Методы решения уравнений
методическая разработка по алгебре (9 класс) по теме
В данном материале рассмотрены некоторые методы решения уравнений с одной переменной 1,2,3,4, степени. Это метод разложения на множители, метод введения новой переменной, решение биквадратного уравнения, графический метод.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reshenie_uravneniy.rar | 42.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме "Методы решения уравнений».
Цели:
1. Развитие интереса к математике.
2. Знакомство с основными методами решения уравнений с одной переменной.
План
- Целое уравнение. Степень уравнения.
- Методы решения уравнений.
- уравнение 1 степени:
- уравнение 2 степени:
Методы решения уравнений:
а) метод разложения на множители;
б) метод введения новой переменной;
в) рассмотри уравнение как квадратное;
г) графический метод.
Под степенью уравнения Р(х) = 0 мы будем понимать степень многочлена стандартного вида Р(х), т.е. наибольший показатель степени входящей в него переменной.
- Рассмотрим решение уравнений разных степеней.
- Любое уравнение первой степени можно привести к виду , где – переменная, – числа, причем .
Значит .
Уравнение имеет 1 корень.
- Любое уравнение 2 степени можно привести к виду , где – переменная, – числа, . Это хорошо известное нам квадратное уравнение. Мы знаем, что корни этого уравнения можно вычислить по формуле
, где .
Т.о. уравнения 1 и 2-й степени мы можем решать с помощью формул.
- Любое уравнение 3-й степени мы можем привести к виду:
4. Уравнение 4-й степени – к виду: .
Для этих уравнений тоже существуют формулы для вычисления корней, но они очень сложные, а вот для уравнений 5 и 6 степени таких формул вообще не существует. Поэтому встает вопрос о решении таких уравнений каким-то другим способом, без применения формул корней.
Попытаемся найти эти “ключики” к решению.
а) Рассмотрим уравнение
Как бы вы начали решать это уравнение?
Разложить многочлен в левой части на множители
Произведение = 0, если хотя бы один из множителей = 0, т.е.
Значит уравнение имеет 3 корня: -6; 0; 6.
А теперь внимательно посмотрим на такое уравнение: .
В этом уравнении также можно левую часть разложить на множители, используя способ группировки.
Ответ: –1; 1; 8.
Как же можно назвать метод решения этих уравнений?
(Метод разложения на множители)
б) Дано уравнение:
Ваши предложения по его решению?
(Предлагают раскрыть скобки).
Найти решение такого уравнения довольно сложно.
Каковы особенности данного уравнения?
(выражение встречается в уравнении дважды: во 2-й и 1-й степени, т.е. уравнение похоже на квадратное).
Обозначим .
Получим новое уравнение:
Значит, выражение может принимать значения 36 или –6.
Значит, исходное уравнение имеет четыре корня: – 4; 2; 3; 9.
(Что мы сделали для решения?)
(Ввели новую переменную).
Поэтому этот метод и назовем метод введения новой переменной.
Метод введения новой переменной можно применять для многих типов уравнений.
Например:
Найдем корни этого уравнения, а дальше решение аналогично предыдущему.
Введение новой переменной позволяет решать и такие трехчленные уравнения:
На какое известное уравнение похоже данное? (на квадратное, относительно )
Такие уравнения называются биквадратными.
Обозначим . Получаем уравнение
Например:
Значит:
Ответ: –1; 1; ;
Вообще, многие уравнения можно свести к квадратным, даже если они на квадратные совсем не похожи.
Например:
– уравнение корней не имеет.
в) Можно выделить целую группу уравнений, которые ни одним из рассмотренных методов не решаются.
И тогда на помощь приходят графики.
Рассмотрим уравнение
В правой части хорошо знакомая квадратичная функция; слева – функция вида , графики которой умеем строить.
Решить уравнение значит найти такие значения x, при которых значения этих функций будут равны, т.е. нужно найти абсциссы точек пересечения графиков этих функций.
х | 0 | 1 | –1 | –2 |
| – ветви вверх f(0)=f(6)=9 f(2)=f(4)=4–12+9=1 |
у | 0 | 0,5 | –0,5 | –4 |
| |
| ||||||
| ||||||
| ||||||
|
Графики имеют одну точку пересечения, значит уравнение имеет один корень.
Графический способ позволяет найти приближенные значения корней.
Конечно же, мы рассмотрели далеко не все методы решения уравнений, а их существует множество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Нестандартные методы решения уравнений и других задач в углубленном курсе математики.» Исследовательская деятельность.
Исследовательская деятельность педагога - одна из форм работы учителя. Современный учитель переживает период переосмысления, отказа от некоторых устоявшихся традиций и стереотипов, выбора и пост...
Численные методы решения уравнений
Решение уравнений: методом деления отрезка пополам (дихотомии), итераций,касательных, хорд...
Графический метод решения уравнений
Графический метод решения уравнений...
Интегрированный урок в 9 классе математика+ физика «Применение математических методов решения уравнений 2-й степени при решении физических задач».
Интегрированный урок в 9 классематематика+ физика«Применение математических методов решения уравнений 2-й степени при решении физических задач». Разработали: учитель...
Методы решения уравнений высших степеней. Метод Горнера
Методы решения уравнений высших степеней. Метод Горнера...
Презентация к выступлению на методическом объединении математиков "Графический метод решения уравнений и систем уравнений в 8 классе"
Презентация расскрывает методику преподавания данной темы...
Интегрированный урок в 9 классе Математика + физика «Применение математических методов решения уравнений 2-й степени при решении физических задач».
Цели урока:Обучающая: Сформировать у учащихся умение использовать математические методы решения квадратного уравнения, системы уравнений в решении физических задач, умение находить искомую величину из...