Урок ": Решение задач составлением систем линейных уравнений с двумя переменными"
методическая разработка по алгебре (6 класс) по теме
Цель: развитие познавательного интереса при решении задач.
Задачи:
- образовательная: способствовать совершенствованию полученных знаний по применению и развитию при работе с задачами, обобщить и систематизировать навыки и умения учащихся применять системы уравнений при решении задач; формирование умения переносить знания в новую ситуацию;
- развивающая: проверить уровень самостоятельной деятельности обучающихся по применению знаний в различных ситуациях, развивать логическое мышление, математическую речь, вычислительные навыки;
- воспитательная: способствовать развитию любознательности и творческой активности обучающихся, формированию умения работать в группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki_v_6_klasse.docx | 28.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Саяпина С.В.учитель математики
ГУ «Затобольская средняя школа №1»,
Костанайский р-н, Костанайская обл.
Тема: Решение задач составлением систем линейных уравнений с двумя переменными.
Урок математики в 6 классе.
Цель: развитие познавательного интереса при решении задач.
Задачи:
- образовательная: способствовать совершенствованию полученных знаний по применению и развитию при работе с задачами, обобщить и систематизировать навыки и умения учащихся применять системы уравнений при решении задач; формирование умения переносить знания в новую ситуацию;
- развивающая: проверить уровень самостоятельной деятельности обучающихся по применению знаний в различных ситуациях, развивать логическое мышление, математическую речь, вычислительные навыки;
- воспитательная: способствовать развитию любознательности и творческой активности обучающихся, формированию умения работать в группе.
Тип урока: урок укрепления, совершенствования ЗУН.
Вид урока: урок-практикум по решению задач.
Оборудование, оформление: флипчарт, тетради, листочки для самостоятельной работы, карточки для выполнения групповой и индивидуальной работы, оценочные листы.
Планируемый результат:
Знать:
- способы решения систем линейных уравнений,
- алгоритм решения задач,
Уметь:
- применять удобный способ решения систем линейных уравнений,
- применять алгоритм решения задач на практике,
- использовать различные источники знаний,
- работать с карточками различного содержания,
- работать в группах, индивидуально.
Используемые технологии: уровневой дифференциации, индивидуального обучения, проблемно поисковой, групповые.
Методы работы:
а) методы организации учебно-познавательной деятельности: словесный, наглядный, практический, самостоятельная работа, работа под куроводством.
б) методы контроля и самоконтроля: устный опрос, фронтальный опрос, письменный контроль, тест.
Ход урока.
I.Орг. момент.
1.Приветствие учащихся.
2.Мотивация урока. Начну с эпиграфа (страница флипчарта) : «Всякая хорошо решённая задача доставляет умственное наслаждение.» (Герман Гессе). Как, по–вашему, будет звучать тема сегодняшнего урока? ( Говорят)
- (страница флипчарта)« Решение задач составлением систем линейных уравнений с двумя переменными» (Записывают тему)
-Давайте определим цели нашего урока. ( Говорят)
-Хочу напомнить наш девиз: «Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед» (А.Нивен) ( читают табличку на доске)
Сегодня мы поработаем детективами в области математики, проведём «расследование», постараемся «сдать в архив» как можно больше «раскрытых дел» А нашим помощником будет очень полезная наука. (страница флипчарта -шторка) ( постепенно открывается текст)
*Она нужна, чтобы не говорить глупостей…*Когда одно вытекает из другого…* Бывает математическая, а бывает женская….(Логика) .
- Результаты своего «расследования» каждый из вас будет заносить в оценочный лист.
II. Актуализация опорных знаний ( устная работа)
1.( страница флипчарта -контейнер ) 1.«Оперативное совещание». На доске разбросаны этапы решения задачи на составление системы уравнений. Задание - на доске показать соответствие порядкового номера с этапом.
1. Ввести переменную. 2. Составить систему уравнений по тексту задачи. 3. Решить систему уравнений. 4.Ответить на все вопросы задачи. 5. Записать ответ задачи.
(Ученик у доски получает оценку.)
2(страница 1-5 флипчарта) «Меткий стрелок» - устный тест. Ключ писать в тетрадь.
1. Выразить х через у х + 3у = 6
а) х = 6 – 3у,
b) х = – 6 – 3у,
c) х = 6 + 3у
2. Выразить у через х 2х – у = 3
a) у = 3 – 2х,
b) у = – 3 + 2х,
c) у = 3 + 2х.
3.Потеряли решение системы уравнений x+y=20,
0,5x+y=0
a) (– 40; – 20)
b) (-40; 20),
c) (40; – 20)
4. Результат сложения уравнений х + 5у = 7, 3х – 2у = 4 равен
a) 4х – 3у = 11,
b) 4х + 7у = 11,
c) 4х + 3у = 11
5.Нет такого способа решения системы уравнений:
a) сложения
b) умножения
c) графический
Ключ: 1-a, 2-b, 3- c, 4-с, 5-b.
( Взаимопроверка по ключу на доске (страница флипчарта). Оценки- в оценочный лист) Показать поднятием руки свои успехи.
III. Решение задач.
1 «Следственный эксперимент» - коллективное решение задачи с комментированием у доски.
(страница флипчарта) Задача. Как-то лошадь и мул вместе вышли из дома,
Их хозяин поклажей большой нагрузил,
Долго-долго тащились дорогой знакомой,
из последней уже выбиваяся сил.
«Тяжело мне идти» – лошадь громко стонала.
Мул с иронией молвил (нес он тоже немало)
«Неужели, скажи, я похож на осла?
Может, я и осел, но вполне понимаю:
Моя ноша значительно больше твоей.
Вот представь: я мешок у тебя забираю,
И мой груз стал в два раза, чем твой, тяжелей.
А вот если тебе мой мешок перебросить,
Одинаковый груз наши спины б согнул»
Сколько ж было мешков у страдалицы-лошади?
Сколько нес на спине умный маленький мул?
Физминутка Закройте глаза, расслабьте тело,
Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!
Теперь в океане дельфином плывете,
Теперь в саду яблоки спелые рвете.
Налево, направо, вокруг головой повертели,
Открыли глаза, сели на место, и снова за дело!
Заполнить таблицу (заготовлена на доске)
Две неизвестные величины | Было | Когда мул забрал мешок, стало | Когда мул отдал мешок,стало |
Поклажа, которую несла лошадь | x | x-1 | x+1 |
Поклажа, которую нес мул | y | y+1 | y-1 |
1 уравнение | 2(х – 1) = у + 1 | ||
2 уравнение | х + 1 = у – 1 |
2(х – 1) = у + 1, (самостоятельное решение на закрытой доске) 2x - 2- y=1, 2x-y =3
х + 1 = у – 1; x - y =-2; x-y=-2
x=5, 5-y=-2
y=5+2
y=7 Ответ: лошадь несла 5 мешков, мул-7 мешков.
Вопросы ученику у доски:
- Какой способ ты применил при решении системы уравнений?
- Какие есть ещё способы? (Отвечавшему у доски, и тем, кто первый решил задачу самостоятельно- оценки).
2.( страница флипчарта) «Следствие ведут знатоки»- самостоятельная работа в группах. Решение разноуровневых задач.
Учитель: - Задачи сегодня взяты из различных старинных сборников, литературных произведений.
( страница флипчарта с задачами) Группы получают листы с напечатанными задачами. Каждой задаче соответствует определённое количество баллов - по степени сложности.
1балл: Из книги «Старинные задачи по элементарной математике» В.Д. Чистякова – задача из китайского трактата «Девять отделов искусства счета», составленного в глубокой древности: «5 волов и 2 барана стоят 11 таэлей, а 2 вола и 8 баранов стоят 8 таэлей. Сколько стоят отдельно вол и баран?» (вол стоит 2таэля, баран стоит 0,5 таэля).
1балл: Из рассказа А.П.Чехова «Репетитор»: репетитор Зиберов диктует Пете задачу: «Купец купил 138 аршин черного и синего сукна за 540 рублей. Спрашивается, сколько аршин купил он того и другого, если синее сукно стоило 5 рублей за аршин, а черное- 3 рубля?»
(синего сукна-63 аршина, 75 аршин черного).
2 балла Из «Курса алгебры» известного русского математика А.Н. Страннолюбского (1868 год), который был домашним учителем Софьи Ковалевской: «Некто на вопрос о возрасте двух его сыновей отвечал: «Первый мой сын втрое старше второго, а обоим им вместе столько лет, сколько было мне 29 лет тому назад; мне теперь 45 лет». Найдите лета обоих сыновей». ( старшему-12 лет, младшему – 4года) .
2 балла:
По тропинке вдоль кустов
Шло одиннадцать хвостов.
Насчитать я также смог,
Что шагало тридцать ног.
Это вместе шли куда-то
Индюки и жеребята.
А теперь вопрос таков:
Сколько было индюков?
Спросим также у ребят:
Сколько было жеребят?
Ты сумел найти ответ?
Желаю удачи , всем привет. (7 индюков, 4 жеребёнка).
3балла: «Сын моложе отца на 24 года. Через 5 лет отец будет старше сына в 4 раза. Сколько лет отцу? Сколько лет сыну?» (Отцу 27 лет, сыну 3 года)
3 балла: «Учитель приготовил тетрадные листы для проведения контрольной работы. Если учитель даст каждому ученику по 2 листа, то 12 листов будут лишними, а если даст каждому по 3 листа, то 16 листов не хватает. Сколько учеников в классе? Сколько листов подготовил учитель?» (28 учеников. 68 листов).
4 балла: «Расстояние между двумя пристанями равно 84 км. Это расстояние катер по течению проплыл за 3 часа, а против течения за 3,5 часа. Найти собственную скорость катера и скорость течения»(Собственная скорость катера 26 км/ч, скорость течения 2 км/ч)
4 балла: «За 3 ч автобус преодолевает такое же расстояние, какое проедет поезд за 2 ч.Туристы ехали 4 ч на автобусе и 3 ч на поезде, а всего они проехали 408 км.Найти скорость автобуса и скорость поезда» (скорость автобуса 48 км/ч, поезда-72 км/ч).
5 баллов: «Когда Незнайка первый раз подсчитал в классе носы девочек и уши мальчиков, то их оказалось 41. Когда он во второй раз подсчитал уши девочек и носы мальчиков, то их оказалось 43. Сколько в классе мальчиков? Сколько девочек?» ( Мальчиков- 13, девочек -15).
5 баллов: « девочек и мальчиков, участвовавших в хоре, пели громко, а остальные делали вид, что поют. Мальчиков и девочек, которые пели громко, было всего 8, причём девочек на 2 больше, чем мальчиков. Сколько девочек и сколько мальчиков участвовало в хоре? ( Девочек -15, мальчиков – 13)
3. (страница флипчарта) «Сдача дел в архив»- подведение итогов работы в группах. «Старшие следователи» групп на доске пишут системы уравнений и ответы решённых задач, проверяют правильность. (Результаты заносит каждый ученик в оценочный лист, заполняется таблица на доске. Выявляются лучшие «следственные» группы.
№ группы | Рейтинг «раскрытых дел» |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 |
IV. Подведение итогов урока.
1.Рефлексия. (страница флипчарта ) Закончить предложение:
*Сегодняшний урок мне позволил…
*Я никогда не думал, что…
*Очень интересным на уроке было…
*Хочу предложить…
2.Д/З: решить оставшиеся задачи.
На доске: (страница флипчарта ) таблица с оценочным листом. Ученики подходят к доске, «награждают» себя медалями за этапы, в которых они добились наибольших успехов. Сдают оценочные листы учителю.
Учитель: -Закончить урок хочется словами французского писателя XIX в. Анатоля Франца: «Чтобы переваривать знания, надо их поглощать с аппетитом». Урок окончен, спасибо всем!
Оценочный лист
| Этап детективного расследования | Баллы | Оценка |
1 | «Оперативное совещание» - этапы решения задачи | ||
2 | «Меткий стрелок» - устный тест |
| |
3 | «Следственный эксперимент» - задача у доски |
| |
4 | «Следствие ведут знатоки» - работа в группах |
| |
5 | «Сдача дел в архив» - проверка задач |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока алгебры в 9 классе по теме "Решение задач составлением систем уравнений с двумя неизвестными"
В разработку включены различные формы работы: самостоятельная работа, математический диктант, составление алготитма решения задач на "работу",использование алгоритма....
Урок – исследование по алгебре в 7 классе «Графический метод решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными» (разработка+презентация)
Предмет: алгебра.Класс: 7.Тема: «Графический метод решения систем уравнений с двумя переменными».Тип урока: урок формирования новых знаний с использованием презентации и практической...
Урок по алгебре в 7 классе "Решение систем двух линейных уравнений с двумя переменными различными методами"
Урок по алгебре в 7 классе по теме:«Решение систем двух линейных уравнений с двумя переменными различными методами»...
Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения систем двух линейных уравнений с двумя переменными
Урок объяснения нового материала по учебнику "Алгебра, 7 класс" А.Г. Мерзляк, параграф 26. Презентация составлена для объяснения новой темы в Zoom при дистанционном обучении....
Технологическая карта урока по алгебре 7 класс "Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными"
Данный урок был проведён в апреле 2021 года на районном семинаре учителей математики. Целевая аудитория - ученики 7 "б" класса, в классе 27 учащихся, класс разноуровневый, но у...
Презентация к уроку в 7 классе по алгебре "Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными"
Данная презентация применялась на уроке во время устной работы. Учащиеся составляли уравнения линейной функции по готовому чертежу....
Технологическая карта урока алгебры_7 класс. Графический метод решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными
Система двух линейных уравнений с двумя переменными.Методы решения систем линейных уравнений.Графический метод решения систем линейных уравнений....