Алгебраическая сумма и её свойства
методическая разработка по алгебре (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема урока. Алгебраическая сумма и её свойства.
Цели урока: познакомить учащихся с понятием алгебраической дроби и её свойствами.
Задачи урока: систематизировать знания учащихся о свойствах рациональных чисел; сформировать способность к записи алгебраической суммы и нахождению её значения; тренировать способность к сложению рациональных чисел с одинаковыми и разными знаками, противоположных чисел;
Ход урока
1. Вводная беседа
- С какими числами мы учимся работать? (С рациональными числами).
- Какие числа называются рациональными? (Числа вида , где p – целое число,q – натуральное)
- Что мы уже умеем делать с рациональными числами? (Отмечать рациональные числа на координатной прямой, находить их модули, сравнивать, складывать числа с одинаковыми и разными знаками).
- Сегодня мы продолжим работать с рациональными числами
2. Актуализация знаний учащихся.
- Проверка домашнего задания.
- Два ученика на перемене готовят у доски №470. Ученики проверяют, задают вопросы, отмечают ошибки в своей тетради.
- Фронтальная устная проверка №470. (ученики называют только ответы).
- Какое слово получилось? Что это?
- «Верно, или нет?» (слайд 1). (Сложение рациональных чисел можно проиллюстрировать с помощью координатной прямой: прибавление положительного числа – перемещением на соответствующее число вправо, а прибавление отрицательного числа – перемещением влево)
- Работа в тетрадях.
Заполните таблицу, в тетради запишите только ответы.
m | -3 | -21 | 2 | -9 |
k | -5 | 10 | -16 | -8 |
m + k |
После выполнения работы на презентации появляются числа (-8, -11, -14, -17).
- Какие правила использовали при выполнении этого задания? (Алгоритмы сложения отрицательных чисел и чисел с разными знаками).
- Найдите закономерность полученного ряда чисел. (Каждое последующее число уменьшается на 3).
- Назовите самое маленькое число. (-17).
- Представьте число -17 в виде суммы двух отрицательных чисел.
- Используя таблицу знаков, запишите сумму без скобок и дайте название получившемуся выражению (слайд 3)
а) (-6) + (-3) + (-4) + 17 + 23 + 3;
б) (-30) + (-15) + 12 + (-11) + 13 + (-9).
Первую часть задания учащиеся выполнят и получат выражения:
- 6 – 3 – 4 + 17 + 23 + 3;
- 30 – 15 + 12 – 11 + 13 – 9.
- Для чего нужна такая запись? (Запись получается короче).
- А как назовёте такие выражения?
При ответе на этот вопрос учащиеся испытывают затруднение.
3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.
- Почему затрудняетесь назвать полученное выражение? (В выражении есть сумма и разность, раньше с такими выражениями не встречались).
- Чем отличаются правая и левая части равенств? (В левой части записана сумма со скобками, а в правой без скобок).
- Тогда как можно назвать выражение в правой части равенства? (Могут быть разные варианты ответов: сумма без скобок, упрощённая сумма и другие).
- Математики договорились запись суммы рациональных чисел без скобок называть алгебраической суммой.
На слайде 4:
Алгебраической суммой называется запись суммы рациональных чисел без скобок. |
- Почему всё-таки назвали суммой? (Первоначально была сумма рациональных чисел).
- Какой знак опущен в записи? (Знак плюс).
- А те знаки, которые стоят, это, что за знаки? (Это знаки слагаемых).
- Назовите слагаемые в алгебраической сумме (-6;-3; -4; 17; 23; 3).
- Сформулируйте тему урока. (Алгебраическая сумма).
- Молодцы! Запишите тему урока в тетрадь.(слайд 5)
- Какую цель мы поставим перед собой? (познакомиться со свойствами алгебраической суммы. Научиться находить значение алгебраической суммы и применять при решении упражнений).
- Найдите значения выражений, и запиши свойства алгебраической суммы (слайд 6,7)
Вывод (делают учащиеся, учитель корректирует):
Для рациональных чисел выполняется переместительное и сочетательное свойства сложения. Свойства позволяют переставлять слагаемые и объединять их в группы, что помогает упрощать вычисления.
Физкультминутка.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Что нужно сделать, чтобы научиться находить значение алгебраической суммы? (Построить соответствующий алгоритм).
- Найдите значение первой алгебраической суммы (возвращаемся к слайду 3)
Учащиеся выполняют задание, обосновывают свои ответы.
- Что вы использовали, находя значение алгебраической суммы? (Использовали запись этой суммы со скобками).
- А затем как находили значение всей суммы? (Сначала нашли сумму всех отрицательных чисел, затем положительных).
- Найдите значение второй алгебраической суммы.
- Какие законы применили? (Переместительный и сочетательный законы сложения).
- Сформулируйте правило нахождения значения алгебраической суммы в виде алгоритма.
На доске: (учащиеся формулируют шаги и записывают на да доске и в тетрадях)
Алгоритм нахождения значения алгебраической суммы: 1)Записать сумму со скобками. 2) Отдельно найти сумму положительных и отрицательных чисел. 3) Найти сумму чисел с разными знаками. |
5. Первичное закрепление во внешней речи.
1) № 437 (а, б) – решаем на доске и в тетрадях
- Что можно добавить в построенный алгоритм? (Найдём сумму противоположных слагаемых. Подчеркнуть противоположные слагаемые и исключить их из вычислений, вычеркнуть, или, как принято говорить, «противоположные слагаемые взаимно уничтожаются»).
На доске уточняется алгоритм – добавляется к нему ещё один шаг.
2) №438 (в, г, д, е) – на доске и в тетрадях).
6. Самостоятельная работа с взаимопроверкой
«Восстанови стёртую запись». (звучит классическая музыка )
- (+ 7) + … = + 4;
- (+ 3) + … = - 2;
- (- 1) + … = - 5;
- (- 4) + … = + 2;
- (-7) + 7 = …;
- ( … ) + 24 = -3;
- (-151) + ( … ) = 0;
- ( … ) + (-5) = - 44;
- (- 17) + (-5) = …;
- 18 + ( … ) = 12;
- (… ) + 200 = 0;
- (-61) + ( … ) =-8.
Учащиеся выполняют самостоятельную работу по заданию на карточках. Когда основная часть самостоятельной работы закончена всеми учащимися, дети обмениваются карточками и проверяют друг у друга. Анализируются и исправляются ошибки, выставляют оценки соседу.
7. Включение в систему знаний и повторение.
1) № 440, №443 – выполняет основная часть класса;
2) «Сложение рациональных чисел» (выполняют наиболее подготовленные учащиеся на карточках)
Найди в случае А сумму указанных чисел, а в случае Б – алгебраическую сумму чисел.
- А) (-3) + (+5) ; Б) -3 + 8.
- А) (+23) + (-13); Б) -13 + 20.
- А) (-15) + (+15); Б) -5 + 5.
- А) () + ; Б) -9 - 4.
- А) (+ 5,3) + (-0,6) + (+4,7); Б) 3,6 – 1,8 + 6,4.
- А) ( + ( + 2,5) + (; Б)
- А) 0 + (- 8) + ( Б) 0 – 3 -
- А) (+0,25) +
Б)
- А) Б) -2,6 + 1
- А) (-1,9) + (-0,1) + (-0,65) + 0,45; Б) -2,9 – 0,1 – 0,83 + 0,23.
- А) (-1,3) + 2 + (-11,2); Б) -2,3 + 2,5 – 11,2.
- (- 9,8) + 8,7 + (- 7,6) + 6,4; Б) 8,9 – 7,8 + 6,7 – 9,7.
- Определите доходно ли предприятие? (слайд 8)
- Найдите значение суммы чисел от -449 до 551. (слайд )
8. Рефлексия деятельности на уроке.
- Какова была цель нашего урока?
- Мы достигли поставленной цели?
- Сформулируйте новый алгоритм, построенный на уроке.
- С какими трудностями столкнулись на уроке?
- Чем будем заниматься на следующем уроке?
- Проанализируйте свою работу на уроке.
9. Домашнее задание: №466, №467,473.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Правило вычисления значения алгебраической суммы". Математика 6 класс.
Урок может быть проведён как в классах, где обучение ведётся по учебнику Виленкина, так и в классах, где обучаются по учебнику Зубаревой....
Презентация урока математики в 6 классе "Правило вычисления значения алгебраической суммы двух чисел"
Данный материал поможет учителю подвести учащихся к самостоятельному выводу правил вычисления значения алгебраической суммы 2-х чисел. Направлен на развитие логического мышления учащихся...
Конспект урока математики (6 класс) Тема «Алгебраическая сумма и ее свойства».
Конкурс методических разработок«Избирательное право»...
Конспект урока по теме: «Алгебраическая сумма и её свойства». Урок общеметодологической направленности (обобщения и систематизации знаний).
На современном этапе развития общества человек поставлен в жесткие условия конкуренции, а это заставляет реально оценивать свои знания и умения в различных сферах жизни: экономической, социально-полит...
Презентация "Тренажёр для учащихся 6 класса по теме" Вычисление значения алгебраической суммы чисел"
Презентация предназначена для отработки навыков вычисления алгебраической суммы двух и нескольктх чисел как тренажёр. Также можно использовать при устном счёте на уроке ....
открытый урок по теме :"Правило вычисления значения алгебраической суммы"
конспект урока в 6 классе...
ПРАВИЛО ВЫЧИСЛЕНИЯ ЗНАЧЕНИЯ АЛГЕБРАИЧЕСКОЙ СУММЫ ДВУХ ЧИСЕЛ
Урок в 6 классеТема:ПРАВИЛО ВЫЧИСЛЕНИЯ ЗНАЧЕНИЯ АЛГЕБРАИЧЕСКОЙ СУММЫ ДВУХ ЧИСЕЛ...