Квадратные уравнения
план-конспект урока (алгебра, 8 класс) по теме

Заикина Наталья Алексеевна

Урок на школьном семинаре   "Сочетание разных видов работы на уроке с целью активизации учебного процесса на уроке и развития способностей учащихся". 

Цели урока:

1. Обобщить способы решения квадратных уравнений в ходе подготовки к контрольной работе.

2. Активизировать повторение материала, развивать математических способности учащихся.

3. Воспитывать чувство коллективизма и отвественности за свой учебный труд.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok__kvadratnye_uravneniya.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «СОШ №5» Заводского района г. Саратова

ВИДЫ КВАДРАТНЫХ УРАВНЕНИЙ И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ.

     Конспект урока в 8 классе на школьном семинаре

«Сочетание разных видов работы на уроке

с целью активизации учебного процесса и

развития способностей учащихся»

Учитель    Заикина Н.А.

2010 – 2011 учебный год.

ЦЕЛИ УРОКА:

  1. Обобщить способы решения квадратных уравнений в ходе    подготовки к контрольной работе.
  2. Активизировать повторение материала в ходе учебного процесса, развивать математические способности учащихся.
  3. Воспитывать чувство коллективизма и ответственности за свой учебный труд.

ХОД УРОКА:

1. Вступительное слово учителя: Ребята! Квадратные уравнения – это фундамент, на котором построено огромное здание алгебры. Квадратные уравнения применяются начиная с 8-го класса и до окончания вуза. Квадратные уравнения находят широкое применение при решении тригонометрических, показательных, логарифмических, иррациональных уравнений и неравенств. Вчера я была на открытом уроке алгебры в 10 классе, десятиклассники изучают производную сложной функции, но в ходе решения одного неравенства ученикам пришлось применить теорему Виета, чтобы найти корни уравнения. Я часто говорю, что стыдно входить в школу, не умея решать квадратные уравнения.

2.Повторение теории (устная работа)

а) Что называется уравнением? Какое уравнение называется линейным? Привести пример. Какое уравнение называется полным квадратным уравнением?  Привести пример.

б) Что называется корнем уравнения? Являются ли корнем уравнения х² - 5х+6 = 0 числа 3; 2; 1; 0?

в) Что значит решить уравнение? Решите уравнение 6х – 12 =0;

6х²- 12х = 0; х² + 25 = 0.

г) Объясните, как решать полное квадратное уравнение по формуле. (Вынули свои таблички, посмотрели на плакат на доске)

д) Объясните, как решать квадратное уравнение с чётным вторым коэффициентом.    

е) Какие квадратные уравнения называются неполными? Кто из ребят у доски решает неполные уравнения?  Выбрать из плакатов на доске те, где записано решение неполных уравнений.

ж) Какие квадратные уравнения называются приведенными?  

з) Сформулируйте теорему Виета. Для чего она применяется?

 Как формулируется обратная теорема? Для чего применяется эта теорема? Решить устно с помощью теоремы, обратной теореме Виета:

1) х²- 6х +5 = 0        2)х² - 8х -9 = 0  в) х² +12х +35 = 0.

   3. Индивидуальный опрос учащихся по карточкам у доски:

Карточка № 1.

а)2х² +7х +5 = 0    б) х² - 8х – 84 = 0

Карточка № 2

а) 2 х² -40х +38 = 0  б) х² - 5х +6 = 0

   

Карточка № 4.

а) х² +рх +15 = 0  = 3 найти р и

б)  х² -5х +q = 0 = 2  найти и q

Карточка № 3.

а)12 х² - 16х = 0   б) 49 х²  - 36 = 0

4. Индивидуальный работа со слабоуспевающими учениками.

Карточка  № 2

Решить уравнения

  1. х² + 7х +20 = 0
  2. х² - 3х -28 = 0

Карточка № 1

Решить уравнения

  1. х² +7х +12 = 0

  1. 3х² -2х -5 = 0:

5. Устная работа  с целью научиться анализировать решение и находить ошибки – проверка 4 ответов у доски.

6. Дробные уравнения – самостоятельная работа с отсроченной проверкой на доске.

Какие уравнения называются дробными рациональными? Из написанных на доске уравнений указать целые и дробные.

х² - 26х +25 = 0

Решаем по вариантам: № 673(в,е)

в)                           е)

Учащимся дается достаточное время, чтобы решить уравнение, затем  к доске вызываются сильные ученики, которые записывают свое решение для проверки работы всего класса.

Внимание всего класса ещё раз останавливается на том факте, что дробные квадратные уравнения требуют проверки: не обращают ли корни решенного вспомогательного уравнения знаменатель исходного уравнения в нуль.

Корни,  полученные для уравнения в) -  это числа 7 и -3 Ответ: 7 и -3

Корни, полученные для уравнения е) – это числа 2 и -2

Ответ: уравнение не имеет корней

7. Историческая  прогулка. Один из учеников по просьбе учителя подготовил сообщение о решении квадратных уравнений в Древней Индии. Он зачитывает это сообщение и все вместе ученики пытаются составить уравнение.

Обезьянок резвых стая

Всласть поевши, развлекалась.

Их в квадрате часть восьмая

На поляне забавлялась.

А двенадцать по лианам

Стали прыгать, повисая..

Сколько ж было обезьянок,

Ты скажи мне, в этой стае?

Задачи на квадратные уравнения были очень популярными в Древней Индии. Там были распространенны             соревнования в решении трудных задач. В одной из старинных индийских книг говорится по поводу таких соревнований следующее: «Как  солнце блеском своим затмевает звезды, так ученый человек затмит славу другого  в народных собраниях, предлагая и решая алгебраические задачи.

Задачи часто облекались в стихотворную форму.

Вот одна из задач знаменитого индийского математика

XII века Бхаскары:

                                                                                                                         

8. ИТОГИ УРОКА.

Учитель подводит итоги урока: Сегодня мы повторили виды квадратных уравнений и способы их решения. Мы учились устно и письменно решать уравнения разных типов, проводить проверку, особенно для дробных рациональных уравнений (здесь проверка является элементом решения). Все работали хорошо, хотя ошибки ещё есть. Надеюсь, что вы подкорректируете свои знания в лучшую сторону к тому времени, когда надо будет решать контрольную работу.

Оценки за урок таковы:

Работа по карточкам у доски: Ломтев Артем – 4  

                                                    Кулькова Юля – 4

                                                    Смоленский Максим – 5

                                                     Федина Марина – 3

Самостоятельная работа: Жукова Анжела – 4

                                                Зябликова Таня – 3

За  устную работу:      Пауль Максим – 4

                                       Куликова Света – 4

                                      Войнова Алёна – 4

За решение дробных уравнений у доски: Мартынова Аня – 5

                                                                     Анохин Сергей – 5

Исторический фрагмент: Топалов Марат – 5 .

ВСЕМ      СПАСИБО!

9. Домашнее задание  - решить древнеиндийскую задачу.

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения. План-конспект урока в 8 классе с использованием ЭОР

Представлен план-конспект урока изучения нового материала с использованием ЭОР в технологии деятельностного метода. Первый урок в теме. Используются индивидуальная и фронтальные формы организации урок...

АЛГЕБРА 8 класс Урок - практикум по теме «Квадратные уравнения. Неполные квадратные уравнения».

Цели урока:Закрепление навыка решения неполных квадратных уравнений.Развитие логического мышления, речи, навыков самоконтроля и самооценки.3. Воспитание навыков самостоятельной работы и умений р...

Конспект урока "Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения."

Конспект урока "Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения."...

План конспект урока математики(алгебра)в 8 классе по теме:"Определение квадратного уравнения.Неполное квадратное уравнение"

Урок изучения нового материала.Предметы точных дисциплин(раздел – алгебра ,8 класс)Богомолова Татьяна ЕфимовнаУчитель математикиМБОУ «Верхнекармальская ООШ» Черемшанского муниципального районаРеспубли...

Квадратное уравнение. Неполные квадратные уравнения

Материал может быть использован на первом уроке по теме "Неполные квадратные уравнения" в классах , работающих по учебнику для 8 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндю...

Итоговый контроль по темам № 1, 2, 3, 4: «Рациональные уравнения. Иррациональные уравнения. Квадратное уравнение и приложения теоремы Виета. Исследование квадратного трехчлена»

Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации (ГИА) и единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, ...