Решение текстовых задач
статья (алгебра, 9 класс) по теме
Решение текстовых задач всегда представляет определенную трудность для большинства учащихся. Эта трудность обусловлена тем, что на практике усилия нужно направлять на отыскание зависимостей между величинами. Зачастую приходится иметь дело с такими ситуациями, когда учащийся должен уметь выстроить логическую цепочку и правильно составить уравнения, неравенства и их системы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reshenie__tekstovyh__zadach___s__pomoshchyu__sistemy__neravenstv_vosstanovlen.docx | 49.49 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕШЕНИЕ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ
КГУ «Школа-лицей № 31»
Учитель математики классов вечернего (заочного обучения)
Г.К. Бегешева (г. Усть – Каменогорск, ВКО)
В системе уроков естественно-математических дисциплин большое место занимает решение задач. Большинство учащихся вечерней школы затрудняются именно в этом.
Возникает вопрос о том, как научить учащихся переводить условие задач на математический язык, как сделать, чтобы они не совершали ошибок?
При изучении ряда тем требуется сформировать навыки, которые для большинства учащихся являются сложными и требуют от них, в свою очередь, овладения некоторыми вспомогательными навыками. Так, например предлагаемые в большинстве случаев текстовые задачи решаются с использованием уравнений и их систем. Задача учителя состоит в том, чтобы должным образом организовать обсуждение условия задачи. В первую очередь выявляются процессы и ситуации, описываемые в задаче. Говоря иначе, учитель ведет диалог в ходе решения задачи. «О каких и скольких объектах идет речь? Какие величины связывают их, и делится ли условие задачи на «сначала» и «после»?» Обратить внимание учащихся на то, что значение некоторых слов, на математическом языке надо принимать как «больше», «меньше», «равно».
ПРИМЕР РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ НА ДВИЖЕНИЕ.
Из города А в город В выезжает велосипедист, а через 3 ч после его выезда из города В навстречу ему выезжает мотоциклист, скорость которого в 3 раза больше, чем скорость велосипедиста. Велосипедист и мотоциклист встречаются на полпути между А и В. Если бы мотоциклист выехал не через 3 ч, а через 2 ч посла велосипедиста, то встреча произошла бы на 15 км ближе к городу А. Найти расстояние между городами.
Ход рассуждений представим в виде таблицы, в которой показана взаимосвязь между тремя величинами: скорость, время и расстояние.
Ситуация | Объекты | Величины | Уравнение | ||
Путь ( км ) | Скорость ( км / ч) | Время ( ч ) | |||
Сначала Потом | № 1 № 2 | x x | y 3y |
| = 3 |
№ 1 № 2 | x -15 x + 15 | y 3y | = 2 |
Возникает система из двух уравнений: Важно не забыть, что за x обозначался не весь путь, а половина. Итак, решив систему, получим y=20, x= 90, а расстояние между городами – 180 км.
Есть задачи, для решения которых не достаточно одних уравнений. К таковым относятся задачи с неопределенным условием. Для их решения используются не только уравнения, но и неравенства, системы неравенств, а иногда и некоторые дополнительные условия, явно не указанные в задаче. Несколько примеров задач на использование неравенств и их систем.
ЗАДАЧА 1.
Из двух целых положительных чисел второе больше квадрата первого. Сумма квадрата разности первого числа и 3 и квадрата разности второго и 4 меньше 4. Найти эти числа.
РЕШЕНИЕ. Обозначим первое число через x , второе через y. Тогда имеем систему неравенств:
Рассмотрим графический способ решения задачи. Построим график функции y= x2 и окружность = 4: центр окружности в точке (3; 4), радиус – 2.
y
x
Единственная точка имеет целочисленные координаты Значит ответ: x=2, y=5.
ЗАДАЧА 2.
Сумма в 95 тенге составлена из монет достоинством в 10 и 5 тенге. Всего монет не более 14. Если все десяточки заменить пяточками, а все пяточки – десяточками, то общая сумма уменьшится в более чем в 1,5 раза. Сколько пяточков и сколько десяточек было первоначально?
ОТВЕТ: Один пяточок и девять десяточек.
ЗАДАЧА 3.
Прибывших на парад солдат планировали построить так, чтобы в каждом ряду стояло по 24 человека. Но в действительности не все прибывшие смогли участвовать в параде, и их перестроили так, что число рядов стало на 2 меньше, а число человек в ряду на 26 больше нового числа рядов. Если бы все солдаты участвовали в параде, то их можно было бы построить так, чтобы число рядов было равно числу человек в ряду. Сколько солдат прибыло на парад?
РЕШЕНИЕ.
Обозначим первоначально предполагаемое число рядов за n, тогда число прибывших солдат равно 24 n. После перестроения число рядов стало равным n-2, а число человек в ряду – соответственно n+24. Возникают вопросы: «Как составить уравнение, если неизвестно число прибывших солдат? А может задача не имеет решения?» Совершенно очевидно, что число солдат после перестроения явно меньше числа прибывших первоначально. Итак, число прибывших - 24 n; число солдат после перестроения - . Составим неравенство: 24 n > ⬄ - 2n - 48< 0.
Решая его, получаем, что число рядов лежит в интервале Число рядов может быть целым и положительным. Следовательно круг решений ограничен от 1 до 7. Учитывая, что число человек в ряду, после перестроения, рано числу рядов, нетрудно догадаться, что из числа солдат (24 n)должен извлекаться квадратный корень. Единственное число, удовлетворяющее этому условию – 6, а соответствующее число солдат равно 144.
ЗАДАЧА 4.
Для перевозки животных было выделено некоторое количество вагонов из расчета, разместить, в каждом по 12 животных. На станции часть животных сдали, а оставшихся разместили так, что 2 вагона оказались лишними, при этом число животных в каждом вагоне стало простым и на 14 больше нового числа вагонов. Сколько животных было первоначально?
РЕШЕНИЕ. Те же рассуждения, что и в предыдущей задаче. Ответ: Вагонов 5, а число животных – 60.
ЗАДАЧА 5.
Бригады рабочих получали спецодежду со склада по 2 комплекта на каждого человека. Каждая бригада получала на 20 комплектов больше, чем было бригад. Если бы бригад было на 4 больше и каждой выдавали по 12 комплектов, то одежды на всех не хватило бы. Сколько комплектов спецодежды было на складе?
РЕШЕНИЕ. Пусть было x бригад и n рабочих в каждой бригаде. Тогда число комплектов на каждую бригаду будет 2n, что на 20 больше, чем число бригад, т.е. 2n=x+20. Если бы бригад было x+4, и каждая получила на 12 комплектов, то общее количество спецодежды было бы 12(x+4) и превысило бы их количество на складе: 12 > 2nx . Это равносильно неравенству: . Условию задачи удовлетворяют лишь три числа: 1,2,3.
Далее из 2n=x+20 получаем, что x= 2n - 20, т.е. x – четное число, т.е. бригады - 2. Итак, 2n – 20 =2, n=11, а число комплектов спецодежды будет равно 2nx= 2*11*2 = 44.
ЗАДАЧА 6.
Имеется дробь, у которой числитель и знаменатель – целые положительные числа. Знаменатель на 1 меньше квадрата числителя. Если числитель и знаменатель увеличить на 2, то получится дробь больше , а если из числителя и знаменателя вычесть 3, то полученная дробь будет меньше , но неотрицательной. Чему равна данная дробь?
РЕШЕНИЕ. Запишем условие через систему неравенств: ОДЗ: m≠ ± 2
Учитывая условие задачи, получаем единственное решение m=4, а дробь равна .
ЗАДАЧА 7.
Токарю необходимо сделать 90 деталей, а ученику – 35. Первые 30 деталей токарь делал с производительностью, вдвое большей, производительности ученика. Остальные 60 деталей он делал, повысив производительность ещё на 2 детали. Токарь свою работу закончил более чем на 1 час позже ученика. Однако, если бы токарь и первые 30 деталей делал с такой же производительностью, как оставшиеся 60, то он закончил бы работу не раньше чем через 30 минут после ученика. Какова производительность ученика?
РЕШЕНИЕ. За x примем производительность ученика. Получим систему неравенств: ⬄
Условию удовлетворяет единственное значение x = 5.
Отрицательное отношение к задачам обычно возникает в связи с трудностями, неумением решать их. Поэтому посильность задач, соответствие их содержания уровню развития умений составляют одно из важнейших условий появления у учащихся положительных эмоций. Постепенное возрастание трудности в соответствии с продвижением учащихся от одного уровня развития умений к другому лежит в основе системы работы учителя вечерней школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник задач."Использование дробей при решении текстовых задач в 5-8классах"
Сборник предназначен для использования при повторении пройденных тем по дробям, и особенно, по решению задач. В ней даются в виде математических моделей: схем, таблиц, числовых и буквенных выраж...
Учебный модуль по теме " Уравнение. Решение уравнений.Решение текстовых задач с помощью уравнений."
Данный учебный модуль разработан в рамках персонализированного обучения .Модуль расчитан на 12 часов. Содержитз адания для прохождения уровней цели 2.0,,3.0 и 4.0.В модуле представле...
Решение текстовых задач: задач на смеси, сплавы и растворы при подготовке к ГИА по математике. ( рекомендации учащимся)
Решение задач на смеси, сплавы, растворы требует определенной теоретической базы.Это различные определения, такие как концентрация, процентное содержание и др., а также и всевозможные допущения, напри...
Практическая задача по математике для 5 класса. Тема: Решение текстовых задач.
Цели: формирование функциональной математической грамотности: умения распознавать математические объекты в реальных жизненных ситуациях, применять освоенные умения для решения практико-ориентированных...
Приемы решения уравнений в 5-6 классах и обучение учащихся решению текстовых задач методом составления уравнений
Приемы решения уравнений в 5-6 классах и обучение учащихся решению текстовых задач методом составления уравнений...
Урок в 5-ом классе по теме «Решение текстовых задач. Использование при решении задач таблиц и схем» по ФГ
Содержание урока в 5-ом классе по теме «Решение текстовых задач. Использование при решении задач таблиц и схем» направлено на формирование у обучающихся понятия расходы, п...
Решение текстовых задач прикладного характера. Задачи на движение
Необходимость рассмотрения техники решения текстовых задач прикладного характера обусловлена тем, что умение решать задачу является высшим этапом в познании математики и развитии учащихся. С помощью т...