Методы решения уравнений высших степеней. Метод Горнера
учебно-методический материал по алгебре (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Методы решения уравнений высших степеней. Метод Горнера.
Подобные задания, содержащие уравнения высших степеней, в последние годы стали появляться в ЕГЭ, олимпиадных заданиях по математике, при вступительных экзаменах в ВУЗы. Большинство учащихся с трудом справляются с решением уравнений со степенью выше 3, поскольку в школьном курсе алгебры при непрофильном обучении отводится этой теме малое количество времени, но умение решать такие уравнения необходимо при написании экзамена в форме ЕГЭ, при решении части С, причем математика является обязательным для сдачи предметом.
- Методы решения уравнений высших степеней различными способами.
- Метод замены переменной.
Пример 1. Дано: (х2-9)2-8(х2-9) +7=0
Решение. Введем новую переменную, обозначив х2-9=t, тогда получаем:
t2-8t+7=0, D=b2-4ac=36, t1=7; t2=1.
Возвращаемся к “старой” переменной х2-9=1, х=±√10; х2-9=7, х=±4.
Ответ: х1=+√10; х2=-√10; х3=-4; х4=4.
Пример 2. Дано: х(х + 1)(x + 2)(x + 3) = 24
Решение. Перемножим первый и четвертый множители, второй и третий. Получим:
(х2 + 3х)(x2 + 3x + 2) = 24
Вводим замену: x2 + 3x = t, тогда t(t + 2) = 24, t2 + 2t – 24 = 0, t1 = -6; t2 = 4. Возвращаемся к “старой” переменной, получим: x2 + 3x = -6, x2 + 3x + 6 = 0, D < 0, уравнение не имеет действительных корней.
Уравнение x2 + 3x = 4 имеет корни х1 = -4, х2 = 1.
Ответ: х1 = -4, х2 = 1.
Пример 3. Дано: (х – 4)(х2 + 15 + 50)(х – 2) = 18х2
Решение. Разложим на множители х2 + 15 + 50.
х2 + 15 + 50 = 0, х1 = -5, х2 = -10, тогда х2 + 15х + 50 = (х + 5)(х + 10).
Уравнение примет вид: (х – 4)(х + 5)(х + 10)(х – 2) = 18х2
Так как (-4)•5 = -20, 10•(-2) = -20, то перемножая первую скобку со второй, третью с четвертой, будем иметь: (х2 + х – 20)( х2 + 8х – 20) = 18х2
Поскольку х = 0 не корень, разделим обе части уравнения на х2 . Получим:
=
)=18
Вводим замену: , тогда (t+1)(t+8)=18, т.е. t2+9t-10=0, t1= -10, t2 = 1.
Вернемся к исходной переменной:
;
Решим первое уравнение х2 + 10х – 20 = 0, D = 180, х1=; х2=
Решим второе уравнение х2 - х – 20 = 0, D =81, х3 = - 4, х4 = 5.
Ответ: х1=; х2=
; х3 = - 4, х4 = 5.
Пример 4. Дано:
Решение. Произведем преобразования в числителе дроби: х4+324=х4+182,
(х2+18)2=х4+36х2+324, тогда х4+324= х4+36х2+324-36х2. Получим:
Приведем левую и правую части к одному знаменателю:
Приравняем к нулю. Получим:
Решим уравнение в числителе методом группировки:
Разложим на множители , приравняв к нулю:
, введем новую переменную: х2=t, получаем:
D=
х1,2 = =
. Тогда:
х2-25=0, или х2+6х+18=0
х= D=36-72=-36, D<0 – решений нет, т.е. вся парабола полностью лежит выше Ох и не пересекает ее.
Числитель равен нулю при х=5; -5, а знаменатель никогда не будет равен нулю.
Ответ: х=±5.
Пример 5. Дано: (х-1)4-х2+2х-73
Решение. Преобразуем:
(х-1)4-(х2-2х+1)-72, (х-1)4-(х-1)2-72.
Введем новую переменную: (х-1)2=t, t2-t-72=0, D=1+288=289
t1,2=.
Возвращаемся к «старой» переменной:
- (х-1)2=9, 2) (х-1)2=-8
х2-2х+1-9=0, х2-2х+1+8=0 ,
х2-2х-8=0 х2-2х+9=0
D=4+32=36 D=4 - 36= -32, D<0 – решений нет.
х1,2=
Ответ: х=4;-2.
Пример 6. Дано: (х2-2х-1)2+3х2-6х-13=0
Решение. Выполним преобразования: (х2-2х-1)2+3(х2-2х-1)-10=0.
Введем новую переменную: х2-2х-1=t
T2+3T-10=0
D=49 х1,2=
Возвращаемся к «старой» переменной:
- х2-2х-1=-5, 2) х2-2х-1=2
х2-2х-1+5=0, х2-2х-1-2=0 ,
х2-2х+4=0 х2-2х-3=0
D=4-16=-12, D<0 – решений нет. D=16
х1,2=
Ответ: х=3;-1.
Пример 7. Дано:
- не является корнем уравнения
Разделим обе части уравнения на (х-1)2, получим
Введем замену.
Пусть , тогда
;
или
;
;
Ответ: ;
;
;
Пример 8. Дано:
Решение. В левой части выделим полный квадрат разности:
Сгруппируем первый, второй и четвертый члены:
Вводим замену: t2 + 18t – 40 = 0; t1 = -20, t2 = 2.
Вернемся к “старой” переменной, получим:
Ответ: ,
.
Пример 9. Дано:
Решение. х = 0 не является корнем уравнения, поэтому числитель и знаменатель каждой дроби делим на х:
,
вводим замену:
, тогда
Решим это уравнение:
Вернемся к “старой” переменной:
Решаем первое уравнение х2 – 14х + 15 = 0
;
.
Второе уравнение не имеет действительных корней.
Ответ: ;
.
Пример 10. Дано:
Решение. Раскроем скобки в правой части уравнения. Получим:
Введем новые переменные: (х-1)2=а; (х+1)2=b, получаем:
а2+9b2-10аb=0, поделим на а2, 1+9(2-10(
), вводим новую переменную и решаем квадратное уравнение:
9t2-10t+1=0, D=100-36=64, t1,2=
Возвращаемся к «старым» переменным: 1) (х+1)2=(х-1)2; 2) (х-1)2=9(х+1)2.
Решаем уравнения:
- х2+2х+1=х2-2х+1, 2) х2-2х+1=9х2+18х+9,
4х=0, -8х2-20х-8=0
х=0. D=400-64∙4=144
х1,2=
Ответ: х=0; -2; -
- Метод группировки.
Пример 1. Дано:
Решение. Сгруппируем слагаемые в левой части, но следует заметить, что х=0; х=-1; х=-3; х=-4 не могут быть решениями. Получим:
,
Проводим преобразования и получаем:
+
2(х+2)(,
2(х+2)=0, или
х1=-2. Введем замену: х2+4х=t, тогда
Решая уравнения, получаем:
Подставляем значение t, получаем уравнение:
х2+4х=,
х2+4х+1,5=0,
D=16-6=10,
х2,3= Ответ: х1=-2; х2=-2+
; х3= -2-
.
Пример 2. Дано: х4+2х3+2х+1=0
Решение. Поделим на уравнение на х2, получим:
х2+2х+ перегруппируем слагаемые таким образом:
(х2+
(х+2-2+2(
вводим новую переменную: t= х+, t2+2t-2=0, D=4+8=12,
t1,2==
Подставляем обратно:
- х+
x2 + (1− )x +1 = 0, D=-1-2
<0 – решений нет.
- х+
=
,
x2 + (1+ )x +1 = 0, D=
,
х1,2=.
Ответ. х1,2=
Пример 3. Дано: х4+х3-72х2+9х+81=0
Решение. Поделим уравнение на х2 и сгруппируем:
х2+х-72+=0,
(х2++(х+
проведем некоторые преобразования до полного квадрата в одной из скобок, получим:
(х2+18++(х+
,
(х+)2+( х+
)-90=0, вводим новую переменную: t= х+
, решаем уравнение:
t2+t-90=0, D=1+360=361,
t1,2= Решаем уравнения, подставляя значения t:
- х+
=-10, х
0
х2+10х+9=0, D=100-36=64
х1,2=
- х+
=9, х
0
х2-9х+9=0, D=81-36=45
х3,4=.
Ответ: х1 х2=-1; х3,4=
- «Схема Горнера»
Определение. Уравнение р0хn+p1xn-1+p2xn-2+…+pn-1x+pn=0, где n – натуральное число, а - произвольные постоянные коэффициенты, называется целым рациональным уравнением n – й степени.
Теорема. Если целое рациональное уравнение с целыми коэффициентами имеет целые корни, то они являются делителями свободного члена.
Теорема Безу. Остаток от деления многочлена р0хn+p1xn-1+p2xn-2+…+pn-1x+pn на двучлен х-а равен Р(а).
Рассмотрим решение уравнений высших степеней, используя метод деления с помощью схемы Горнера:
Если р0хn+p1xn-1+p2xn-2+…+pn-1x+pn=(b0xn-1+b1xn-2+…+bn-2x+bn-1)(x-a)
P0 | P1 | P2 | P3 | … | Pn-1 | Pn | |
a | b0=p0 | b1=p1+b0 | b2 =p2+b1 | b3=p3+b2 | bn-1=pn-1+bn-2 | bn=pn+bn-1 |
Пример 1. Дано: . Делители свободного числа:
, но это очень большое количество делителей, поэтому можно воспользоваться тем, что если сумма коэффициентов равна 0, то один из корней 1.
1-5-9+41+32-60=0 1 – корень.
| 1 | -5 | -9 | 41 | 32 | -60 |
1 | 1 | -4 | -13 | 28 | 60 | 0 |
2 | 1 | -2 | -17 | -6 | 20 | - |
3 | 1 | -1 | -16 | -20 | 0 |
|
4 | 1 | 3 | -4 | 0 |
|
|
5 | 1 | 4 | 4 | 0 |
|
|
х-1=0, или х-3=0, или х-5=0, или (х+2)2=0,
х=1. х=3. х=5. х=-2.
Ответ: 1; 3; 5; -2.
Пример 2. . Делители свободного числа:
| 1 | -1 | -8 | 14 | 1 | -13 | 6 |
1 | 1 | 0 | -8 | 6 | 7 | -6 | 0 |
1 | 1 | 1 | -7 | -1 | 6 | 0 |
|
1 | 1 | 2 | -5 | -6 | 0 |
|
|
-1 | 1 | 1 | -6 | 0 |
|
|
|
(х-1)3=0, или х+1=0, или х+3=0, х-2=0,
х=1. х=-1. х=-3. х=2.
Ответ: 1; -1; -3; 2.
Пример 3. Решить уравнение: х3 – 5х + 4 = 0
Определим корни многочлена третьей степени
:± 1; ± 2; ± 4
f(1) = 1 – 5 + 4 = 0
Одним из корней является х = 1
1 | 0 | – 5 | 4 | |
1 | 1 | 1 | – 4 | 0 |
х3 – 5х + 4 = 0
(х – 1) (х2 + х – 4) = 0
х-1=0, или х2 + х – 4=0
х=1. D = 1 + 16 = 17
х1 = ; х2 =
Ответ: 1; ; .
Пример 4. Дано: 6х4-29х3-89х2-19х+35=0
Решение. Делители свободного числа: .
Находим по схеме Горнера целочисленные решения уравнения:
6 | -29 | -89 | -19 | 35 | |
1 | 6 | -23 | -112 | -131 | |
-1 | 6 | -35 | -54 | 35 | 0 |
5 | 6 | 1 | -84 | -439 | |
7 | 6 | 13 | 2 | -5 | 0 |
Итак, 6х4-29х3-89х2-19х+35=(х+1)(х-7)(6х2+7х-5)=0,
х+1=0 или х-7=0 или 6х2+7х-5=0
х1=-1, х2=7, х3,4=.
Ответ:
Пример 5. Решить уравнение: х5+5х-42=0
Решение. Делители свободного числа:
Находим по схеме Горнера целочисленные решения уравнений:
1 | 0 | 0 | 0 | 5 | -42 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
-1 | 1 | -1 | 1 | -1 | 6 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
-2 | 1 | -2 | 4 | -8 | 21 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | 1 | 2 | 4 | 8 | 21 | 0 | Корень | ||||||||||||||||||||||||||||||
х4+2х3+4х2+8х+21=0 Делители свободного числа:
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ответ: х=2.
Пример 6. Дано: х4-8х+63=0
Решение. Делители свободного числа:
Решаем по схеме Горнера:
1 | 0 | 0 | -8 | 63 | |
-1 | -1 | 1 | -1 | -7 | 70 |
1 | 1 | 1 | 1 | -7 | 70 |
-63 | 1 | 63 | -3969 | Не корень | |
63 | 1 | 63 | 3969 | Не корень |
Ответ: решений нет.
Пример 7. Решить уравнение: х4-4х3-13х2+28х+12=0
Решение. Делители свободного числа:
По схеме Горнера находим целочисленные решения уравнения:
1 | -4 | -13 | 28 | 12 | ||
1 | 1 | -3 | -16 | 12 | 24 | |
2 | 1 | -2 | -17 | -6 | 0 | Корень |
3 | 1 | -1 | -16 | -20 | ||
-3 | 1 | -7 | 8 | 4 | 0 | Корень |
Уравнение принимает вид: (х-2)(х+3)(х2 -5х-2)=0
х-2=0 или х+3=0 или х2 -5х-2=0
х1=2, х2=-3, х3,4=
Ответ: х1=2, х2=-3, х3,4=
Список литературы:
- Алгебра и начала математического анализа. 11 класс. В 2 ч. Ч.1 Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (профильный уровень). А.Г. Мордкович. Изд. «Мнемозина», 2010.
- Профильное обучение математике старшеклассников. Учебно-дидактический комплекс. – Новосибирск. Сиб. унив. изд-во, 2003.
- Математика. Интенсивный курс подготовки к экзамену. О. Ю. Черкасов, А. Г. Якушев. Москва, изд. “Айрис”, 1997.
- Звавич Л. И., Шляпочник Л. Я., Чинкина М. В., Алгебра и начала анализа 8–11. Дидактические материалы, М: Дрофа, 1999.
- Ивлев Б. М., Задачи повышенной трудности по алгебре и началам анализа: учебное пособие для 10–11 классов средней школы, М: Просвещение, 1990.
- М. И. Шабунин. Алгебра и начала анализа. Дидактические материалы для 10-11 классов.
- Тумаркин Л.А. «История математики», Москва, 1975 г.
- Иванов К. Б., Сборник задач для старшеклассников, Волгоград, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/23/picture-198183-1614093260.jpg)
Методы решения уравнений высших степеней
Проект урока по алгебре в 11 классе.Составлен по УМК А.Г. Мордковича....
Методы решения уравнений высших степеней.Схема Горнера.
Методы решения уравнений высших степеней. Метод Горнера....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/14/picture-304389-1384408397.jpg)
конспект урока с презентацией по теме "Методы решения уравнений второй степени"
Конспект урока предназначен для проведения урока по алгебре в 9 классе. К конспекту прилагается презентация. Тип урока - изучение нового материала....
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/04/picture-45093.jpg)
Исследовательская работа ученика 9 класса Степанова Андрея : "Методы решения уравнений высших степеней"
Исследовательская работа ученика 9 класса Степанова Андрея : "Методы решения уравнений высших степеней"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/24/picture-428612-1408872620.jpg)
Занятие элективного курса "Методы решения уравнений высших степеней"
Семинарское занятие по решению уравнений высших степеней.Рассматриваются различные методы их решения.Метод разложения на множители.Понижение степени уравнения.Применение теоремы Безу. Деление многочле...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/16/picture-464431-1405504222.jpg)
Программа элективного курса по алгебре для учащихся 11 классов. " Методы решения уравнений высших степеней"
Учащиеся средней школы умеют решать по формулам квадратные уравнения, умеют применять теорему Виетта для приведенных квадратных уравнений ; решают биквадратные уравнения, но уравнения высших степеней ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/24/picture-428612-1408872620.jpg)
Урок алгебры в 10 классе (занятие элективного курса) по теме «Методы решения уравнений высших степеней».
На занятии изучается методика решения уравнений высших степеней. Рассматриваются два метода: разложение на множители и замена переменной. Понижение степени уравнений с помощью деления многочленов ...