Рабочая программа элективного курса "Замечательные неравенства"
рабочая программа по алгебре (11 класс) на тему
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание курса, требования к уровню подготовки обучающихся и календарно-тематическое планирование на 34 часа. С.А. Гомонов "Замечательные неравенства: способы поолучения и примеры применения." 10-11 кл.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 414 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе программы С.А. Гомонова «Замечательные неравенства: способы получения и примеры применения».
Элективный курс «Замечательные неравенства» рассчитан на 35 часов для учащихся 11 классов, которым интересна математика и ее приложения, и которым захочется глубже и основательнее познакомиться с ее методами и идеями.
Неравенства играют фундаментальную роль в большинстве разделов современной математики, без них не может обойтись ни физика, ни математическая статистика, ни экономика. Предлагаемый курс освещает намеченные, но совершенно не проработанные в общем курсе школьной математики вопросы, начиная от доказательства простейших числовых неравенств, до обоснования «замечательных» неравенств Коши-Буняковского, Чебышева и Иенсона. Навыки в использовании этих неравенств необходимы всякому ученику, желающему хорошо подготовиться к решению задач самого высокого уровня.
Цель курса: изучение избранных классов неравенств с переменными и научное обоснование методов их получения, а также практическое применение изученного теоретического материала.
Задачи курса:
- рассмотреть примеры на установление истинности числовых неравенств и основные методы решения данных задач;
- рассмотреть частные случаи неравенства Коши, их обоснование и применение;
- рассмотреть метод математической индукции и его применение к доказательству неравенств;
- познакомить учащихся с неравенством Коши для произвольного числа переменных;
- доказать неравенство Коши-Буняковского и показать его применение для решения задач;
- познакомить учащихся с неравенством Чебышева и некоторыми его обобщениями;
- дать представление о математике как общекультурной ценности на примерах применения неравенств в математической статистике, экономике, для решения некоторых классов задач оптимизационного характера без применения средств дифференциального исчисления.
Данный элективный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся, использует целый ряд межпредметных связей.
СОДЕРЖАНИЕ ПРГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
1. Числовые неравенства и их свойства
Понятие положительного и отрицательного числа, число нуль. Основные законы сложения и умножения действительных чисел. Свойства суммы и произведения положительных чисел. Понятие «больше» для действительных чисел, его геометрическая интерпретация и свойства. Понятия «меньше», « не больше», «не меньше» для действительных чисел и их свойства. Числовые неравенства.
2. Основные методы установления истинности числовых неравенств с переменными.
Сравнение двух чисел – значений числовых выражений « по определению», путем сравнения их отношения с единицей, путем сравнения их степеней, путем сравнения их с промежуточными числами ( числом), метод введения вспомогательной функции, метод использования «замечательных» неравенств.
3. Основные методы решения задач на установление истинности неравенств с переменными.
Частные случаи неравенства Коши, их обоснование и применение. Неравенство-следствие. Равносильные неравенства. Равносильные задачи на доказательство или опровержение неравенств. Методы установление истинности неравенств с переменными: метод «от противного», метод анализа, метод усиления и ослабления, метод подстановки, метод использования тождеств, метод введения вспомогательных функций, метод понижения степеней выражений, образующих левую и правую части неравенств.
4. Метод математической индукции и его применение к доказательству неравенств. Неравенство Коши для произвольного числа переменных.
Индукция вообще и в математике в частности. Система аксиом Дж. Пеано. Схема применения принципа математической индукции. Некоторые модификации метода математической индукции. Две теоремы о сравнении соответствующих членов двух последовательностей с помощью сравнения разности или отношения двух соседних членов одной последовательности с разностью или отношением двух членов другой последовательности. Примеры. Неравенство Коши для произвольного числа переменных. Некоторые неравенства, эквивалентные неравенству Коши.
5. Неравенство Коши-Буняковского и его применение для решения задач.
Формулировка и обоснование теоремы, устанавливающей соотношение Коши-Буняковского и дающая критерий реализации этого соотношения в варианте равенства. Геометрическая интерпретация неравенства Коши-Буняковского. Векторный вариант записи этого неравенства.
6. Неравенства подсказывают методы их обоснования.
Метод Штурма. Использование симметричности, однородности цикличности левой и правой частей неравенств. Геометрические неравенства, устанавливающие соотношения между длинами сторон треугольника.
7. Средние степенные величины.
Средние величины в школьном курсе математики, физики. Многообразие «средних» .Среднее арифметическое, среднее геометрическое и соотношение между ними в случае двух параметров. Геометрическая интерпретация. Четыре средние линии трапеции.
8. Неравенство Чебышева и некоторые его обобщения.
Неравенство Чебышева: простейший вариант и его обобщение, порожденное понятием одномонотонной последовательности. Неравенства, обобщающие как неравенство Чебышева, так и неравенство Коши-Буняковского.
9. Генераторы замечательных неравенств.
Свойства квадратичной функции – источник простейших неравенств. Неравенство треугольника. Свойства одномонотонных последовательностей – источник замечательных неравенств. Неравенство Иенсона.
10. Применение неравенств.
Задача Дидоны ( упрощенный вариант) и другие задачи на оптимизацию. Поиск наибольшего и наименьшего значений функции с помощью замечательных неравенств.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения курса учащиеся должны
- иметь ясное представление о положительных, отрицательных числах и о числе нуль, а также свойствах, связанных с операциями арифметического сложения и умножения действительных чисел;
- знать и уметь использовать понятия «не больше» и « не меньше» для действительных чисел, применять такие свойства ряда элементарных функций, как возрастание и убывание, свойства числовых неравенств;
- уметь применять переходы к сравнению дополнений до единицы и к сравнению расстояний до ближайшего целого числа, а также переход к алгебраическим выражениям;
- знать и уметь использовать для сравнения значений числовых выражений свойство монотонности степенной функции;
- знать неравенство Коши и уметь применять его для решения задач;
- владеть понятиями неравенство с переменными, решение неравенства, неравенство-следствие, система неравенств, совокупность неравенств, выполнять геометрическую интерпретацию понятий;
- применять такие методы установления истинности неравенств, как метод синтеза и метод анализа, метод «от противного» и метод использования тождеств;
- уметь доказывать неравенство Коши для трех и четырех переменных, применять неравенство Коши для обоснования неравенств с переменными;
- знать метод перебора всех вариантов и уметь применять его при доказательстве неравенств с переменными;
- иметь представление о системе аксиом Пеано; наизусть знать аксиому математической индукции;
- иметь представление о нескольких вариантах метода математической индукции и уметь их использовать при решении задач;
- знать и уметь доказывать неравенство Коши-Буняковского двумя способами (методом вспомогательной функции и с помощью тождества Лагранжа); уметь применять неравенство при решении задач;
- иметь ясное представление о методе Штурма доказательства неравенств с переменными;
- знать определение симметрической функции и симметрического неравенства; уметь использовать для доказательства неравенства его симметричность;
- знать общее определение средней величины произвольного конечного числа действительных чисел; иметь представление о применении в физике средних величин;
- знать и уметь использовать среднее арифметическое взвешенное при решении задач;
- знать и уметь доказывать теорему о соотношении между четырьмя средними в случае двух переменных;
-знать неравенство Чебышева, его доказательство и простейшие обобщения, уметь применять в решении задач;
- знать и уметь использовать основные свойства линейной и квадратичной функций для обоснования и получения неравенств с переменными;
- знать неравенство треугольника и теорему косинусов и уметь использовать их для обоснования и получения неравенств.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Гомонов С.А. Замечательные неравенства: способы получения и примеры применения. 10-11 классы. Элективные курсы. Учебное пособие для профильных классов общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2005
- Гомонов С.А. Замечательные неравенства: способы получения и примеры применения. 10-11 классы. Методические рекомендации.- М.: Дрофа, 2005
- Элективные курсы в профильном обучении под редакцией А.Г.Каспржака. Образовательная область «Математика». Министерство образования РФ.- Национальный фонд подготовки кадров.- М.:Вита-Пресс, 2004
Календарно-тематическое планирование элективного курса
«Замечательные неравенства: способы получения и примеры применения» для 11а класса
Учитель Касаткина С.М.
№ занятия | Тема занятия | Кол-во часов |
сроки |
|
|
Глава 1. Замечательные неравенства. | |||||
1 | Числовые неравенства и их свойства | 1 | 2.09 | ||
2-3 | Основные методы установления истинности числовых неравенств или как узнать «Что больше»? | 2 |
| ||
4-7 | Основные методы установления истинности неравенств с переменными. Частные случаи неравенства Коши, их обоснование и применение. | 4 |
| ||
8-10 | Метод математической индукции и его применение к доказательству неравенств. Неравенство Коши для произвольного числа переменных. | 3 |
| ||
11-12 | Неравенство Коши-Буняковского и его применение к решению задач. | 2 |
| ||
13 | Неравенства подсказывают методы их обоснования. | 1 | 2.12 | ||
Глава 2. Средние величины и соотношения между ними. | |||||
14-19 | Средние степенные величины. | 6 | 9,16,23.12 | ||
20-21 | Неравенство Чебышева и некоторые его обобщения. | 2 | 3,10.02 | ||
22-32 | Генераторы замечательных неравенств | 11 | 17,24.02 3,10,17.03 5.05 | ||
33-35 | Применение неравенств. | 3 | 12,19,26.05 | ||
Всего | 35 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/07/picture-98161-1352316470.jpg)
Рабочая программа элективного курса "Уравнения и неравенства"
Элективный курс по алгебре "Уравнения и неравенства"10-11 класс 69 часов...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/16/picture-384182-1389888846.jpg)
Рабочая программа элективного курса по алгебре и началам математического анализа «Решение логарифмических уравнений и неравенств».
Данный элективный курс посвящен теме «Решение логарифмических уравнений и неравенст.в ЕГЭ по математике сдает каждый выпускник школы, поэтому подготовка к нему до...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/01/picture-271662-1372700821.jpg)
Рабочая программа элективного курса "Уравнения и неравенства с параметрами"
Данная рабочая программа элективного курса предназначена для учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы. Она может использоваться в качестве программы для профильного обучения. Программа данного...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/24/picture-657038-1440420389.jpg)
Рабочая программа элективного курса по математике "Уравнения и неравенства, содержащие переменную под знаком модуля".10 класс
Данный материал помогает овладеть методикой выбора более удобного способа решения уравнения и неравенства с переменной под знаком модуля, пользуясь предварительным анализом, производить вычисления, гр...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/04/picture-679114-1443906301.jpg)
Рабочая программа элективного курса «Дополнительные методы решения различных видов уравнений, неравенств, систем»
Программа составлена на основе авторской программы элективного курса "Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики" (автор: А.Н. Земляков)...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/04/picture-679114-1443906301.jpg)
Рабочая программа элективного курса "Алгебра плюс: полиномиальные алгебраические уравнения. Нестандартные способы решения тригонометрических уравнений, неравенств, систем"
Программа состалена на основе авторской программы элективного курса "Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики"....
Рабочая программа элективного курса 10-11 класса «Уравнения, неравенства и их системы повышенной сложности».
Материалы Единого государственного экзамена, конкурсные задания в вузы содержат уравнения, неравенства и их системы, методы решения которых не рассматриваются в основном курсе обучения математике. Спо...