Урок на тему: "Схема исследования функции".
план-конспект урока (алгебра, 10 класс) по теме
Общая схема исследования функции довольна громоздка и трудна для усвоения. Поэтому в систему упражнений включены задания, которые должны помочь учащимся в освоении отдельных пунктов исследования функции. Затем предлагается рассмотреть с помощь свойства уже известной квадратичной функции, установить связь между прежним способом исследования функции и новым с использованием элементов математического анализа. Карточки- задания обучающей самостоятельной работы содержат план решения и дают некоторую «подсказку» к его реализации. В заключение приведен математический диктант для проверки умения учащихся по заданным свойствам функции, и опираясь на знание теоретического материала, схематично изобразить ее график.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shema_issledovaniya_funkcii.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок на тему: Схема исследования функции (1 курс, 2 ч)
Цели: повторить схему исследования функции для построения ее графика и рассмотреть исследование функции с помощью производной; упражнять учащихся в исследовании функции с помощью производной и построении графиков функций; развивать навыки исследования функций и построения графиков; закрепить знания нахождения промежутков возрастания и убывания функции, экстремумов функции с помощью производной
Ход урока:
1. Повторение пройденного материала
- Повторить схему исследования функции.
- Исследовать функции на возрастание (убывание) и на экстремум удобно проводить с помпощью производной.
2. Изучение нового материала
- Разобрать по учебнику пример 1. Пояснить осоставление таблицы и построения графика на рис 111.
- Исследовать функцию и построить ее график: у= х4/4-х3/3- х2.
Р е ш е н и е.
1) Область определения — D(y)=R
2) функция не является ни четной, ни нечетной, ни периодической;
3) найдем точки пересечения графика с осью ОХ (т. е. нули функции): х4/4-х3/3- х2=0,
3х4-4х3-12х2=0, х2(3х2-4х-12)=0; х1=0; х2≈ -1,4; х3≈2,8.
Пересечение с осью ОУ: х=0,у=0.
Возьмем также две дополнительные точки: у(1)= - 13/12; у(3)=9/4;
4) находим производную: у' = х3-х2-2х=х(х2-х-2)=х(х+1)(х-2).
у'=0, х(х+1)(х-2) =0, х=0, х= -1, х=2;
5) найденные критические точки разбивают числовую прямую на четыре промежутка:
(-∞;-1), (-1;0), (0;2), (2;+∞).
Составим таблицу:
х | (-∞;-1) | -1 | (-1;0) | 0 | (0;2) | 2 | (2;+∞) |
f '(x) | - | 0 | + | 0 | - | 0 | + |
f(x) | -5/12 | 0 | -8/3 | ||||
убывает | min | возрастает | max | yбывает | min | возрастает |
6) Строим график.
3. Закрепление изученного материала
1. (Устно). Определите по следующим данным характер монотонности функции и указанных промежутках и вид экстремума:
а)
х | (-∞;-1) | -1 | (-1;0) | 0 | (0;+∞) |
f '(x) f(x) | - | 0 -4 | + | 0 4,5 | - |
б)
х | (-10;2) | 2 | (2;7) | 7 | (7;10) |
f '(x) f(x) | + | 0 5 | - | 0 -3 | - |
в)
х | (-4;0) | 0 | (0;3) | 3 | (3;7) | 7 | (7;+∞) |
f '(x) f(x) | + | 0 -3 | - | 0 -4 | + | 0 6 | - |
2. Внесите необходимые данные, при которых в указанных точках функция имела бы заданные виды экстремумов:
х | (-7;-2) | -2 | (-2;3,5) | 3,5 | (3,5;+∞) |
f '(x) f(x) | 0 max | 0 min |
3. Назовите промежутки возрастания (убывания) и вид каждого из экстермумов функции. Изобразите эскиз графика функции, если, исследуя ее с помощью производной, получили данные:
х | (-∞;-5) | -5 | (-5;0) | 0 | (0;3) | 3 | (3;7) |
f '(x) f(x) | + | 0 3 | - | 0 0 | _ | 0 -2 | + |
4. Постройте эскиз графика функции у=ах2, если: а)а>0; б)a<0. Определите промежутки возрастания и убывания функции. Какой знак имеет производная в этих промежутках?
5. Найдите экстремум квадратичной функции у=ах2+bx+c (a≠0), если а)а>0; б)a<0.
6. Изобразите эскиз графика функции у=ах2+bx+c (a≠0), если в левой полуокрестности точки х0 (х0- абсцисса вершины параболы) у'>0, а в правой полуокрестности х0 у' <0, при условии, что: а) D=0; б) D<); в) D>0.
7. Определите (с использованием производной) вершину параболы и изобразите эскиз графика функций: а)у=х2-3х+2; б)у= -х2-4х+5; в) у=3х2-х-1; г)у= 2х2+5х-3.
4. Самостоятельная работа (СО)
Карточка — задания №1
Вариант 1. Исследуйте функцию у=х2 +2х-8 с помощью производной и постройте ее график.
П л а н р е ш е н и я:
1)Установите область определения функции.
2) Найдите производную функции.
3) Определите критические точки функции.
4) Определите знак производной в каждом из промежутков, на которые критические точки разбивают область определения.
5) Запишите промежутки возрастания и убывания функции.
6) Найдите точку экстремума функции и значение функции в ней.
7) Постройте график функции.
Карточка- задания№2
Вариант 2. Исследуйте функцию у=х3/9 +х2 с помощью производной и постройте ее график. П л а н р е ш е н и я:
1) Установите область определения функции.
2) Найдите производную функции.
3) Определите критические точки функции.
4) Определите знак производной в каждом из промежутков, на которые критические точки разбивают область определения.
5) Запишите промежутки возрастания и убывания функции.
6) Найдите точку экстремума функции и значение функции в них.
7) Постройте график функции.
Карточка — задания №3
Карточка- задания№2
Вариант 3. Исследуйте функцию у=х2-х3/6 с помощью производной и постройте ее график. П л а н р е ш е н и я:
1) Установите область определения функции.
2) Определите критические точки функции.
3) Определите знак производной в каждом из промежутков, на которые критические точки разбивают область определения.
4) Запишите промежутки возрастания и убывания функции.
5) Найдите точку экстремума функции и значение функции в них.
6) Постройте график функции.
Карточка — задания №4
Вариант 4. Исследуйте функцию у=х4/4-х2 с помощью производной и постройте ее график. П л а н р е ш е н и я:
1) Установите область определения функции.
2) Определите критические точки функции.
3)Определите знак производной в каждом из промежутков, на которые критические точки разбивают область определения.
4) Запишите промежутки возрастания и убывания функции.
5) Найдите точку экстремума функции и значение функции в них.
6) Постройте график функции.
5. Математический диктант:
Вариант 1. Изобразите схематично график непрерывной функции y=f(x), обладающей следующими свойствами:
х | (-∞;-2) | -2 | (-2;1) | 1 | (1;+∞) |
f(x) | 4 max | -3 min |
Вариант 2. Изобразите схематично график непрерывной функции y=f(x), обладающей следующими свойствами:
х | (-∞;-3) | -3 | (-3;2) | 2 | (2;+∞) |
f(x) | 6 max | 1 min |
6. Итог урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока математики по теме "Исследование функций по графику. Построение графиков функций"
Пояснительная записка Характеристика учебной группы. Открытый урок по дисциплине «Математика» проводится в группе по специальности 260807 «Технология продукции общественного питания» ...
Урок по теме "Схема алгоритма"
Разработка урока по теме "Схема алгоритма"...
Учебно-методическая разработка урока алгебры на тему "Исследование функций с помощью производной" (для учащихся 10 классов)
Развернутый план откртого урока -зачета по теме "Производная" в 10 классе.Предлагаются многочисленные графические материалы для проведения тестирования и ответов у доски вдифференцированной форме....
урок "Применение производной к исследованию функций и построению графиков"
Проект урока- практикума в 11 классе на тему "Применение производной к исследованию функций и построению графиков"....
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «ПРИМЕНЕНИЕ ПРОИЗВОДНОЙ К ИССЛЕДОВАНИЮ ФУНКЦИЙ» (РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ)
Технологическая карта урока...
Урок в 9 классе "Исследование функции на монотонность"
Урок в 9 классе "Исследование функции на монотонность". С помощью рассуждений подвести учащихся к понятию возрастающей и убывающей функций. Определить движение строго слева...
Урок в 9 классе "Исследование функции на монотонность"
Исследование функции на монотонность...