В промышленности, в сельском хозяйстве)

Много ли воды на Земле?

Воды на Земле очень много. Оказывается, что ¾ нашей планеты покрывает вода. И только одну четверть занимает суша. Где мы изучали воду?  Что она образует на земле?  Какую оболочку?

Вода образует водную оболочку земли – Гидросферу. Гидросфера включает три части: Мировой океан, воды суши и воду в атмосфере. На Мировой океан приходится 96%, воды суши 2%

Вопросы к детям

- Какие океаны они знают?

- Какой океан самый большой, какой самый маленький?

- Что такое ледники? Где их больше всего, и как их можно найти на карте?

- Что можно отнести к водам суши?

- Чем вода в океанах отличается от воды, находящейся в реках и озерах?

- В каком состоянии встречается вода в атмосфере и почему?

5 мин

8 мин

Вспоминают ранее полученные знания, из личного опыта выявляют значение воды.

Походу рассуждения рисуют схему

Дети работают с глобусом, картой. Рассматривают слайд

Дети работают с текстом учебника, рис 69, рисуют схему, отвечают на вопросы

Ученики работают с картой, самостоятельно ищут объекты и выходят к доске их показывать.

Коммуникативные 

Умение слушать собеседника,

Работа в паре. Сотрудничество.

Умение отстоять свою точку зрения.

Регулятивные 

Анализ своих ранее полученных знаний

Развитие интуиции на основе ранее полученных знаний

Регулятивные

Учится работать с текстом, картой, выбирать главное;

Анализирует свои ранее полученные знания.

Познавательные

Отвечает на вопросы учителя; Систематизирует полученные знания;

Коммуникативные

Слушает и понимает речь других,

Договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками в том числе в ситуации столкновения интересов.

Сотрудничество, взаимопонимание.

Представление у учителя о опорных знаниях учащихся

Узнают части гидросферы

Определяют на карте расположение океанов

Достижение поставленной цели: ребята узнают, что такое ледник, части гидросферы, о трех состояниях воды

2.Изучение нового материала с  первичным закреплением  знаний.

Почему вода не иссекаема?

Стихотворение на экране

Хоть в это поверить не очень легко.

Но Волги вода есть в реке Лимпопо

И, путешествуя облаком пара.

Воды из Волги текут в Ниагару.

Волги вода и в Байкале, и в Ниле

И в Танганьике, и в нашей квартире.

Значит должны понимать это все мы.

Реки – это часть водной единой системы.

Но, чтоб не быть с географией в споре

Волга впадает в Каспийское море.

                                               И.Якимов.

Вопрос

- Какое явление здесь описано?  Рассмотреть рис 71 в учебнике. Каким же образом путешествует капелька воды?

7 мин

От-т: круговорот воды в природе

От-т: непрерывный круговорот воды

Записывают в тетрадь определение.

Познавательные 

По ходу чтения  параграфа учащиеся отмечают свои (+) и (-), а также незнакомые ранее, новые слова, понятиями, определениями.

Коммуникативные 

Умение слушать друг друга, корректно делать замечания и исправления неправильных ответов

Отвечают на вопросы учителя

Умение признать свои ошибки

Регулятивные 

Умение работать с текстом, выбор главного

 Представление о круговороте воды

3.Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности. Задача этапа: закрепление полученных знаний

Закрепляют полученные знания

Возвращаемся к нашим гипотезам, проблемам, задачам.

Вода прекрасный растворитель

Посмотрите на схему, благодаря какому своему свойству так широко используется вода в промышленности, в сельском хозяйстве?

Предложить детям посмотреть как растворяются разные вещества в воде

- Какие вещества и как растворяются в воде?

Обратите внимание на то, что происходит с растительным маслом в воде.

- Почему так опасен разлив нефти на поверхности морей и океанов? Показать слайд.

10 мин

В разных стаканчиках с водой дети растворяют сахар, соль, стиральный порошок, растительное масло, крахмал и т.д.

Ученики отвечают на вопросы на закрепление.

Познавательные 

Ученики систематизируют полученные знания

Коммуникативные

Умение слушать друг друга, корректно делать замечания и исправления неправильных ответов, работать в группе, проводить опыты

Регулятивные 

Умение работать с текстом, выбор главного 

Развитие навыков работы с картой

Подтверждение гипотез

Закрепление полученных знаний

Умение контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу.

4.Этап рефлексивной деятельности. Задача этапа: умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности

Совместное подведение итогов практической деятельности, выставляет оценки ученикам за работу на уроке.

Ребята, дайте сейчас оценку вашей работе. Кого из одноклассников вы можете выделить как активно работающего

Выставляет оценки.

5 мин

Самоанализ, самооценка, взаимное оценивание.

Ученики высказывают свое мнение.

Регулятивные 

Отвечают на вопрос: «Чему я научился на уроке? Насколько данный урок полезен для меня?»

Взаимооценка. Самооценка, самоанализ  своей деятельности

5.Этап домашнего задания. Задача этапа: выполнение домашнего задания

Дает домашнее задание с пояснениями.

2 мин

Домашнее задание: § 29, придумать вопросы на закрепление; придумать кроссворд по теме «Гидросфера» (10 слов).

Все ученики записали д/задание в дневник.

           

                           

Самоанализ урока математики в 1 классе:

Тема урока: «Сложение и вычитание. Числовой отрезок»

Место и роль урока в изучаемом разделе: входит в раздел “Сложение и вычитание”

Тип урока: урок открытия нового знания        

Педагогические технологии:

•        проблемно-диалогическое обучение;

•        деятельностно-поисковое обучение;

•        здоровьесберегающее обучение

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.

Цель урока:

Содержательная: познакомиться с понятием числовой отрезок; узнать его свойства.

Деятельностная – развивать умение сравнивать, складывать, вычислять при помощи числового отрезка.

Задачи:

- образовательные: сформировать умение вычислять на основе «числового отрезка»

- развивающие: способствовать развитию вычислительных навыков, логического мышления, грамотной математической речи.

- воспитательные: пробуждать интерес к предмету через игру; воспитывать самостоятельность, активность, культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в группах (планировать работу, совместно оценивать результат работы).

Ресурсы (материально-техническое оборудование урока и учебно-методическое пособие): Г.В.Дорофеев, Т.Н.Миракова,

Т.Б.Бука. Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. 1 ч.– М.: Просвещение, проектор, экран, презентация, конверты с линейками, скрепки; карточки с заданиями, счетные наборы.

План урока:

I.     Мотивация к учебной деятельности.

II.    Актуализация знаний

III.  Выявление места и причины затруднения

IV.   Построение проекта выхода из затруднения

V.     Реализация построенного проекта

V(I).  Физминутка

VI.    Первичное закрепление

VII.   Самостоятельная работа

VIII.  Включение в систему знаний и повторения

IX.     Рефлексия учебной деятельности

IX.(I) Домашнее задание

Планируемые результаты:

Предметные:

•        решать примеры на сложение (вычитание) с помощью числового отрезка;

•        моделировать вычисления (сложение, вычитание) с помощью числового отрезка;

•        контролировать ход и результат вычислений.

Универсальные учебные действия:

Личностные:

•        проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу,

•        понимает причины успеха в учебной деятельности.

Регулятивные:

•        определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя,

•        учится работать по предложенному учителем плану,

•        оценивает деятельность одноклассников на уроке и свою работу.

Познавательные:

•        осмысливает  математические действия;

•        проводит сравнение,  классификацию по заданным критериям.

•        делает выводы о результате совместной работы класса и учителя,

•        составляет алгоритм действий под руководством учителя,

•        наблюдает, анализирует, сравнивает и обобщает выводами полученную новую информацию.

Коммуникативные:

•        слушает и понимает речь других,

•        договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками в том числе в ситуации столкновения интересов.

Анализ структуры и организации урока.

Тип урока - урок открытия нового знания. Структура урока соответствует его целям. Урок построен на основе деятельностного метода. На каждом этапе время распределено рационально.

Содержание урока соответствует требованиям государственных программ по математике. На протяжении всего урока просматривается доступность изложения материала, полнота. Для более легкого усвоения учебного материала для ребят были подготовлены наглядные материалы: конверты с линейками, скрепки; карточки с заданиями, счетные наборы.  На уроке была создана проблемная ситуация, учащиеся проходили три испытания. Использовались различные методы работы: фронтальная, групповая (парная), индивидуальная.  

Контроль на уроке осуществлялся при помощи: самоконтроля, взаимоконтроля, ученик-учитель. Использование чередования различных видов деятельности  позволило не привести к переутомляемости учащихся. На уроке учащиеся работали активно, с  интересом. Дифференциацированный подход к каждому ученику позволил выявить возможные затруднения и способы их ликвидации. План урока был реализован. Поставленные цели и задачи достигнуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия: «Путешествие в подводное царство»

Цель занятия:  развитие творческого мышления участников группы; формирование групповой сплочённости в детском коллективе; создать условия для снятия эмоционального и мышечного напряжения у  ...

Открытый урок по географии в 6 классе по теме "Водяной пар в атмосфере. Облака"

Урок ориентирован на формирование новых знаний, умений, навыков. Учитывая возрастные особенности учащихся, а также содержание учебного материала, были поставленыцели урока:1.Образовательные:Науч...

Конспект урока по географии в 6 классе" Путешествие в царство камня".

Совершая путешествие в царство камня, открываешь для себя много тайн и загадок далёкого прошлого нашей планеты и той местности, где ты живёшь.На Земле бесчисленное множество разнообразных камней.Они о...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по ФГОС "Путешествие в сказочное царство Омонимов"

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по ФГОС "Путешествие в сказочное царство Омонимов" сиспользованием презентации к уроку....

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Путешествие в сказочное царство Омонимов"

Презентация к уроку русского языка в 5 классе по ФГОС "Путешествие в сказочное царство Омонимов"....

Разработка урока по географии Тема: Путешествие в водяное царство «Гидросфера» Класс: 7

Цель: выявить закономерности и причины размещения природных зон Северной Америки....