Табличный метод решения логических задач
презентация к уроку по алгебре (5 класс) по теме

Демиденко Алина Валентиновна

 

Данная работа предназначена для использования в факультативном курсе или на уроках математики в 5-6 классах для развития мышления, памяти, внимания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tablichnyy_sposob.rar569.22 КБ

Подписи к слайдам:

Учитель математикиМАОУ лицей № 3 г.Кропоткин Краснодарского края Демиденко А.В.
Табличный способ решения логических задач5 класс
Табличный способ решения логических задач прост и нагляден. Но его можно использовать только в том случае, когда требуется установить соответствие между двумя множествами. Он более удобен, когда множества имеют по пять-шесть элементов. Чтобы решить задачу табличным способом, нужно знать следующие правила: 1.В каждой строке и в каждом столбце таблицы может стоять только один знак «+». 2.Если в строке (или столбце) все «места», кроме одного, заняты «-», то на свободное место нужно поставить знак «+»; если в строке (или столбце) уже есть знак «+», то все остальные места должны быть заняты знаком «-». Таким образом, решение будет доведено до конца, когда мы сумеем разместить по одному плюсу в каждой строке и колонке.Приступим к задачам 
Задача № 1
Три подружки в один день получили пятерки по математике, литературе и русскому языку, причем каждая только по одной оценки. Когда их спросили, они честно ответили, что Машу и Наташу не спрашивали на уроке русского языка, а у Наташи и Даши не было в этот день урока по математике. Определите, по какому предмету каждая из девочек получила пятерку.
Машу и Наташу не спрашивали на уроке русского языка – значит они не получили пятерки по русскому языку, а следовательно пятерку получила Даша. Даша ничего больше не получилаУ Наташи и Даши не было в этот день урока по математике - значит они не получили пятерки по математике, а следовательно пятерку получила Маша. Маша ничего больше не получила. Осталось только, что Наташа получила пятерку по литературе.
математика
литература
Русский язык
Маша
+
-
-
Наташа
-
+
-
Даша
-
-
+
Ответ задачи № 1
В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, лимонад, квас и вода. Известно, что:Вода и молоко не в бутылке;Сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом;В банке не лимонад и не вода;Стакан стоит около банки и сосудом с молоком.В каком сосуде находится каждая из жидкостей?
Задача № 2
Ответ задачи № 2
1) Вода и молоко не в бутылке – ставим «-»2) Сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом – в кувшине не лимонад и не квас3) В банке не лимонад и не вода – ставим минусы4) Стакан стоит около банки и сосудом с молоком – молоко не в стакане и не в банке. Молоко – в кувшине5) Пользуясь тем, что в каждой строке и в каждом столбце только один плюс, получаем исходную таблицу
молоко
лимонад
квас
вода
бутылка
-
+
-
-
стакан
-
-
-
+
кувшин
+
-
-
-
банка
-
-
+
-
В одном дворе живут четыре друга. Вадим и шофер старше Сергея,Николай и слесарь занимаются боксом,Электрик-младший из друзей.По вечерам Андрей и токарь играют в домино против Сергея и электрика.Определите профессию каждого из друзей.
Задача № 3
Ответ задачи № 3
1)Вадим и шофер старше Сергея – значит Вадим и Сергей не шоферы2) Николай и слесарь занимаются боксом – значит Николай не слесарь3) По вечерам Андрей и токарь играют в домино против Сергея и электрика- значит Андрей и Сергей не токарь и не электрик.4) Вадим и шофер старше Сергея, Электрик-младший из друзей – значит Вадим не электрик5) Расставляем все «+» и «-».
шофер
слесарь
электрик
токарь
Вадим
-
-
-
+
Сергей
-
+
-
-
Николай
-
-
+
-
Андрей
+
-
-
-
Задача № 4
,
Каникулы в школе птиц и зверей начались большим карнавалом. Медведь, лиса волк и заяц явились в маскарадных костюмах волка ,медведя, лисы и зайца. На балу зверь в маскарадном костюме зайца выиграл банку меда и остался этим очень недоволен. Известно также, что медведь не любит лису и никогда не берет в лапы картинок ,где она нарисована.Зверь в маскарадном костюме лисы выиграл в лотерее пучок моркови, но это тоже не доставило ему никакой радости. Не могли бы вы сказать ,какой маскарадный костюм смастерил себе каждый из зверей?
Ответ задача № 4
,
1) На балу зверь в маскарадном костюме зайца выиграл банку меда и остался этим очень недоволен – в костюме зайца не медведь.2) Медведь не любит лису и никогда не берет в лапы картинок, где она нарисована – в костюме лисы не медведь 3) Зверь в маскарадном костюме лисы выиграл в лотерее пучок моркови, но это тоже не доставило ему никакой радости – в костюме лисы не заяц. 4) Если они пришли в маскарадных костюмах, то в «свои» костюмы они не оделись. 5) Расставляем все «+» и «-».
Костюм медведя
Костюм лисы
Костюм волка
Костюм зайца
Медведь
-
-
+
-
Лиса
-
-
-
+
Волк
-
+
-
-
Заяц
+
-
-
-
Задача № 5
В небольшом городке живут пять друзей: Иванов, Петренко, Сидорчук, Гришин и Капустин. Профессии у них разные: один из них маляр, другой- мельник, третий- плотник, четвертый-почтальон, а пятый- парикмахер.Петренко и Гришин никогда не держали в руках малярной кисти.Иванов и Гришин собираются посетить мельницу, на которой работает их товарищ.Петренко и Капустин живут в одном доме с почтальоном.Сидорчук был недавно в ЗАГСе одним из свидетелей, когда Петренко и дочь парикмахера сочетались законным браком.Иванов и Петренко каждое воскресенье играют в городки с плотником и маляром.Гришин и Капустин по субботам обязательно встречаются в парикмахерской, где работает их друг.Почтальон предпочитает бриться сам.Кто есть кто?
Ответ задачи № 5
1) Петренко и Гришин никогда не держали в руках малярной кисти – значит они не маляры2) Иванов и Гришин собираются посетить мельницу, на которой работает их товарищ – значит они не мельники3) Петренко и Капустин живут в одном доме с почтальоном - они не почтальоны.4) Сидорчук был недавно в ЗАГСе одним из свидетелей, когда Петренко и дочь парикмахера сочетались законным браком – значит Сидорчук и Петренко не парикмахеры5) Иванов и Петренко каждое воскресенье играют в городки с плотником и маляром – Иванов и Петренко не плотники и не маляры6) Гришин и Капустин по субботам обязательно встречаются в парикмахерской, где работает их друг – они не парикмахеры7) Почтальон предпочитает бриться сам и Гришин и Капустин по субботам обязательно встречаются в парикмахерской – почтальон не Гришин и не Капустин
маляр
мельник
плотник
почтальон
парикмахер
Иванов
-
-
-
-
+
Петренко
-
+
-
-
-
Сидорчук
-
-
-
+
-
Гришин
-
-
+
-
-
Капустин
+
-
-
-
-
Задача № 6
В авиационном подразделении служат Потапов, Щедрин, Семенов, Коновалов и Самойлов. Их специальности (они перечислены не в том же порядке, что и фамилии): пилот, штурман, бортмеханик, радист и синоптик. Об этих людях известно следующее: 1. Щедрин и Коновалов не умеют управлять самолетом. 2. Потапов и Коновалов готовятся стать штурманами. 3. Щедрин и Самойлов живут в одном доме с радистом.4. Семенов был в доме отдыха вместе со Щедриным и сыном синоптика. 5. Потапов и Щедрин в свободное время любят играть в шахматы с бортмехаником. 6. Коновалов, Семенов и синоптик увлекаются боксом.7. Радист боксом не увлекается.
Ответ задачи № 6
1. Щедрин и Коновалов не умеют управлять самолетом – они не пилоты. 2. Потапов и Коновалов готовятся стать штурманами – они еще не штурманы. 3. Щедрин и Самойлов живут в одном доме с радистом – они не радисты.4. Семенов был в доме отдыха вместе со Щедриным и сыном синоптика – Семенов и Щедрин не синоптики. 5. Потапов и Щедрин в свободное время любят играть в шахматы с бортмехаником – они не бортмеханики. Уже из таблицы видно, что Щедрин - штурман6. Коновалов, Семенов и синоптик увлекаются боксом- Коновалов и Семенов – не синоптики.Радист боксом не увлекается, а Коновалов и Семенов увлекаются – значит Коновалов и Семенов - не радисты.Далее заполняем таблицу «+» и «-»
пилот
штурман
бортмеханик
радист
синоптик
Потапов
-
-
-
+
-
Щедрин
-
+
-
-
-
Семенов
+
-
-
-
-
Коновалов
-
-
+
-
-
Самойлов
-
-
-
-
+
Задача № 7
Смит, Джон и Робинсон работают в одном поезде машинистом, кондуктором и кочегаром. В поезде, который обслуживает бригада едут трое пассажиров с теме же фамилиями. В дальнейшем каждого пассажира мы будем называть «мистер».Мистер Робинсон живет в Лос-Анжелесе. Кондуктор живет в Омахе. Мистер Джонс давно позабыл всю алгебру, которой его учили в колледже. Пассажир – однофамилец кондуктора живет в Чикаго. Кондуктор и один из пассажиров, известный специалист по математической физике, ходят в одну церковь. Смит всегда выигрывает у кочегара, когда им случается встречаться за партией в бильярд.Как фамилия машиниста?
Ответ задачи № 7
Мистер Робинсон живет в Лос-Анжелесе – ставим «+» Смит всегда выигрывает у кочегара, когда им случается встречаться за партией в бильярд – Смит не кочегар. Кондуктор живет в Омахе. Кондуктор и один из пассажиров, известный специалист по математической физике, ходят в одну церковь – М-р Робинсон не кондуктор (он живет не в Омахе) и М-р Джонс не в Омахе (он позабыл всю алгебру). Пассажир – однофамилец кондуктора живет в Чикаго – Джонс - кондуктор. Расставляем все «+» и «-»
машинист
кондуктор
кочегар
Смит
+
-
-
Джон
-
+
-
Робинсон
-
-
+
Лос-Анжелес
Омаха
Чикаго
М-р Смит
-
+
-
М-р Джон
-
-
+
М-р Робинсон
+
-
-
Задача № 8.
Кондратьев, Давыдов и Федоров живут на одной улице. Один из них столяр, другой - моряк, третий - водопроводчик.      Федоров и Кондратьев - родственники.      Недавно моряк попросил столяра починить кое-что у него дома за вполне приличную плату. Столяр обещал зайти, но не пришел в условленный час. Моряк сам пошел к нему домой, но домашние столяра сказали, что тот ушел к внезапно заболевшему водопроводчику.      Известно также, что Федоров никогда не слышал о Давыдове.      Кто чем занимается?
Ответы задачи № 8.
Столяр знал и моряки, и водопроводчика, Федоров никогда не слышал о Давыдове - значит Федоров не столяр Моряк сам пошел домой к столяру, Федоров никогда не слышал о Давыдове – значит Федоров не моряк. Из таблицы видно, что Федоров водопроводчик Федоров никогда не слышал о Давыдове, столяр ушел к внезапно заболевшему водопроводчику ,Федоров и Кондратьев родственники, а т.к. Федоров водопроводчик, то Давыдов не столярРасставляет все «+» и «-» 
столяр
моряк
водопроводчик
Кондратьев
+
-
-
Давыдов
-
+
-
Федоров
-
-
+
Задача 9
Три дочери писательницы Дорис Кей – Джуди, Айрис и Линда – тоже очень талантливы. Они приобрели известность в разных видах искусств – пении, балете и кино. Все они живут в разных городах, поэтому Дорис часто звонит им в Париж, Рим и Чикаго. Известно, что:Джуди живет не в Париже, а Линда – не в Риме;парижанка не снимается в кино;та, кто живет в Риме, певица;Линда равнодушна к балету.Где живет Айрис и какова ее профессия?
Ответ задачи 9
Джуди живет не в Париже, а Линда – не в Риме – ставим «-»;Линда равнодушна к балету – ставим «-»Та, кто живет в Риме, певица – в Риме не живет Линда, значит она не певица. Осталось только Линда – снимается в кино парижанка не снимается в кино - Линда живет не в Париже.Та, кто живет в Риме, певица – Джуди певицаАйрис живет в Париже и занимается балетом.
пение
балет
кино
Джуди
+
-
-
Айрис
-
+
-
Линда
-
-
+
Париж
Рим
Чикаго
Джуди
-
+
-
Айрис
+
-
-
Линда
-
-
+
Задача № 10
Однажды в туристическом лагере оказалось вместе пять ребят Леонид, Сергей, Олег, Николай и Петр. Их фамилии: Антонов, Борисов, Васильев, Дроздов и Иванов. Кроме того, известно, что Петр знаком со всеми, кроме одного, Борисов знаком только с двумя, Леонид знает только одного из всех, Дроздов и Сергей не знакомы, Николай и Иванов хорошо знают друг друга. Сергей, Николай и Олег давно знакомы между собой, а Антонов знаком только с Петром. Определите, у кого из мальчиков какая фамилия.
Задача № 10
1) Петр знаком со всеми, кроме одного, Борисов знаком только с двумя, Леонид знает только одного из всех – Борисов не Петр, не Леонид2) Дроздов и Сергей не знакомы – Дроздов не Сергей3) Николай и Иванов хорошо знают друг друга – Николай не Иванов4) Антонов знаком только с Петром – Антонов не Петр 5) Антонов знаком только с Петром, а Леонид знает только одного из всех – Антонов – Леонид 6) Дроздов и Сергей незнакомы, а Сергей, Николай и Олег давно знакомы – значит Дроздов не Николай и не Олег 7) Борисовым тогда является один из троих (Сергей, Николай и Олег), но он знаком только с двумя, поэтому он не знает Петра, значит Борисовым является Сергей (Дроздов и Сергей не знакомы).
Антонов
Борисов
Васильев
Дроздов
Иванов
Леонид
+
-
-
-
-
Сергей
-
+
-
-
-
Олег
-
-
-
-
+
Николай
-
-
+
-
-
Петр
-
-
-
+
-
Литература:
Н.П.Кострикина. Задачи повышенной трудности. - М., «Просвещение», 1986г.Я.А.Смородинского. Математические головоломки и развлечения. - М., «Мир», 1971г.С.И.Шварцбурда. Внеклассная работа по математике в 6-8 классах. - М., «Просвещение», 1984г.И.Г.Семакина. Задачник – практикум по информатике и ИКТ. - М., «Бином», 2011г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Табличный способ решения логических задач.

7 класс. Информационные модели....

Табличный способ решения логических задач.

В данном уроке рассматриваются основные принципы решения логических задач табличным способом. Используется презентация Л.Л. Босовой ЦОР.  Организована работа в парах.  В заключении предлагае...

Табличный способ решения логических задач.

Представлен план урока "Табличный способ решения логических задач"....

УРОК Решение логических задач табличным способом. Решение логических задач графическим способом

На уроке используется технология обучения в сторудничестве  - работа обучающихся в мини-группах. Презентация к уроку....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ Решение логических задач табличным способом. Решение логических задач графическим способом

Презентация к уроку "Решение логических задач табличным способом. Решение логических задач графическим способом"...

табличный способ решения логических задач

В презентации разобраны разные логические задачи, решение которых можно представить одной и более таблицами....

Табличный способ решения логических задач

На уроке  учащиеся знакомятся  с методами  решения логических задач. Материал содержит конспект урока и презентацию.Урок закрепления изучаемого материала и выработки практических умений...