Рабочая программа элективного курса "Замечательные неравенства"
рабочая программа по алгебре (11 класс) на тему

Касаткина Светлана Михайловна

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание курса, требования к уровню подготовки обучающихся и календарно-тематическое планирование на 34 часа. С.А. Гомонов "Замечательные неравенства: способы поолучения и примеры применения." 10-11 кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv_11klass_po_matematike.doc414 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\Тит. листы\20140923_191446.jpgПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе   программы  С.А. Гомонова «Замечательные неравенства: способы получения и примеры применения».

     Элективный курс «Замечательные неравенства» рассчитан на 35 часов для учащихся 11 классов, которым интересна математика и ее приложения, и которым захочется глубже и основательнее познакомиться с ее методами и идеями.

     Неравенства играют фундаментальную роль в большинстве разделов современной математики, без них не может обойтись ни физика, ни математическая статистика, ни экономика. Предлагаемый курс освещает намеченные, но совершенно не проработанные в общем курсе школьной математики  вопросы, начиная от доказательства простейших числовых неравенств, до обоснования «замечательных» неравенств Коши-Буняковского, Чебышева и Иенсона. Навыки в использовании этих неравенств необходимы всякому ученику, желающему хорошо подготовиться к решению задач самого высокого уровня.

     Цель курса: изучение избранных классов неравенств с переменными и научное обоснование методов их получения, а также практическое применение изученного теоретического материала.

     Задачи курса:

     - рассмотреть примеры на установление истинности числовых неравенств и основные          методы  решения данных задач;

     - рассмотреть частные случаи неравенства Коши, их обоснование и применение;

     - рассмотреть метод математической индукции и его применение к доказательству  неравенств;

     - познакомить учащихся с неравенством Коши для произвольного числа переменных;

     - доказать неравенство Коши-Буняковского и показать его применение для решения задач;

     - познакомить учащихся с неравенством Чебышева и некоторыми его обобщениями;

     - дать представление о математике как общекультурной ценности на примерах применения неравенств в математической статистике, экономике, для решения некоторых классов задач оптимизационного характера без применения средств дифференциального исчисления.

     Данный элективный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся, использует целый ряд межпредметных связей.

СОДЕРЖАНИЕ ПРГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

     1. Числовые неравенства и их свойства

     Понятие положительного и отрицательного числа, число нуль. Основные законы сложения и умножения действительных чисел. Свойства суммы и произведения положительных чисел. Понятие «больше» для действительных чисел, его геометрическая интерпретация и  свойства. Понятия «меньше», « не больше», «не меньше» для действительных чисел и их свойства. Числовые неравенства.

     2. Основные методы установления истинности числовых неравенств с переменными.

     Сравнение двух чисел – значений числовых выражений « по определению», путем сравнения их отношения с единицей, путем сравнения их степеней, путем сравнения их с промежуточными числами ( числом), метод введения вспомогательной функции, метод использования «замечательных» неравенств.

     3. Основные методы решения задач на установление истинности неравенств с переменными.

     Частные случаи неравенства Коши, их обоснование и применение. Неравенство-следствие. Равносильные неравенства. Равносильные задачи на доказательство или опровержение неравенств. Методы установление истинности неравенств с переменными: метод «от противного», метод анализа, метод усиления и ослабления, метод подстановки, метод использования тождеств, метод введения вспомогательных функций, метод понижения степеней выражений, образующих левую и правую части неравенств.

     4. Метод математической индукции и его применение к доказательству неравенств. Неравенство Коши для произвольного числа переменных.

    Индукция вообще и в математике в частности. Система аксиом  Дж. Пеано. Схема применения принципа математической индукции. Некоторые модификации метода математической индукции. Две теоремы о сравнении соответствующих членов двух последовательностей с помощью сравнения  разности или отношения двух соседних членов одной последовательности с разностью  или отношением двух членов другой последовательности. Примеры. Неравенство Коши для произвольного числа переменных. Некоторые неравенства, эквивалентные неравенству Коши.

     5. Неравенство Коши-Буняковского и его применение для решения задач.

     Формулировка и обоснование теоремы, устанавливающей соотношение Коши-Буняковского  и дающая критерий реализации этого соотношения в варианте равенства. Геометрическая интерпретация неравенства Коши-Буняковского.  Векторный  вариант записи этого неравенства.

     6. Неравенства подсказывают методы их обоснования.

     Метод Штурма. Использование симметричности, однородности цикличности левой и правой частей неравенств. Геометрические неравенства, устанавливающие соотношения между длинами сторон треугольника.

     7. Средние степенные величины.

     Средние величины в школьном курсе математики, физики. Многообразие «средних» .Среднее арифметическое, среднее геометрическое и соотношение между ними в случае двух параметров. Геометрическая интерпретация. Четыре средние линии трапеции.

     8. Неравенство Чебышева и некоторые его обобщения.

     Неравенство Чебышева: простейший вариант и его обобщение, порожденное понятием одномонотонной  последовательности. Неравенства, обобщающие как неравенство Чебышева, так и неравенство Коши-Буняковского.

     9. Генераторы замечательных неравенств.

     Свойства квадратичной функции – источник простейших неравенств. Неравенство треугольника. Свойства одномонотонных последовательностей – источник замечательных неравенств. Неравенство Иенсона.

     10. Применение неравенств.

     Задача Дидоны ( упрощенный вариант) и другие задачи на оптимизацию. Поиск наибольшего и наименьшего значений функции с помощью замечательных неравенств.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

     В результате изучения курса учащиеся должны

     - иметь ясное представление о положительных, отрицательных числах и о числе нуль, а также свойствах, связанных с операциями арифметического сложения и умножения действительных чисел;

     - знать и уметь использовать понятия «не больше» и « не меньше» для действительных чисел, применять такие свойства ряда элементарных функций, как возрастание и убывание, свойства числовых неравенств;

     - уметь применять переходы к сравнению дополнений до единицы и к сравнению расстояний до ближайшего целого числа, а также переход к алгебраическим выражениям;

     - знать и уметь использовать для сравнения значений числовых выражений свойство монотонности  степенной функции;

     - знать неравенство Коши и уметь применять его для решения задач;

     - владеть понятиями неравенство с переменными, решение неравенства, неравенство-следствие, система неравенств, совокупность неравенств, выполнять геометрическую интерпретацию понятий;

     - применять такие методы установления истинности неравенств, как метод синтеза и метод анализа, метод «от противного» и метод использования тождеств;

     - уметь доказывать неравенство Коши для трех и четырех переменных, применять неравенство Коши для обоснования неравенств с переменными;

     - знать метод перебора всех вариантов и уметь применять его при доказательстве неравенств с переменными;

     - иметь представление о системе аксиом Пеано; наизусть знать аксиому математической индукции;

     - иметь представление о нескольких вариантах метода математической индукции и уметь их использовать при решении задач;

     - знать и уметь доказывать неравенство Коши-Буняковского двумя способами (методом вспомогательной функции и с помощью тождества Лагранжа); уметь применять неравенство при решении задач;

     - иметь ясное представление о методе Штурма доказательства неравенств с переменными;

     - знать определение симметрической функции и симметрического неравенства; уметь использовать для доказательства неравенства его симметричность;

     - знать общее определение средней величины произвольного конечного числа действительных чисел; иметь представление о применении в физике средних величин;

     - знать и уметь использовать среднее арифметическое взвешенное при решении задач;

     - знать и уметь доказывать теорему о соотношении между четырьмя средними в случае двух переменных;

     -знать неравенство Чебышева, его доказательство и простейшие обобщения, уметь применять в решении задач;

     - знать и уметь использовать основные свойства линейной и квадратичной функций для обоснования и получения неравенств с переменными;

     - знать неравенство треугольника и теорему косинусов и уметь использовать их для обоснования и получения неравенств.

                         

                                 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Гомонов С.А. Замечательные неравенства: способы получения и примеры применения. 10-11 классы. Элективные курсы. Учебное пособие для профильных классов общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2005
  2. Гомонов С.А. Замечательные неравенства: способы получения и примеры применения. 10-11 классы. Методические рекомендации.- М.: Дрофа, 2005
  3. Элективные курсы в профильном обучении под редакцией А.Г.Каспржака. Образовательная область «Математика». Министерство образования РФ.- Национальный фонд подготовки кадров.- М.:Вита-Пресс, 2004


Календарно-тематическое планирование элективного курса
«Замечательные неравенства: способы получения и примеры применения» для 11а класса

Учитель Касаткина С.М.

№ занятия
п/п

Тема занятия

Кол-во часов


Плановые

сроки


Фактические
сроки


Примечание

Глава 1. Замечательные неравенства.

1

Числовые неравенства и их свойства

1

2.09

2-3

Основные методы установления истинности числовых неравенств или как узнать «Что больше»?

2


9,16.09

4-7

Основные методы установления истинности неравенств с переменными. Частные случаи неравенства Коши, их обоснование и применение.

4


23,30.09
7,14.10

8-10

Метод математической индукции и его применение к доказательству неравенств. Неравенство Коши для произвольного числа переменных.

3


21,28.10
11.11

11-12

Неравенство Коши-Буняковского и его применение к решению задач.

2


18,25.11

13

Неравенства подсказывают методы их обоснования.

1

2.12

Глава 2. Средние величины и соотношения между ними.

14-19

Средние степенные величины.

6

9,16,23.12
13,20,27.01

20-21

Неравенство Чебышева и некоторые его обобщения.

2

3,10.02

22-32

Генераторы замечательных неравенств

11

17,24.02 3,10,17.03
7,14,21,28.04,28.04,

5.05

33-35

Применение неравенств.

3

12,19,26.05

Всего

35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Уравнения и неравенства"

Элективный курс по алгебре "Уравнения и неравенства"10-11 класс 69 часов...

Рабочая программа элективного курса по алгебре и началам математического анализа «Решение логарифмических уравнений и неравенств».

Данный элективный курс посвящен теме  «Решение логарифмических уравнений и неравенст.в ЕГЭ  по математике сдает каждый выпускник школы, поэтому  подготовка к нему до...

Рабочая программа элективного курса "Уравнения и неравенства с параметрами"

Данная рабочая программа элективного курса предназначена для учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы. Она может использоваться в качестве программы для профильного обучения. Программа данного...

Рабочая программа элективного курса по математике "Уравнения и неравенства, содержащие переменную под знаком модуля".10 класс

Данный материал помогает овладеть методикой выбора более удобного способа решения уравнения и неравенства с переменной под знаком модуля, пользуясь предварительным анализом, производить вычисления, гр...

Рабочая программа элективного курса «Дополнительные методы решения различных видов уравнений, неравенств, систем»

Программа составлена  на основе авторской программы элективного курса "Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики" (автор: А.Н. Земляков)...

Рабочая программа элективного курса "Алгебра плюс: полиномиальные алгебраические уравнения. Нестандартные способы решения тригонометрических уравнений, неравенств, систем"

Программа состалена на основе авторской программы элективного курса "Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики"....

Рабочая программа элективного курса 10-11 класса «Уравнения, неравенства и их системы повышенной сложности».

Материалы Единого государственного экзамена, конкурсные задания в вузы содержат уравнения, неравенства и их системы, методы решения которых не рассматриваются в основном курсе обучения математике. Спо...