Урок "Путешествие в мир обыкновенных дробей"
план-конспект урока по алгебре (6 класс) по теме
Путешествие в мир обыкновенных дробей – это интегрированный урок, итоговый по теме «Обыкновенные дроби». Только итоговые уроки, которые бывают не чаще одного раза в месяц, дают в полной мере возможность заинтересовать ребят, поставить их в такие условия, когда не готовиться просто нельзя. Такой урок развивает у учащихся внимание, умение сравнивать, делать обобщения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obyknovennye_drobi.doc | 247 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гатчинская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»
Методическая разработка урока математики
«Путешествие в мир обыкновенных дробей»
для учащихся 6-го класса
Тип урока: Интегрированный урок обобщения и систематизации знаний
Автор разработки
учитель математики и информатики
Павлова Ирина Ивановна
Гатчина
2012 год
Анкета
- Фамилия имя отчество: Павлова Ирина Ивановна.
- Место работы: МБОУ «Гатчинская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа».
- Район, занимаемая должность: Ленинградская область, город Гатчина, учитель математики и информатики.
- Предмет: математика
- Тип урока: интегрированный урок обобщения и систематизации знаний.
- Комплектация работы:
- Данный файл.
Аннотация
Путешествие в мир обыкновенных дробей – это интегрированный урок, итоговый по теме «Обыкновенные дроби». Только итоговые уроки, которые бывают не чаще одного раза в месяц, дают в полной мере возможность заинтересовать ребят, поставить их в такие условия, когда не готовиться просто нельзя. Такой урок развивает у учащихся внимание, умение сравнивать, делать обобщения.
Пояснительная записка
Использованный тип урока позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Цели урока:
- Обобщить и систематизировать материал по теме; обогатить знания; установить связи между теорией и практикой.
- Научить анализировать, наблюдать и делать выводы. Провести диагностику усвоения системы знаний и умений и их применения к практическим заданиям стандартного уровня с переходом на более высокий уровень.
- Содействовать рациональной организации труда; воспитывать сознательное отношение к учебному труду; развивать творческие способности, самостоятельность; организованность; вырабатывать умение отстаивать свою позицию при выступлении.
Сценарий учебного занятия
Структура урока:
- Мотивационная беседа с последующей постановкой цели.
- Актуализация опорных знаний – устная работа, с помощью которой ведется повторение основных фактов, ведущих идей и основных теорий на основе систематизации знаний.
- Диагностика усвоения системы знаний и умений и ее применение для выполнения практических заданий стандартного уровня с переходом на более высокий уровень.
- Подведение итогов урока.
- Творческое домашнее задание.
Ход урока
- Мотивационная беседа.
Учитель. Как вы думаете, зачем надо изучать математику? Ответ на этот вопрос вы найдете, если узнаете, что означает в переводе с греческого слово «математика». «Математика» – знание, наука. Именно поэтому, если человек был сведущ в математике, то это всегда означало высшую ступень учености. А умение правильно видеть и слышать – первый шаг к мудрости. Хочется, чтобы сегодня все ученики вашего класса показали, насколько они мудры и насколько сведущие люди в обыкновенных дробях. Итак, тема «Обыкновенные дроби», запишите в тетрадь. А теперь хотелось бы вспомнить вместе с вами о лексических значениях слов. Об этом говорилось вам на уроках русского языка. Слово называется многозначным, если у него несколько значений. Если поразмышлять над словом «дробь», то нетрудно догадаться, что у него несколько значений: охотничья дробь, барабанная дробь, обыкновенная дробь – и только это слово относится к математике. Позже вы познакомитесь с другими видами дробей, а сейчас мы поговорим о дробях обыкновенных.
- Актуализация опорных знаний.
Учитель. При изучении математики постоянно приходится пользоваться математическими словами, а как вы знаете, значения слов указываются в толковом словаре. Итак, отыскав в нем какое-нибудь математическое слово, можно определить его происхождение. Берем малый толковый словарь: «Дробь – число, состоящее из частей единицы». Смотрим математическую энциклопедию: «Дробь арифметическая – число, состоящее из одной или нескольких равных частей единицы».
Работа с определением дроби.
– А как в нашем учебнике определяется обыкновенная дробь?
. Что означает эта запись?
(Частное от деления двух натуральных чисел называется обыкновенной дробью.)
– Как называется число в записи ? Что оно показывает?
– Как называется число в записи ? Что оно показывает?
– Что означает черта дроби?
– Какие математические слова вы узнали при изучении темы «Обыкновенные дроби»?
Работа с таблицей, в которой представлены различные виды дробей.
– Какое название носит каждая из дробей?
(Правильная, неправильная, сократимая, несократимая.)
Работа над действиями с обыкновенными дробями.
– Объясните, не приводя дроби к общему знаменателю, почему больше ; больше ; больше ?
– Сформулируйте правило сравнения дробей с равными числителями, с равными знаменателями, с разными знаменателями.
Сравните дроби и .
Задача. Смекалкин загадал младшему брату загадку:
«Дробь равна своему числителю, чему равен ее знаменатель?»
Младший брат, отгадав загадку Смекалкина, придумал похожую загадку: «Дробь равна своему знаменателю, чему равен ее числитель?» Смекалкин объяснил, что отгадок здесь видимо-невидимо. Например,
– Что означает эта запись?
Значит, натуральное число равно дроби?
– Какое свойство натуральных чисел вы знаете?
(Любое натуральное число можно представить в виде дроби со знаменателем 1.)
– Можно ли любое натуральное число представить в виде дроби, но с любым знаменателем?
(Да, и т.д.)
– Хорошо, значит одно из свойств дроби мы уже вспомнили.
Задача. В цирке клоун предложил публике задачу: что больше – сто десятых или тысяча сотых?
Публика смеялась: всем было ясно, что дроби и равны. Почему? Объясните?
– Каким свойством дробей необходимо воспользоваться при объяснении?
(Основное свойство дроби.)
– Как то же самое можно объяснить по-другому?
(По определению.)
– Какие операции можно выполнять с дробями, используя основное свойство дроби?
(Сокращение дробей, приведение дроби к общему знаменателю.)
– Что значит сократить дробь?
– Всякую ли дробь можно сократить?
– Какие еще операции можно производить с дробями?
(Сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень, изображение на числовой прямой.)
– Сформулируйте правила сложения, вычитания, умножения дробей, ответив их друг другу. (Работа в парах)
– Ну, что ж, мы почти все с вами повторили, но все-таки некоторые моменты сейчас обобщим.
- Диагностика.
Сейчас мы проверим ваше умение складывать и вычитать обыкновенные дроби, и не только это. Вам предлагается 3 задания. Будьте внимательны при выполнении вычислений. Решения записывайте в тетради, а результаты-ответы заносите карандашом в карточку.
Карточки.
Частное | Делимое | Делитель | Числитель | Знаменатель | Дробь |
10 | 50 | ||||
8 | 18 | ||||
Частное | Делимое | Делитель | Числитель | Знаменатель | Дробь |
20 | 100 | ||||
16 | 36 | ||||
Частное | Делимое | Делитель | Числитель | Знаменатель | Дробь |
25 | 5 | ||||
4 | 4 | ||||
+ | ||
+ | ||
+ | ||
– | ||
– | ||
–
– | ||
* | ||
* | ||
* | ||
Работа после выполнения проверяется, вместе с проверкой проводится обобщение теоретического материала.
- Подведение итогов урока.
Вы замечательно поработали. Проверив ваши работы и просчитав плюсы и минусы за устные ответы, я поставляя вам оценки.
- Домашнее задание.
Составить рекламу обыкновенным дробям; написать сочинение на тему «Обыкновенные дроби»; найти в справочном материале историческую справку по теме.
Самоанализ урока
При подготовке и проведении урока я ставила перед собой следующие задачи:
1) обобщить и систематизировать материал по теме «Обыкновенные дроби»,
2) научить анализировать, наблюдать и делать выводы.
Для достижения поставленных целей учащиеся выполняли письменные упражнения в игровой форме.
На уроке использовались различные формы работы:
- фронтальная работа,
- индивидуальная работа,
- групповая работа.
Урок прошел в благоприятной атмосфере, хорошем темпе.
Считаю, что урок достиг цели и понравился учащимся.
Литература:
- Н. Я. Виленкин Математика 6 класс, изд М.: Мнемозина, 2009.
- О. В. Бощенко «Математика. Итоговые уроки. 5-9 классы», Волгоград: Учитель, 2005..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обыкновенные дроби. Действия с обыкновенными дробями. Урок математики в 5 классе.
Цели урока:Образовательные: обеспечить повторение, обобщение и систематизацию материала темы; создать условия контроля (самоконтроля и взаимоконтроля) усвоения знаний и умений.Развивающие: способствов...
Урок обобщения и систематизации знаний "Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание обыкновенных дробей" (5 кл)
Урок обобщения и систематизации знаний по теме: "Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание обыкновенных дробей." 5 класс...
Обыкновенные дроби. Все действия с обыкновенными дробями
Урок - сказка с использованием книги Татьяны Александровой "Домовенок Кузька"Презентацию к данному уроку вы можете скачать по следующей ссылке http://yadi.sk/d/6jM7rtyaEKFyF...
Тема: Урок – повторение «Действия над обыкновенными дробями» Цель: -обобщение и систематизация знаний по теме: «Обыкновенная дробь. Действия над обыкновенными дробями». Задачи: Обучающие: обобщение и систематизация знаний; развитие познавательных способн
Урок – повторение по теме: «Действия над обыкновенными дробями», 5 класс....
Обыкновенные дроби, 5 класс ( презентация), изучаем основное свойство дроби, учимся сокращать дроби;
Урок математики 1. Обыкновенные дроби ( презентация), изучаем основное свойство дроби, учимся сокращать дроби...
Процент. Выражение процента в виде обыкновенной дроби. Выражение обыкновенной дроби в виде процента
Математика.6 класс: учебник для образовательных учреждений под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина – Москва «Просвещение» 2015 г.Тип урокаУрок введение нового понятия, систематиз...
Методическая разработка, план конспект урока по теме:"Понятие об обыкновенной дроби.Нахождение дроби от числа и числа по его дроби".
Методическая разработка, план конспект урока по теме:"Понятие об обыкновенной дроби.Нахождение дроби от числа и числа по его дроби"....